Зелёные протесты: как реагировать регионам

/

Экологические протесты в регионах по-прежнему являются достаточно распространенными. Между тем, далеко не все региональные управленческие команды готовы своевременно и эффективно реагировать на них.

Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров:

Экологические проблемы в регионах возникают из-за загрязнения воздуха, воды, а также неправильного обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Несмотря на необходимость возведения мощностей для их переработки и утилизации, многие жители протестуют против размещения таких объектов рядом с жилыми районами, и это создаёт социальное напряжение.

Региональные власти должны действовать комплексно: внедрять строгие экологические стандарты для предприятий, развивать инфраструктуру переработки отходов и вести активный диалог с населением, объясняя преимущества современных технологий. Это позволит снизить (а иногда предотвратить) напряжение и наладить взаимодействие между властью и обществом.

Однако ситуацию усложняют экологические экстремисты, зачастую являющиеся по совместительству иностранными агентами влияния. Они предвзято описывают любые сложные ситуации, возникающие в рамках экологической повестки, дискредитируя власть и предлагая простые решения сложных проблем там, где их быть не может. Такие спекуляции подрывают доверие к региональным властям и усиливает протестные настроения. Для нейтрализации влияния эко-провокаторов важно действовать прозрачно, предвосхищая возможные информационные атаки.

Заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов:

Конечно, во многих регионах периодически вспыхивают экологические конфликты. Время от времени возникают ситуации, угрожающие привычной людям среде — внезапные загрязнения воздуха или водных объектов, вырубки лесов, строительства объектов в природоохранных зонах и т. д. И тут ситуация целиком зависит от реакции местных властей. Если власть быстро реагирует и начинает оперативно действовать, наказывает виновных, то тем самым она зарабатывает очки в глазах людей, люди видят, что власть на их стороне и поддерживают ее. Но чаще встречаются случаи, когда власть действует по принципу «авось пронесет».  И получают массовые протесты, которые разгораются быстро и порой выходят за пределы региона.

Термин «разгораются» не случаен. Протесты как пожар — загорается в одном месте и потом быстро перекидывается на все, что вокруг. Поэтому и рецепт здесь применяется как с пожарной безопасностью. Основная задача — не допустить возгорания, а если оно случилось — счет идет на секунды, чтобы потушить очаг возгорания.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор Telegram-канала «Мир как конфликт» Олег Иванов:

Экологические конфликты – это один из самых сложных видов социальных конфликтов, поскольку довольно тяжело объяснить активным гражданам, активным представителям гражданского общества необходимость строительства тех или иных объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В случае возникновения таких конфликтов необходимо создавать определенную процедурную переговорную площадку, коей могут выступать различные институты общественного контроля, общественные палаты. Если конфликт назрел, то его замалчивать бесполезно. Нужно садиться за стол переговоров и начинать обсуждение с привлечением различных экспертов.

Член Совета Федерации Айрат Гибатдинов:

На сегодняшний день тема защиты экологии стала одним из самых актуальных трендов. Думаю, в первую очередь это связано с тем, что люди столкнулись с последствиями многих неправильных решений, принятых в прошлом.

Понятное дело, все осознают, что строительство условных мусорных полигонов и заводов с вредным производством вблизи населенных пунктов недопустимо, и сейчас мы ищем пути решения этих проблем.

Но удивительно, что до сих пор региональные власти продолжают повторять те же ошибки.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: