Отчет Дмитрия Медведева: ответ на общественный запрос и политический манифест


Подотчетность власти: общий принцип и уникальный формат  

9 июня 2021 года состоялось совместное заседание Высшего и Генерального Советов «Единой России», в ходе которого Дмитрий Медведев представил отчет о работе партии за прошедшие пять лет и выполнении программы, с которой она шла на парламентские выборы в 2016 году.

Идея постоянного мониторинга реализации предвыборной программы не является для «Единой России» новой. На федеральном уровне традиционно работает Комиссия по контролю за исполнением предвыборной программы партии, заседания которой проводились под председательством Дмитрия Медведева. Аналогичные мероприятия уже в 2017 году проходили и на уровне региональных отделений партии. При этом  выступление председателя «Единой России» в контексте подготовки к парламентским выборам-2021 имеет особое значение.

В период мирового экономического кризиса, вызванного пандемией, более скептическим стало отношение заметной части граждан к ярко выраженной популистской риторике и вырос общественный запрос на ответственность власти. Можно вспомнить реплику Владимира Путина на прошедшем в апреле 2021 года заседании Совета законодателей: «Коллеги, избегайте популизма. Это обман людей». Выступая с отчетом о работе партии парламентского большинства за пять лет, Дмитрий Медведев в инициативном порядке отвечает на этот общественный запрос, перехватывая повестку у оппозиции. Показательно, что председатель «Единой России» не избегал сложных и острых вопросов, затронув в своем выступлении, например, тему пенсионной реформы.

Отчет партии еще раз подчеркивает взаимосвязь между идеологическими принципами и направлениями внутрипартийного развития «Единой России» с общегосударственными задачами социально-экономического характера. Председатель партии назвал в качестве «наших базовых ценностей» «заботу о социальном благополучии человека, эффективную экономическую политику, уважение к личности», а  «главным принципом всей нашей деятельности» — ответственность перед обществом. При этом в рамках тем, которых в ходе своего выступления касался Дмитрий Медведев, внимание к муниципальной повестке в рамках законотворческой деятельности партии дополняется созданием новых социальных лифтов для перспективных кадров из регионов (от участия в праймериз до возможностей в рамках работы Высшей партийной школы и проекта «ПолитСтартап»). Развитие механизмов общественного контроля – мерами по усилению ответственности для высокопоставленных представителей партии. Владимир Путин, обращаясь к согражданам накануне общероссийского голосования по конституционным поправкам в июне 2020 года, заявлял о необходимости создания «эффективной власти, подотчётной обществу». Уникальный для российской политики формат отчета «Единой России» за пять лет работы нынешнего созыва Госдумы и двадцатилетия с момента создания партии развивает курс президента на повышение ответственности власти и одновременно отвечает требованиям текущей политической повестки, которая определит ход парламентской кампании 2021 года. 

Показательны данные исследования ВЦИОМ за 31 мая – 6 июня 2021 года. «Единая Россия» продемонстрировала самый существенный прирост поддержки среди парламентских партий. Ее поддерживало 30,6% респондентов, то есть на 0,9% больше, чем за предыдущую неделю, в то время как ЛДПР за тот же период получила прирост в 0,6% поддержки (10,8% в целом), «Справедливая Россия – За правду» — 0,3% (7,6% в целом), а рейтинг КПРФ снизился на 0,5% (до 12,7% соответственно). При этом «Единая Россия» продемонстрировала позитивную динамику поддержки и на более длительном треке – ее рейтинг, по данным ВЦИОМ, вырос с 29,1% 12-18 апреля (период подготовки к оглашению Послания Владимира Путина Федеральному Собранию) до 30,6% 31 мая – 6 июня 2021 гожа. При этом в конце мая – начале июня 2021 года наиболее резонансные мероприятия с участием представителей «Единой России» (подведение итогов праймериз и видеоконференция Владимира Путина с руководством партии и победителями предварительного голосования) по сути  строились вокруг тех же тем, что и отчет Дмитрия Медведева (курс на взаимодействие с регионами и вовлечение в политический процесс общественных активистов, социальная повестка и интенсивное инфраструктурное развитие). Таким образом, можно предположить, что уникальный формат отчета партии перед гражданами может усилить сформированный с участием президента месседж, а новым важным фактором его продвижения станет съезд партии, намеченный на 19 июня.

20 лет «Единой России»: стратегические решения 

«Единая Россия» была создана 1 декабря 2001 года. С тех пор происходило поступательное усиление ее роли как важного института – основной платформы для взаимодействия Владимира Путина с широкой общественной коалицией, на поддержку которой он опирается; структуры, осуществляющей независимый мониторинг реализации федеральных проектов на местах (показательна деятельность Мониторинговой группы Президиума Генсовета партии по контролю за исполнением нацпроектов); интеллектуального и экспертного центра, на площадках которого ведется подготовка и обсуждение значимых инициатив, конкретизирующих и развивающих предложения руководства страны или используемых президентом и правительством для реализации стратегических задач развития. В связи с этим стоит выделить несколько значимых направлений работы стратегического характера, которые реализовывались при поддержке партии в течение прошедших 20 лет.

Во-первых, поступательное внедрение информационных систем в практику работы органов власти (начиная с периода реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002-2010 годах вплоть до развития порталов госуслуг и создания Центров управления регионами). Фактически была выстроена система оперативного реагирования на обращения граждан и локальные проблемы. Недаром, характеризуя работу партии в наиболее сложные периоды пандемии, Дмитрий Медведев акцентировал внимание на следующей цели: «чтобы поддержку получили жители самых отдаленных территорий»,  что было бы сложнее сделать и отследить без внедрения практик, развитие которых оставалось в числе приоритетов партии в течение практически всех 20 лет с момента ее создания.

Во-вторых, инфраструктурное развитие страны. Так, с 2000 по 2018 годы протяженность автодорог общего пользования в России выросла в 2,6 раза — с 584,4 тысячи километров до 1529,4 тысячи километров. Вероятно, в 2022-2026 годах в этой сфере будет происходить усиление акцентов партии на решение подобных задач не только в рамках проектов федерального масштаба, но и на уровне конкретных муниципальных образований. Это полностью соответствует и представленным Владимиром Путиным, например, в январе 2021 года масштабным планам «по дорожному строительству и по «сшиванию» страны», предполагающим доведение 85% дорог до нормативного состояния к 2024 году в 105 крупнейших агломерациях страны, а к 2030 году – еще в 51 агломерации. Такие планы предполагают в том числе дополнительную ответственность региональных администраций по раннему выявлению и разрешению социальных конфликтов, которые могут возникать при реализации подобных проектов – а значит, и усиление роли «Единой России» как института независимого контроля за деятельностью  чиновников.

В-третьих, реагирование на вызовы, с которыми сталкивается общество в кризисных ситуациях (например, в период экономического кризиса 2008-2010 годов или на фоне пандемии коронавирусной инфекции в 2020-2021 годах). Фактически по мере усиления роли партии как значимого интеллектуального центра и платформы по формированию антикризисных мер происходит укрепление ее связи не только с федеральным, но и с региональным экспертным сообществом, вовлечение в орбиту ее влияния специалистов-практиков с мест, а также создание стимулов для их перехода на новый уровень участия в политическом процессе (вспомним об инициативе Андрея Турчака создать в Высшей партийной школе специальный образовательный модуль для врачей, намеренных попробовать себя в политике).

Предложенный Дмитрием Медведевым еще осенью 2020 года принцип «оставаться в мейнстриме, чтобы получать всю необходимую информацию от людей» позволяет партии стать ключевой платформой для обсуждения стратегических задач по развитию страны на перспективу до 2030 года и более отдаленный период в контексте региональной и даже муниципальной повестки, что с большой вероятностью будет стимулировать партию к созданию новых механизмов обратной связи с обществом, в рамках формирования которых недавний отчет председателя партии является знаковым событием.  

Программа-2016 и актуальная повестка 

Ключевым вопросом в ходе отчета Дмитрия Медведева стала реализация программы, с которой партия шла на выборы 2016 года («Успех каждого – успех России»). По сути председатель партии еще раз напомнил: даже вызовы, которые было сложно спрогнозировать 5 лет назад (прежде всего пандемия коронавирусной инфекции), не помешали работе «Единой России» по реализации намеченных ею стратегических задач по развитию страны. А многие инициативы в рамках именно этой предвыборной программы позволили создать дополнительные возможности для более мягкого прохождения самых сложных этапов недавней истории.

Одной из стержневых тем в выступлении Дмитрия Медведева ожидаемо стала социальная повестка. Перечисляя базовые для партии ценности, председатель «Единой России» в первую очередь назвал «заботу о социальном благополучии человека». Работа с этой проблематикой оценивались руководством партии с точки зрения не ситуативной повестки, а стратегических приоритетов. Например, анализируя работу партии по созданию условий для развития системы здравоохранения, Дмитрий Медведев затронул не только вопросы противодействия распространению коронавирусной инфекции, но и, например, подготовку мер по борьбе с онкологическими заболеваниями («в том числе – за счет создания современного российского медицинского оборудования и лекарств на уровне мировых стандартов»). Именно проблемы, связанные с лечением таких заболеваний в период мобилизации системы здравоохранения для решения задач в рамках борьбы с пандемией коронавируса, стали важной частью политической повестки многих государств. В предвыборной программе 2016 года вопросам развития системы здравоохранения был посвящен подробный раздел «Здоровое будущее», в рамках которого были поставлены задачи, например, по совершенствованию службы скорой медицинской помощи (в том числе по ежегодному обновлению ее автопарка и создаванию постов скорой помощи в сельской местности и отдаленных районах), формированию Национальных медицинских центров для оказания высокотехнологичной помощи пациентам, созданию новых механизмов контроля на фармацевтическом рынке. В комплексе с работой партии по анализу практики работы медицинских учреждений на местах (в том числе в рамках деятельности партпроекта «Здоровое будущее» и мониторинга реализации нацпроектов) это стало дополнительным фактором для усиления внимания федеральных властей к развитию первичного звена системы здравоохранения (одним из поворотных моментов  было проведение 31 октября 2019 года под председательством Владимира Путина расширенного заседания президиума Госсовета в Светлогорске по данной теме), что расширило возможности по оперативному реагированию системы власти на вызовы периода пандемии.

Значительный блок в отчете лидера партии был посвящен поддержке материнства и детства (одной из стержневых тем и в рамках посланий Президента Федеральному Собранию) – от продления до 2026 года действия программы материнского капитала и введения ежемесячных выплат нуждающимся семьям до мер в рамках развития льготной ипотеки. Таким образом, подчеркивается внимание партии к проблемам своего базового электората (уровень поддержки «Единой России» среди женщин, как правило, фиксируется на уровне выше среднего по аудитории в целом), но ведется и работа по расширению круга ее сторонников (в том числе за счет колеблющихся избирателей, например, из числа граждан среднего возраста, проживающих в крупных городах и административных центрах субъектов Федерации).

Эффективная экономическая политика, также обозначенная Дмитрием Медведевым в числе базовых направлений работы партии, для «Единой России» тесно взаимосвязана с решением социально значимых задач, в том числе на уровне регионов. Например, обновление парка школьных автобусов, которым партия занималась с 2016 года (за это время в регионы было поставлено более 9 тысяч единиц такой техники) – это стимулирование отечественного промышленного производства и в то же время важная мера для поддержки системы образования (концепция «инфраструктурного рывка», заявленная секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком в апреле 2021 года – новый значимый шаг в этом же направлении). Меры поддержки бизнеса в период пандемии (например, двукратное снижение социальных взносов для малого бизнеса и продление отсрочки по выплате кредитов для предпринимателей) принимались одновременно с новыми законодательными гарантиями для работников. В мае 2020 года именно по поручению Дмитрия Медведева была создана рабочая группа в рамках думской фракции «Единая Россия», приступившая к подготовке поправок в Трудовой кодекс. Другое значимое решение в этой сфере — работа по обновлению Закона о занятости. Примеры подобной комплексной работы по решению экономических и социальных проблем в период экономического кризиса можно найти, например, в рамках политики «Нового курса» Франклина Рузвельта. Во многом подобный подход был близок и европейским социал-консервативным партиям послевоенного периода. 

Важной темой в выступлении Дмитрия Медведева стали шаги партии по созданию механизмов общественного контроля в значимых для граждан сферах. Например, в связке с этой проблемой обсуждались вопросы развития комфортной городской среды. Председатель «Единой России» напомнил, что в рамках федерального партпроекта «Комфортная городская среда» было благоустроено около 55 тысяч общественных дворов и 20 тысяч общественных пространств. При этом важным инструментом, позволяющем гражданам лично участвовать в реализации проектов благоустройства, стал закон о «народном бюджетировании». Фактически «Единая Россия» выступает с собственной комплексной повесткой для муниципальных образований, что может стать одним из преимуществ ее кандидатов — в том числе в ходе ближайшей парламентской кампании. 

Общественный контроль и ответственность перед обществом – принципы, которыми «Единая Россия» предлагает руководствоваться не только органам власти, но и  крупному бизнесу. Дмитрий Медведев упомянул в этом контексте принятый в 2020 году закон, направленный на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, обязывающий корпорации в случае чрезвычайных экологических происшествий возмещать в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, гражданам и их имуществу. Также председатель партии напомнил о работе партии по закреплению в законодательстве права граждан на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды и обязанности предприятий предоставлять соответствующие сведения для публикации в открытых источниках. Частью этого направления работы стали принятые при поддержке партии решения по деофшоризации экономики, по борьбе с фирмами-однодневками,  а также введение уголовной ответственности за контрабанду и вывод финансовых средств Тема ответственности крупного бизнеса с высокой вероятностью найдет  отражение и в «Народной программе» партии, общественное обсуждение которой активно ведется в данный момент на уровне региональных, местных и первичных отделений партии.

В целом же «Единая Россия» заранее реагирует на ожидаемое усиление общественного запроса на более жесткий контроль за бюрократией и топ-менеджментом госкорпораций, который обычно возрастает в периоды восстановительного роста экономики, фактически задавая контуры повестки не только для парламентской кампании, но и на перспективу 2022-2024 годов. 

Трансформация партии: предвосхищая вызовы 

Зачастую именно консервативные партии оперативнее реагируют на новые тренды и вводят новые практики на этапе, когда общественный запрос на них только начинает формироваться. В российской политической системе основным драйвером перемен остается Владимир Путин. Для «Единой России»,  являющейся основной платформой консолидации его сторонников, это было важным стимулом для трансформации партийных институтов и доработки программы по мере изменений в «путинской» общественной коалиции и включении в ее состав новых социальных групп (например, представителей волонтерского движения). Можно выделить несколько ключевых аспектов работы партии, вызванных этими процессами.

Во-первых, усиление социальной повестки в деятельности «Единой России». Причем не только на уровне инициатив в сфере социального и трудового законодательства или продвижения тем, связанных с поддержкой экономически проблемных территорий, но и в сфере взаимодействия партии с социально ориентированными НКО. Такое сотрудничество сыграло особую роль на первых этапах пандемии весной 2020 года (когда, по выражению Дмитрия Медведева, «Единая Россия» не ушла на самоизоляцию») и фактически заложило основы для формирования новых каналов обратной связи между федеральным центром и общественностью из регионов. С учетом активного участия представителей этой среды в праймериз 2021 года можно ожидать усиления роли общественников в ходе региональных и муниципальных кампаний партии, как минимум, в 2022-2026 годах (до очередных выборов в Госдуму), а также постепенной корректировки образа партии, что позволит ей эффективнее работать с антибюрократической повесткой и избирателями крупных городов.

Во-вторых, более выраженным стал акцент на проблемах субъектов Федерации и муниципальных образований — в том числе с учетом стратегии  «разворота в регионы», анонсированной Андреем Турчаком вскоре после назначения исполняющим полномочия секретаря Генсовета осенью 2017 года. По сути частью этого тренда является и постоянная работа над совершенствованием института предварительного голосования, также упомянутого в отчете Дмитрия Медведева («мы – единственная партия, которая не кулуарно определяет своих кандидатов, а советуется с людьми, проводит процедуру праймериз»). Происходит «погружение» в локальную проблематику с участием федерального руководства партии. Можно вспомнить, например, состоявшуюся в апреле 2021 года рабочую встречу Андрея Турчака с вице-премьером Маратом Хуснуллиным, в ходе которой обсуждались вопросы городского благоустройства.

В-третьих, продолжается выстраивание системы общественного контроля за высокопоставленными членами партии. Недаром Дмитрий Медведев в своем выступлении упомянул о деятельности Комиссии по этике, которая «при необходимости принимает решения об исключении из рядов партии, если считает поступок аморальным,….несмотря на ранг и статус партийца». Эта комиссия была сформирована в декабре 2018 года по решению XVIII съезда партии. При этом уже на начальных этапах работы этой структуры были созданы инструменты для максимального вовлечения общественности в решение проблем. Например, в апреле 2019 года на официальным интернет-сайте партии был создан раздел «Онлайн-обращение», при помощи которого любой гражданин может направить имеющиеся у него вопросы в комиссию (как отмечал в связи с этим замсекретаря Генсовета партии Евгений Ревенко, «каждый, кто стал свидетелем недостойного, по его мнению, поведения члена или сторонника партии, может заполнить несколько простых граф, которые позволят сформировать обращение»). За период работы комиссии по ее представлению были исключены из партии ряд высокопоставленных фигур, в том числе замминистра промышленности и торговли Дмитрий Овсянников и глава Чувашии Михаил Игнатьев. Оба чиновника после этого лишились своих постов и в системе власти. Таким образом, Комиссия по этике стала дополнительным механизмом общественного контроля за чиновниками, механимом включения федерального руководства партии в работу с региональной и муниципальной повесткой, а также (на перспективу) механизмом усиления взаимодействия между партией и общественными активистами (включая волонтеров и представителей социально ориентированных НКО).

В-четвертых, активизация работы партии в межвыборный период и усиление ее роли в качестве генератора общественно значимых инициатив, впоследствии поддерживаемых президентом и правительством. Отметим, например, прошедшее в мае 2021 года под председательством Владимира Путина совещание по вопросам реализации отдельных положений послания Федеральному Собранию, на котором секретарь Генсовета партии выступал сразу вслед за главой государства и премьером. Или роль «Единой России» в продвижении темы масштабной газификации регионов – здесь одним из ключевых моментов стало совещание, состоявшееся в августе 2020 года с участием представителей партии, а также профильных ведомств.

В 2022-2026 годах, вероятно, будет наблюдаться дальнейшая корректировка образа партии (с учетом вовлечения «Единой Россией» в орбиту своего влияния волонтеров, представителей малого бизнеса и молодежи), активизация ее работы с электоратом крупных городов, усиление ее роли в региональной политике Центра и выстраивании инструментов контроля за реализацией стратегических инициатив Владимира Путина на местах.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: