Ленинградская область: перезагрузка экономики, развитие инфраструктуры, взаимодействие с центром


Экономика: ответы на вызовы и локомотивы роста

 Усиление антироссийских санкций создало дополнительные вызовы для Ленинградской области, в экономике которой заметную роль играли предприятия, открытые или модернизированные при участии иностранных инвесторов, а переориентация заметной части грузопотоков на Дальний Восток стала фактором риска для развития морских портов региона. Тем не менее политика стимулирования строительной отрасли и сферы АПК, реализуемая командой губернатора Александра Дрозденко, стала реальным драйвером восстановительного роста экономики.  Реализуемые в регионе логистические проекты сохраняют свое значение для развития областной экономики — и их востребованность, скорее всего, усилится как по мере развития внешнеэкономических связей страны с перспективными международными партнерами, так и в период возможного снижения напряженности между Россией и ЕС в будущем.

1.Некоторое снижение показателей промышленного производства в регионе было обусловлено прежде всего проблемной внешнеэкономической конъюнктурой. Тем не менее властям Ленинградской области удалось минимизировать негативные последствия санкционного давления. Так, по данным отчета, с которым Александр Дрозденко в апреле 2023 года выступил перед заксобранием региона, вопреки прогнозам о вероятном падении индекса промышленного производства в области на 6-12% по итогам 2022 года в реальности снижение составило лишь 2,9%. А уже в феврале 2023 года рост индекса промышленного производства составил 103% к показателям января текущего года.

Локомотивом развития региональной экономики стала сфера АПК. По оценке областных властей, объем производства в этой отрасли в 2023 году достиг 120 млрд рублей — это на 2,7% превысило показатели 2021 года. Показателен рост ряда сегментов пищевой промышленности. Например, на 60% в регионе выросло производство напитков – в этом случае сокращение иностранных поставок подобной продукции в Россию создало новые возможности. В Ленинградской области в августе 2022 года уже проходило заседание профильной комиссии Госсовета, на котором поднимались вопросы федеральной поддержки отрасли – от увеличения производства сельхозпродукции до агролизинга.

Существенные показатели роста продемонстрировали и расположенные в области предприятия машиностроения. Почти на 40% выросли показатели этой отрасли в регионе, а одним из основных направлений роста стало развитие вагоностроения.

Все эти тенденции становятся важным фактором сохранения социально-экономической стабильности как в самой Ленинградской области, так и в ряде соседних субъектов, жители которых работают на предприятиях региона. В мае 2023 года уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области составил 0,3%. Как отметил в своем отчете за 2022 год Александр Дрозденко, регион остается одним из немногих, где не произошло снижения реальной заработной платы (на февраль 2023 года этот показатель составил более 60 тыс. рублей). Благодаря политике региональных властей по развитию промышленного потенциала области сохраняется резерв квалифицированных кадров для реализации новых проектов в индустриальной сфере, в том числе имеющих стратегическое значение для федерального центра.

2.База для восстановительного роста экономики Ленобласти формируется в том числе за счет привлечения инвестиций в реализуемые в регионе проекты. За 2022 год в регион было привлечено 545,7 млрд рублей инвестиций, превысив показатели 2021 года примерно  на 12%. Область, по данным Александра Дрозденко, заняла 11 место в стране по объему инвестиций в основной капитал.

В регионе действует система «Зеленый коридор для бизнеса», ориентированная на снижение административных процедур для инвесторов. Такой подход повышает конкурентные преимущества области в условиях, когда, вероятно, будет постепенно возрастать интерес к инвестициям в Россию бизнеса нейтральных стран, что — при благоприятных условиях — может наблюдаться уже в 2024-2025 годах.

Ряд реализуемых в регионе проектов уже во многом ориентированы на существенные поставки, например, на китайский рынок, — в том числе в рамках развития пищевой промышленности. Так, в начале мая 2023 года ООО «Нортен Шримп Энд Фиш Продуктс» заключило первый экспортный контракт с Шаньдунской международной торговой компанией из КНР при поддержке областного Центра развития промышленности. Та же компания «Нортен Шримп Энд Фиш Продуктс» — в соответствии с соглашением, подписанным в 2022 году на Петербургском экономическом форуме, — планирует построить к 2028 году предприятия по выращиванию форели и креветок, а также рыбоперерабатывающий завод с общим объемом инвестиций в проект около 1 млрд рублей.

3.Источником развития экономики Ленобласти является строительная отрасль. Так, по итогам 2022 года регион стал лидером по вводу жилья в расчете на каждого жителя. По данным Росстата, в целом этот показатель составил за соответствующий период 3969 тыс. кв. метров или 1,961 кв. метра на человека.

Существенную роль также сыграли усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для отрасли. Например, директор Ассоциации «Строительный комплекс Ленинградской области» Владимир Чмырев, комментируя ситуацию для прессы, обратил внимание на оптимизацию регионального градостроительного законодательства в регионе, что позволило реализовать около 250 различных мероприятий поддержки этого сегмента экономики.

4.Одним из ключевых направлений антикризисной работы региональных властей стало межрегиональное взаимодействие и сотрудничество с перспективными зарубежными партнерами. Например, в конце мая 2023 года вице-премьер регионального правительства Дмитрий Ялов заявил о предварительных договоренностях в сфере  межрегиональной кооперации с партнерами из Мурманской области в рамках поставок комплектующих для ремонта промыслового флота из этого региона, когда в условиях санкций для мурманских рыболовецких компаний затруднены техническое обслуживание и ремонт судов в Норвегии.

Ленинградская область взаимодействует с Российским экспортным центром по развитию международной кооперации и выходу на новые рынки. Среди примеров решения подобных задач областными предприятиями – поставки продукции Тихвинского вагоностроительного завода в Монголию и Казахстан. Развивается и взаимодействие региона с Белоруссией.

5.Даже в условиях внешнеэкономического давления грузооборот портов Ленинградской области за 2022 год вырос на 10%, увеличившись на 13,5% в Усть-Луге и на 7,8% в Приморске. Поставки через порты региона идут и для таких перспективных стран-партнеров России, как Индия и Китай.

Одним из компонентов развития Усть-Луги становятся планы строительства предприятия по производству сжиженного газа (СПГ) и газохимического комплекса. В марте 2023 года сообщалось, что в рамках этого проекта ведутся переговоры с китайскими инвесторами. Можно отметить и анонсированные ранее планы строительства в этом порту зернового терминала с общим объемом инвестиций в 30 млрд. рублей и запланированным завершением работ к 2026 году.

В условиях санкционного кризиса продолжается укрепление логистического каркаса области и реализация сопутствующих проектов, и это становится одним из значимых конкурентных преимуществ региона.

В целом экономическая политика региона реализуется с учетом ключевых стратегических приоритетов Кремля (показательно внимание Владимира Путина к вопросам развития АПК, портовой инфраструктуры, жилищного строительства), а также социального значения новых инвестпроектов для области – в первую очередь в логике создания новых рабочих мест и роста доходов областного бюджета, в том числе для дальнейшей модернизации социальной инфраструктуры. При этом руководство региона особое внимание уделяет и экологической стороне деятельности областных предприятий. Яркий пример — взятие Александром Дрозденко под личный контроль ситуацию в связи с жалобами граждан на проблемы с угольной пылью от терминала «Ультрамара» в Вистине. Таким образом, областные власти учитывают весь комплекс факторов, влияющих на укрепление социально-экономической стабильности в регионе.

Инфраструктура: от газификации до социальных объектов

Последовательное наращивание темпов газификации и строительства социальных объектов в регионе становятся важным элементом равномерного развития, а также улучшения демографической ситуации и создания более комфортной среды для жителей области — как минимум на перспективу до конца 2030-х годов. Дополнительным стимулом для решения таких задач служит масштабное жилищное строительство, требующее сопоставимых темпов расширения социальной инфраструктуры.

Ленинградская область — один из первых регионов, где началось осуществление социальной догазификации. Соответствующая программа одна из самых масштабных. При этом в марте 2023 года Александром Дрозденко было подписано постановление об утверждении новой методики расчета стоимости работ на проведение газа в границах участка. Эта методика создает условия для сокращения стоимости и сроков выполнения таких работ, предполагая, что стандартизированные ставки на прокладку труб и стоимости оборудования больше не будут зависеть от территориальных расценок.

Ранее все жители области получили право на выплату компенсаций на подведение необходимых коммуникаций от границ участка до дома и приобретение необходимого газового оборудования. Размер соответствующих региональных субсидий составил 300 тысяч рублей для ветеранов Великой Отечественной войны, 200 тыс. — для иных льготных категорий (включая пенсионеров и многодетные семьи) и  180 тыс. — остальным жителям области, зарегистрированным по адресу газификации более 1 года, если площадь их дома не превышает 200 кв м.

Только в 2022 году в регионе было  газифицировано 22 населенных пункта. А в апреле 2023 года руководство Ленинградской области и «Газпрома»  подписали обновленную программу в этой сфере, в соответствии с которой в последующие 3 года планируется проведение аналогичных работ в 497 населенных пунктах, что предполагает газификацию около 59 тыс. домовладений, строительство 110 котельных, 4 тыс. км межпоселковых и распределительных газопроводов, реконструкцию 12 газораспределительных станций.

Характерно, что программа социальной газификации и решения сопутствующих задач стала дополнительным стимулом промышленного развития региона. Так, на одном из предприятий в Мурино было налажено производство уличных теплопунктов  — подключаемых к зданиям снаружи компактных котельных, которые могут быть использованы для нужд как частных домов, так и социальных объектов.

Расширение социальной инфраструктуры стало одной из основных задач, реализуемых властями Ленинградской области. По данным областного правительства, в 2022 году на возведение социальных объектов в регионе было выделено 9,7 млрд рублей, в рамках адресной инвестиционной программы было введено в эксплуатацию 17 таких учреждений. В течение 5 лет планируется строительство 253 социальных объектов, в том числе, 21 школы, 16 детских садов, 29 учреждения здравоохранения, 43 спортивных и  31 культурно-досуговый комплекс. Кроме того, 100 образовательных учреждений должно быть возведено застройщиками с последующим выкупом таких объектов региональными властями.

Такая политика способствует привлечению в Ленинградскую область и укоренению здесь молодых специалистов, укрепляя кадровую базу для реализации новых инвестпроектов как в промышленности, так и в сфере обслуживания (включая развитие туристической отрасли). Стратегия развития социальной инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан становится фактором сохранения высокого уровня доверия к власти жителей области. Это способствует как формированию  благоприятных стартовых условий для проведения президентской кампании-2024 в регионе, так и развитию более долгосрочных трендов, формирующих стабильную политическую ситуацию в этом субъекте на фоне традиционно значительного уровня протестного голосования в Северо-Западном федеральном округе (вспомним, например, что и результат «Единой России» на думских выборах 2021 года по Ленинградской области был более высоким, чем в соседних регионах).

Вызовы периода СВО: безопасность и работа с новыми регионами

 Находясь на значительном географическом удалении от зоны спецоперации, Ленинградская область все равно столкнулась с новыми вызовами в период ее проведения: роль региона как одного из ключевых транспортных узлов и промышленных центров России предполагает необходимость принятия дополнительных мер в сфере безопасности для предотвращения диверсионных атак; в боевых действиях участвуют как мобилизованные и профессиональные военные, так и добровольцы из региона, что потребовало принятия актуальных мер поддержки для таких граждан и членов их семей. При этом работа с новыми субъектами (подшефными для Ленобласти стали город Енакиево в ДНР и один из микрорайонов Мариуполя) создает дополнительные возможности для развития экономики региона.

1.Работа возглавляемого губернатором оперативного штаба по обеспечению безопасности в регионе, осуществляющего координацию с руководством силовых структур, позволяет оперативно реагировать на новые вызовы по вопросам борьбы с терроризмом и создает условия для нейтрализации угроз для инфраструктуры области.

Так, в ходе заседания оперштаба в начале мая 2023 года было принято решение после инцидента с подрывом опоры ЛЭП в Гатчинском районе усилить охрану коммунальных объектов и энергетической инфраструктуры, задействуя дополнительные электронные средства безопасности (включая видеокамеры и датчики движения).  Помимо введения запрета на использование дронов на всей территории области (кроме случаев их применения по специальным разрешениям) было принято решение и о дооснащении подразделений полиции и Росгвардии оборудованием радиоэлектронной борьбы для принудительной посадки таких аппаратов. Позже Александр Дрозденко лично передал РЭБ-ружья для оснащения спецполка ГУВД.

Последовательная работа руководства региона по обеспечению уровня его безопасности не только способствует снижению тревожности граждан, но и дополнительно повышает привлекательность Ленинградской области — как для реализации инвестпроектов, так и для проведения межрегиональных и международных мероприятий, что может стать одним из факторов внимания к региону и, не исключено, проведения на его площадках  мероприятий в рамках президентской кампании-2024.

2.Еще в июле 2022 года в регионе были сформированы именные добровольческие батальоны «Невский» и «Ладожский». После начала частичной мобилизации в Ленинградской области проводился постоянный мониторинг реализации мер поддержки военнослужащих и членов их семей, а с марта 2023 года дополнительные возможности для сбора подобной информации появились благодаря созданию «горячей линии». На основании полученных данных перечень таких мер регулярно расширялся.

Так, по состоянию на начало марта 2023 года в области было введено 48 подобных мер. В марте Александр Дрозденко подписал и постановление о синхронизации таких мер для всех категорий участников СВО. Родственникам участников спецоперации компенсируется 50% расходов на оплату услуг ЖКХ; их дети получают право на получение мест в дошкольных учреждениях, лицеях, колледжах и техникумах вне очереди, при этом семьям участников спецоперации также компенсируют 75% ежемесячной платы за детские сады; ученикам 5-11 классов предоставляется бесплатное горячее питание; родственники военнослужащих, включая детей в возрасте до 18 лет, получают право на оформление льготного проезда в на общественном транспорте; пожилым родственникам участников спецоперации в первоочередном порядке предоставляются места в центрах социального обслуживания, для них также может быть организована социальная помощь на дому, если есть такая необходимость.

Кроме того, губернаторские стипендии были учреждены для детей участников СВО в возрасте до 23 лет, обучающихся на очных отделениях вузов и средних специальных учебных заведений (по 8 тыс. и 5 тыс. рублей соответственно, вне зависимости от получаемых ими  других видов стипендий).

Действующий в регионе Мультицентр социальной и трудовой интеграции стал одной из основных структур для поддержки ветеранов СВО, включая решение бытовых проблем, с которыми они сталкиваются, а также оказание психологической, медицинской, правовой помощи, обучения новым специальностям и поддержки в вопросах трудоустройства.

Таким образом, это направление социальной политики руководства Ленинградской области позволяет, с одной стороны, способствовать сохранению высокого уровня доверия к власти со стороны представителей лояльной консервативной аудитории, с другой – избежать роста протестных настроений со стороны социальных групп, которые обычно более скептически настроены по отношению к власти (учитывая, что такие настроения часто характерны для представителей молодежи, учреждение губернаторских стипендий создает возможности для демонстрации приоритетного внимания и выстраивания конструктивного диалога с этой средой).

3.Подшефными территориями Ленинградской области в новых регионах стали Енакиево (соответствующее соглашение было подписано Александром Дрозденко с главой администрации города Романом Храменковым в июне 2022 года), а также один из кварталов Мариуполя.

В 2023 году власти региона запланировали восстановление 114 инфраструктурных объектов в Енакиево и входящем в ту же агломерацию Углегорске, в том числе реконструкцию образовательных учреждений, жилых домов, модернизацию дорожной и коммунальной инфраструктуры. По состоянию на апрель 2023 года плановая готовность всех работ на этом направлении вышла на уровень 30%.

Одновременно в рамках работ в Мариуполе в 2022 году за счет федерального финансирования строители, приглашенные из Ленинградской области,  завершили восстановление 22 жилых домов и детско-юношеской спортивной школы. Всего подшефный микрорайон включает 77 объектов капитального строительства, а специалисты из Ленинградской области вошли в тройку лидеров по масштабу проведения восстановительных работ  в городе.

Для профильных организаций области проведение работ в новых субъектах  создало возможности для применения новых технологий, которые затем могут быть более активно задействованы в «своем» регионе. Например, началось использование в ходе этих работ новой технологии заливки перекрытий, снижающей нагрузку на несущие стены на 40%, а также применение для покраски фасадов краски с теплоизоляционными свойствами, заменяющей 5-сантиметровый слой утеплителя.

Кроме того, привлечение строителей из Ленобласти к проведению работ в Мариуполе, находящемся в зоне особого внимания руководства страны (город уже посещал Владимир Путин, а вице-премьер Марат Хуснуллин в марте 2023 года отметил четкое соблюдение графиков на всех объектах со стороны областных строительных компаний), может усилить конкурентные преимущества таких компаний для участия в других крупных федеральных проектах. Наконец, тесное взаимодействие с городами в ДНР может стать важным фактором установления долгосрочных экономических отношений Ленинградской области с этой республикой. Это может создать новые возможности для областных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, причем масштабы такого взаимодействия, вероятно, будут возрастать, выходя на новый уровень уже в 2024-2025 годах.

  1. Лоббистский потенциал и взаимодействие с центром

Плотное взаимодействие руководства региона с федеральными ведомствами, а также работа Александра Дрозденко на уровне комиссий Госсовета усиливают лоббистские возможности Ленинградской области в рамках реализации крупных экономических и социальных проектов. При этом нельзя исключать усиления внимания руководства страны в преддверии президентской кампании к Северо-Западному федеральному округу, а также Ленинградской области — как к ключевому логистическому узлу, индустриальному кластеру и электорально значимому региону СЗФО (на 1 января 2023 года в области было зарегистрировано более 1, 409 млн. избирателей).

1.Руководство региона задействует для активизации взаимодействия с инвесторами площадки федерального и международного значения — прежде всего Петербургский международный экономический форум. Например, на ПМЭФ-202 областью было заключено 30 соглашений на сумму более чем 280 млрд рублей, касающихся, в частности, строительства новой портовой инфраструктуры и металлургического завода. В рамках форума 2023 года подписано порядка 40 соглашений на общую сумму 872 млрд 700 млн рублей.

2.Руководство Ленинградской области регулярно задействует возможности, предоставляемые федеральным центром в сфере развития индустриальных возможностей региона. Так, в начале мая 2023 года сообщалось о рассмотрении региональным Фондом промышленности развития проектов в сфере производства композитных материалов и транспортного машиностроения. При этом в конце марта 2023 года Наблюдательный совет Фонда развития промышленности РФ увеличил максимальную сумму по программам совместного финансирования проектов с соответствующими региональными фондами со 100 до 200 млн. Во второй половине 2023-2024 году можно ожидать как дальнейшего роста интенсивности задействования федеральных механизмов поддержки промышленности Ленинградской области, так и появления новых инструментов поддержки подобных проектов при участии федерального центра. Инициативы в этой сфере могут быть представлены в рамках предвыборного послания президента Федеральному Собранию, которое может быть оглашено в период с января по начало марта 2024 года.

3.Важным направлением остается развитие туристического потенциала региона, в том числе с точки зрения совершенствования федеральной правовой базы. Например, в апреле 2023 года входе заседания комиссии Госсовета по направлению «Туризм, физическая культура и спорт» Александр Дрозденко заявил о необходимости дальнейшего совершенствования правовой базы, касающейся создания и развития и туристических маршрутов. А в феврале 2023 года в ходе рабочей встречи с вице-премьером Татьяной Голиковой глава региона обсудил выполнение поручений президента, в том числе связанных с развитием туристической инфраструктуры (например, реконструкцией исторических архитектурных памятников в Выборге, усадьбы Рукавишникова в Рождествено), поставив вопрос о дополнительной федеральной поддержке реализации проектов в этой сфере.

4.В апреле 2023 года под совместным председательством Александра Дрозденко и уполномоченного при Президенте по правам ребенка Марии Львовой-Беловой состоялось первое заседание подкомиссии Госсовета по профилактике кризисных состояний среди несовершеннолетних. В рамках обсуждения проблемы губернатор напомнил об опыте Ленинградской области в этой сфере — например, по созданию регионального ресурсного центра, на баз которого работает кризисная служба, занимающаяся профилактикой суицида среди детей и подростков.

Активное участие губернатора в обсуждении и продвижении на федеральном уровне этой темы может способствовать вниманию федерального центра к инициативам Ленинградской области по  молодежной политике в целом. Внимание к ней по мере приближения президентской кампании во второй половине 2023-начале 2024 года, вероятно, будет возрастать.

Александр Дрозденко поднимал и другие вопросы, связанные с молодежной политикой. Например, в ходе стратегической сессии по развитию промышленности, которая состоялась в начале мая 2023 года в координационном центре правительства под руководством премьера Михаила Мишустина, глава Ленинградской области напомнил про необходимость развития кадрового потенциала для промышленности, предложив изменить механизм целевого набора в учреждения среднего профессионального образования. Обновленный механизм позволил бы без увеличения общего финансирования ежегодно формировать список приоритетных отраслей, по которым будет вестись подготовка специалистов по заявкам производств, а не только госучреждений.

Ключевые для экономики региона вопросы жилищного строительства, транспортного машиностроения, АПК, а также других перспективных направлений (например, туристической отрасли) могут вновь стать значимыми темами для обсуждения с участием Владимира Путина в рамках федеральной повестки уже летом-осенью 2023 года. На ряде подобных тем (например, развитии промышленного потенциала, расширении социальной инфраструктуры и поддержке стройкомплекса) сделан особый акцент в рамках пленарного заседания на ПМЭФ-2023 с участием президента. Плотное внимание Кремля может способствовать расширению возможностей Ленинградской области по взаимодействию с федеральным центром в рамках реализации перспективных проектов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: