ТОР или ОЭЗ: какой инструмент выбирать регионам
Госдума примет закон о международных территориях опережающего развития (ТОРах) в осеннюю сессию. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил Госдуме и правительству РФ подготовить необходимые законопроекты для создания первых международных ТОР в Приморском крае.
Член Совета Федерации Айрат Гибатдинов:
Считаю, что регионам необходимо позволить самим принимать решения о внедрении новых подходов для развития экономики. Так, в одних случаях более гибким вариантом станет ТОР, в других — ОЭЗ. Несмотря на некоторую схожесть, в каждом из них есть свои тонкости, применимые к разной специфике ведения бизнеса.
В текущих условиях государство должно предоставлять бизнесу все необходимые льготы — в особенности это касается производства и технологий.
Зампред думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов:
Сегодня существует целый ряд механизмов, преференциальных режимов, помогающих развитию регионов, формированию точек роста. Каждый из форматов имеет свои особенности и специфику применения, и нельзя говорить о том, что какие-то формы уйдут в прошлое. Федеральный бюджет поддерживает развитие ОЭЗ в регионах — в 2024 году более 4 млрд были выделены четырем регионам для дальнейшего развития этой формы. В приоритете, конечно же, вопросы обеспечения технологического суверенитета. Разработан механизм субсидирования регионов для строительства промышленных и строительных технопарков, что даст бизнесу новую качественную инфраструктуру.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н., автор телеграм-канала «Климанов» Владимир Климанов:
То, что в одной стране существует несколько типов преференциальных зон, это нормально. Для разных территорий и разных производств нужны различные преференции в части налоговых льгот, таможенных процедур, администрирования. И поэтому сочетание особых экономических зон, территории опережающего развития с другими преференциальными режимами – это та реальность, с которой нужно иметь дело и которую нужно предлагать разным предпринимателям и инвесторам.
Очевидно, что в условиях новой реальности деятельность особых экономических зон оказалась менее эффективной. Ее режим в большей степени был ориентирован на привлечение тех, кто вовлечен во внешнеэкономическую деятельность. А в условиях действия экономических санкций дальнейшие перспективы развития таких производств всегда находятся под вопросом. Скорее всего, в ближайшем будущем нас ожидает рост деятельности территории опережающего развития. Тем более уже в Государственной Думе обсуждается законопроект о возможности создания международных ТОРов. Однако отказываться от существования других форм преференциальных режимов нельзя, или, по крайней мере, нужно делать это с высокой осторожностью.
Член комитета Государственной думы по малому и среднему предпринимательству Наталия Полуянова:
Особые экономические зоны нацелены на привлечение иностранных инвестиций и создание передовых технологий, благодаря свободной таможенной зоне.
Территории опережающего развития акцентируют свое внимание на привлечении внутренних инвестиций, развитии внутреннего рынка. Как правило, они имеют более широкую направленность и поддерживают развитие различных видов бизнеса.
И ОЭЗ, и ТОР являются эффективными механизмами развития социально-экономического роста государства, они разные, но не взаимозаменяемы. Для нашей большой и разнообразной страны необходимо индивидуально подбирать инструменты воздействия для развития экономики.
Политолог, эксперт КГ «Полилог» Татьяна Косачева:
ТОРы – это про спасение города, региона, а ОЭЗ — про развитие, причем долгосрочное. Собственно говоря, поэтому ТОРы у нас создаются на 10 лет, максимум 12, а ОЭЗ — на 49 лет. Соответственно, это про более масштабные проекты, про большие перспективы. Соответственно и объем инвестиций, требуемый для вхождения в ТОР и в ОЭЗ, отличается.
На мой взгляд, сегодня востребованы оба формата, и нет смысла выдумывать что-то иное, регионам важно пользоваться имеющимися инструментами.