Выборы-2023: национальные тренды и региональная специфика


Патриотическая мобилизация и «выборная» повестка: влияние СВО на общественные настроения

К Единому дню голосования сохранили актуальность ключевые аспекты патриотической консолидации: стабильно высокий уровень поддержки «Единой России» (например, по данным ВЦИОМ, ее федеральный рейтинг на ключевом этапе кампании с 30 июля по 3 сентября 2023 года устойчиво находился  в диапазоне 37,1% — 37,7%), ограниченные возможности системной оппозиции для расширения круга сторонников за пределами своих электоральных ниш (возможно, кроме случаев выстраивания более  широких внутриэлитных коалиций, как вокруг КПРФ в Хакасии и, возможно, «Справедливой России — За правду» в Ярославской области), сниженный уровень уличной протестной активности.

Несмотря на вызовы в сфере безопасности (активность украинских диверсионных групп, расширившаяся география атак с использованием боевых беспилотных летательных аппаратов на объекты за пределами зоны проведения СВО), уровень тревожности граждан в преддверии ЕДГ-2023, если опираться на данные опросов, был относительно невысок (так, по данным ФОМ на 1-3 сентября 2023 года, 51% респондентов отметили спокойное настроение окружающих). Также стоит учитывать, что из тех субъектов, где проходили кампании регионального уровня, только 2 граничили с зоной проведения СВО (Ростовская область, где состоялись выборы в заксобрание, и Воронежская, где проходила губернаторская кампания).

Тем не менее тема спецоперации присутствовала в повестке кампании.

1.Ряд участников спецоперации и волонтеров, реализовывавших гуманитарные проекты на Донбассе, приняли участие в выборах в качестве кандидатов (основная их часть выдвигались от «Единой России»). В итоге ряд таких общественных деятелей были избраны  в региональные парламенты (например,  Олег Петровский  по итогам довыборов по одномандатному избирательному округу №13 прошел в Думу Ставропольского края), а также муниципальные органы власти (скажем, Сергей Ковалев на довыборах  в горсовет Оренбурга, Сергей Драгунов и Александр Белоусов на выборах в муниципальные представительные органы города Энгельс и Балаковского района Саратовской области). Вероятно, тренд на рекрутирование кандидатов с бэкграудом участия в СВО в представительные органы власти сохранится и в ходе кампаний 2024 года.

2.Очевидно внимание большинства системных игроков к поддержке семей участников спецоперации. Конечно, наиболее плотно работала с этой темой «Единая Россия» (с учетом статуса секретаря Генсовета партии Андрея Турчака как главы профильной Рабочей группы). Но показательно и включение общественных активистов, работающих с родственниками мобилизованных, в число кандидатов от системных оппозиционных партий.

3.Из региональных кампаний 2024 года две пройдут в регионах, граничащих с зоной проведения СВО (выборы губернатора в Курской области и депутатов областной думы в Брянской). Новости из этих регионов лишь в ограниченных масштабах представлены в федеральных СМИ (за исключением сообщений о провокациях ВСУ), к тому же там вряд ли стоит ожидать высоконкурентных кампаний, что также обычно становится фактором влияния местных тем на общенациональную повестку. В то же время в 2024 году выборы губернаторов и депутатов заксобраний пройдут в ряде регионов со значительной долей малых населенных пунктов, откуда в зону проведения СВО направилось заметное число мобилизованных и добровольцев. В этих условиях именно оказание поддержки родственникам мобилизованных, а также вовлечение в общественно-политическую жизнь волонтеров по-прежнему может остаться важной частью политической повестки, усиливая преимущества партий, развивающих кадровые лифты для таких граждан — с высокой вероятностью лидерство в этом вопросе останется за «Единой Россией».

 Губернаторские кампании: уровень конкуренции, кандидаты, электоральные послания

Губернаторские кампании в 2023 году прошли в условиях очевидного доминирования основных кандидатов (действующих губернаторов и врио глав регионов). Исключением стали выборы в Хакасии, где инерция конкурентной фазы кампании (развивавшейся до вынужденного отказа от участия в ней Сергея Сокола по состоянию здоровья) и влияние выборов в региональный парламент частично ограничили возможности по расширению электоральной базы действующего главы региона Валентина Коновалова (КПРФ) даже на завершающем этапе гонки. Глава Хакасии победил на этих выборах с достаточно высоким результатом (63,14%), но, все же менее значительным, чем у большинства других губернаторов, вышедших на выборы в 2023 году (особенно, если учитывать, что в кампании, кроме него, осталось только 2 кандидата).

Значимым аспектом оценки ситуации в предвыборных регионах со стороны федеральных властей стали вопросы поддержки участников спецоперации. Например, в ходе визита главы правительства Михаила Мишустина в Самарскую область важной составляющей его рабочей встречи с губернатором Дмитрием Азаровым (в сентябре 2023 года победил с результатом 83,83% голосов) стало обсуждение не только ситуации на крупных предприятиях, но и реализуемой в регионе спецпрограммы «Возвращение» по реабилитации и социализации ветеранов СВО.

Усиление патерналистских настроений создало как дополнительные возможности для выходящих на выборы губернаторов (в том числе, в плане расширения их электоральной базы), так и новые риски. Подобные общественные настроения предполагают более ярко выраженный запрос на эффективную работу по ликвидации последствий стихийных бедствий, реализацию социальных программ, поддержку участников спецоперации и членов из семей.

Фактор стихийных бедствий (природные пожары в Якутии, последствия разрушительного тайфуна «Ханун» в Приморском крае) не создал значимых электоральных рисков для губернаторов таких регионов (например, Айсен Николаев победил с результатом 75,77%, а Олег Кожемяко получил 72,78% голосов). Однако завершение региональных выборов в ряде протестных регионов не означает автоматического снижения напряженности в таких субъектах, прежде всего на Дальнем Востоке. Возможно, в регионах, позиции глав которых воспринимались как уязвимые в преддверии старта региональных кампаний и где по разным причинам в губернаторских выборах не приняли участие многие статусные представители системной оппозиции, критика в отношении вновь избранных руководителей в преддверии президентской кампании будет не менее активной. Косвенным указанием на такие риски для губернаторов могут быть предвыборные скандалы.

В ходе губернаторских кампаний достаточно уверенно на протестном фланге смогли выступить представители непарламентских партий. Так, на выборах губернатора Красноярского края 8,25% голосов (выше результатов кандидатов  КПРФ и СРЗП) получила баллотировавшаяся от РЭП «Зеленые» Ирина Иванова. На выборах главы Хакасии 11,96% голосов получил представитель «Коммунистов России» Владимир Грудинин (впрочем, стоит также учитывать фактор незначительного числа кандидатов на завершающей фазе кампании). На выборах главы Омской области 6,1% (больше, чем у представителя ЛДПР) получил кандидат от этой же партии Владимир Казанин.

В период подготовки к ЕДГ-2024, скорее всего, будут наблюдаться традиционные тенденции, связанные с губернаторскими кампаниями в последние годы. В частности, стремление региональных игроков усилить давление на действующих глав регионов или врио на начальных этапах подготовки к выборам и прийти к компромиссу в преддверии официального старта кампании (то есть в июне 2024 года). Однако фактор проведения президентских выборов может мотивировать региональные элиты, оппонирующие  губернаторам, активизировать информационные атаки против них (это может быть характерно в том числе для ситуации в Липецкой, Оренбургской, Мурманской областях, Калмыкии, Башкирии и Республике Алтай). При этом активность собственно потенциальных оппозиционных кандидатов может резко усилиться уже после президентской кампании — в апреле-мае 2024 года.

Кампания в Москве: «практическая» конкуренция

Кампания по выборам мэра Москвы прошла в условиях консолидации большинства избирателей вокруг действующего мэра Сергея Собянина на фоне нишевых кампаний оппозиционных игроков. Собянин существенно расширил свою поддержку по сравнению с выборами 2018 года (с 70,17% до 76,39%). Более ярко эту тенденцию отражает рост абсолютного числа голосов, полученных  им в ходе завершившейся кампании по сравнению с прошлыми выборами (с 1,58 млн. до   2,5 млн.).

В свою очередь, процент поддержки Леонида Зюганова оказался ниже, чем у кандидата от КПРФ Вадима Кумина в 2018 году (8,11% против 11,38%), у Бориса Чернышова из ЛДПР — ниже, чем 5 лет назад у Михаила Дегтярева (5,61% против 6,72%). А у кандидата от СРЗП Дмитрия Гусева уровень поддержки был зафиксирован на более низком уровне, чем у Ильи Свиридова в ходе прошлых выборов мэра как в процентном выражении (3,93% против 7,01%), так и в абсолютных цифрах (около 128,6 тыс. против 158,1 тыс. голосов).

Достаточно активная на фоне других оппозиционных кандидатов кампания Владислава Даванкова от «Новых людей» (получил около 5,34% голосов)  позволила ему занять лишь четвертое место. То есть дифференцированная, широкая повестка предвыборной кампании Сергея Собянина на фоне масштабной практической политики и преимущественно нишевая — у его оппонентов получили вполне прогнозируемое электоральное отражение. Прогноз АПЭК по поводу результатов  кампании в Москве оказался близок к итоговым данным Мосгоризбиркома.

Конечно, в ряде случаев работа кандидатов по расширению поддержки среди наиболее протестно настроенной части избирателей принесла определенные результаты: отметим заметную поддержку Владислава Даванкова среди граждан, выбравших голосование на избирательных участках с помощью традиционных бюллетеней. Учитывая то, что «Новые люди» ориентированы в большей степени на молодых избирателей и «средний класс», подобный способ голосования могли выбрать представители этих электоральных групп,  для которых характерны более  выраженные оппозиционные настроения. Но в целом можно предположить, что заметная часть наиболее оппозиционно настроенных избирателей (например, сторонников «Яблока») эту кампанию проигнорировала.

Возросшая конкуренция на консервативно-патриотическом фланге (можно отметить обращение к ряду схожих тем со стороны Леонида Зюганова, Бориса Чернышова, Дмитрия Гусева) могла стать одним из факторов усиления внимания этих политиков к более широкой повестке безопасности (например, к вопросам борьбы с наркоторговлей). Однако последовательная работа городских властей как с собственно вопросами безопасности, так  и с более широкой социальной повесткой стала фактором снижения  тревожности со стороны избирателей города. В целом же кампания Сергея Собянина стала ярким примером эффективной работы региональных властей с социальной повесткой.

Выборы мэра прошли при более высокой явке избирателей, чем в ходе аналогичных кампаний 2013 и 2018 годов ( 32,03%, 30,9% против 42,5%): Сергею Собянину удалось предложить горожанам наиболее выигрышные инициативы — в том числе менее политизированным группам избирателей, обычно более явно ориентированным на локальную и социальную проблематику.

С учетом электорального значения Москвы в контексте президентских выборов стоит ожидать усиления роли мэра в ходе ожидаемой  президентской кампании Владимира Путина в 2024 году, в том числе при подготовке значимых социально-экономических инициатив.

 Вероятен рост конкуренции на протестном фланге  при подготовке   к выборам в Мосгордуму в сентябре 2024 года — в том числе благодаря возможному участию в них представителей «Яблока», не выдвинувших своего кандидата в мэры. Можно ожидать в Единый день голосования в следующем году достаточно ресурсоемкой кампании «Новых людей»; активной борьбы КПРФ за хотя бы частичное удержание позиций в столичном парламенте на фоне снижения доли политизированного протестного электората среди голосующих — благодаря фактору ДЭГ; более активного вовлечения волонтерского движения  и социально ориентированных НКО в кампании кандидатов «Единой России». При этом высокий уровень поддержки мэра ожидаемо может быть серьезной базой для развертывания кампаний кандидатов лояльного пула, а также важным фактором сохранения социально-политической стабильности в городе и в течение предстоящего года.

Кейс Хакасии: конкуренция с непредсказуемым результатом и федеральные политические тенденции

Хакасия стала единственным регионом, где на выборах в Верховный совет по партийным спискам в 2023 году наблюдался паритет между «Единой Россией» и системной оппозиционной силой (КПРФ). Во многом это можно объяснить фактором одновременного  проведения выборов регионального парламента и главы республики, до конца августа 2023 года проходивших по «сценарию второго тура» — с приоритетным вниманием СМИ и общественности к двум основным кандидатам (кандидату от «Единой России», депутату Госдумы Сергею Соколу и представителю КПРФ, действующему главе республики Валентину Коновалову).

Можно предположить, что при более ограниченном уровне конкуренции на выборах главы республики протестный электорат в рамках кампании в Верховный Совет Хакасии частично перераспределился бы в пользу ЛДПР, СРЗП, «Новых людей» и, возможно, активных на уровне региона «Коммунистов России», хотя и при сохранении доминирования КПРФ на протестном фланге. В свою очередь, если бы состояние здоровья позволило Сергею Соколу продолжать участие в выборах на пост главы региона, «Единая Россия» могла бы получить более высокий результат по спискам за счет  менее политизированных колеблющихся избирателей, которые могли потерять интерес к кампании на фоне устранения основного фактора конкуренции.

Примечательно, что «Единая Россия» в 2023 году укрепила свои позиции в республике по сравнению как с выборами в Верховный Совет в 2018 году, когда она получила  25,46% голосов, так и с думской кампанией-2021 (33,36%). По итогам выборов в региональный парламент по одномандатным округам «Единая Россия» добилась абсолютного доминирования (23 места против 2 у КПРФ). Отметим также, что «Единая Россия» уверенно опередила КПРФ в ходе выборов в Совет депутатов Абакана (41,98% против 27,25% соответственно).

Ряд аспектов кампании в Хакасии может повлиять не только на региональную повестку, но и на федеральные тренды:

1.«Единая Россия» получила вполне результативный опыт ведения кампании в регионе с застарелым протестным потенциалом (еще раз отметим, что партия нарастила поддержку по сравнению с предыдущими кампаниями в республике). Этот опыт может пригодиться партии при подготовке к выборам в ряде протестных регионов, например, в Законодательную Думу Хабаровского края или в Госсобрание Республики Алтай в 2024 году. Безусловно, это может усилить и роль партии в рамках выстраивания каналов обратной связи с гражданами в ходе предстоящей президентской кампании.

2.Несмотря на проведение кампании по выборам главы региона по «сценарию второго тура», внимание медиа привлекли не только Валентин Коновалов и Сергей Сокол, но также кандидат от ЛДПР Михаил Молчанов. Безусловно, такой интерес был связан с широким резонансом вокруг кампании в Хакасии в целом. Однако этот пример может дополнительно мотивировать к участию в губернаторских выборах кандидатов оппозиционных партий, рассчитывающих на повышение своей узнаваемости — в том числе в преддверии смены политических поколений в российской партийной системе в 2024-2026 годах.

3.Важным фактором кампании стала работа с сельскими поселениями. Например, представители «Единой России» в ходе кампании акцентировали внимание на необходимости модернизации водопроводных сетей не только в самых крупных городах Хакасии Абакане и Черногорске, но и, например, в Боградском районе, состоящем из сельских населенных пунктов. Учитывая, что в 2024 году состоятся кампании по выборам в заксобрания ряда регионов с протестным потенциалом, где важное значение имеют сельские территории (прежде всего это Республики Марий Эл и Алтай), опыт кампании в Хакасии может стать важным фактором для работы по расширению электоральной базы партии большинства в этих субъектах. Это будет мотивировать глав предвыборных регионов в 2024 году активнее взаимодействовать с федеральным Минсельхозом в рамках реализации профильных программ.

Выборы в Законодательные собрания: уровень конкуренции, партийные машины, электоральные послания партий

Укрепление позиций «Единой России», а также усиление дробности на оппозиционном фланге стали важными факторами, повлиявшими на выборы в региональные заксобрания в сентябре 2023 года. При этом специфика регионов, где проходили такие кампании) 9 из них относились к числу северных, сибирских и дальневосточных) привели к дополнительному усилению в рамках политической повестки (в том числе федеральной) тем, характерных именно для таких территорий — включая борьбу с сезонными стихийными бедствиями, проблемы ЖКХ, вопросы поддержки территорий, находящихся на значительном географическом удалении от крупных городов.

Позиции партии большинства заметно укрепились в ряде регионов с протестным потенциалом. Например, в Ульяновской области поддержка «Единой России» возросла по сравнению как с выборами в заксобрание 2018 года  (33,96%), так и парламентской кампании 2021 года по региону (39,03%), составив 46,6%. Во Владимирской области результат партии существенно превзошел ее поддержку на выборах в заксобрание в 2018 году (55,47% против 29,57%).

Ярким примером дробности протестного электората являются, например, выборы в Ярославскую областную Думу, где КПРФ, ЛДПР и СРЗП получили близкие по уровню поддержки результаты (11,27% 11,14% и 11,19% соответственно). Продолжением этого  тренда  становится прохождение СРЗП в заксобрание Ульяновской области, где эта партия не была представлена в прошлом созыве (5,15% голосов), а также достаточно широкое представительство «Новых людей» по итогам кампании (эта партия провела своих представителей по спискам в заксобрания Якутии, Бурятии, Калмыкии, Архангельской, Иркутской, Кемеровской и Ярославской областей). Безусловно, для «Новых людей» наиболее успешными стали выборы в Госсобрание (Ил Тумэн) Якутии, где партия вышла на второе место с результатом 14,17% голосов.

В условиях патриотической консолидации, когда заметная часть колеблющегося электората объединяется вокруг «Единой России», а преимущества на оппозиционном фланге получают партии, опирающиеся на устойчивое электоральное ядро, снижаются возможности непарламентских сил по борьбе за голоса избирателей на выборах регионального уровня. Тем не менее ряд таких малых партий смогли провести свои списки в заксобрания — это Партия пенсионеров во Владимирской и Ярославской областях,  «Коммунисты России» в Ульяновской области и Ненецком автономном округе,  «Родина» в НАО.  Таким образом, пока малые партии получают больше возможностей,  прежде всего в регионах с более высоким протестным потенциалом, в том числе тех, где у них уже был опыт прохождения в заксобрания.

В 2024 году в число наиболее резонансных кампаний по выборам региональных заксобраний, вероятно, войдут выборы в Москве, Хабаровском крае, Республике Алтай, возможно, Марий Эл и Севастополе (где также сохраняется протестный потенциал). Вероятно усиление конкуренции в рамках социальной повестки на протестном фланге. «Единая Россия» в рамках кампаний следующего года, скорее всего, сделает дополнительный акцент на работе с избирателями крупных городов, на вопросах контроля за строительством социальных объектов и, возможно, за деятельностью застройщиков в целом.

Особенности муниципальных кампаний

Патриотическая консолидация оказала влияние и на муниципальные кампании. На этом уровне выборов во многих случаях наблюдалось укрепление позиций «Единой России», а также уже отмеченное в связи с выборами в заксобрания усиление дробности на оппозиционном фланге (с учетом, в том числе, более ярко выраженной роли малых партий на выборах этого уровня).

Ярким примером укрепления позиций «Единой России» в традиционно протестных городах являются выборы в Думу Екатеринбурга. Здесь партия  большинства усилила свои позиции по сравнению с кампанией 2018 года — с 31,57 % до 41,87% соответственно. Отражением того же тренда являются результаты выборов в Думу Великого Новгорода — здесь результат «Единой России» за 5 лет вырос с 24,39% (тогда партия заняла лишь второе место) до 41,29% (уверенное лидерство). Также отметим итоги выборов в Думу Тольятти: «Единая Россия» получила 33 из 35 мандатов.

Важную роль в работе с муниципальной повесткой в контексте выстраивания более широких общественных коалиций вокруг кандидатов лояльного пула и мобилизации лояльного электората играли губернаторы. Например, значимым фактором формирования позитивной повестки в Великом Новгороде накануне выборов стал прямой эфир с участием губернатора Новгородской области Андрея Никитина и мэра города Александра Розбаума для обсуждения городской проблематики.

Можно отметить ярко выраженную и весьма жесткую конкуренцию между КПРФ и ЛДПР. Этот тренд дополнительно усилился с учетом характерного и для кампаний других уровней стремления ЛДПР активнее апеллировать к социальной повестке. Если для КПРФ было характерно ожидаемое лидерство на протестном фланге, например, в ходе выборов в горсовет Абакана (27,25% и второе место после «Единой России»), то ЛДПР опередила соперников в борьбе за оппозиционный электорат в Красноярске (19,75%). При этом обе партии получили сопоставимый результат, например, на выборах в Думы Тюмени (16,29% у ЛДПР против 15,81% у КПРФ), Рязани (11,58% у КПРФ, 10,93% у ЛДПР) и Екатеринбурга (14,6% у ЛДПР против 12,36% у КПРФ).

«Справедливая Россия — За правду» смогла уверенно выступить лишь в части муниципальных кампаний. В частности, она вышла на второе место на выборах в Архангельскую городскую Думу (с результатом 13,84%). «Новые люди» один из лучших результатов получили на выборах в гордуму Якутска (второе место после «Единой России» и 15,96% голосов).

Можно отметить, что муниципальные кампании традиционно предоставляют больше потенциальных возможностей для малых партий. В частности, на выборах в горсовет Красноярска список партии «Зеленые» получил 9,36% голосов, опередив парламентскую КПРФ, а также «Новых людей» и СРЗП, списки которых остались за пределами проходного барьера. В Рязанскую гордуму прошла Партия пенсионеров (6,52%). В Думу Великого Новгорода прошел список «Яблока» (7,37%), а также Партия пенсионеров (5,71%). «Яблоко» также добилось успеха на выборах в Думу Екатеринбурга (9,24%).

В 2024 году с учетом значительного числа предстоящих муниципальных кампаний (см. раздел «Доминирующие технологии…» данного доклада) могут дополнительно расшириться возможности малых партий по частичному преодолению дефицита кадров (в  первую очередь, конечно, в базовых для них регионах), а также привлечению внимания со стороны значимых игроков по мере подготовки к парламентской кампании 2026 года. Нельзя исключать, что перспектива проведения этих выборов уже в конце 2024 года может начать оказывать более активное влияние на ситуацию на оппозиционном фланге с учетом смены политических поколений в российских партиях, что может  стать дополнительным вызовом для системной оппозиции. Плотного внимания к муниципальной повестке в 2024 году стоит ожидать и от «Единой России» — с учетом вероятной роли партии в президентской кампании.

Особенности выборов в новых регионах

Кампании по выборам в заксобрания новых регионов ожидаемо завершились доминированием «Единой России» (результаты партии варьировались от 74,63% в ЛНР до 83% в Запорожской области). Такой тренд можно связать не только с ожидаемой консолидацией как основной части местных элит, так и более широкой общественности, поддержавшей вхождение новых субъектов в состав России, вокруг партии большинства, но и с плотной работой «Единой России» с местной и социальной повесткой.

Отметим как регулярные рабочие поездки представителей руководства партии (включая секретаря Генсовета Андрея Турчака) в эти регионы и особое внимание к новым субъектам со стороны главы «Единой России» Дмитрия Медведева (в частности, в начале сентября 2023 года он провел совещание в режиме видеоконференции по проблемам этих территорий), так и активное применение опыта работы с локальной повесткой, зарекомендовавшего себя в других частях страны. Логично обратить внимание на организацию в этих регионах общественных приемных партии, а также работу с местными жителями на базе партпроектов «Женское движение», «Культура малой родины», «Старшее поколение», «Новая школа».

Особое внимание «Единой России» к социальной повестке отразилось и при формировании предвыборных списков партии. Скажем,  на выборах в Народный Совет ДНР в первую тройку списка  была включена пользующаяся известностью на Донбассе гендиректор республиканского центра материнства и детства Анна Железная.

На оппозиционном фланге чуть более благоприятные стартовые позиции получили КПРФ, которая смогла опереться в этих регионах на выходцев из Компартии Украины, а также ЛДПР, с учетом ее внимания к «силовой повестке». Эти партии прошли в заксобрания всех новых регионов: лучший результат КПРФ был зафиксирован в Херсонской области (10,56%), а ЛДПР — в Луганской народной республике (9,87%). При этом СРЗП проходит в заксборания ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а «Новые люди» — в Народный Совет ДНР.

С высокой вероятностью можно ожидать, что «Единая Россия» станет одним из ключевых кадровых лифтов для перехода управленцев и общественных деятелей из новых регионов на федеральный уровень, в том числе в ходе парламентской кампании 2026 года. Для оппозиционных партий эти регионы, скорее всего, станут донорами кадров в гораздо меньших масштабах – из-за меньшего электорального потенциала таких партий в новых субъектах (по крайней мере в перспективе 2024-2026 годов).

Доминирующие технологии, их адекватность новым потребностям электоральной мобилизации

1.На фоне общего снижения уличной социальной протестной активности в 2020-2023 годах (сначала на фоне пандемии, затем — с учетом специфики периода СВО) оставалось ограниченным значение взаимодействия кандидатов с локальными инициативными группами. Случаи, когда кандидаты принимали участие в протестных сходах граждан по вопросам локальной повестки, конечно, были, но внимание к таким информационным поводам со стороны медиа было менее выраженным.

В ряде случаев кандидаты сделали ставку на проведение серии тематических конференций для взаимодействия с локальными критиками властей в таком формате (например, общегородские конференции по теме экологии, ЖКХ, образования, проблем владельцев гаражей прошли при участии кандидата на пост мэра Москвы от КПРФ Леонида Зюганова).

В сентябре 2024 года пройдут региональные выборы в трех городах федерального значения (в заксобрания — в Москве и Севастополе, губернаторские — в Санкт-Петербурге), а также муниципальные кампании в нескольких административных центрах субъектов с протестным потенциалом (в том числе, в Чите, Хабаровске, Иркутске, Челябинске, Мурманске, Нарьян-Маре, Элисте, Улан-Удэ, Владикавказе, Кургане). В Санкт-Петербурге также состоятся выборы депутатов муниципальных советов.

На этом фоне, возможно, уже в течение осени 2023 года серьезно возрастет внимание к городской проблемной повестке в федеральном медиа-пространстве (по вопросам градостроительной политики, состояния ветхого и аварийного жилья, социальной инфраструктуры, коммунальных систем), что, в свою очередь, будет мотивировать как оппозиционные силы плотнее работать с локальными протестными группами, так и «Единую Россию» уже на ранних стадиях подготовки к кампаниям 2024 года вовлекать местных общественников в свою орбиту (в том числе задействовав потенциал партпроектов).

2.Усиление значения муниципальной повестки, вероятно, будет мотивировать кандидатов, даже с максимально устойчивыми позициями в своих регионах, акцентировать внимание на локальной проблематике, делая более дифференцированными как выпускаемые в рамках таких кампаний АПМ, так и тематику встреч с избирателями.

Так, в рамках предвыборной кампании  главы Тюменской области Александра Моора (победил с результатом 78,77%) были эффективно совмещены геотаргетинг и геймификация (викторины, переход на сайт кандидата через QR-код), в ходе пикетов в поддержку губернатора основное внимание было сосредоточено на конкретных планах развития каждой территории,  для каждого из районов были подготовлены свои уникальные баннеры. Вероятно, такая практика получит широкое распространение и в регионах, где будет применяться ДЭГ и потребуются новые методы для вовлечения неполитизированных избирателей в орбиту кандидатов.

3.Дополнительно возрастает роль локальных лидеров общественного мнения в рамках предвыборных кампаний. Это может быть связано как с новыми трендами периода СВО (в том числе формирование новых сообществ — ветеранов спецоперации и родственников мобилизованных), так и со спецификой конкретных предвыборных регионов. Целый ряд кампаний 2024 года пройдет в регионах со значительной долей сельского населения и жителей малых городов, для работы с которыми важны неформальные контакты с локальными сообществами.

В этих условиях федеральные политики будут активнее пытаться вовлечь таких локальных лидеров общественного мнения в формирование сетей поддержки своих партий (возможно, это найдет частичное отражение уже при подготовке к президентской кампании-2024). С учетом разветвленной сети первичных отделений преимущества в этой ситуации также получает «Единая Россия».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: