Налог с продаж: бедные регионы станут беднее
Отмена налога с продаж в свое время была вызвана тем, что данный налог по своей налогооблагаемой базе дублирует налог на добавленную стоимость. В этой связи понятным и оправданным было решение Конституционного суда, который предписал отменить налог с продаж как несоответствующий общим принципам, связанным с ведением бизнеса. Нельзя одну и ту же налоговую базу облагать налогом дважды.
Понятны стремления Минфина и очень оправданы – нужно увеличить налоговые источники, поступающие в региональные и местные бюджеты. Налог с продаж был бы одним из таких источников. Но его введение наряду с существованием НДС, конечно, затруднит и условия ведения бизнеса, и опять рискованно может вызвать несостыковки общего бюджетно-налогового законодательства. Поэтому предлагаемое решение введения налога с продаж как дополнительного налога, наверное, должно сопровождаться продуманной политикой по отношению к другим видам налогов, при этом прежде всего к НДС.
Может быть, логичным было бы вернуться хотя бы к частичному расщеплению НДС между федеральным и региональными бюджетами, как это было до начала 2000-х годов, когда 75%, а позднее 85% НДС направлялось в федеральный бюджет, а меньшая доля – в региональный. Но сделать это крайне затруднительно, потому что НДС по своей базе очень неравномерно распределен по территории страны, и к тому же его налогооблагаемая база очень мобильна и легко перемещается с одной территории на другую. По всем принципам налогообложения такой налог должен собираться централизовано, чтобы формировать федеральные ресурсы, в том числе и для последующего перераспределения между отдельными регионами страны. Так что, на мой взгляд, это кардинальное решение, которое может привести к дополнительной дифференциации между регионами.