Выборные финансы: «дешевые» кампании и новые подрядчики
Выборы-2024 проходят в условиях ограниченных финансов и дополнительных неочевидных расходов. Политтехнологи отмечают, что общий объем расходов на избирательные кампании по сравнению с 2022 годом в разной степени уменьшился, хотя некоторые расходы увеличились.
В целях экономии многие кандидаты отдают предпочтение местным специалистам, которые ранее работали на субподрядах. Это позволило существенно удешевить часть расходов.
По данным инсайдера, предвыборные условия с отсутствием серьезных угроз позволяют организовать кампанию в гордуму одного из дальневосточных регионов с общими расходами от 3 до 5 млн рублей. Выборы в областной парламент там же обойдутся примерно в 10 млн рублей. Это один из самых дешевых вариантов.
В Поволжье, также в предвыборном регионе, кампанию в облдуму местный технолог оценил в сумму 8-12 млн рублей. При этом источник добавил, что, в отличие от прошлой кампании, сейчас гораздо меньше желающих попасть в региональные парламенты. Из-за кадрового дефицита депутатов в областную думу пытаются рекрутировать из городской. Однако депутаты в основном не заинтересованы в продвижении.
Участники СВО активно стимулируются к участию в региональных парламентских кампаниях (в отношении них действует условная квота), однако личными или привлеченными финансами для этого не обладают. Фандрайзинг для них становится очевидным обременением для партийных бюджетов.
Говоря о высококонкурентных кампаниях, инсайдеры вспомнили Екатеринбург, где за места в парламентах действительно шла напряженная борьба. Заинтересованных в мандатах игроков ранее было достаточно много. Цена кампании в гордуму уральской столицы варьировалась от 5 до 10 млн рублей, в областное заксобрание – от 20 млн рублей. Технологи оценили обе кампании как достаточно дорогие.
Как очень скромную в смысле расходов оценили источники кампанию потенциального депутата Госдумы от Хакасии Николая Шульгинова. Политик может потратить на свое избрание лишь около 20 млн рублей.
Больше всего сэкономят губернаторы, для которых эти кампании комфортные и по существу безальтернативные. Губернаторское кресло прошлого избирательного цикла опрошенные политтехнологи оценили в сумму от 180 млн до 0,5 млрд рублей. 500 млн рублей, по некоторым данным, составили консолидированные расходы на кампанию кандидата в главы Хакасии Сергея Сокола. В эти выборы допустимые общие расходы на губернаторские кампании резко упали — до 20-100 млн рублей. По некоторым сведениям, не более 100 млн рублей должны составить консолидированные расходы на кампанию врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина. Если верить источнику в Курганской области, то реальные расходы на кампанию губернатора региона не превысят 30 млн рублей. Весьма скромными для такого масштабного региона (до 80 млн рублей) ожидаются общие расходы на кампанию главы Башкирии Радия Хабирова.