Социальное развитие: достижения новой России и вызовы будущего


1.Цели социальной политики: всеобщее благосостояние, общество равных возможностей

Социальное развитие России традиционно оставалось одним из стратегических приоритетов Владимира Путина. Например, в ходе своей первой пресс-конференции, которую он провел в своем предвыборном штабе 15 марта 2004 года, переизбираясь на второй срок, президент назвал стабильность необходимой составляющей для «увеличения всеобщего благосостояния».

Одна из программных статей Владимира Путина в ходе президентской кампании 2012 года («Строительство справедливости. Социальная политика для России») была посвящена вопросам социального развития — в том числе в контексте формирования общества равных возможностей (в частности, «обеспечения работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта»), демографической политики, повышения качества здравоохранения и образования.

Социальные приоритеты Кремля были отражены и в официальных стратегических документах, принимавшихся на федеральном уровне в последующие годы. Например, в Указе «О национальных целях развития РФ  на период до 2030 года», подписанного Владимиром Путиным 21 июля 2020 года (то есть вскоре после проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию) в числе первоочередных целей были специально определены «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также  «возможности для самореализации и развития талантов».

Важными составляющими стратегии Кремля в социальной сфере стали курс на строительство государства всеобщего благосостояния (то есть реализации концепции, в рамках которой государство берет на себя ключевую роль в обеспечении социального благополучия граждан) и формирование общества равных возможностей (что предполагает как меры поддержки наиболее социально уязвимых категорий населения, так и повышение эффективности работы «социальных лифтов»).

Эти аспекты сопряжены между собой и связаны с реализацией целого ряда практических мер.  Среди приоритетных  направлений в этой сфере:

1.Сохранение значительных объемов социальных расходов, заложенных в федеральном бюджете — даже в условиях, когда необходимо реагирование на дополнительные вызовы. Например, на социальные расходы на 2024-2026 годы в федеральном бюджете предусмотрено более 32 трлн. рублей (около 30% его расходной части), несмотря на фактор СВО, также потребовавшего роста расходов в сфере обороны и безопасности.

4,4 трлн. рублей в этот период планируется направить на выплату единого пособия (его получателями являются около 10 млн. граждан), около 1,6 трлн. рублей на выплату материнского капитала примерно для 4,1 млн. семей, более 1 трлн. рублей — на решение вопросов лекарственного обеспечения уязвимых групп населения (в том числе семей, в которых есть дети с тяжелыми заболеваниями).

2.Особое внимание федерального центра к поддержке социальных учреждений на уровне муниципальных образований, в том числе сельских населенных пунктов. При этом федеральные власти ориентированы как на модернизацию социальной инфраструктуры сельских территорий, так и на преодоление дефицита необходимых для этой сферы кадров.

Например, в рамках действующих программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» предоставляются компенсационные выплаты для медработников: врачи могут получить по 1 млн рублей, фельдшеры, акушерки и медсестры – по 500 тыс. рублей; если населенные пункты расположены на удаленных и труднодоступных территориях, то компенсации увеличиваются до 1,5 млн рублей и 750 тыс. рублей; в случае работы на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Арктической зоне — до 2 млн рублей и 1 млн рублей соответственно. В 2023 году на эти цели на федеральном уровне было предусмотрено около 6 млрд. рублей.

3.Реализация программ модернизации и расширения инфраструктуры в сфере образования, затрагивающей малые населенные пункты и экономически проблемные регионы, что становится дополнительным фактором социальной мобильности. Так, в рамках инициированной Владимиром Путиным на съезде «Единой России» в июне 2021 года программы капремонта школ участвует около 7300 образовательных учреждений.

Кроме того, по поручению президента до 2030 года в стране должна быть создана сеть университетских кампусов мирового уровня. Как напомнил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в ходе совещания  по вопросам национальной безопасности и подготовки инженерных кадров для авиастроения, прошедшего в начале декабря 2023 года, в ближайшие годы в России будет создано не менее 25 подобных объектов. Этот курс становится дополнительным фактором привлечения молодежи для обучения в региональных вузах,  а значит, сохранения в субъектах Федерации квалифицированных кадров, в том числе имеющих значение для социальной сферы.

4.Вовлечение общественности в контроль за реализацией социальных программ, а также в определение приоритетов в этой сфере на местном уровне. Так, широкий резонанс получила деятельность созданных под эгидой «Единой России» и Минпросвещения штабов с участием представителей родительского сообщества,  контролирующих все этапы работ по капремонту школ — от разработки проекта до приемки результатов.  А, например, вступивший в силу с 1 января 2021 года «закон о народном бюджетировании» (Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») позволяет группам граждан, органам территориального общественного самоуправления, старостам сельских населенных пунктов подавать инициативные проекты для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части — в том числе в социальной сфере.

В ряде регионов были подготовлены экспериментальные проекты по расширению круга лиц, вовлеченных в мероприятия по инициативному бюджетированию в социальных вопросах. Например, в Самарской области в 2023 году при поддержке губернатора региона Дмитрия Азарова начала реализовываться группа мер по «Школьному инициативному бюджетированию», предполагающему  вовлечение обучающихся в решение вопросов, касающихся улучшения окружающей их школьной среды и инфраструктуры. Всего по состоянию на сентябрь 2023 года, по данным Минфина, законы о реализации проектов инициативного бюджетирования приняты в 18 субъектах Федерации, а еще в 40 регионах подобные вопросы регулируются постановлениями высших исполнительных органов власти.

В перспективе 2024-2030 годов можно ожидать:

  • задействования кадров и наработок, зарекомендовавших себя в рамках поддержки участников военной спецоперации и членов их семей, — для помощи более широким категориям социально уязвимых граждан;
  • усиления акцента на реализацию демографической политики, в том числе, модернизации детских социальных, медицинских учреждений, а также женских консультаций в регионах;
  • принятия дополнительных мер для преодоления дефицита кадров для социальных, прежде всего медицинских, учреждений в малых населенных пунктах;
  • дальнейшего вовлечения локальных сообществ в вопросы контроля за реализацией федеральных проектов в сфере развития социальных учреждений.

2.«Большой социальный пакет» Владимира Путина:

важнейшие решения федеральной власти в отношении уязвимых групп населения

 Владимир Путин неоднократно акцентировал внимание на социальных приоритетах государственной политики, в том числе выделив необходимость «укреплять социальную сферу» в числе ключевых акцентов выступления на предвыборном съезде «Единой России» в декабре 2023 года. В рамках этого направления особое значение приобретают как меры поддержки наиболее социально уязвимых групп населения (часть таких шагов будет рассмотрена в разделе 3), так и инициативы для более широкой аудитории, в том числе по снижению социальной уязвимости групп, внимание к которым возрастает в контексте демографической политики (семьи с детьми) или новой стратегии в сфере экономического развития регионов (например, сотрудников бюджетных учреждений).

1.Президент неоднократно подчеркивал необходимость повышения доходов граждан, вновь затронув эту тему, например, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в августе 2023 года. Тогда глава государства обратил внимание на то, что в первой половине июня 2023 года рост реальных доходов населения составил 4,7%, увеличение средней зарплаты по экономике — 4,2%.

Важными мерами на этом направлении, отмеченными тогда президентом, должно стать опережающее повышение размеров МРОТ на 18,5% с 1 января 2024 года, а также обеспечение роста зарплат работников бюджетной сферы. Защита прав работников бюджетных учреждений (например, в сфере образования) стала важной составляющей повестки и региональных избирательных кампаний партии большинства в 2023 году.

Как уже отмечала вице-премьер Татьяна Голикова в июле 2023 года,  одним из важных инструментов борьбы с бедностью становится  развитие социального казначейства. Под действие этого механизма на середину 2023 года подпало около 35 млн. человек, что позволяет обеспечить адресный подход в предоставлении им мер поддержки. В рамках дальнейшей реализации такой стратегии создается реестр нуждающихся граждан, работа которого должна начаться с 1 января 2024 года.

2.Тема «сбережения народа» (реализации последовательной демографической политики) становится одной из ключевых составляющих российской социально-политической повестки во второй половине 2023 года, приобретая дополнительное значение с началом президентской кампании. Так, на упоминавшемся заседании Совета по нацпроектам Владимир Путин специально отметил сопряжение тем поддержки материнства и детства, с одной стороны, и продолжения работы по увеличению продолжительности жизни граждан — с другой.

Такой курс предполагает дальнейшее развитие мер по многосторонней поддержке системы здравоохранения. Например, в ходе состоявшегося в середине декабря 2023 года итогового заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова обратила внимание на реализацию пилотного проекта «Репродуктивное здоровье», в течение 2 лет охватывающего территории 7 пилотных регионов. При этом, как отметила вице-премьер, в 4 из 7 данных регионов в 2023 году замедлились темпы снижения численности родившихся детей в сравнении с показателями аналогичного периода 2022 года.

С 1 сентября 2023 года был запущен еще один пилотный проект, направленный на создание единой системы социальной и медицинской помощи женщинам, которые самостоятельно воспитывают детей,  и  полным семьям с детьми.

Но реализация демографической политики предполагает и более широкий круг мер по поддержке системы здравоохранения в регионах. Например, как отмечал Владимир Путин в августе 2023 года, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» с 2019 года введено около 3,6 тыс.  капитальных объектов, из них 3,5 тыс. — в первичном звене этой системы. Вероятно, дальнейшее развитие эта тема получит в рамках послания Президента Федеральному Собранию, которое должно быть оглашено в 2024 году.

3.После начала военной спецоперации существенное внимание Кремля было уделено формированию правовой базы для социальной защиты участников СВО и членов их семей (масштабную работу провела профильная Рабочая группа во главе с секретарем Генсовета «Единой России» Андреем Турчаком), а также реализации адресной поддержки таких граждан на местах. Здесь ключевую роль должен сыграть фонд «Защитники Отечества» — в ходе прошедшей в декабре 2023 года пресс-конференции, совмещенной с форматом «Прямой линии», Владимир Путин заявил о необходимости  расширить контроль этой организации за выделяемыми средствами.

Безусловно, этот курс будет продолжен (в проекте федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 года предусмотрено 29,4 млрд руб на финансирование государственного фонда социальной поддержки участников СВО) — вероятно, с дальнейшим расширением финансирования программ медицинской реабилитации нуждающихся бойцов (включая разработку новых медицинских технологий в этой сфере), а также обучения участников спецоперации, желающих получить новые гражданские специальности.

Меры адресной поддержки участников СВО и членов их семей в регионах помогают доработать механизмы, направленные на оказание помощи более широкому кругу социально уязвимых категорий граждан.

4.Другим важным вопросом на этом направлении становится регулярное повышение зарплат сотрудников бюджетных учреждений, что является важной мерой поддержки этой группы населения и одновременно — укрепления кадрового потенциала социальной сферы. Например,  вскоре после упомянутого заседания Совета по нацпроектам под председательством Владимира Путина премьер Михаил Мишустин 1 сентября 2023 года подписал распоряжение о выделении  более 30 млрд рублей из федерального бюджета и Резервного фонда правительства  на повышение заработной платы работников этой сферы.

5.В условиях реализации последовательных шагов Кремля по проведению новой индустриализации можно ожидать усиления внимания федеральных властей к безопасности труда. Так, вице-премьер Татьяна Голикова, в начале декабря 2023 года обращаясь с видеоприветствием к участникам 27-й Международной специализированной выставки и форума «Безопасность и охрана труда – 2023», отметила: за период  2007-2022 годов общее количество несчастных случаев на производстве снизилось в 2,6 раза – с 85 тыс. до 32 тыс., а количество погибших в результате несчастных случаев примерно в 3 раза – с 4,6 тыс. до 1,6 тыс.

Среди важных мер на этом направлении, запланированных на ближайшее будущее, можно выделить отмену с 1 января 2025 года устаревших типовых отраслевых норм по выдаче средств индивидуальной защиты, а также стимулирование создания и внедрения современных отечественных СИЗ. Но кроме этого — в рамках того же смыслового блока вполне можно ожидать в дальнейшем и разработки дополнительных программ в сфере охраны труда.

В перспективе 2024-2030 годов можно ожидать:

  • дальнейших шагов федеральных властей по дальнейшему внедрению цифровых технологий в социальной сфере;
  • возможного принятия дополнительных программ по развитию социальных учреждений как в новых регионах, так и в субъектах, граничащих с зоной СВО (для аналогии из экономической сферы — отметим поручение президента по созданию ОЭЗ «Шебекино» как один из сигналов об особом внимании к приграничным территориям);
  • дополнительного финансирования программ по раннему выявлению заболеваний, с чем также могут быть сопряжены новые меры социальной поддержки работников системы здравоохранения;
  • дополнительного усиления влияния полпредов в сфере контроля за реализацией социальных программ в регионах.

3.Неравенство в России: динамика, региональная дифференциация, перспективы сглаживания

 Как свидетельствует международный опыт, социальное неравенство может становиться вызовом не только для внутриполитической стабильности, но и для экономики. Недаром Владимир Путин в ходе Петербургского экономического форума в июне 2023 года сделал особый акцент на необходимости формирования экономики платежеспособного спроса.

При этом, как отметили, например, эксперты Банка России  в статье «Неравенство и экономический рост в России: эконометрические оценки зависимостей» для журнала  «Деньги и кредит» (№2 за июнь 2023 года), «увеличение ВВП с начала 2000-х годов сопровождалось снижением неравенства, причем в основном за счет увеличения доходов при слабой интенсивности перераспределения доходов от богатых домохозяйств к бедным».

Конечно, соотношение между разными социальными группами в российском обществе является примером острых дискуссий. Тем не менее, ряд данных позволяет выделить тенденции по сглаживанию социальных противоречий в нашей стране. Например, как уже отмечал гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов,  проанализировав данные Росстата, исследований  ФОМ и ВЦИОМ, данные и подсчеты Н. Е. Тихоновой, а также аналитические материалы,  доступные Агентству политических и экономических коммуникаций, доля «среднего класса» в российском обществе в период с 2007 по 2023 год увеличилась с 12% до 18%, «нижнего среднего класса» с 23% до 33%, а доля «низшего  класса», напротив, сократилась с 34% до 19%. На смену «пирамиде» как условной модели общества приходит «яйцо».

Безусловно, такие тенденции не отменяют необходимости дальнейших шагов государства по сглаживанию социального неравенства, в том числе между жителями разных регионов. Менее благоприятные социальные условия на уровне конкретного региона сокращают возможности по развитию малого и среднего бизнеса на таких территориях, ведут к оттоку из таких субъектов Федерации перспективных кадров (в частности, из учреждений социальной сферы), создают дополнительные вызовы в демографической сфере, а также проблемы в сфере национальной безопасности (например, в случаях, когда отток населения или острые социальные проблемы затрагивают геостратегические территории —  скажем, в пограничных районах или Арктической зоне).

Среди методов сглаживания социального неравенства, особенно активно реализуемых в России в последние годы, можно выделить:

1.Заключение социальных контрактов между органами соцзащиты и семьями либо отдельными гражданами, находящимися в сложной социальной ситуации. Этот механизм позволяет нуждающимся пройти переобучение и повысить квалификацию для поиска новой работы, получить возможности для реализации собственных бизнес-проектов, получить средства на развитие личного подсобного хозяйства, приобрести товары первой необходимости (в том числеодежду, обувь и школьные товары для детей). С 2020 года началось федеральное софинансирование этой программы для более чем 20 субъектов, а с 2021 года  по решению Владимира Путина поддержкой федерального центра смогли воспользоваться все регионы страны. Максимальный размер помощи для индивидуальных предпринимателей в рамках этой программы по ситуации на ноябрь 2023 года составил 350 тыс. рублей, а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, — 200 тыс. рублей.

Как отмечал в ноябре 2023 года глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в связи с обсуждением проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый  период 2025 и 2026 годов, действие программ социального контракта будет распространено на 900 тыс. человек.

2.Федеральный центр регулярно применяет меры для поддержки регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности. К обсуждению таких мер активно привлекаются представители регионов, например, в рамках мероприятий на площадках Госсовета. Например, в ходе заседания комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», состоявшегося в июле 2023 года, ее руководитель, губернатор Челябинской области Алексей Текслер напомнил о необходимости дополнительной поддержки регионов для того, чтобы субъекты могли не откладывать до конца года повышение зарплат сотрудников бюджетных учреждений в соответствии с нормами, которые были предусмотрены подписанной Владимиром Путиным 7 мая 2012 года группой Указов и получили дальнейшее развитие в более поздних нормативных актах.

Всего общий объем межбюджетных трансфертов регионам в соответствии с федеральным бюджетом на ближайшие 3 года составит 9 трлн. рублей, а объем дотаций субъектам на выравнивание бюджетной обеспеченности на этот период увеличен на 25,9% (к 2026 году этот показатель должен составить 1 078,6 млрд рублей). Поддержка регионам на выплату зарплат и увеличение МРОТ составит 108,1 млрд рублей.

3.Важным фактором развития социальной сферы сельских поселений стала госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий», реализация которой началась в России в 2020 году. По данным Минсельхоза, около четверти новых рабочих мест на селе, появившихся благодаря реализации этой программы,  были созданы именно в социальной сфере. При этом для реализации подобных мер привлекаются не только бюджетные средства, но и поддержка бизнеса. Как напомнила в мае 2023 года на встрече спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко с работниками социальной сферы села первый замглавы аграрного ведомства Оксана Лут, только по итогам 2022 года объем привлеченных внебюджетных средств в развитие сельской социальной инфраструктуры составил более 12 млрд рублей — и отмечается тенденция дальнейшего роста этого показателя.

Эта программа, а также ряд других мер федеральной поддержки и инициативы региональных властей создали возможности для развития социальной инфраструктуры сельских поселений, в том числе в небольших субъектах, значительная часть жителей которых заняты в сфере АПК. Например, власти Адыгеи в 2023 году направили на комплексное развитие сельских территорий 1,2 млрд руб, в том числе на строительство дошкольных учреждений. Социальные программы в этой республике являются примером активных шагов по решению кадровых проблем села — так, глава региона Мурат Кумпилов на совещании в конце ноября 2023 года вновь напомнил о  необходимости строительства домов для востребованных специалистов, необходимых для развития малых населенных пунктов.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что необходимо вести работу по повышению качества жизни на селе, задействовав и другие инструменты, помимо госпрограммы развития сельских территорий. Так, в мае 2023 года он напомнил, что в рамках 14 стратегических документов также созданы механизмы, направленные на поддержку внегородских населенных пунктов, в том числе затрагивающие социальную сферу.

4.Федеральная власть ведет постоянную работу по совершенствованию программ, направленных на поддержку граждан с ограниченными возможностями здоровья. Например, в ходе прошедшего в октябре 2023 года заседания профильной комиссии  под председательством советника президента Александры Левицкой были рассмотрены меры по развитию социальных программ в сфере реабилитации детей-инвалидов, в том числе с учетом реализации в 2022 и 2023 годах пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации детей-инвалидов в  Тюменской и Свердловской областях, а также по  организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2022 и 2023 годах.

11 декабря 2024 года распоряжением правительства был утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2023–2024 годы, согласно которому к  концу 2024 года при содействии профильных служб должны быть обеспечены работой не менее 70% трудоспособных инвалидов, обратившихся в центры занятости. Как подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова, уже до конца 2023 года регионы должны утвердить целевые показатели  приема таких граждан на работу, а затем вести мониторинг реализации задач.

В этой сфере со своими инициативами активно выступают регионы. Так, на прошедшем в сентябре 2023 года расширенном заседании президиума Госсовета о развитии рынка труда в России губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко призвал  ввести стимулирующие меры для работодателей по трудоустройству людей с ограниченными возможностями сверх установленных квот.

Факторы, которые способствуют росту доходов сотрудников ряда отраслей (например, работников предприятий, выполняющим гособоронзаказ или производящих товары двойного назначения в условиях спецоперации), также со временем могут способствовать более высокому уровню ожиданий таких групп по поводу социального характера государства. А это, в свою очередь, может актуализировать общественный запрос и на реализацию социальных программ для более широких слоев населения. Поэтому уже в 2024-2026 годах сохраняется вероятность разработки новых социальных проектов (как на федеральном  уровне, так и в экономически благополучных регионах), направленных в том числе на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом внимания Кремля к поддержке участников СВО, получивших тяжелые ранения в ходе боевых действий), а также семей с детьми и сотрудников бюджетных учреждений. 

  4. Вызовы будущего: как добиться устойчивого социального развития

 В течение ближайшего десятилетия Россия может столкнуться с целом рядом вызовов в социальной сфере, имеющих как тактический  (например, необходимость принятия дополнительных мер в связи с проведением военной спецоперации), так и стратегический характер (в том числе риск новых международных эпидемиологических вызовов, влияние глобальных процессов по старению населения в развитых странах, негативные последствия  демографических процессов 1990-х годов). Хотя целый ряд мер по реагированию на эти вызовы уже был предпринят руководством страны в предыдущие годы, в 2024-2030 годах  необходима дальнейшая комплексная работа по снижению влияния подобных рисков.

1.О рисках появления в мировом масштабе новых патогенов с еще более проблемным потенциалом, чем у COVID-19,  неоднократно заявляли эксперты и представители международных организаций. В частности, в мае 2023 года с подобным заявлением выступил гендиректор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус.

Вероятно, часть экспертов преувеличивает уровень подобных рисков. Тем не менее, превентивное реагирование на подобные вызовы становится важным аспектом национальной безопасности. Среди стратегически важных направлений такой работы — расширение сети и увеличение мощностей профильных учреждений здравоохранения (причем как в наиболее уязвимых для таких рисков городах, где расположены важные логистические узлы, так и в регионах, где уровень обеспеченности такими учреждениями был ограничен из-за ограниченных финансовых возможностей субъектов), а также наращивание технологического и научного потенциала, позволяющего в оперативном порядке разработать меры реагирования на подобные вызовы.

2.По прогнозам Росстата, за период до 2046 года доля пожилых граждан в стране может вырасти с 24% до 26,9%, достигнув 37,3 млн человек. Вызовы в этой сфере становятся дополнительным стимулом для подготовки необходимых кадров для работы в социальных и медицинских учреждениях, проработки дополнительных мер профилактики инфекционных заболеваний (именно пожилые люди оказались в зоне особого риска в период пандемии новой коронавирусной  инфекции), финансирования программ по борьбе, например, с онкологическими заболеваниями, учитывая, что связанные с ними риски также имеют особое значение для старших возрастных групп (так, Владимир Путин в ноябре 2023 года поручил Минздраву создать систему помощи онкологическим больным и  в новых регионах).

Кроме того, постепенное увеличение доли пожилых граждан будет мотивировать власти на разработку и продвижение комплексных программ, в рамках которых оздоровительный, образовательный и досуговый компоненты будут дополнять друг друга. В первую очередь такие проекты будут реализовываться в наиболее экономически благополучных регионах, но затем подобный опыт может быть задействован и на федеральном уровне. Среди подобных программ, реализуемых в настоящее время на уровне субъектов,, стоит выделить прежде всего «Московское долголетие», которая была инициирована мэром столицы Сергеем Собяниным в 2018 году и включает более 30 направлений активности для пожилых граждан.

3.Специалисты социального блока неоднократно напоминали о новых вызовах, связанных с влиянием демографических процессов 1990-х годов на текущую ситуацию. Например,  вице-премьер Татьяна Голикова обращала внимание на то, что из-за указанных процессов на 39%, или на 4,6 млн. человек сократилось количество женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, на региональном уровне выделяя кластеры с наименьшим суммарным коэффициентом рождаемости («Демографическая зима», «Юг России» и «Поволжье»).

 Разделение между зонами с высоким и низким уровнями рождаемости не сводится к разнице между наиболее проблемными регионами, например, Центрального Нечерноземья, и национальными республиками. Например, как отметила в ходе выступления в июле 2023 года на заседании Совета Федерации Татьяна Голикова, к субъектам, в которых уровень рождаемости высок и позволяет обеспечить естественный прирост населения, можно отнести не только Чеченскую Республику, Ингушетию, Дагестан, а также Республику Алтай, Якутию, Бурятию, но и Забайкальский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменскую область.

Позитивную динамику в сфере демографии в ряде экономически развитых северных регионов можно связать с инициативами по развитию не только социальных объектов для детей, но и спортивной инфраструктуры (например, в ЯНАО   на ближайшую перспективу запланировано строительство 16 спорткомплексов «Северный характер» для занятий единоборствами и силовыми тренировками), а также проактивной работы соцучрежедний и профильных чиновников по  упреждению проблемных ситуаций, в которые могут попадать многодетные семьи (особый акцент на подобных задачах сделал, например, губернатор Тюменской области Александр Моор в ноябре 2023 года в послании областной Думе «О положении дел в области и перспективах ее развития»).

Вероятно, в 2024-2030 годах федеральные власти сделают ставку на комплексный подход при решении демографических проблем, в том числе расширив финансирование программ жилищного строительства (включая сельские территории), а также культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры для детей и подростков — с сохранением особого внимания к развитию сети учреждений здравоохранения и образования, в частности, в экономически проблемных регионах.

4.Важным направлением работы в условиях санкций становится обеспечение технологического суверенитета страны в сфере производства продукции, необходимой для развития социальной сферы. Как отметила в июле 2023 года вице-премьер Татьяна Голикова, по итогам 2022 года существенный прирост по отношению к 2021 году (на 10,6%, с объемом производства 608 млрд. рублей)  продемонстрировала российская фармацевтическая промышленность. Еще в 2022 году в России была утверждена «дорожная карта» по локализации производства лекарственных препаратов, в которую включены 189 наименований, в рамках ее реализации отечественными компаниями уже в первые 1,5 года ее действия зарегистрированы 18 наименований подобной продукции, в том числе лекарств, необходимых для лечения инфекционных, онко — и сердечно-сосудистых заболеваний, а также ВИЧ-инфекции.

В 2024-2026 годах вероятно дальнейшее расширение масштабов замещения необходимой для социальной сферы иностранной продукции отечественными аналогами, причем не только в сфере медицинских технологий, но и в технологическом обеспечении деятельности социальных, образовательных, спортивных учреждений. Причем с высокой вероятностью этот тренд продолжится даже в случае смягчения санкционного давления.

5.Практически с самого начала российской военной спецоперации велась активная разработка социальных программ, ориентированных на участников СВО и членов их семей. Тем не менее в будущем завершение спецоперации  поставит новые задачи по социальной адаптации различных категорий участников СВО к жизни в гражданской сфере. Существенные шаги в этом направлении уже были сделаны в 2022-2023 годах. Тем не менее, значительное число участников СВО потребует и большего масштаба соответствующих мер в социальной сфере.

В перспективе 2024-2026 года необходимость реагирования на подобные вызовы потребует подготовки большего числа профильных специалистов (от профессионалов в сфере медицинской реабилитации до психологов), в том числе для моногородов и сельских районов, откуда было привлечено значительное число мобилизованных и добровольцев. Кроме того, после окончания СВО необходимость применения масштабных программ переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям увеличит нагрузку на региональные вузы и колледжи, что уже предполагает расширение инфраструктуры и технологическое переоснащение таких учебных заведений.

Новые вызовы в социальной сфере в 2024-2030 годах могут стать стимулами для:

разработки новых строительных технологий (с учетом задач по оперативному расширению соответствующей инфраструктуры),

усиления акцентов на производство отечественного  оборудования для медицинских, образовательных, социальных учреждений в рамках новой индустриализации,

расширения потенциала региональных вузов в отношении как подготовки кадров, так и проведения исследований (от разработки отечественных технологий до проведения исследований для оперативного выявления запросов наиболее социально уязвимых групп населения),

плотного внимания федерального центра к муниципальной повестке, в том числе для малых городов и сельских территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: