Цена кампании-2022: разрыв увеличивается

/

Постковидный период и спецоперация на Украине серьезно не отразятся на денежных вливаниях в предвыборные кампании кандидатов в губернаторы и депутаты, но в «бедных» регионах некоторого снижения затрат все же стоит ожидать. Об этом рассказали эксперты, опрошенные РК. Подробнее о том, сколько будут стоить избирательные кампании в 2022 году, какие факторы влияют на изменение цены мандата и какова средняя стоимость голоса, – в обзоре РК. 

Центризбирком РФ в своем Telegram-канале сообщил о старте избирательной кампании по выборам в единый день голосования 11 сентября. Карелия стала первым российским субъектом, назначившим выборы главы.

Ранее зампред ЦИК Николай Булаев заявил, что все кампании по выборам высших должностных лиц и депутатов заксобраний будут назначены к середине июня. В связи с этим актуализировалось обсуждение стоимости предвыборных кампаний губернаторов и депутатов заксобраний и гордум.

По данным источников РК, цена губернаторской кампании не претерпела серьезных изменений и составляет 150–300 млн рублей в зависимости от региона. Средняя стоимость кампании для депутата-одномандатника гордумы 10–15 млн рублей, заксобрания – 15–25 млн рублей, для списочников – от 50 млн до 100 млн рублей.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов рассказывает, что затраты на кампанию зависят от нескольких факторов, в том числе от величины региона и настроений населения.

«Реальные расходы на кампанию провластного кандидата в небольшом регионе с относительно стабильной элитной и протестной ситуацией при условии политической консолидации (например, в Кировской области) могут не превысить 65-–70 млн рублей. Реальные расходы в «большом» и сложном уральском регионе (Свердловская область) на кампанию провластного кандидата, по отношению к которому сформировалась известная усталость населения, со значительным протестным потенциалом и элитной раздробленностью, могут превысить 500 млн рублей», – считает Орлов.

Сметы у оппозиционных кандидатов, по словам Орлова, могут быть в 2–5 раз ниже, чем у провластных. Но зависеть все будет от того, захотят они «обозначиться» или получить значительный – более 20% – результат.

Политконсультант Алексей Швайгерт подчеркивает, что в последние годы есть тенденция к снижению бюджетов избирательных кампаний. По его словам, страна входит в режим экономии и затягивания поясов, поэтому сейчас не до красивых электоральных процедур.

«На мой взгляд, пик расходов на избирательные кампании возник где-то с 2018–2019 годов, а сейчас достаточно резко мы переходим к режиму жесткой экономии на выборах. Но это продлится ровно до того момента, пока не взлетят какие-нибудь «черные лебеди», когда согласованный кандидат проигрывает при отсутствии предпосылок. Такие кейсы были в 2015 году в Иркутской области, в 2018-м – сразу в четырех регионах. Это приводит в тонус политическую машину страны, после чего кампании начинают стартовать достаточно рано, раньше подкрепляются ресурсами, больше специалистов привлекается», – комментирует Швайгерт.

Тем временем авторы канала «Навстречу трансферу» считают, что расходы на выборы будут сокращены до минимума, так как в ЕР сконцентрированы на донбасской повестке, а ЛДПР ослабла как никогда после смерти лидера Владимира Жириновского. В итоге партиям сейчас не до губернаторов, а губернаторам – не до партий.

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, в свою очередь, уверен, что в любом случае выборы не могут обойтись дешево. По его словам, в 1990-е годы на одного избирателя тратили не меньше доллара. С тех пор мало что поменялось. Разница только в том, как кандидаты эти деньги будут распределять.

«Максимальная стоимость голоса избирателя будет либо в конкурентной выборной кампании, либо в кампании человека, у которого серьезные спонсоры, если этот человек и его штаб заинтересованы в использовании своих возможностей не только для получения поддержки в кампании, но и чтобы создать платформу и плацдарм для будущих политических успехов», – говорит Калачев.

Кроме того, стоимость кампании будет зависеть от того, с какими позициями кандидат в нее входит: раскрученным, популярным и с кредитом доверия или спойлером.

Калачев замечает, что в этом году сократились гонорары политтехнологов. Но, например, затраты на социологию и контакты с избирателями остаются на прежнем уровне.

Издание KrasnodarMedia рассказывало, что траты из избирательного фонда на кампанию по выборам в Заксобрание Краснодарского края увеличатся, в том числе в связи с новыми правилами. Теперь в ЗС 45 депутатов будут избираться по одномандатным округам, а 25 – по спискам. Раньше списочники и одномандатники делили 70 мест пополам. Цена конкурентной кампании в одномандатном округе может возрасти с 1,5 млн рублей до 4,5–5 млн. Произойдет это из-за инфляции, роста цен.

«Из них только 0,5 млн придется потратить на изготовление печатной продукции в три «волны». Еще 0,5 млн или 1 млн потянет наружная реклама. Также необходимо предусмотреть расходы на агитаторов, связь, аренду помещений и транспорта и так далее», – говорилось в публикации.

Но о таких расходах на кампанию эксперты рассуждали еще в январе – до начала известных событий.

Что касается официальных данных, то в Саратовской области зампред региональной избирательной комиссии Татьяна Комольцева рассказала, что максимальный размер избирательного фонда на выборах для каждого кандидата в губернаторы Саратовской области в этом году составит 100 млн рублей, для кандидата в депутаты облдумы – 3,3 млн рублей, а для политических партий – 60 млн рублей.

Свердловский и марийский избиркомы разрешили кандидатам в губернаторы тратить 50 млн рублей. В Марий Эл объяснили изменения значительным ростом цен и подчеркнули, что размер избирательного фонда не изменялся с 2012 года. На губернаторских выборах в 2017-м экс-глава Марий Эл Александр Евстифеев, судя по отчету, опубликованному ЦИК, потратил чуть меньше 16 млн рублей на агитацию и предвыборные материалы, глава Свердловской области Евгений Куйвашев – 51,3 млн рублей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: