Провал с очистными в регионах: кто ответит?
Глава Минприроды Александр Козлов доложил Владимиру Путину о ситуации с очистными сооружениями в регионах. По словам министра, из 126 построенных объектов только 20 соответствуют нормам. 19 очистных не закончены в срок.
Руководитель «Политической экспертной группы», автор Telegram-канала «Калачев-пост» Константин Калачев:
– Пропустить недоработки по очистным сооружениям практически невозможно, если уж министр доложил об этом Путину. Очевидно, что Минприроды выполняет здесь контрольную функцию, а все проблемы со строительством и вводом в эксплуатацию – это проблемы Минстроя и губернаторов. Вряд ли кто-то уйдет в отставку, но меры административного и морального воздействия, думаю, будут использованы.
Губернаторы больше всего боятся в подобных ситуациях внимания силовиков, но очевидно, что данные о проблемных территориях лягут на стол руководителям силовых ведомств. Наверняка будет серьезная проверка.
Депутат Госдумы, зампред комитета по региональной политике Михаил Матвеев:
– Должна быть персональная ответственность глав регионов и руководителей организаций, которые осваивают немалые бюджетные средства, потому что большинство проблем с несдачей очистных сооружений в срок либо сдачей не в том качестве связаны если не с коррупцией, то со стремлением каким-то образом максимально заработать. Поэтому и нужна персональная ответственность глав регионов, в которых возводится федеральный объект. Губернатор должен сам ездить и контролировать строительство, еженедельно проводить заседание штаба, а если происходит сбой, то сразу оперативно вмешиваться.
Депутат Госдумы, председатель подкомитета по охране озера Байкал комитета по экологии Николай Будуев:
– Главные последствия для регионов – это угроза экологии и здоровью людей. В Улан-Удэ почти ежегодно Роспотребнадзор фиксирует превышение гигиенического норматива по содержанию энтерококков и других патогенов в реке Селенге, основной источник которых – устаревшие очистные сооружения. Два недостроя в Бурятии – это реконструкция правобережных очистных сооружений канализации в Улан-Удэ стоимостью 15,2 млрд рублей и очистных в Северобайкальске (3,2 млрд). Объект в Улан-Удэ пытаются реконструировать уже 10 лет, но все время что-то мешает: то проектная документация оказывается некачественной и ее нужно переделывать, то генподрядчик не справился и его надо менять.
Низкое качество проектной документации – серьезная проблема, но гораздо большая – отсутствие жестких правовых оценок действий должностных лиц. Вместо того чтобы действовать по закону и взыскивать ущерб с проектировщиков и подрядчиков за некачественную работу, они бесконечно продлевают сроки строительства и увеличивают его стоимость.
Политконсультант Алексей Швайгерт:
– На встрече с президентом названы виновные, пусть и без фамилий. Теперь возможны три сценария. Первый: мы не увидим громких кадровых либо силовых решений. То есть президент примет заявление Козлова к сведению, но переведет в плоскость аппаратной работы и усиления эффективности внутренних рычагов контроля за достройкой объектов.
Вторая траектория: будет принято громкое решение – и ответственные понесут наказание, вопрос только в уровне и масштабах. Потому что, хоть сравнение и не совсем корректное, но мы видели ряд резонансных разоблачений и возбуждение дел по строительству оборонных сооружений в прифронтовых регионах. В стране идет широкая антикоррупционная кампания, а очистные сооружения – достаточно дорогостоящие и сложные объекты за бюджетные деньги. Поэтому Козлов вполне может выступить публичным разоблачителем и дать пас президенту на принятие решений. И третий сценарий – попытка попробовать забрать под Минприроды часть функционала у Минстроя. Здесь речь идет о внутренней игре между отдельными министерствами и между лоббистами, которые стоят за министрами.