«Неправильные» сборщики в Москве: почему оппозиция недовольна, хотя собрать подписи реально

/

Более 200 человек принесли в избирком Москвы документы для участия в выборах депутатов городской думы. Из них 160 намерены баллотироваться в качестве самовыдвиженцев, а для этого им необходимо собрать от 4000 до 6000 подписей в свою поддержку. Представители оппозиции между тем заявляют, что против них применяются черные технологии: подписи якобы собирают фальшивые сборщики. Собеседники «РК» говорят, что сбор подписей – действительно трудная задача, но выполнимая для тех, кто ранее работал в своем округе и хорошо в нем известен.

Претензии оппозиции

По данным городской избирательной комиссии на 17 июня, на выборы депутатов Мосгордумы заявились 203 кандидата, из них более 160 – самовыдвиженцы. Самовыдвиженцами идут на выборы и победители праймериз «Единой России», хотя в случае выдвижения от партии им не пришлось бы проходить процедуру сбора подписей.

Кан­ди­да­там от пар­тий, ко­то­рые на преды­ду­щих вы­бо­рах не смог­ли пре­одо­леть 3%-ный ба­рьер, а та­к­же са­мо­вы­дви­жен­цам необ­хо­ди­мо со­брать от 4000 до 6000 под­пи­сей (в зависимости от округа) в свою под­держ­ку.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов завершится 5 июля. Кандидаты могут подать документы на регистрацию, включая подписные листы, не позднее 18:00 6 июля, передает ТАСС.

О проблемах со сбором подписей уже заявили оппозиционные политики. Как пишут «Ведомости», Дмитрий Гудков, Константин Янкаускас, Илья Яшин, Любовь Соболь, Кирилл Гончаров, Юлия Галямина жалуются на то, что от их имени собирают подписи фальшивые сборщики, которые никак не связаны со штабами кандидатов. Таким образом возбуждается недоверие к их сборщикам подписей, говорят демократы.

По словам Гудкова (округ № 5 – Филевский парк, Щукино, Хорошево-Мневники), один из сторонников пожаловался на волонтера его штаба – волонтеру задали вопрос о кампании, а тот бросил подписные листы и ушел. Оказалось, что подписные листы ненастоящие, говорит Гудков. Кроме того, по его словам, после обзвона базы сторонников выяснилось, что к некоторым уже приходили сборщики от него, хотя их туда не направляли. Политик считает, что жаловаться на это бессмысленно. «Это делается для усложнения сбора подписей – люди говорят, что они уже давали подпись за нас, открываемость дверей меньше, соответственно, уменьшается и скорость сбора», – говорит Гудков. Кроме того, он не исключает, что такая технология применяется для последующей подмены листов в избиркоме, однако они все листы с подписями фотографируют.

Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, в свою очередь, заявил, что не верит в фальшивых сборщиков. В интервью изданию он предположил, что «у некоторых кандидатов плохо идет сбор подписей, они пытаются найти крайних и заранее оправдаться, если что-то пойдет не так».

Выборы в Мосгордуму пройдут 8 сентября, депутаты будут избираться по 45 округам.

Рисовальщики и хайп

Тема с так называемыми фальшивыми сборщиками обсуждается и в Telegram-каналах. 10 июня канал «Шулика» предупреждал оппозиционных кандидатов в Мосгордуму о том, что в их штабы якобы «будут засылать (а может, и уже заслали) рисовальщиков подписей».

«Не будет топорной рисовки, скорее всего, хотя некоторые и спалятся. Смысл операции в том, чтобы сдавать подписей немного, чтобы не вызывать подозрений. А потом, после сдачи их в избирком, будут десятки видео в Интернете о том, что «ага, типа, вот я подписался, а я не подписывался за этих предателей Родины, мою подпись подделали». В реальности подпись и правда подделали. «Сборщикам» за это ничего не будет, а кандидат может вызвать интерес у следствия. Так что надо быть осторожнее», – советовал автор.

В целом подписи, по его мнению, – это заградительный барьер для неугодных кандидатов.

«Заставлять кандидата приносить шесть с лишним тысяч подписей, собранных каллиграфическим почерком и с читаемой и поставленной избирателем датой, – это не менее абсурдно, чем, например, регистрировать тех кандидатов, кто 25 раз отожмется или пробежит марафон. Какое отношение к поддержке кандидата избирателями имеет разборчивость проставленной гражданином даты или то, что его подпись не должна вылезать из графы? Это не имеет никакого отношения ни к выборам, ни к политике, а является просто форменным издевательством», – негодует автор.

По информации канала «Лесонавал», ни один из оппозиционных кандидатов в Мосгордуму не может пока собрать необходимое количество подписей. «Отсюда и реклама в развлекательных пабликах, и завлечение сборщиков за любые уже деньги, лишь бы кто пришел. Как обычно бывает у людей, которые знают, как поставить Россию на ноги, кампания началась в последний момент: без подготовленных кадров и с минимальным пониманием того, как, собственно, надо собирать подписи», – язвительно замечают блогеры.

По их мнению, «загнанные в угол собственным раздолбайством «независимые кандидаты» могут выкинуть любой фортель, лишь бы свалить вину за свой провал на власти».

«НЕЗЫГАРЬ», комментируя списки кандидатов, выдвинувшихся на выборы в Мосгордуму, пишет, что «солидная избирательная кампания буквально на глазах превращается в хайп».

«Надежда на скучную кампанию в столице уже провалена. Ряды кандидатов пополняются, удивляя избирателя большим количеством фриков», – подчеркивают авторы.

Кому будет трудно?

Собеседники «РК» признают, что сбор 4000–6000 подписей – непростая задача, однако выполнить ее реально.

По­лит­тех­но­лог Григорий Казанков считает, что 5000 подписей, которые должен представить в избирком кандидат в депутаты, – «это не очень мно­го». «За то вре­мя, ко­то­рое от­во­дит­ся, со­брать под­пи­си вполне воз­мож­но, если у тех, кто на­ме­рен за­ре­ги­стри­ро­вать­ся кан­ди­да­том, есть люди – сбор­щи­ки под­пи­сей. Если же у кого-то та­ко­го опы­та нет, нет гра­мот­ных лю­дей, то бу­дет слож­но, по­то­му что со­би­рать ка­че­ствен­ные под­пи­си до­воль­но труд­но», – констатирует Казанков.

По мнению ди­рек­тора Ин­сти­ту­та из­би­ра­тель­ных тех­но­ло­гий Евгения Сучкова, собрать 5000 подписей реально, но для это­го надо иметь либо хо­ро­шую пар­тий­ную струк­ту­ру, либо ад­ми­ни­стра­тив­ный ре­сурс, либо при­лич­ные фи­нан­со­вые сред­ства.

«Чест­но го­во­ря, в Москве ин­сти­тут сбор­щи­ков под­пи­сей раз­вит очень сла­бо, так как по­доб­ные опе­ра­ции при­хо­дит­ся про­во­дить крайне ред­ко. Хочу от­ме­тить, что спе­ци­а­ли­стов по ре­аль­но­му сбо­ру под­пи­сей, про­фес­си­о­на­лов это­го дела в Москве прак­ти­че­ски не оста­лось. А вот лю­дей, ко­то­рые го­то­вы на­ри­со­вать фаль­ши­вые под­пи­си, все­гда было хоть от­бав­ляй. И это очень се­рьез­ный мо­мент. Мно­гие мо­гут пой­ти на по­во­ду у этих лю­дей и по­лу­чить чи­стый «фаль­шак». А по­том, ко­гда их не до­пу­стят до вы­бо­ров, есте­ствен­но, бу­дут скан­да­лы. По­это­му сбор 5000 под­пи­сей пре­вра­ща­ет­ся в до­ста­точ­но се­рьез­ное ме­ро­при­я­тие. Кто из кан­ди­да­тов смо­жет ре­шить эту про­бле­му – не знаю, но то, что ра­бо­тать надо по-на­сто­я­ще­му, – это факт», – подчеркивает Сучков.

Ко­ор­ди­на­тор фе­де­раль­ных про­ек­тов «Мак­си­мов-Кон­сал­тинг» Андрей Максимов отмечает, что у кандидатов, которые раньше избирались от «Единой России», а теперь идут самовыдвиженцами, ситуация усложняется.

«Им нуж­но бу­дет вы­хо­дить на пи­ке­ты, при­дет­ся на­прячь, так ска­зать, все свои базы, куда они за­но­си­ли лю­дей, ко­то­рым на про­тя­же­нии пяти лет по­мо­га­ли, ре­ша­ли во­про­сы. Эти базы нуж­но ак­ту­а­ли­зи­ро­вать, про­зво­нить лю­дей. Если че­ло­век ра­бо­тал, то, ко­неч­но, про­блем не бу­дет. А вот если за эти пять лет он не успел себя за­ре­ко­мен­до­вать, то­гда очень даже мо­жет быть слож­но. Слы­шал, что у неко­то­рых есть спи­сок из 10 000–15 000 че­ло­век, ко­то­рые при­хо­ди­ли к де­пу­та­там на при­ем и про­бле­мы ко­то­рых ре­ша­лись. В этом слу­чае, ко­неч­но, про­блем ни­ка­ких не бу­дет. А вот для но­вич­ков, тех, кто идет пер­вый раз и кто ни­че­го не де­лал как де­пу­тат, сбор под­пи­сей – это все-таки про­бле­ма», – говорит Максимов.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что подписи на выборах в Мосгордуму – это не заградительный барьер, а свидетельство минимальной поддержки кандидата избирателями

«Сбор подписей представляет сложность для тех, кто участвует в выборах в первый раз. Для известных кандидатов, которые уже ранее работали в округе, в том числе в качестве депутатов, это дополнительная оценка их работы избирателями», – пишет Орлов в Facebook.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: