Московские муниципальные выборы-2022: новая патриотическая мобилизация и новая городская повестка
1. Москва: муниципальные выборы и федеральные тренды
11 сентября 2022 года в 125 из 146 муниципальных образований Москвы должны состояться выборы в Советы депутатов местного уровня. Безусловно, повестка муниципальных выборов определяется локальной и региональной проблематикой в большей степени, чем федеральной. Тем не менее на повестку кампании по выборам столичных муниципальных депутатов в 2022 году повлияли и тенденции общенационального масштаба.
Фактор новой патриотической мобилизации, обусловленной российской военной спецоперацией на Украине, привел к росту поддержки власти населением — в том числе населением Москвы. Например, по данным исследования «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) от 11-20 июня 2022 года, 60% столичных респондентов заявили о хорошем и очень хорошем впечатлении о деятельности Владимира Путина (в апреле 2021 года среди опрошенных тем же центром в Москве их было около 40%) и только 13% — о плохом или очень плохом.
На этом фоне снизилась интенсивность критики в адрес системы власти со стороны парламентской оппозиции. Усилилось размежевание между парламентской оппозицией и радикальными либеральными группами в связи с разными взглядами на спецоперацию (что не исключает полностью, но все же снижает вероятность повторения сценария кампании по выборам в Мосгордуму 2019 года, когда на результаты кандидатов от КПРФ и «Справедливой России» повлияли и голоса либеральных избирателей). Произошел отъезд части радикальных деятелей из страны, а также привлечение ряда активистов и действующих муниципальных депутатов подобной ориентации к административной и уголовной ответственности за использование экстремистской символики и дискредитацию Вооруженных сил России, что привело к сокращению кадрового резерва для радикальных либеральных групп. Размежевание внутри оппозиционной среды по поводу отношения к спецоперации может заметно усилить риски не только для партий, но и для команд кандидатов, сформированных вокруг узнаваемых политиков, если они хотя бы частично ориентировались на либеральную аудиторию. Можно отметить, например, критику, которой подвергся со стороны либеральной общественности политик правых взглядов Роман Юнеман (сообщалось о выдвижении в муниципальные депутаты 56 кандидатов, связанных с организацией «Общество. Будущее», лидером которой он является), ранее поддержавший признание Россией ДНР и ЛНР.
Влияние санкционного кризиса на столичную экономику по состоянию на июль 2022 года оказалось более мягким, чем прогнозировали некоторые экспертов в конце февраля – начале марта 2022 года. Уже по данным опроса, проведенного 13-16 апреля 2022 года в Москве исследовательской группой Russian Field (в период демонстрируемой, например, в ходе дискуссий в соцсетях заметной тревожности многих граждан по поводу внешнеполитических вызовов), 72% респондентов выразили уверенность в способности властей справиться с негативными экономическими последствиями антироссийских санкций. Показательно, что по данным вышеназванного опроса «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), 52% столичных респондентов в июне 2022 года заявили о хорошем или очень хорошем впечатлении от деятельности мэра Москвы Сергея Собянина и только 14% — о плохом или очень плохом. Таким образом, в рамках не только федеральной, но и региональной повестки сформировались факторы, создающие благоприятные условия для предвыборной кампании кандидатов «Единой России».
Более долгосрочным трендом является развитие в России практики дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Опыт предыдущих избирательных кампаний, проходивших с применением ДЭГ, показал, что оно способствует повышению явки избирателей. Так, если на думских выборах 2016 года этот показатель по Москве составил 35,2%, то в 2021 году, когда было применено ДЭГ, уже 50,3%. При этом на муниципальных выборах 2017 года в Москве явка составила 14,82%. Вероятно, вовлечение в процесс голосования более широких слоев лояльной и неполитизированной колеблющейся аудитории за счет использования электронного голосования может способствовать снижению представительства оппозиционных сил в Советах депутатов ряда муниципальных образований.
- Общегородская повестка: ответ на санкционный кризис
В период санкционного кризиса дополнительно возросла публичная роль региональных властей. Для Москвы характерна оперативность и высокая эффективность реагирования на вызовы, связанные с новыми экономическими рисками. Заметно прямое участие в формировании антикризисной стратегии Сергея Собянина, возглавившего Комиссию по повышению устойчивости развития экономики в столице в условиях санкций. Можно выделить несколько ключевых направлений работы городских властей, в рамках которых мэрии города удалось на ранней стадии добиться снижения тревожности и протестных настроений горожан.
1. Власти города последовательно проводили политику по импортозамещению в сфере продовольственного снабжения города и усилению потенциала Москвы в сфере АПК. Как отметил несколько месяцев назад заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, доля отечественного продовольствия занимает около 80% столичного рынка. Российскую продукцию город закупает у 75 субъектов Федерации, при этом за прошедшие 5 лет объемы производства пищевых продуктов в самой Москве выросли на 41%. На долю столичных производителей на рынке Москвы приходится 66% колбас, сосисок и сарделек, 23% мясных полуфабрикатов, 45% хлеба и хлебобулочных изделий, 15% макаронных изделий. По оценке представителей экономического блока столичного правительства, около 240 уже существующих городских предприятий пищевой промышленности в случае их работы только для московских потребителей смогли бы обеспечить до 60% потребности горожан в продуктах питания; уже к 2024 году данный показатель планируется увеличить до 70%. Стратегия московских властей в этой сфере позволила существенно уменьшить тревожность граждан по поводу продовольственного снабжения города, особенно на ранних этапах санкционного кризиса (в конце февраля – марте 2022 года), когда подобные темы обсуждались в соцсетях особенно активно.
2. Мэрия Москвы за прошедшие 10 лет существенно расширила потенциал города в сфере производства лекарственных препаратов, продолжая реализацию подобных мер и после прохождения пика пандемии коронавирусной инфекции. Так, по сравнению с 2020 годом объем производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, вырос в Москве на 67,7%. Этими предприятиями в 2021 году было отгружено товаров на 345,2 млрд. рублей, что почти вдвое превысило показатели предыдущего года. Столичные власти проводят последовательную политику по поддержке инвестпроектов в этой сфере (например, на территории особой экономической зоны «Технополис «Москва» в Зеленограде). Кроме того, столичные власти выступили с собственной повесткой для представителей старших возрастных групп и граждан, страдающих хроническими заболеваниями, что способствовало снижению протестных настроений в этих средах.
3. Политика мэрии столицы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на фоне ухода из России западных кампаний помогла избежать роста социальной напряженности в городе, прежде всего среди молодежи и лиц среднего возраста. При этом власти Москвы использовали диверсифицированный подход, оказав поддержку и крупным предприятиям, и малому и среднему бизнесу. Так, одним из наиболее резонансных решений московских властей в сфере антисанкционной политики, принятых весной 2022 года, стал переход столичного завода Renault в собственность города и анонсирование выпуска на этом предприятии автомобилей под брендом «Москвич» (несколько лет назад сообщалось, что на заводе работало более 4400 сотрудников). Правительством Москвы был создан Кадровый центр, задачей которого стало сохранение трудовых коллективов городских предприятий, иностранные владельцы которых объявили о завершении или приостановке работы в России. Была запущена масштабная программа адаптации сотрудников к новым рабочим местам, в рамках которой предприятия и организации, которые массово трудоустроили высвобождающихся работников, смогли получить бюджетные субсидии на эти цели. Кроме того, кредиты по льготной ставке были выделены предприятиям малого и среднего бизнеса, работающим в сегменте массового спроса. Совместно с «Федеральной корпорацией были по развитию малого и среднего предпринимательства» в столице реализуется программа льготного кредитования на инвестиционные цели, ориентированная на предпринимателей данного уровня, работающих в сфере науки, промышленности и инновационных технологий (они смогут получить кредиты в размере до 300 млн. рублей по ставке 7% годовых — более чем в три раза ниже рыночных).
4. Была расширена программа поддержки наиболее социально уязвимых граждан. Сергей Собянин принял решение выделить дополнительно 7 млрд. рублей на оказание адресной социальной помощи жителям столицы, что способствовало поддержанию спроса на товары малых и средних предприятий, а значит, сохранению рабочих мест в этом сегменте. Фактически власти города предложили позитивную повестку для социальных групп, за поддержку которых «Единая Россия» традиционно конкурирует с ключевыми партиями парламентской оппозиции (прежде всего с КПРФ).
5. Санкционный кризис не помешал реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов, значимых как для представителей старших возрастных групп и семей с детьми (для поездок общественным транспортом по городу и за его пределы), так и для столичного бизнеса (с точки зрения расширения потенциального круга клиентов, например, для предприятий общественного питания и розничной торговли в районах, транспортная доступность которых повышается). Например, продолжилось строительство Большой кольцевой линии столичного метрополитена. Кроме того, до конца 2022 года планируется открытие 10 станций Московских центральных диаметров (3 новых и 7 после реконструкции).
Опираясь на значительный опыт работы в кризисных ситуациях (после введения западных санкций в 2014 году и в период пандемии), мэрия Москвы смогла предложить горожанам позитивную повестку, которая позволила не допустить роста протестных настроений и появления тем для масштабных акций протеста. Это способствует мобилизации лояльного электората и ограничивает рост поддержки оппозиционных кандидатов в ходе муниципальной кампании. Шаги столичных властей в сфере импортозамещения и противодействия безработице сформировали запас прочности для сохранения социально-политической стабильности в городе и укрепления на уровне Москвы общественной коалиции, сформировавшейся на федеральном уровне вокруг Владимира Путина, в случае новых санкционных и иных «внешних» рисков во второй половине 2022 года.
- «Единая Россия» в Москве: сбалансированная повестка
Московское городское отделение «Единой России» выдвинуло наибольшее число кандидатов среди партий, участвующих в столичной муниципальной кампании (1417 в 125 районах). При этом партия в рамках своей деятельности накануне и на старте предвыборной кампании предложила избирателям сбалансированную повестку, в которой сочетаются темы федерального, городского и локального уровня.
Маркером особого внимания федеральной руководства партии к столичной муниципальной кампании стало выступление на предвыборной конференции регионального отделения «Единой России» секретаря Генсовета «Единой России», первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака. Можно обратить внимание и на деятельность руководителя Московского отделения партии, вице-спикера Госдумы Петра Толстого, традиционно работавшего как с федеральными, так и с локальными темами (например, в рамках защиты прав москвичей при реализации программы реновации).
Общегородская составляющая в рамках предвыборной повестки, выдвигаемой партией, в значительной мере связана с программой «Мой район», предложенной Сергеем Собяниным в ходе выборов мэра в 2018 году. Кроме того, важную роль в формировании предвыборной повестки партии в рамках муниципальной кампании стала Народная программа, с которой «Единая Россия» выходила на парламентские выборы 2021 года. Наконец, на городскую предвыборную программу «Единой России» оказали влияние праймериз по отбору кандидатов. В них приняли участие 4632 человека, при этом только 39% победителей предварительного голосования составили действующие депутаты. Значительное обновление корпуса кандидатов от «Единой России» оказало влияние и на предвыборную программу партии. В целом партией в рамках подготовки к выборам было собрано около 47 000 наказов от москвичей.
Можно выделить несколько тем, которые могут стать наиболее перспективными для партии и ее кандидатов в ходе муниципальной кампании:
1. Контроль за реализацией программ городского благоустройства, в том числе с привлечением муниципальных депутатов, активистов Молодой гвардии «Единой России» и волонтеров. Тема может быть близка представителям старших возрастных групп и родительского сообщества на уровне районов.
2. Противодействие криминальным структурам – на этом фокусируется партпроект «Безопасная Столица». В качестве одного из недавних примеров такой деятельности можно привести антинаркотический рейд, который активисты отделения «Единой России» в Восточном округе провели в районе Соколиная Гора. В рамках мониторинга активисты партии обнаружили и устранили два десятка надписей с рекламой наркотических и психотропных веществ.
3. Мониторинг качества работ по капитальному ремонту, а также проведению реновации в столице. Тематически пересекаются с этой задачей и вопросы контроля за качеством ремонта студенческих общежитий – данную ситуацию отслеживают представители Молодой гвардии «Единой России» и волонтерских организаций (на подобные темы обращал внимание, например, руководитель отделения молодежного крыла партии в столице Александр Лебедев).
4. Организация каналов обратной связи между мэрией и жителями города по развитию транспортной инфраструктуры. Например, заместитель руководителя региональной общественной приемной партии, муниципальный депутат Денис Карлов принял обращение от инициативной группы горожан с просьбой решить проблему с заторами, возникающими при выезде на Щелковское шоссе с Щелковского проезда. В результате партии удалось добиться принятия необходимых мер со стороны Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.
После завершения муниципальных выборов возможно формирование в Советах депутатов более широких коалиций вокруг «Единой России» — благодаря взаимодействию партии с частью самовыдвиженцев. В таком статусе баллотируются в депутаты местного уровня многие представители движения «Мой район» (сообщалось о выдвижении кандидатов, связанных с этой организацией, в 18 муниципальных округах).
Можно ожидать значительного расширения представительства «Единой России» в Советах депутатов муниципальных образований столице (на муниципальных выборах 2017 года кандидаты от партии получили 1153 мандата). При этом — с учетом регулярного обновления депутатского корпуса партии по результатам праймериз — вполне вероятно, что муниципальные выборы 2022 года позволят выявить перспективные кадры, которые получат шанс стать кандидатами от «Единой России» на выборах в Мосгордуму в 2024-м и Госдуму в 2026 году. Кроме того, нынешняя кампания может стать важным этапом повышения роли партии в контроле за реализацией региональных и федеральных программ (в том числе реновации), способствуя укреплению ее позиций в рамках подготовки к выборам мэра города в 2023 году и региональной составляющей президентской кампании 2024 года.
4. Оппозиционные силы: сохранение размежевания и рост конкуренции за избирателя
Кроме консолидации заметной части колеблющегося электората вокруг «Единой России» на фоне спецоперации, проблемой для оппозиционных сил в столице остается дефицит кадров, возросшая конкуренция за колеблющийся электорат, а также отсутствие (по крайней мере на старте кампании) общегородским тем, которые могли бы стать существенным фактором мобилизации протестного электората.
По итогам предвыборных конференций ключевых оппозиционных партий наибольшее количество кандидатов на муниципальные выборы выдвинула КПРФ (984), заметно меньше «Справедливая Россия – За правду» (626), «Новые люди» (580), ЛДПР (381) и «Яблоко» (229). После значительного роста интереса со стороны новых политиков к участию в муниципальной кампании в 2017 году в 2022-м наблюдался отказ от выдвижения на выборах целого ряда действующих депутатов.
Можно выделить несколько тем городской повестки, на которых фокусируются ключевые оппозиционные игроки. Это доступность социальных, в том числе медицинских, учреждений (внимание к теме проявляют в первую очередь КПРФ и «Новые люди»), экология и сохранение зеленых зон (КПРФ, «Яблоко», в меньшей степени – «Новые люди»), городское благоустройство (КПРФ, «Яблоко»).
При этом представители «Яблока» по-прежнему делают существенный акцент на вопросах федеральной повестки (прежде всего в связи с фактором спецоперации), что будет находить понимание у их ядерного электората, но препятствовать расширению базы поддержки кандидатов от партии за счет колеблющихся избирателей. В зависимости от федеральной повестки вполне возможно как сохранение подобных акцентов в рамках предвыборной кампании этой партии, так и дополнительного роста внимания «яблочников» к социальной и экологической проблематике (одним из ключевых общегородских спикеров «Яблока» по этим темам традиционно оставался депутат Мосгордумы Сергей Митрохин). Против партии играет отъезд за рубеж части ее активных сторонников, а также политическая апатия многих представителей либеральной среды, усилившаяся после февраля 2022 года.
КПРФ традиционно делает акцент на социальной проблематике, пытаясь использовать темы, которые принесли ей политические очки в ходе парламентских выборов 2021 года. Можно отметить, например, запрос депутата Госдумы от КПРФ Сергея Обухова главе правительства Михаилу Мишустину по поводу возможности отмены всех ковидных ограничений, принятых в период пандемии. Коммунисты также поднимают ряд вопросов, традиционно близких их ядерному электорату. Например, КПРФ выступала против открытия филиала «Ельцин-центра» в Москве (в акции по этой теме, состоявшейся в начале июля, приняли участие глава фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин, депутат Госдумы от партии Денис Парфенов и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов).
Определенные ожидания в кампании «Справедливой России – За правду» были связаны с приходом на пост руководителя столичного отделения партии депутата Госдумы, известного политтехнолога Дмитрия Гусева. Однако перестановки были сделаны лишь незадолго до старта кампании. Кроме того, активность Гусева отвлечена на федеральную повестку и ситуацию в Краснодарском крае, с которым он работает в рамках своей парламентской деятельности.
«Новые люди» сделали ставку на работу с локальными сообществами — например, запустив проект соседских телеграм-чатов «Новый район» и проведя при участии своих кандидатов и сторонников ряд мероприятий на уровне районов по местной проблематике (касающихся экологии, доступности объектов здравоохранения, по вопросам ЖКХ и проведения капремонта). Партия сделала ставку на выдвижение в качестве кандидатов как активистов с минимальным политическим опытом, так и муниципальных депутатов, известных в протестной среде на уровне своих районов. Тем не менее фактором риска для партии остается мобилизация сторонников: достаточно заметно недоверие к ней в либеральной среде. При этом и часть колеблющейся аудитории может оказать поддержку более узнаваемым кандидатам и представителям «старых» парламентских партий.
Традиционным для Москвы становится участие в выборах не только представителей партий, но и команд кандидатов, сформированных вокруг локальных лидеров общественного мнения. Разные кандидаты одной и той же команды могут баллотироваться как от партий, так и в качестве самовыдвиженцев (можно отметить уже упомянутое выше «Общество. Будущее» Романа Юнемана, для которого базовым является ряд территорий ЮЗАО или, например, сторонников главы МО Тверской Якова Якубовича). Сформированы ряд оппозиционных платформ, предполагающих взаимодействие между кандидатами. Среди них, например, «ВыДвижение» (проект был основан выступившим с критикой российской военной спецоперации на Украине экс-кандидатом в депутаты Госдумы Михаилом Лобановым и муниципальным депутатом либеральных взглядов Александром Замятиным) или «Принципиальная команда» (объединившая ряд действующих муниципальных депутатов, экологических и социальных активистов). Для политического будущего ключевых фигур в таких проектах имеют значение итоги кампании по регистрации кандидатов, которые с ними связаны. В случае, если реализуется сценарий с заметным снижением представительства оппозиции в Советах депутатов на фоне хотя бы частичного сохранения позиций такими командами, наиболее системные из локальных лидеров, вокруг которых такие команды сформированы (прежде всего не выступившие в качестве жестких критиков внешнеполитической линии России), вероятно, смогут сохранить определенное влияние в оппозиционной среде в преддверии выборов в Мосгордуму в 2024 году и частично — выборов мэра в 2023-м.
Вероятным остается сохранение размежевания между либеральным и социал-консервативным сегментами столичного электората на фоне разницы в подходах этих сил к оценке спецоперации на Украине. Это будет как минимум затруднять создание широких протестных коалиций вокруг команд кандидатов даже там, где это было бы потенциально возможно. Ряд преимуществ на фоне снижения интереса общественности и СМИ к локальной повестке имеют кандидаты от старых партий с устойчивым электоральным ядром и большим опытом выстраивания сетей поддержки на местном уровне (прежде всего представители КПРФ и «Яблока»). Однако против «яблочников» и кандидатов-самовыдвиженцев либерального толка может сработать заметная демобилизация соответствующего сегмента электората.
5. Территориальная специфика: зоны протестного голосования
По итогам муниципальной кампании 2017 года «Единая Россия» и ее сторонники добились доминирования в Советах депутатов 88 муниципальных образований, в 5 партия парламентского большинства и ее оппоненты получили примерно равное число мандатов, в 24 (а также в Щукино по итогам выборов 2016 года) большинство мест получили представители оппозиционных сил, а в 7 оппозиция добилась абсолютного доминирования. Тогда в зону ярко выраженного протестного голосования вошли целый ряд территорий Центрального, а также некоторые муниципальные образования Юго-Западного, Западного, Восточного, Северо-Восточного, Северного административных округов.
В 2022 года вероятна корректировка географии протестного голосования на муниципальных выборах в столице по сравнению с аналогичной кампанией 2017 года. Это может быть связано с личностным фактором – ослаблением позиций или неучастием в выборах некоторых локальных лидеров общественного мнения, вокруг которых формировались оппозиционные команды кандидатов 5 лет назад, а также, напротив, с избранием в Госдуму и Мосгордуму ряда оппозиционных деятелей, которые могут оказать поддержку представителям своих команд на муниципальных выборах. Можно с уверенностью предполагать, что в Советах депутатов целого ряда протестных муниципальных образований представительство оппозиционных сил существенно снизится.
«Единая Россия» по итогам муниципальной кампании может усилить свои позиции по целому ряду территорий, возможно, получив больший прирост поддержки в районах за пределами Центрального округа. При этом вполне вероятно и расширение представительства партии по ряду традиционно протестных территорий — в том числе в ЦАО и ЮЗАО.
У КПРФ пока не очень велики шансы добиться доминирования в каком-либо из Советов депутатов муниципальных образований Москвы. Численность команд кандидатов, идущих на выборы от этой партии, заметно варьируется в зависимости от конкретной территории. Так, в МО Богородское, Гагаринский, Ломоносовский, Митино, Преображенское, Северный, Чертаново Центральное, Ярославский от этой партии было выдвинуто по два, а в МО Бабушкинский, Бирюлево Западное, Восточный, Красносельский, Куркино – всего по одному человеку. Часть из этих территорий ранее характеризовались высоким уровнем поддержки либеральных партий и кандидатов. Возможно, более высоким представительство КПРФ по итогам выборов будет по ряду территорий Западного округа — заметно выше среднего по городу в ходе думских выборов 2021 года была поддержка партии по районам Раменки (36,26%), Фили-Давыдково (34,03%), Кунцево (32,74%), Крылатское (30,15%), Дорогомилово (31,5%). Но, безусловно, результаты парламентской кампании нельзя автоматически экстраполировать на результаты муниципальной – в 2021 году к КПРФ тогда примкнули значительные слои более широкого протестного электората (в том числе привлеченные лозунгами партии по вакцинации и ограничительным мерам, принятых в период пандемии), которые могут проигнорировать выборы в сентябре 2022 года или поддержать кандидатов от иных партий (включая представителей «Единой России» — с учетом роста рейтингов партии после февраля 2022 года). Также вполне вероятно, что фактором успеха отдельных кандидатов от КПРФ может стать тесная работа с депутатами Госдумы и Мосгордумы от партии.
Можно ожидать, что выше среднего по городу представительство «Яблока» будет в Советах депутатов ряда муниципальных образований ЦАО, а также отдельных территорий ЮЗАО, СВАО, ВАО и САО. В начале июля 2022 года зампред Московского городского отделения «Яблока» Кирилл Гончаров заявил, что представляемая им партия намерена получить большинство мест муниципальных депутатов по трем территориям ЦАО (Якиманка, Замоскворечье, Хамовники), а также по МО Преображенское (ВАО) и Ломоносовский (ЮЗАО). Но представители партии в таких случаях обычно формируют завышенные ожидания у своих сторонников по итогам выборов.
В 2017 году представители этой партии получили большинство мест в Советах депутатов шести муниципальных образований (Гагаринский, Тверской, Тропарево-Никулино, Хамовники, Якиманка, Ломоносовский) или около половины – в четырех (Аэропорт, Дорогомилово, Марьина Роща, Сокол). Однако позднее позиции «Яблока» по ряду территорий оказалось ослаблены после разрыва с партией ряда узнаваемых деятелей либерального толка. Так, глава МО Тверской Яков Якубович, в 2017 году избранный муниципальным депутатом от «Яблока», а 2022-м идет на выборы в качестве самовыдвиженца, при этом члены его команды баллотируются в Совет депутатов того же муниципального образования от «Новых людей». А глава МО Гагаринский Елена Русакова была исключена из «Яблока» в декабре 2021 года.
«Новые люди», возможно, получат представительство выше среднего по городу по некоторым территориям ЦАО, а также муниципальным образованиям, по котором у этой партии были заметные показатели по выборам в Госдуму в 2021 году. Выше среднего по Москве в ходе парламентской кампании результаты партии по ряду территорий Западного округа (например, по Тропарево-Никулино достигнув 11,23%). Однако стоит партия ориентирована на работу с колеблющимся и неполитизированным избирателем, который, как правило, проявляет гораздо меньший интерес к выборам муниципального уровня, поэтому география поддержки кандидатов от партии в ходе ближайшей предвыборной кампании может отличаться от аналогичных показателей на думских выборах-2021.
Можно ожидать лишь точечных успехов кандидатов от «Справедливой России – За правду» и ЛДПР. Для последней в принципе были характерен весьма ограниченный уровень представительства по итогам столичных муниципальных кампаний (так, в 2017 году либерал-демократам удалось завоевать только 4 таких депутатских мандата по городу). Для «Справедливой России» достаточно успешной была муниципальная кампания 2012 года (тогда она завоевала 124 места) и существенно более проблемными – результаты в 2017 году (10 мандатов). Учитывая высокую конкуренцию в борьбе за колеблющийся электорат, шансы на существенное увеличение представительства СРЗП в Советах депутатов муниципальных образований города остаются не очень высокими.
Можно ожидать сохранения высокого уровня поддержки оппозиции в целом ряде районов ЦАО, некоторых территориях СВАО, ВАО, ЗАО и ЮЗАО. Тем не менее весьма вероятно как минимум заметное сокращение списка муниципальных образований, в Советах депутатов которых представители оппозиции могли бы получить большинство мест или число мандатов, сопоставимое с результатами «Единой России». «Единая Россия» может усилить позиции в ряде районов за пределами центра города.