Вопрос единой Тюменской области – вопрос государственной важности
Тюменская областная дума рассмотрела в первом чтении новые правила избрания губернаторов автономий — ХМАО и ЯНАО. Депутаты внесли в устав региона поправки, позволяющие высшему должностному лицу Тюменской области вносить на рассмотрение президента РФ кандидатуры на пост глав автономных округов.
В законе, помимо данной поправки, приводящей областное законодательство в соответствие с федеральным, значится и другой пункт — промаркированный как 9.1. Он вносит изменения в статью 38 устава Тюменской области («Полномочия губернатора»), согласно которым глава «матрешки» сможет оказывать прямое влияние на социально-экономические процессы внутри автономных округов.
Уместно напомнить, что взаимоотношения властей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО определяются специальным договором о распределении полномочий, который впервые был заключен в 2002 году органами власти трех регионов. После этого структура договорных отношений менялась, включая появление программы «Сотрудничество», однако принцип делегирования полномочий губернатором «большой Тюмени» своим коллегам в округах сохраняется и сегодня.
Андрей Шуклин:
— Тюменская область долгое время оставалась сложносоставным субъектом Российской Федерации, где вопрос укрупнения региона был отложен в «долгий ящик». В местных СМИ эта тема была табуирована, про нее нельзя было не только рассуждать, но и упоминать вообще. Даже научные изыскания на данную тему в академических кругах признавались неактуальными, все говорило о том, что об этом говорить нельзя. Любые попытки подвергнуть ревизии суверенитет Югры и Ямала могли вызвать резкую и неоднозначную реакцию.
Хотя ряду экспертов уже в то время было очевидно, что маневры в данном поле будут невозможны до тех пор, пока автономные округа экономически сильны и их возглавляют политические тяжеловесы Александр Филипенко и Юрий Неелов, обладавшие огромной популярностью у жителей северных автономий.
С их уходом политический ландшафт в округах изменился, экономически они по прежнему сильны, но не имеют уже былой привлекательности, обострился ряд социальных проблем, происходят вспышки межэтнической напряженности и неизбежно связанных с нею националистических настроений. Округа уже не те, что были раньше.
Поэтому сейчас и предпринимаются пока еще робкие попытки введения во введение к вопросу укрупнения. Если поправка в устав Тюменской области вызвала такой резонанс, то вопрос приобретает былую остроту, теперь его будет очень сложно удерживать в латентном состоянии. Думаю, что это первая ласточка объединительного процесса, который является лишь делом времени. Работа в данном направлении будет продолжена, пока не дойдет до своего логического завершения, потому что дело не ограничивается лишь вопросом взаимодействия региональных элит. Не стоит забывать о влиянии и интересах федерального центра, который заинтересован в укреплении вертикали власти, повышении управляемости территориями, реализации национальных проектов. Все это чрезмерно важно в условиях нынешней геополитической напряженности, а учитывая, что в ХМАО и ЯНАО сосредоточены запасы нефти и газа, то вопрос единой Тюменской области – вопрос государственной важности.