У нас де-факто нет конкурентной политической среды
После решения Москвы разрешить депутатам Мосгордумы совмещать парламентскую деятельность с основной работой в стране останется лишь несколько профессиональных региональных парламентов, в частности в Санкт-Петербурге и Чечне. В остальных регионах доля профессиональных депутатов почти повсеместно сократилась до руководства парламентов. Большинство профессиональных депутатов в регионах — единороссы.
Согласно федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливают своими законами регионы. Строгий запрет на совместительство наложен лишь на депутатов федерального парламента, которые не могут находиться на госслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Руководство регионов объясняет минимальное количество депутатов-профессионалов экономией бюджета и нежеланием статусных персон связывать себя обязательствами, которые накладывает госслужба.
В регионах встречаются самые разные пропорции профессионалов и совместителей. В ряде регионов профессионалы составляют большинство: в Ленобласти (38 из 50), в Тюменской (28 из 48) и Свердловской (41 из 50) областях. В Пермском крае их количество не может составлять больше половины депутатов. Есть и почти полностью непрофессиональные парламенты: в Курганской области зарплату получают лишь 2 из 34 депутатов, в Мордовии — 5 из 48. А в Тульской области даже спикер парламента работает на освобожденной основе.
Леонид Радзиховский:
— Видите ли, в чем дело, если бы у нас были реальные парламенты, с политическими партиями, которые не просто изображают конкуренцию, а конкурируют, политики, которые пытаются сделать свою политическую карьеру не по приемным начальников, а публично, и т.д., то есть ли бы была реальная конкурентная политическая жизнь, то, конечно, это было бы полнейшее безобразие – ликвидировать профессиональный парламент – место, где работают профессиональные политики, и заменить его на откровенно советское учреждение, где сидели раз в месяц или в неделю, то есть отбывали просто повинность, передовые рабочие, ученые, артисты, которые все время занимаются своей деятельностью, просто у них есть общественная нагрузка – ходить неизвестно зачем на заседания общественных советов и голосовать, как им скажут.
То есть, если бы у нас де-факто была бы конкурентная политическая среда, то это бы означало ее уничтожение. Но поскольку у нас де-факто никакой конкурентной политической среды давно, уже и все равно нет, и люди, даже являясь профессиональными депутатами, все равно никакой реальной политической и организационной работой не занимаются, а только изображают, то в этом смысле это новшество правильное. Потому что оно приводит фактическое положение дел в соответствии с формальным.
И так в местных парламентах сидят местные бизнесмены, которые заняты своим бизнесом, а в парламенте просто решают свои вопросы, ну вот так и будут это делать. Только сейчас они это делают обманным путем, переписывая свои фирмы на жен и детей, а так будут делать это хотя бы по-честному, а парламент станет местом, где они смогут лишний раз подойти к губернатору и с ним поговорить.