Одномандатники или списочники: регионы определяются с системой выборов в парламенты
Столицы нескольких регионов обсуждают возможность перехода на мажоритарную систему выборов в парламенты. По мнению депутатов, новшества отвечают интересам избирателей. Однако, например, курский губернатор Роман Старовойт считает, что в нынешней социально-экономической обстановке стоит повременить с изменениями. В свою очередь, собеседники РК уверены, что в стране не происходит ничего такого, что помешало бы изменить систему. Кроме того, по их словам, выборы только по одномандатным округам помогут кандидатам сконцентрироваться на местных проблемах.
Будущее за одномандатниками?
Региональные власти вовсю готовятся к муниципальным выборам, несмотря на внешнеполитическую и экономическую ситуации в стране. Об этом свидетельствует активное обсуждение парламентами возможности перехода со смешанной на мажоритарную систему избрания депутатов. Как отмечает «Коммерсантъ», за последний месяц вопрос об отмене партийных списков и избрании парламентариев только по одномандатным округам обсуждался еще в трех городах: Твери, Владивостоке и Курске. Ранее на такую систему перешли в Ярославле, Омске и Горно-Алтайске.
Депутаты Тверской городской думы выступили с предложением изменить систему выборов 25 февраля. Помимо перехода со смешанной на мажоритарную схему, группа депутатов также предложила вместо 33 парламентариев избирать 25. Кроме того, предлагается сократить число депутатов, работающих на постоянной основе (с трех до двух), сообщатся на сайте гордумы. 2 марта документ приняли в первом чтении, второе состоится 30 марта.
Тверские общественники и электоральные эксперты считают, что переход на выборы только по одномандатным округам «отвечает интересам избирателей и соответствует принципу единой публичной власти, зафиксированному в Конституции России», передает пресс-служба думы.
В Курске депутаты также выступили за сокращение количества депутатов до 30 человек и уход от смешанной системы выборов. 14 марта проект был внесен в гордуму, а на 19 апреля запланировано его рассмотрение. Но вчера губернатор Курской области Роман Старовойт неожиданно усомнился в необходимости такого перехода.
«Может быть, и нет смысла в нынешней социально-экономической обстановке менять схему выборов депутатов. Да, депутаты, которые прошли по партийным спискам, зачастую не в полной мере осведомлены о проблемах населения отдельных территорий, но у них порой есть ресурсы и возможности решать вопросы на федеральном уровне», – цитирует главу региона «Курское интернет-телевидение».
Старовойт подчеркнул, что еще есть время до середины апреля, чтобы обсудить этот вопрос и принять решение, которое будет устраивать большинство граждан.
В Приморье поправки в заксобрание внес краевой избирком 16 марта. Комиссия предложила изменить не городской устав, а региональный закон, то есть отменить партсписки не только в столице, но и во всех муниципалитетах. Однако вчера председатель комитета краевого Pаксобрания по региональной политике Джамбулат Текиев рассказал «Коммерсанту», что после того, как проект пройдет первое чтение, его планируют отложить до вступления в силу основных положений нового федерального закона о единой системе публичной власти, то есть до 1 июня.
Напомним, 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно документу, регионы самостоятельно могут решать, избирать им парламент по смешанной системе или только по мажоритарным округам. Ранее не менее 25% мандатов должно было распределяться по партийным спискам. Исключением являлись только города федерального значения.
С переходом стоит повременить
Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета Владимир Слатинов в своем Telegram-канале пишет, что желание «Единой России» подстраховаться в сложившейся ситуации и отменить партсписки понятно. Однако системные партии, которые почти единодушно поддержали позицию президента в украинском и санкционных вопросах, стоит поощрить.
«Ликвидация списочной доли, по которой в основном и избираются оппозиционеры, выглядела бы как недружественный к вполне лояльным силам шаг», – замечает Слатинов.
По его мнению, именно из этих мотивов и исходил курский губернатор, когда предложил не менять систему выборов.
«Как губернатор, он демонстрирует, что уверен в сохранении контроля за общей политической ситуацией, как глава реготделения ЕР – в состоятельности партийного бренда. А местной оппозиции, не замеченной (в отличие от тех же липецких коммунистов) в слишком жесткой критике региональной власти, фактически гарантировано сохранение (а возможно, и некоторое приращение) статуса в городской политике», – отмечает политолог.
Авторы канала «Дерзкий Владивосток» напоминают, что в 2021 году на выборах в Законодательное собрание Приморского края из 11 одномандатных округов Владивостока коммунисты выиграли в восьми округах. То есть избрание депутатов по одномандатным округам не гарантирует победу представителей ЕР.
«Вопрос личности кандидата так-то еще никто не отменял», – пишут блогеры.
По мнению авторов Telegram-канала «Винный погреб», неудивительно, что власти не могут определиться, оставить смешанную систему или перейти на мажоритарную, так как просчитать на 100% результат сложно.
«Однако, как показывает практика, лучше учесть прошлые ошибки и попытаться по-другому сработать в сложившейся ранее системе, чем в такое время ступить в неизведанное поле. А демиургов, которые способны все просчитать до мелочей, как показали прошлые выборы во Владивостоке, нет», – рассуждают авторы.
«Тверская правда» приводит мнение председателя тверской гордумы Евгения Пичуева по вопросу перехода на другую систему выборов депутатов. Он убежден, что вносимые изменения принципиальны как для парламентариев, так и для жителей.
«Всем без исключения кандидатам в думу придется провести большую работу в округах – за них будут голосовать как за одномандатников, что повышает ответственность депутатов. У горожан же появится возможность поддержать конкретного человека, которому они доверят представлять их интересы в думе. Эта система подтвердила свою эффективность», – цитирует Пичуева Telegram-канал.
Использование партсписков на уровне органов МСУ не оправдало себя
Заведующий лабораторией политического консультирования и массовых коммуникаций PRofi МГУТУ Петр Ханас полагает, что переход на мажоритарную систему позволит эффективнее работать органам местного самоуправления. Он обращает внимание на то, что внутри страны ничего чрезвычайного не происходит и нет законодательных оснований говорить о том, что не стоит или нельзя что-то менять в системе выборов.
При этом Ханас уверен: нельзя сказать, что у какой-то из партий при такой системе будет больше шансов на победу. Шансов будет больше у тех, кто убедит население в своей работоспособности, кто действительно что-то сделал на конкретной территории.
Еще одна причина перехода на выборы исключительно по одномандатным округам, по словам политконсультанта, – это концентрация кандидатов на проблемах местного уровня, а не регионального или федерального, которыми «прикрываются» списочники.
«Мы не выбираем органы МСУ для того, чтобы обозначить свою позицию на международной арене, или для того, чтобы как-то там бороться с политическими партиями. Мы их выбираем, чтобы они решали наши местные проблемы, чтобы на территории были представители, которые выражают интересы конкретного населения», – отметил Ханас.
Профессор кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Дмитрий Нечаев рассказывает, что ранее доля голосующих по партспискам увеличивалась для того, чтобы усилить роль партий в политических процессах, и в определенной мере цель достигнута – роль партий повысилась.
«Однако если, скажем, в Госдуме активность парламентских политических партий понятна и в определенной степени она характерна и для региональных законодательных собраний, то превращать в базар городские парламенты, парламенты муниципальных районов и даже сельских поселений совершенно нелогично. Были сделаны выводы, что есть определенный перехлест и имеет смысл уже сейчас ограничить влияние партий хотя бы на уровне местного самоуправления», – поясняет Нечаев.
Кроме того, по мнению эксперта, реальные практики показывают, что зачастую те, кто попадает в парламент от оппозиции, мало что делают для конкретных людей. В свою очередь, депутаты-одномандатники занимаются созидательными и конструктивными делами.
«Если на каком-то этапе политическое руководство страны вводило определенные квоты (часть по одномандатным округам, часть по партийным спискам, разумеется, в определенных пропорциях), в частности в органах МСУ, то теперь конкретные результаты и политические практики свидетельствуют о том, что электоральные процессы и использование партийных списков на уровне органов МСУ не оправдали себя», – подытоживает Нечаев.