Общественность Нижегородской области озадачена недавним заявлением губернатора Валерия Шанцева — не столько стандартным для многих его коллег (о том, что он не исключает своего участия в очередных выборах), но о том, что консультации по этому поводу с Администрацией президента он (Шанцев) не считает обязательными. Оценки этой оригинальности разнятся: от того, что Шанцев насколько уверен в своем назначении «врио», что может себе позволить демонстрацию независимости от Кремля, до противоположной — такой экзотикой Валерий Павлинович «кует» свой возможный яркий уход. Между тем в регионе налицо соперничество элит и серьезные протестные настроения. Приходу Шанцева предшествовало поражение тогдашнего полпреда президента по Приволжскому Федеральному округу Сергея Кириенко в борьбе с выдвиженцем КПРФ Геннадием Ходыревым, основным конкурентом Ивана Склярова в бытность того губернатором региона. Ходырев победил, в результате чего в области произошло переформатирование элитных группировок.

К моменту назначения губернатором области Шанцев в 2005 году, будучи членом лужковской команды, испортил отношения с Еленой Батуриной. Его переброской на Нижегородскую область Кремль решил сразу две проблемы: избавился от Ходырева, назначив советником президента, и снял конфликт в группировке Лужкова.

Для Нижегородской области характерна неблагоприятная социально-экономическая ситуация, которая складывается на фоне значительной самостоятельности глав муниципальных образований. Это подтвердилось результатами голосования за «Единую Россию» в 2011 году, а также конфликтом, вызванным отстранением от должности мэра Дзержинска Виктора Сопина. За официальной версией отставки (недовольство Госсовета) проглядывается борьба с командой Шанцева, альянса экс-мэра Нижнего Вадима Булавинова и депутата Госдумы Александра Хинштейна. Поговаривают, что Сопин тяготел именно к этому альянсу. История конфликта между Шанцевым и Булавиновым носит давний характер, и нет никакой уверенности, что он рассосется к очередным выборам. Любопытно, что все участники конфликта являются членами правящей партии. 

Из оппозиционных сил наибольшим влиянием и перспективами в регионе обладает КПРФ. Другие партии слабее, но списывать их со счетов не стоит. После визита Михаила Прохорова в регионе активизировалась «Гражданская платформа», как обычно, предоставляя возможность продления политической жизни для контрэлит. В этой партии нашел убежище и экс-мэр Дзержинска Сопин.

Внутриполитическая ситуация в области, а также то, что к очередным выборам губернатора области, которые состоятся в 2015 году, Шанцеву будет "далеко за 30", создает предпосылки для досрочных выборов: солидный возраст действующего главы региона явно выпадает из курса Кремля на обновление и омоложение губернаторского корпуса. В тому же очередная губернаторская кампания совпадает по времени с истечением полномочий городской думы и мэра Нижнего Новгорода. Хотя в настоящее время мэр города избирается городской думой, существует вероятность ухода от "двуглавости" исполнительной власти города и перехода к прямым выборам мэра. Допустит ли Кремль одновременное проведение трех избирательных кампаний в столь значимом во всех отношениях регионе? Не уверен, а потому необходимость "разведения" кампаний по времени является актуальной.

Элитная конкуренция дает поводы для самых различных сценариев — и для обширного списка претендентов на губернаторский пост. На одном потенциальном игроке имеет смысл остановиться. Речь идет о «команде Сергея Кириенко», часть которой уже внедрена в областное руководство. Прошедшим летом у Шанцева появился новый заместитель, хорошо знакомый нижегородцам. Это Евгений Люлин, экс-председатель Нижегородского Законодательного собрания, занимавший эту должность в 2002-2007 годах. Это кадровое решение озадачило нижегородских экспертов, строивших различные догадки. Шанцев договорился с Кириенко, чтобы заполучить союзника, в том числе и в получении статуса «врио», или экс-премьер, а ныне руководитель «Росатома», вынудил губернатора пойти на внедрение Люлина в руководство области?

Так или иначе, для Кириенко характерно умение расставлять своих людей на ключевые посты в самых различных структурах. Эта черта отчетливо просматривалась еще с времен, когда главный атомщик был полпредом Приволжского округа. Большинство членов его команды – это комсомольские руководители Нижегородчины конца 80-х. В нее входят, кроме Люлина, Любовь Глебова, ныне сенатор от Пензенской области, а до этого руководитель Рособрнадзора, Алексей Лихачев, заместитель руководителя Минэкономразвития, и ряд других. «Команда Кириенко» отличается высоким уровнем сплоченности. Как правило, это управленцы, способные организовать работу на самых различных участках работы, по крайней мере об их явных провалах ничего публично не сообщалось. Помимо «комсомольской части», к команде Кириенко можно причислить и Петра Щедровицкого, советника главы «Росатома».

У Кириенко немало ресурсов, чтобы поставить под контроль Нижегородскую область. Кто это будет? Возможно, это вопрос согласования с Администрацией президента, с которой не готов обсуждать политическое будущее Шанцев. Ведь отправил же президент сенатора Светлану Орлову губернаторствовать во Владимирскую область. Почему бы не предложить такую перспективу коренной нижегородке, сенатору Любови Глебовой? Пока это только предположения. Но "обратный десант" «кириенковцев» на Нижегородчину вполне возможен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: