Выборная кампания – 2020: экономические аспекты
Я бы хотел подойти к экономическим аспектам выборной кампании и разобрать ситуацию с 20 регионами, где переизбирались или избирались главы субъектов. Это очень разные регионы по бюджетной обеспеченности, хотя среди них нет супервысокодотационных, за исключением Камчатки и Еврейской автономной области. Есть регионы-доноры или близкие к донорам.
Я искал факторы, повлиявшие на результаты выборов, столь масштабные или значимые, которые в том числе отразились на том, что нигде не потребовался второй тур и везде 10 действующих глав и 10 врио губернаторов были избраны с первого захода.
Я посмотрел на объемы межбюджетных трансфертов, которые идут из федерального центра в регионы, и мне удалось выявить простую закономерность. Если мы посмотрим на эти 20 регионов и возьмем средние данные за шесть лет, то увидим, что доля дотаций в общем объеме дотаций, которые из центра шли в регионы, была 20,2%. Она являлась таковой до апреля включительно. Начиная с мая она всегда превышала 22%. В итоге, по данным на 1 августа, то есть за семь месяцев, она составляла 22,7%. К этим 20 регионам, где проходили выборы, 2,5% «перебежали» от 65 других регионов. Это цена некой дополнительной победы, которая была обеспечена хотя бы через такие трансферты.
Это при том, что в текущем году объем межбюджетных трансфертов рос галопирующими темпами. Федеральный центр реально помогал регионам в кризис, но в первую очередь он помогал именно тем регионам, где проходили выборы.
Любые такие математические доказательства говорят о том, что лояльность формируется за счет федеральных трансфертов. Этот фактор исключать нельзя. По другим факторам сложнее. Например, безработица тоже галопирующе росла. Это была проблема, которую руководители должны были каким-то образом решать. К августу в среднем она была 6,2%, больше 8% она составляла в Иркутской области, Архангельске и Коми. Характерно, что там сложилась непростая система с точки зрения как раз выборов, набора губернатором большего числа процентов.
Этот фактор я предлагаю добавить в факторы победы «Единой России» на этих выборах.
Губернаторские выборы стали легитимизацией уже принятых решений. Необходимо было выявить, насколько население готово поддержать президентские креатуры, которые уже были поставлены и реально находились в управлении регионами.