Вслед за Пермью части полномочий лишатся три муниципалитета Прикамья: причины инициативы Махонина


Глава Пермского края Дмитрий Махонин продолжает забирать на региональный уровень градостроительные полномочия муниципалитетов. Вслед за Пермью изменения затронут Краснокамск, Добрянку и Пермский муниципальный округ (район). Соответствующий законопроект внесен в краевой парламент. Почему в регионе идет процесс сверхцентрализации власти и как это отражается на эффективности управления, обсуждаем с экспертами РК. Подробности – в сюжете.

Централизация полномочий

Пермский губернатор Дмитрий Махонин внес в региональный парламент законопроект, который предусматривает передачу на краевой уровень градостроительных полномочий трех муниципалитетов. Напомним, что ранее на краевой уровень перешел ряд полномочий мэрии Перми (в сфере градостроительства, образования, наружной рекламы, уличной торговли и ЖКХ). Теперь части ключевых полномочий предстоит лишиться мэрам Добрянки, Краснокамска и Пермского муниципального округа.

Согласно документу, градостроительные полномочия указанных муниципалитетов перейдут на уровень края с 1 января 2025 года.

Речь идет об утверждении генеральных планов и о внесении изменений в них, о принятии правил землепользования и застройки, решений по планировке территорий.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что централизация полномочий на уровне Пермского края позволит гибко и оперативно решать вопросы в градостроительной сфере города Перми и смежными c ним муниципальными образованиями (Пермский, Кpacнoкaмcкий, Дoбpянcкий округа): «определять точки роста и выстраивать лoгиcтичecкиe коридоры, создавать единую градостроительную и транспортную политику c учетом маятниковой трудовой миграции населения, формировать совместное использование инфpacтpyктypных объектов, объединяя их экономическими, трудовыми, культурными, туристическими и социальными связями».

Кроме того, планируется, что перераспределение полномочий позволит эффективнее контролировать решения в сфере градостроительства и архитектуры.

Принятие законопроекта потребует увеличения числа чиновников в региональных ведомствах: семь сотрудников потребуется Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, восемь – Институту территориального планирования.

Возможно ли сопротивление на местах?

Политтехнолог Алексей Чусовитин отмечает, что передача ключевых полномочий муниципалитетов на уровень региона – это часть муниципальной реформы, которая после Перми масштабируется на другие муниципалитеты края.

«Программа будет распространяться на весь регион вне зависимости от качества работы глав муниципалитетов. В крае создается суперминистерство, которым планируется заменить муниципальные органы управления», – утверждает Чусовитин.

Вместе с тем собеседник РК признает, что снижение качества управления на местах – одна из причин «процесса сверхцентрализации» власти в регионе.

«У губернатора есть опасения, что муниципалитеты не обладают нужными компетенциями. С одной стороны, это решение понятно: профессиональные кадры утекают в региональный центр, в муниципалитетах их остается все меньше, при этом законодательство все больше усложняется. С другой стороны, когда полномочия перетаскиваются в региональные министерства, то это еще больше ускоряет процесс деградации муниципальных органов власти», – рассуждает Чусовитин.

Он уверен, что мэры не будут сопротивляться решению главы региона. Политтехнолог Константин Труфанов между тем и вовсе считает, что муниципалитеты сами заинтересованы в передаче полномочий на уровень региона.

«Негативных сторон у этого процесса, на мой взгляд, нет. На примере соседней Удмуртии можно сказать, что там этот процесс начался еще раньше. Например, республика забрала полномочия у Ижевска в строительной сфере еще в 2015 году. И это абсолютно не имело никаких негативных последствий. Все стало более централизованно, понятно, обеспечено ресурсами и кадровым потенциалом», – подчеркнул Труфанов.

Он обратил внимание, что Добрянка, Краснокамск и Пермский район – это часть Пермской агломерации, именно поэтому процесс перераспределения полномочий затронул данные муниципалитеты.

«Все планы развития регионов должны быть увязаны с мастер-планами развития региональных столиц и городов. Такова установка федерального центра. Город – тем более краевая столица – является драйвером развития для всего региона, поэтому он не может жить отдельно, без учета реалий развития всего края в целом», – заключил Труфанов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: