Пост мэра все менее интересен амбициозным управленцам, поэтому возникают паузы с назначениями
Затянувшийся процесс подбора кандидатов на должность мэра в Томске и Чите можно охарактеризовать, скорее, как общероссийскую проблему. В очень редких случаях задержки, паузы, проблемы с назначением руководителей региональной столицы связаны с противостоянием элит. Например, так было долгое время в Мурманске: там «варяг» столкнулся с сопротивлением местных элит, но в итоге ситуацию разрулили. То есть это является одной из причин, по которой ситуация с определением кандидатуры градоначальника затягивается. Но это, скорее, исключение.
В большинстве случаев ситуация с определением кандидатуры затягивается отнюдь не по причине того, что внутриэлитные игроки тянут одеяло на себя. И здесь не только Чита: за последние несколько лет можно назвать с десяток центров субъектов Федерации, а если брать менее крупные города, то там речь идет о нескольких десятках. Ситуация затягивается из-за того, что адекватные менеджеры просто не хотят идти на этот пост. Не очень много энтузиастов, которые готовы приходить на такие должности, где возможностей становится все меньше, а ответственности все больше.
В принципе, сейчас на мэрском уровне в концентрированном виде наблюдается та же картина, которая вырисовывалась в середине 2010-х на губернаторском уровне. Зачастую чиновники – губернаторы – не меняются не потому, что к ним нет претензий, а потому, что им не могут найти адекватных преемников. Смысла менять шило на мыло нет. Поэтому некоторые главы регионов засиживаются в должностях, хотя их хотели бы поменять.
Но губернаторский уровень все-таки более ресурсен, поэтому более интересен и там кадровая проблема не так ярко проявляется. А на местное самоуправление, которое за последние 10 лет потеряло остатки самостоятельности (и финансовой, и административной), на мэрский уровень ситуация кадрового дефицита проецируется в квадрате. Более-менее адекватные управленцы не хотят идти на пост мэра, а неадекватных не хотят видеть местные элиты, потому что им нужно, чтобы кто-то разруливал кризисные ситуации в условиях дефицита ресурсов. Это ситуация последних трех-пяти лет, примерно до 2017 года такие паузы массового порядка не носили.
«Школа мэров» не будет давать людям дополнительных ресурсов, она не имеет отношения к ресурсному обеспечению местного самоуправления. Это образовательный проект.
Думаю, проблема будет усугубляться либо власти удастся ее заморозить. Но улучшение вряд ли произойдет, если не будет системных изменений, решений системных проблем. Если муниципальные чиновники, мэры вернут часть субъектности, то эти должности станут интересными для амбициозных людей.
Крест местного самоуправления в том, что на муниципальном уровне, с одной стороны, нет ресурсов, с другой – нет возможности проявлять инициативу. Это то, чего не наблюдается на федеральном уровне и что в очень ограниченном масштабе наблюдается на региональном уровне. Эта проблема как раз на уровне местного самоуправления проявляется наиболее четко.