Народная программа «Единой России»: год исполнения, направления развития и контуры контроля
Народная программа «Единой России» была утверждена на втором этапе предвыборного съезда партии 24 августа 2021 года. Она стала результатом масштабной дискуссии, в которой приняли участие около 2,5 млн. человек. При этом около 10 лет назад «Единой Россией» был предложен принципиально новый – не ситуативный, а стратегический — подход к работе с программными документами, включавший изменение законодательства, системное исполнение и контроль. В июне 2021 года на совместном заседании Высшего и Генерального советов «Единой России» выступил с подробным отчетом о реализации документа. Такого рода отчеты проводились и на уровне региональных отделений «Единой России».
Вопреки доминировавшим в России в 1990-2000-е годы политическим традициям, для «Единой России» программа стала не одним из фоновых элементов предвыборной кампании, служащим для ситуативной коммуникации с медийным и экспертным сообществом и создания единичных информационных поводов в период избирательной кампании, но принципиальной основой для постоянного взаимодействия с локальными сообществами и укрепления каналов обратной связи с гражданами, регулярного мониторинга региональных проблем, проактивной работы с социальной и антибюрократической повесткой.
1. Программные вызовы и работа над программой
То, что принципиальный и инструментальный подход к работе с программой был принят именно «Единой Россией», традиционно использовавшей на регулярной основе новые политические практики для взаимодействия с избирателем, было вполне предсказуемо. Яркий пример — проведение предварительного внутрипартийного голосования, «праймериз». Впервые это произошло в 2007 году, а с 2009 года процедура стала обязательной для выдвижения кандидатов на выборах различных уровней. Партия неоднократно подтверждала роль особого политического института, значение которого не ограничивается только периодом предвыборной кампании.
Дополнительное усиление роли «Единой России» в межвыборный период 2016-2021 годов (на более ранних этапах – в рамках независимого контроля за реализацией нацпроектов и подготовки законодательных инициатив, в том числе с целью антикризисного реагирования, на более поздних – с учетом выхода на новый уровень взаимодействия с волонтерским движением) стало очевидным драйвером для перехода к качественно новому уровню работы партии с ее программой.
Народная программа «Единой России» включает 294 положения, реализация которых была предусмотрена на период с 2021 по 2025 год. При этом уже на этапе обсуждения документа предполагалось, что он будет регулярно дополняться и после завершения парламентских выборов 2021 года — с учетом наказов избирателей. По состоянию на вторую половину 2022 года было реализовано 72 положения документа, в том числе принято 166 нормативных актов, включая 11 указов президента (неоднократно учитывавшего инициативы «Единой России» при выработке подходов к решению ключевых социально-экономических задач), 30 федеральных законов, 102 акта правительства (на уровне как премьера Михаила Мишустина, так и руководства федеральных ведомств, находящегося в постоянном контакте с партией).
В августе 2022 года на заседании рабочей группы по подготовке изменений в Народную программу «Единой России» было заявлено о подготовке 80 новых предложений, которые должны войти в документ. Затрагиваются сферы образования, здравоохранения, строительства, ЖКХ, а также всех направлений помощи Донецкой, Луганской народным республикам, Херсонской и Запорожской областям (на этом акцентировал особое внимание секретарь Генсовета партии, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак). С учетом новых задач по поддержке граждан в условиях санкционного давления, помощи семьям военнослужащих (в том числе призванных в рамках частичной мобилизации), работы с новыми регионами, новых целей в сфере импортозамещения и инфраструктурного развития ожидается внесение новых дополнений в документ в декабре 2022 года.
Несмотря на всплески тревожности населения в условиях новых вызовов (в том числе в сфере безопасности) в течение осени, «Единая Россия» смогла сохранить высокий уровень общественной поддержки, заданный еще в начале нового этапа патриотической консолидации в конце февраля – начале марта 2022 года. Например, по данным ВЦИОМ, рейтинг партии в период с конца сентября по начала ноября 2022 года оставался стабильным, оставаясь в диапазоне от 40,4 до 41,6%. Показательно, что по оценкам социологических служб рост рейтинга «Единой России» наблюдался и в периоды, когда общественная тревожность возрастала – так, по данным и ВЦИОМ, и ФОМ один из пиков роста рейтинга был зафиксирован 2 октября 2022 года (41,6% и 46% по версии каждого из поллстеров соответственно). Очевидно, партия большинства смогла оперативно и гибко реагировать на новые вызовы, быстро перехватывать социальную и антибюрократическую повестку, а содержательная основа для этого была задана Народной программой.
В конце 2022 – первой половине 2023 года можно ожидать:
1.Усиления общественного запроса на стабильность и внимание к социальной и региональной повестке. В этой ситуации ставка «Единой России» на последовательную реализацию инициатив, представленных ею в рамках Народной программы еще в период парламентской кампании 2021 года, с большой вероятностью может стать ее значимым конкурентным преимуществом.
2. Сопряжения запросов на возвращение «повестки мирного времени» с мобилизационным подходом к реализации заявленных инициатив, оперативному переходу от деклараций к конкретным, хотя бы предварительным результатам их осуществления (ярко выраженные проявления этого тренда наблюдались уже в ходе губернаторских кампаний 2022 года). В таких условиях одобрение граждан может получить усиление контроля за реализацией Народной программы.
3. Дальнейшего возрастания роли муниципальной повестки и локальных сообществ (что также повлияло уже на избирательные кампании 2022 года). В этой ситуации особую роль приобретают как усилия партии по вовлечению общественных активистов на местах в контроль за реализацией Народной программы, так и содержательная сторона документа, в котором существенное внимание уделено, например, городскому благоустройству, поддержке сельских территорий, экологической проблематике, вопросам социальной газификации.
4. Усиления роли женщин в общественной жизни (в том числе с учетом необходимости постоянного взаимодействия властей с семьями мобилизованных). Безусловно, эта активность не будет сводиться исключительно к социальной повестке, но все равно будет заметно с ней связана. Народная программа партии содержит значимый социальный блок. Это создает дополнительные поводы для партии по взаимодействию с женщинами, которые будут приходить в региональную и муниципальную политику или просто активнее вести общественную деятельность.
- Концепция инфраструктурного рывка: новый этап реализации
Ключевые инициативы «Единой России», обсуждавшиеся в ходе предвыборной кампании 2021 года, касались инфраструктурного развития, в том числе масштабного строительства социальных объектов. Их логика была задана в представленной в апреле 2021 года Андреем Турчаком концепции «инфраструктурного рывка», повлиявшей как на президентские инициативы в этой сфере, так и на Народную программу). Примечательным стал и акцент партии на газификации. Эту тему задолго до старта парламентской кампании развивал Дмитрий Медведев. Практические шаги «Единой России» в 2022 году позволили продемонстрировать избирателю, что для партии внимание к этим темам носило не предвыборный, а долгосрочный характер.
Контроль за реализацией программ социальной газификации в регионах остается одной из основных составляющих в рамках рабочих поездок Андрея Турчака по регионам (например, в ходе посещения им Астраханской области в начале ноября 2022 года). В рамках этой программы в целом было принято около 650 тыс. заявок от граждан, при этом «Единая Россия» в 72 регионах добилась выделения скидок или компенсаций льготникам на покупку газового оборудования и подведения газопроводов к жилым домам. По инициативе партии в регионах для контроля над реализацией программы были созданы штабы по газификации, которые возглавили губернаторы.
Вопросы инфраструктурного развития стали приоритетными для партии и при обсуждении проекта федерального бюджета на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов, в рамках которого представители «Единой России» призвали увеличить на 8 млрд рублей финансирование программы комплексного развития сельских территорий (показательно активное взаимодействие по этому вопросу представителей партии и руководства Минсельхоза во главе с Дмитрием Патрушевым), что позволит подключить к централизованному газоснабжению 40 тыс. домовладений дополнительно, а также произвести ремонт и строительство коммунальной инфраструктуры — в частности, обеспечив еще 65 тыс. человек в малых населенных пунктах качественной питьевой водой.
Партия добилась закрепления в проекте федерального бюджета финансирования в объеме более 224,5 миллиардов рублей строительства новых школ в 2023-2025 годах (в соответствии с приоритетами Народной программы предполагается строительство до конца 2024 года 1300 таких объектов в регионах; в перспективе ближайших 5 лет запланировано проведение реконструкции не менее 7300 школ).
В проекте федерального бюджета изначально было предусмотрено выделение 34,6 млрд рублей на благоустройство дворов и общественных пространств, 2,4 млрд рублей – на создание спортивных площадок, 14,6 млрд рублей — на ремонт ДК и музеев, 5,3 млрд рублей — на модернизацию почтовых отделений в регионах. «Единая Россия» добилась выделения дополнительных средств на закупки новых машин скорой медицинской помощи для регионов, а также современных мобильных медицинских комплексов.
Инфраструктурные инициативы партии становятся важным фактором поддержки индустриальных регионов: от центров автопрома (в рамках закупок школьных автобусов, автомашин скорой помощи и обновления парка общественного транспорта на местах) до производителей газового оборудования. Мы вновь наблюдаем пример стратегии партии, позволяющей социальные инициативы превратить в драйвер восстановительного экономического роста, во многом действуя в духе «Нового курса» Рузвельта. К политическим аспектам такой политики можно отнести существенное смягчение последствий санкционного кризиса для индустриальных центров, что становится фактором национальной безопасности в условиях производства на многих таких предприятиях продукции, значимой для снабжения российской военной группировки в зоне спецоперации.
2. Социальные приоритеты: проект бюджета и «мобилизационная» повестка
По данным опроса Левада-центра (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) от 22 — 28 сентября 2022 года, различные задачи в социальной сфере назвали приоритетными не менее 45% респондентов. 14% заявили о необходимости «повышать зарплаты, пенсии, уровень жизни», 9% — «решать социальные проблемы, заботиться о населении», по 5% — «развивать медицину, здравоохранение, делать медицину доступной» и менять подходы к системе образования и вести строительство школ.
«Мобилизационная» повестка не оттеснила, а напротив, усилила внимание общества к социальной проблематике. Главным бенефициаром этого общественного запроса остается «Единая Россия» — в том числе благодаря последовательной реализации Народной программы.
В практической сфере это нашло отражение при обсуждении партией проекта федерального бюджета на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. Благодаря поправкам «Единой России» объем финансирования социальных статей вырос на 59 млрд рублей.
С социальными нуждами связана реализация значительной части статей федерального бюджета, обусловленных Народной программой «Единой России». Всего на финансирование этих статей было заложено около 2,3 трлн. рублей в 2023 году и примерно по 3 трлн. — в 2024 и 2025 годах.
При этом на поддержку нуждающихся семей с детьми в соответствии с проектом федерального бюджета будет направлено более 3,5 трлн. рублей, 35 млрд. рублей – на федеральное финансирование выплат по социальным контрактам, позволяющим гражданам получить до 350 тысяч рублей на открытие собственного дела и до 200 тысяч рублей — на ведение личного подсобного хозяйства. В систему социальных контрактов по состоянию на начало ноября 2022 года было вовлечено около 2 млн. россиян. На развитие системы медицинской реабилитации – 100 млрд рублей, на модернизацию и развитие первичного звена здравоохранения в 2023 и 2024 годах — по 90 млрд. рублей, а в 2025 году — 133,3 млрд. рублей.
Реализация Народной программы партии позволила сформировать дифференцированную систему социальных проектов и инициатив, которые формируют позитивную повестку как для сотрудников бюджетных учреждений (благодаря расширению финансирования здравоохранения и образования), так и для максимально широкой аудитории, ориентированной на ярко выраженную патерналистскую роль государства, включая представителей старших возрастных групп и родительского сообщества, для которых особенно значимы, например, вопросы доступности и оснащения медицинских учреждений.
При этом примером взаимосвязи между социальной и экономической политикой становится практикам применения социальных контрактов, позволяющая оказать поддержку инициативным нуждающимся гражданам, в том числе проживающим в сельской местности и малых населенных пунктах. В 2023 году можно ожидать более интенсивного обсуждения новых социальных программ под эгидой партии – в том числе с вовлечением в такие дискуссии представителей волонтерского движения и профессионального сообщества (например, медицинских и педагогических работников) на местах.
3.Новая политика развития: технологический суверенитет и другие акценты
Уже в первоначальной редакции Народной программы было отмечено, что устойчивость российской экономики обеспечивается «несмотря на беспрецедентное внешнее давление и санкции». С февраля 2022 года давление на Россию со стороны западных держав и их союзников дополнительно возросло. Тем не менее меры по реагированию на подобные вызовы, заложенные в Народной программе «Единой России», позволяют не только существенно смягчить влияние на нашу страну западных санкционных мер, но и задать позитивную повестку для индустриальных и научно-исследовательских центров, а также представителей бизнеса, что имеет и важное политическое значение — с учетом традиционно более высокого уровня протестных настроений среди научно-технической интеллигенции и предпринимателей.
Еще в конце октября 2022 года координатор федерального партийного проекта «Выбирай свое» Сергей Морозов напомнил, что в рамках взаимодействия правительства и «Единой России» был создан перечень из 162 проектов по критическим направлениям импортозамещения на период до 2030 года. При этом в проекте федерального бюджета на 2023 год уже было зарезервировано 5 млрд руб. на реализацию подобных проектов. Это может создавать позитивные ожидания как минимум у более оптимистично настроенной и лояльной властям общественности в ключевых научно-образовательных и индустриальных центрах — в том числе тех, где в 2023 году пройдут губернаторские кампании (например, в Самарской, Нижегородской, Новосибирской областях).
В сфере поддержки малого и среднего бизнеса знаковым становится решение президента о продлении моратория плановых проверок для предпринимателей до конца 2023 года, что вполне соответствует и предложениям, высказанным представителями «Единой России». Показательным стало выступление Дмитрия Медведева на партийном форуме «Предпринимательство в новой экономической реальности» (май 2022), в ходе которого председатель «Единой России» призвал «постараться родимые пятна бюрократии и административного гнета в экономике в максимальной степени снять», добавив, что в условиях усилившегося внешнеполитического давления излишнее административное давление на предпринимателей «просто губительно».
Добиваясь снижения административной нагрузки на бизнес, партия создает не только условия для сохранения рабочих мест (в том числе на малых и средних предприятиях, с которыми связана значительная часть сферы обслуживания), но и повод для конструктивных дискуссий с предпринимателями, что вполне может способствовать увеличению их доли среди участников праймериз в 2023 году. Такой подход со временем может привести к расширению круга спикеров, выступающих от имени партии по вопросам поддержки экономики — за счет включения в него новых специалистов-практиков из регионов.
В 2023 году можно ожидать новых инициатив партии по стимулированию регионального бизнеса, решающего задачи по снабжению необходимой экипировкой и оборудованием российской военной группировки, действующей в зоне проведения военной спецоперации, усиления роли партии по выстраиванию каналов коммуникации между предприятиями в регионах (особенно тех, где уровень взаимодействия губернаторов с федеральным центром недостаточно отлажен) и федеральными ведомствами, формированию новых федеральных программ по поддержке индустриальных центров.
- «Экология для жизни»: общественная активность, экономические факторы
В ходе Единого дня голосования 2023 года не менее трети регионов, где должны пройти губернаторские кампании и не менее половины субъектов, где состоятся выборы в заксобрания, можно отнести территориям с повышенной ролью экологической проблематики в местной повестке (среди них – Красноярский, Забайкальский край, Архангельская, Иркутская, Кемеровская области, Башкирия). Соответствующий тематический блок в Народной программе («Экология для жизни»), напрямую упоминая проблемы конкретных промышленных центров (например, вредные выбросы и проблемы качества атмосферного воздуха, в том числе в Братске, Красноярске, Новокузнецке, Норильске, Омске и Чите), работает и с более широкой проблематикой, которая и в новых условиях может быть актуальна как для широкой общественности (в том числе. в административных центрах регионов), так и для наиболее социально и экономически активных групп граждан.
1.Российские оппозиционные политики рассматривают экологическую повестку прежде всего как повод для взаимодействия с локальными протестными группами, в то время как «Единая Россия» уделила особое внимание сопряжению экономической и экологической проблематики. Так, в апреле 2022 года под ее эгидой был запущен партпроект «Зеленая экономика», среди приоритетов которого – поддержка промышленных предприятий, активно инвестирующих в экологические проекты, энергосберегающие технологии, внедрение возобновляемых источников энергии, использование новейших материалов и технологий в строительстве и ЖКХ, а также создание правовой базы для мер по стабилизации обстановки в сфере угрозы возникновения природных пожаров, защите населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от подтоплений, повышению эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Фактически «Единая Россия» работает как с вопросами реагирования на чрезвычайные ситуации (что приобретает особое политическое значение с учетом доминирования подобных тем в федеральной повестке значительную часть летнего периода в 2021-2022 годах), так и над формированием дополнительных возможностей по привлечению инвестиций в регионы (что создает дополнительную основу для работы партии с наиболее амбициозными представителями регионального бизнеса).
2. Партия уделяет особое внимание по работе в рамках экологической повестки не только с ярко выраженной протестной, но и с лояльной аудиторией. Особое значение приобретает работа по решению локальных экологических проблем деятелями «Единой России» на местах. Например, в Белогорске Амурской области в середине сентября 2022 года под эгидой партии стартовала акция по сбору пришедших в негодность автопокрышек с придомовых территорий «Избавь свой город от старых шин» (ее инициатором стал депутат заксобрания от «Единой России», региональный координатор партпроекта «Чистая страна» Александр Башун). В рамках акции со дворов города было вывезено около 400 старых шин. Такие мероприятия только на первый взгляд кажутся фоновыми. Фактически же партия таким образом ведет работу по решению проблем, на которые особое внимание обращают представители старших возрастных групп и родительского сообщества, то есть важнейших сегментов ее базового электората, при этом укрепляя и сеть своих первичных отделений. Которые постоянно находятся на связи с населением и работают с локальной повесткой в регулярном режиме.
3. Реализуя и развивая экологические тезисы Народной программы, партия решает не только чисто электоральные, но и стратегические задачи, формируя законодательную базу для реагирования на долгосрочные вызовы. Так, председатель комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин (федеральный координатор партпроекта «Чистая страна») в ноябре 2022 год напомнил, что в ближайшие месяцы нижняя палата парламента планирует обсудить законопроект о системе мониторинга многолетней мерзлоты. Как отметил Кобылкин, «установление такой системы позволит оперативно предупреждать всевозможные экологические риски. Также в рамках создаваемой в настоящее время Минэкономразвития России национальной системы мониторинга парниковых газов мы сможем отслеживать их влияние на экосистему Арктики».
Это еще одно подтверждение того, что партия плотно работает с арктической повесткой, которая, судя по регулярному вниманию к ней Владимира Путина, может стать одной из значимых составляющих президентской кампании 2024 года. Таким образом, дополнительно укрепляется роль «Единой России» как одного из ключевых интеллектуальных центров существующей политической системы, разрабатывающей инициативы не только по кризисному реагированию, но и по долгосрочному планированию федеральной политики в отношении стратегически значимых регионов.
4. «Единая Россия» традиционно поддерживает инициативы, направленные на вовлечение общественности в решение социально значимых проблем, в том числе в экологической сфере. Так, Госдума в ноябре приняла в первом чтении законопроект о повышении статуса общественных инспекторов по охране окружающей среды, внесенный в июне группой депутатов от «Единой России». Документ предполагает сокращение в три раза (с 30 рабочих дней до 10) сроков рассмотрения материалов, которые общественные инспекторы направляют в органы госнадзора, а также дает таким гражданам возможность присутствовать при проведении органами государственного надзора выездного обследования, а также при открытом рассмотрении органами государственного экологического контроля дел об административных правонарушениях.
Очевидно продолжение более широкого тренда на повышение статуса общественных инициатив и структур общественного контроля (вспомним, например, последовательную работу партии по продвижению «народного бюджетирования»). Усиливается связь «Единой России» с наиболее активной частью локальных сообществ, что позволяет партии как вовлекать их в свою орбиту (в том числе в рамках кадрового обновления на уровне первичных отделений и при проведении праймериз), так и перехватывать протестную повестку.
В целом, в конце 2022 — 2023 году в рамках реализации экологического блока Народной программы дополнительное внимание может быть уделено индустриальным регионам (отметим, например, уже принимаемый при поддержке партии правительственный законопроект, устанавливающий требования по установке систем автоматического контроля источников выбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), решению экологических проблем в сфере утилизации твердых бытовых отходов, оздоровлению крупнейших рек и защите арктических территорий с вовлечением в решение таких задач активных общественников на местах, включая молодежь (с учетом повышения внимания властей к молодежной политике в течение 2022 года).
5.Контроль за реализацией программы: «партийные десанты» и региональные инициативы
Благодаря максимально широкой сети первичных отделений, доминированию в большинстве представительных органов власти различных уровней, избранию секретарями многих региональных отделений действующих губернаторов, постоянной работе с активными общественниками на местах «Единая Россия» выстроила несколько контуров контроля за реализацией Народной программы, одновременно перехватывая антибюрократическую повестку и демонстрируя свои возможности по мониторингу реализации ключевых президентских инициатив. Это становится дополнительным фактором, который может усилить роль партии как в рамках президентской кампании-2024, так и в работе с новыми регионами.
1. В рамках контроля за проведением работ на объектах, строящихся в регионах в рамках Народной программы, регулярную работу по мониторингу ситуации ведут депутаты от «Единой России» всех уровней, а также партийные активисты и представители сотрудничающих с ней общественных организаций. В фокусе внимания партии в рамках такой работы находятся прежде всего детские и спортивные объекты, проведение работ в сфере городского благоустройства, а также медицинские учреждения, в том числе в сельской местности (например, «партийный десант» в Новосибирской области не так давно проинспектировал строительство фельдшерско-акушерского пункта в селе Волчанка, который — после завершения работ — будет обслуживать около 600 человек, в том числе граждан предпенсионного и пенсионного возраста). Такой мониторинг позволяет партии эффективно реагировать на недоработки при проведении строительства (в том числе, реагируя на жалобы местных жителей), заставляя подрядчиков оперативно их исправлять.
2. Региональные отделения партии разрабатывают собственные методы для мониторинга реализации Народной программы. Так, в ходе состоявшейся в октябре 2022 года рабочей встречи Андрея Турчака с секретарем Самарского регионального отделения партии, губернатором региона Дмитрием Азаровым обсуждались результаты работы созданной местными специалистами интерактивной системы «Народная программа», позволяющей обычным гражданам, заходя на специализированный сайт, регулярно отслеживать ход реализации документа в конкретных муниципальных образованиях, связаться с ответственным депутатом на любом этапе строительства или реконструкции того или иного объекта. На конец октября 2022 года в систему было внесено уже более 5,4 тыс. объектов «Народной программы», по которым ведутся работы только в этой области. Систему планируется внедрять и в других субъектах Федерации.
3.Для контроля за строительством наиболее значимых социальных и спортивных объектов под эгидой партии создаются специальные рабочие группы. Например, при посещении депутатом Госдумы Сергеем Боярским Тамбовской области в августе 2022 года было анонсировано создание такой группы с участием активных местных жителей и волонтеров для контроля за строительством плавательного бассейна в южной части административного центра региона. Такие группы включают не только местных деятелей, но и федеральных кураторов проектов, а также партийцев из других регионов (Боярский, например, руководит отделением партии по Санкт-Петербургу), что также позволяет быстрее выявлять злоупотребления и недоработки со стороны застройщиков на местах и более объективно оценивать ситуацию.
Политическая повестка 2023 года, которая в значительной мере будет ориентирована на президентскую кампанию-2024, усилит запрос на мониторинговые мероприятия в регионах и контроль за работой чиновников на местах. Кроме того, необходимость инвестиций в восстановление и развитие новых регионов будет предполагать не только федеральный контроль, но и общественный интерес к результативности реализации таких задач, в том числе с учетом прямого шефства ряда субъектов над населенными пунктами в ДНР и ЛНР. Методы мониторинга, отработанные партией в ходе контроля за реализацией Народной программы, позволят быстрее выйти на осуществление этих задач, в случае с новыми регионами вовлекая в эту деятельность местную активную общественность. А в рамках будущей президентской кампании – формируя устойчивый и многочисленный пул волонтеров, которые смогут оперативно включиться в работу, уже сейчас создавая основы региональной повестки этой кампании.