«Майские указы»: варианты решений
Проблемы с реализацией «майских указов» создают своеобразную «вилку». С одной стороны, Владимир Путин неоднократно (в том числе на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта в ноябре 2014 года) подчеркивал, что необходимо двигаться к исполнению всех намеченных планов и призвал не «ссылаться на объективные обстоятельства, объясняя свою неэффективность, неумение, равнодушие к порученному делу». С другой — президент допустил возможность «если того требуют объективные обстоятельства, уточнять приоритеты» в данном вопросе.
Министерство финансов с 2015 года существенно сократило федеральные дотации регионам на выполнение «майских указов». От проволочек в реализации данных мер на местах проигрывают главным образом бюджетники. Но власти регионов знают, что работники бюджетных учреждений – далеко не самый «взрывоопасный» контингент. Достаточно вспомнить митинги против реформы социальной сферы в Москве в последние месяцы 2014 года («Хватит сливать образование!» 25 октября, акции в защиту медработников 2 и 30 ноября, шествие и митинг «В защиту образования и медицины» 14 декабря), самые массовые из которых, по независимым оценкам, собрали лишь около 3000 человек.
Понятно, что эти акции были посвящены не исполнению «майских указов» (хотя отсылки к ним звучали в заявлениях митингующих). Но эти события показали, что протестная активность бюджетников пока не настолько значительна, чтобы представлять большую проблему для властей. Поэтому соблазн урезать расходы на реализацию «майских указов» будет велик у руководства многих регионов.
Среди губернаторов максимально выполнить обязательства в социальной сфере, скорее всего, попытаются те, кто в 2015 году должен выходить на выборы. В ряде регионов, где выборы пройдут в нынешнем году, уже наблюдались бюджетные проблемы с реализацией президентских социальных инициатив. Так, к руководству Калининградской области в сентябре 2014 года обращался горсовет областного центра, в бюджете которого не хватало 62,8 млн. рублей для повышения зарплат работникам соцсферы. В течение всего 2014 года росла долговая нагрузка и на бюджет Марий Эл.
В сложном положении окажутся главы регионов, не чувствующие достаточной аппаратной поддержки в Центре и опасающиеся, что проволочки с реализацией «майских указов» станут предлогом для нападок влиятельных недоброжелателей с федерального уровня.
Относительное финансовое благополучие региона не всегда означает отсутствие проблем с реализацией «майских указов». Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна Семенова назвала в числе отстающих в вопросе повышения заработной платы врачей Тверскую, Вологодскую, Омскую области, а также Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Как видим, в этом списке есть и регионы, бюджетные проблемы которых являются не самым серьезными.
Для федеральных властей, очевидно, среди безусловных приоритетов окажется максимальная реализация «майских указов» в Крыму и Севастополе, которые и в наступившем году останутся «витриной» социально-экономической поддержки регионов.
Таким образом, политические факторы, влияющие на реализацию «майских указов» на местах, по значимости будут сопоставимы с экономическими.