Москва перед новыми вызовами: политика Собянина в условиях «повышенной готовности»


С началом проведения частичной мобилизации в регионах введены дополнительные меры обеспечения безопасности в зависимости от оценки текущих рисков. Главы субъектов наделены расширенными полномочиями по поддержанию общественного порядка. На федеральном уровне создан Координационный совет (КС) для обеспечения потребностей Вооруженных сил страны при проведении специальной военной операции во главе с премьер-министром М. Мишустиным. В заседании КС принимал участие мэр Москвы С. Собянин. В рамках специальной комиссии Госсовета за ним, в частности, закреплены обязанности по координации вопросов с мерами безопасности в субъектах РФ. Таким образом, власти Москвы теперь обеспечивают синхронизацию процессов по обеспечению СВО во всех регионах и находятся в постоянных контактах с Минобороны. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности в приграничных регионах – например, в них уже ведется строительство оборонительных военных сооружений (этот процесс также находится на контроле координационных структур во главе с С. Собяниным). Несколько лет назад аналогичный координационный совет на уровне правительства создавался для борьбы с вызовами пандемии коронавируса.

Всего в новых условиях президентом определено четыре уровня готовности: максимальный  уровень реагирования (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области), средний уровень реагирования (приграничные с Украиной российские регионы), уровень повышенной готовности (регионы Центрального и Южного федеральных округов) и уровень базовой готовности (все остальные). В Москве введен повышенный уровень готовности. Режим подразумевает принятие дополнительных мер безопасности (возможности ограничения движения транспортных средств, развитие практик гражданской обороны, усиленная охрана общественного порядка), поддержание устойчивости экономики, защита от чрезвычайных ситуаций. Заметных для жителей изменений в городе, как и прогнозировал мэр С. Собянин, не произошло.

СВО и частичная мобилизация: действия властей и реакция граждан

Частичная мобилизация завершилась в Москве в середине октября. Мобилизационные пункты прекратили работу. Власти Москвы заявили, что основные поставленные задачи выполнены. До начала частичной мобилизации в регионах создавались отдельные «именные» батальоны. Мэр Москвы С. Собянин отмечал в сентябре, что в зоне СВО действовало три добровольческих батальона из Москвы: «Донской», «Георгиевский» и «Маршала Катукова». Принимались решения о дополнительных мерах поддержки добровольцев и членов их семей. После проведения мобилизации можно выделить несколько ключевых направлений работы: непосредственные усилия по обеспечению СВО, в том числе поддержка мобилизованных и их семей, и участие в восстановлении присоединенных территорий, помощь беженцам и временно эвакуированным/перемещенным гражданам.

С 1 октября 2022 года в Москве начал работу Центр поддержки семей мобилизованных. Помимо материальных выплат, центр оказывает содействие родственникам военнослужащих по разным вопросам, включая, например, внеочередные зачисления в учебные заведения (для детей), организацию социального обслуживания на дому (для пожилых родственников), поиск работы, оказание юридической и психологической помощи и др. Оказание подобной помощи организовано в двух форматах: с одной стороны, люди могут сами напрямую обращаться в центр; с другой стороны, городские службы параллельно ведут «проактивную» работу по выявлению родственников мобилизованных и без их заявлений могут применять к ним определенные льготы (например, горячее питание в школах для детей, продленка).

В процессе мобилизационных мероприятий, как и практически везде, фиксировались нарушения. Властям города удалось оперативно разрешить все возникающие вопросы по мобилизации: при столичных военкоматах создавались специальные группы по рассмотрению жалоб, были открыты другие каналы (горячая линия) передачи информации о спорных случаях. Мэр Москвы С. Собянин сообщал, что после вмешательства городских служб военкоматы  неоднократно отзывали ошибочно направленные повестки.

Власти Москвы приняли ряд общих мер поддержки мобилизованных и их семей.

  1. Для призванных в рамках частичной мобилизации в Москве будет назначена дополнительная выплата в размере 50 тысяч рублей в месяц. Родственники мобилизованных могут получить выплаты в ускоренном порядке в формате адресной социальной помощи. Меры социальной поддержки распространяются как на москвичей и граждан России, так и на иностранцев.
  2. Сняты процедурные ограничения при предоставлении детских пособий семьям мобилизованных москвичей. По упрощенному порядку назначение ежемесячных пособий будет осуществляться без оценки уровня имущественной обеспеченности семьи, без учета доходов семьи, без оценки сумм денежных средств, поступивших на банковские счета (вклады) членов семьи.

Контекст СВО формирует специфику столичных публичных событий и праздников. Так, недавно принято решение все доходы от праздничных мероприятий (большинство из них были бесплатными, но на некоторые продавались билеты) Дня народного единства с 4 по 7 ноября направить на помощь жителям новых регионов. Сейчас ведутся активные общественные дискуссии относительно допустимости проведения массовых праздничных мероприятий, приуроченных к разным событиям. Решение по акциям 4-7 ноября принято в пользу праздника, но сбалансировано его патриотической спецификой и гуманитарным характером. Ранее, в конце августа, С. Собянин заявлял, что «спецоперация объединила людей», имея в виду высокий уровень поддержки российских вооруженных сил.

Одновременно в городе постоянно работают штабы по сбору гуманитарной помощи в рамках акции «Москва помогает». Сеть штабов постоянно расширяется. Волонтерское движение в Москве в последние месяцы заметно активизировалось вокруг темы поддержки жителей новых регионов и фронта. Координация волонтерской деятельности ведется через ресурс «Мосволонтер», где представлен целый ряд направлений работы — помимо непосредственно задач обеспечения СВО.

Впоследствии ожидается, что помощь в восстановлении новых регионов приобретет более системный характер, но на данный момент формат участия Москвы в этом процессе только определяется. Официальных заявлений на долгосрочную перспективу городские власти пока что не делали. Так или иначе, пока продолжаются военные действия, сохраняется высокий уровень неопределенности. В то же время надо отметить, что в середине октября правительство Москвы одобрило проект закона «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Несмотря на кризисные тенденции в связи с проведением СВО и санкционным давлением, бюджетом предусмотрено плановое финансирование основных городских программ.

Устойчивость экономики: система Собянина  

Мэр Москвы С. Собянин создал и лично возглавил Комиссию по повышению устойчивости экономики города в условиях санкций еще в начале весны 2022 года, когда западные стран интенсифицировали процесс принятия новых санкционных пакетов. С тех пор российская экономика в целом адаптировалась к новым вызовам, что, разумеется, не отменяет текущих и долгосрочных рисков. Комиссия занимается разработкой мер реагирования и поддержки бизнеса и граждан. В рамках комиссии созданы специальные штабы под руководством заместителей мэра, которые занимаются отдельными направлениями работы: транспорт, инфраструктура, социальная сфера, ЖКХ, культура, торговля и другие. Системная политика по снижению негативных последствий санкционного давления подразумевает прежде всего сохранение рабочих мест, поддержку граждан и бизнеса, создание условий для развития импортозамещения.

С целью стабилизации рынка труда в апреле мэрия Москвы инициировала программу поддержки работников и сотрудников, находящихся под риском увольнения. Реализация программы предполагает организацию временных и общественных работ, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников компаний, сталкивающихся с угрозой потери работы. На программу выделено 3,36 млрд рублей. По текущим оценкам, на эти средства можно создать 58 тысяч рабочих мест. Выделяются следующие направления:

  • Создание временных рабочих мест означает, что компании могут нанимать сотрудников (например, под определенные проекты или сезонные работы), которые на своих основных рабочих местах были переведены в простой или на сокращенный рабочий график, отправлены в отпуск без сокращения заработной платы. Масштаб господдержки (субсидий) зависит от количества нанимаемых работников.
  • Организация общественных работ предполагает господдержку в случае, если компания нанимает граждан из числа безработных или ищущих работу для социально-полезной деятельности. Гранты правительства Москвы частично покрывают затраты на заработную плату, страховые взносы.
  • Обучение сотрудников промышленных предприятий ориентировано на те компании, которые стремятся сохранить занятость сотрудников, переведенных в простой или в другие форматы, ставящие их в уязвимую социальную позицию без формального увольнения/сокращения. Московские власти готовы компенсировать затраты на обучение сотрудников под текущие потребности компании, чтобы сохранить их на рабочих местах. Обучение можно проходить как в профильных государственных институциях, так и в специальных «корпоративных университетах».

Для реализации задач в рамках ключевых направлений этой работы внедряются различные вспомогательные практики. Например, предприятиям предлагают содействие по открытию рекрутинговых центров на столичных площадках службы занятости («Моя работа»), при центрах занятости организуются открытые массовые наборы для оперативного подбора сотрудников. Особый акцент делается на трудоустройстве молодых людей до 30 лет. Для того, чтобы работодателям было легче ориентироваться в том, на какие гранты они могут претендовать, создан специальный «Навигатор мер поддержки».

Власти Москвы проводят системную политику поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Весной утвержден план мероприятий по стабилизации экономики, который охватывает все отрасли и все время расширяется. В части поддержки бизнеса антикризисные меры включают, например, расширение возможностей льготного кредитования, в том числе для малого и среднего бизнеса; снижение ставки по льготным кредитам для предприятий реального сектора экономики и строительной отрасли (на фоне роста ставок по коммерческим кредитам); отсрочку платежей по аренде городского имущества и земельных участков и мораторий на повышение арендных ставок; предоставление субсидий на профподготовку сотрудников; компенсацию затрат на патентование изобретений и полезных моделей; гранты на развитие сетей общественного питания; гранты на поддержку киноиндустрии и многое другое. Для строительной отрасли большое значение имело урегулирование вопроса с предоставление банковских гарантий.

Правительством Москвы при взаимодействии с бизнесом еще в период активной борьбы с пандемией создан Центр поддержки экономики, представляющий собой также автоматизированную онлайн-платформу по подбору мер поддержки в зависимости от индивидуальных параметров предприятий и организаций. В новых условиях, когда вводятся и постоянно обновляются дополнительные механизмы господдержки, деятельность Центра приобретает особую значимость.

С необходимостью более форсированного продвижения политики импортозамещения московские предприятия столкнулись еще после первой серьезной волны западных санкций в 2014 году. С тех пор наработан определенный опыт в этой сфере. Импортозамещение в Москве имеет свою специфику.

Так, с целью стимулирования импортозамещения впервые стала применяться практика заключения офсетных соглашений, которая впоследствии распространилась и в других российских регионах. Офсетное соглашение как общемировая практика подразумевает, что поставщик берет на себя определенные инвестиционные обязательства перед заказчиком (возвратные инвестиции), составляющие часть от суммы контракта. Следовательно, заинтересованные в получении крупных контрактов поставщики впоследствии инвестируют в локализацию и модернизацию производства в стране заказчика. В случае Москвы речь идет о том, что инвесторы соглашаются открывать в городе новые производства в обмен на гарантии долгосрочного сотрудничества. До сих пор было подписано пять таких контрактов (производство лекарств, медицинских изделий, детского питания). Общая сумма инвестиций оценивается в 12,9 млрд рублей. В рамках нового плана стабилизации экономики, принятого в марте, практика подписания офсетных контрактов была распространена на все сферы городского хозяйства.

Значительный резонанс имели сообщения о том, что в декабре этого года планируется запустить завод по производству автомобилей «Москвич». Это стало  символом продвижения по пути импортозамещения в автопроме и одновременно устойчивости перед западным давлением. В первые месяцы после принятия новых пакетов санкций в российском автопроме наблюдались кризисные тенденции. Завод «Москвич» будет организован на прежних производственных мощностях Renault Россия с сохранением всего трудового коллектива. Ключевым партнером выступает «Камаз».

Новые вызовы связаны со спецоперацией, в том числе с мобилизационными мероприятиями, и усилением западных санкций. На власти Москвы также были возложены обязанности по координации мер безопасности во всех регионах России. Очевидна высокая институционализация всех практик через специальные городские координационные центры: Центр поддержки семей мобилизованных, Центр поддержки экономики, различные информационные порталы типа ресурса «Мосволонтер». В части поддержки мобилизованным, помимо дополнительных выплат, предпринимаются усиления по оперативному снятию процедурных ограничений по получению помощи и расширению возможностей социальной поддержки родственников. В области стабилизации экономики основными направлениями работы стали поддержание рынка труда, поддержка граждан и бизнеса и развитие импортозамещения. Развитие Москвы демонстрирует благоприятную динамику: новые вызовы не приводят к кардинальному пересмотру  плановых городских проектов, которые продолжают реализовываться.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: