Дело против очередного мэра в Иркутской области: какие выводы сделает команда Кобзева?
Еще один мэр в Иркутской области стал фигурантом уголовного дела. Главу Катангского района Сергея Чонского обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Ранее был арестован мэр Тулуна Юрий Карих по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Череда коррупционных скандалов с главами муниципалитетов – это не только имиджевые риски для региональной власти, но и сигнал о серьезных недоработках команды губернатора Игоря Кобзева в плане управления территориями, отмечают собеседники РК. Подробности – в сюжете.
Разобраться с северным завозом
Глава Катангского района Иркутской области Сергей Чонский арестован по делу о получении взятки в особо крупном размере.
По версии следствия, в 2023 году он получил денежное вознаграждение от субъектов предпринимательства за предоставление им преимуществ на аукционах, проводившихся на территории Катангского района, и последующее заключение договоров на поставку топлива. Общая сумма взяток составила 4,7 млн рублей.
Чонский отправлен под стражу до 3 января 2024 года.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, заявил, что главная задача региональной власти в связи с произошедшим – проверить наличие топливных ресурсов, которые должны были доставить в район в рамках северного завоза на зимний период.
«Для контроля ситуации направил на территорию специалистов регионального Министерства ЖКХ во главе с министром Анатолием Никитиным. На месте они будут взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями. Все объекты жизнеобеспечения должны функционировать в штатном режиме», – сообщил Кобзев.
Он также добавил, что правительство региона проконтролирует вопрос формирования бюджета района на 2024–2026 годы.
Сергей Чонский возглавляет Катангский район с 2010 года. В июле 2022-го его полномочия на посту мэра были досрочно прекращены по решению суда. Отставки Чонского требовала прокуратура. Проверка надзорного ведомства установила, что глава муниципального образования в обход конкурентных процедур оформил у нефтяной компании заем сырой нефти, гарантировав оплату за счет бюджетных средств. Однако в сентябре 2022 года Чонский вновь стал мэром Катангского района по итогам муниципальных выборов, уточняет IRK.ru.
По словам главного редактора газеты «Байкальские вести», политолога Юрия Пронина, Чонский в Катангском районе был «местным царьком с неоспоримым авторитетом». После отставки Чонского по решению сюда в прошлом году региональные власти не стали препятствовать его участию в выборах.
«С судом в 2022 году не получилось – он снова смог пойти на выборы, юридически это было допустимо. И он выиграл с большим перевесом. Власти оказались перед дилеммой: очень популярный мэр, который контролирует все в районе, но к которому явно есть вопросы у правоохранительных органов. Какой выбор сделать? Пошли по второму пути. А мэр продолжил свои дела. Но теперь, видимо, все», – констатировал Пронин.
Накопительный эффект
Напомним, что три недели назад в Иркутской области был арестован мэр Тулуна Юрий Карих. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, мэр и пять его подчиненных, которые также стали фигурантами дел, после наводнения в 2019 году придумали незаконную схему с жильем для переселенцев. Они вселяли в аварийные дома неких людей, которые не жили в Тулунском районе во время наводнения, затем им предоставлялась новая жилплощадь как нуждающимся в переселении. В ГУ МВД России по Иркутской области подчеркивают, что после того, как недвижимость была получена, подозреваемые продавали ее, а деньги присваивали.
Региональный представитель Российской ассоциации политконсультантов в Сибири, автор Telegram-канала «Нативный нарратив» Игорь Кузнецов отмечает, что коррупционные скандалы с мэрами в Приангарье формируют негативный фон вокруг губернатора Кобзева. Кроме того, подобные кейсы указывают на недоработки внутриполитического блока региона в плане контроля и управления территориями.
«У таких скандалов есть своего рода накопительный эффект, и при наборе критической массы это начинает работать против главы региона и кураторов внутренней политики. Многое здесь зависит от позиционирования губернатора и того, как эти инциденты отрабатываются в инфополе. Можно, конечно, рассказать про молниеносную реакцию губернатора или запустить сигнал, что он руками силовиков активизировал зачистку нечистоплотных глав муниципалитетов. Но в этом случае могут возникнуть вопросы: почему, чтобы разглядеть проблему, понадобилось три года и что мешало подготовить сани летом?» – подчеркивает Кузнецов.