Международное сотрудничество российских регионов: новая конфигурация на фоне СВО
Международное сотрудничество развивается не только на уровне государств, но и регионов — в рамках отведенных полномочий. Важность выстраивания внешних связей с привлечением разных акторов, помимо федеральной власти, возрастает в условиях глобальной напряженности и санкционного давления на Россию. На руководство регионов федеральной властью возлагается часть задач по поиску направлений сотрудничества и новых ниш на фоне рисков международной изоляции и, главное, ограничения доступа к технологическому потенциалу западных стран. Специфика работы региональных властей в части развития внешних связей зависит от ряда факторов: географического положения, хозяйственной специализации, социокультурной близости с пограничными или третьими странами. Механизмы сотрудничества со странами СНГ традиционно развиты в большей степени, но в целом любой глобальный интеграционный формат с участием России является преимуществом для развития торговых отношений – достаточно отметить страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда совсем недавно вошли Индия и Пакистан.
Федеративное устройство России подразумевает определенную степень автономии субъектов в организации международного сотрудничества. Среди нормативных документов, затрагивающих вопросы трансграничного межрегионального сотрудничества, стоит отметить №4-ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации» и некоторые другие. Сотрудничество российских и зарубежных регионов может организовываться специальными программами развития.
Традиционные международные форумы: представительство российских регионов сохраняется
Существуют различные диалоговые транснациональные форматы для организации взаимодействия муниципальных и региональных властей вне институтов традиционной государственной дипломатии. Такие форматы обеспечивают оперативный обмен опытом и повышают субъектность представителей отдельных территорий в глобальном контексте. Важно и то, что взаимодействие на более низком (негосударственном) уровне часто строится по региональному принципу и позволяет учитывать особенности экономико-географической специализации некоторых граничащих между собой регионов разных стран. Существуют как двусторонние форматы сотрудничества (например, встречи на уровне глав регионов или глав регионов с главами государств или министрами), так и многосторонние форумы, которые, в свою очередь, могут отличаться по масштабу охвата участников.
Недавний 7-й Всемирный конгресс местных и региональных властей проходил в городе Тэджоне (Южная Корея) с 10 по 14 октября. Форум проводится раз в три года. В этот раз он состоялся в условиях достаточно напряженной международно-политической обстановки. По сведениям организаторов, в нем приняли участие около 6000 представителей из 576 городов из 145 стран мира. Заслуживает особого внимания то, что в рамках конгресса мэр Казани И.Метшин переизбран на второй срок главой консультативного комитета ООН по вопросам местного самоуправления, что является подтверждением сохранения за Россией ее статуса в рамках организации. Конгресс — это единственное международное объединение органов местного самоуправления, признанным ООН. В рамках участия в форуме казанская делегация презентовала т.н. «Игры будущего» — международные спортивные соревнования, которые пройдут в Казани, в том числе в виртуальной реальности, в 2024 году.
До недавних пор существовали программы сотрудничества регионов европейской части России со странами Западной Европы. Окончательный выход России из Совета Европы (СЕ) весной 2022 года фактически заблокировал сложившиеся в рамках этой организации форматы. При СЕ в качестве консультативного органа действует Конгресс местных и региональных властей (КМРВ) Европы. Российскую делегацию при КМРВ возглавлял губернатор Ленинградской области А.Дрозденко. В структуре КМРВ выделяется две палаты: местных властей и регионов. В 2021 году Дрозденко был выбран зампредом Палаты регионов. В ходе последнего – с участием России – заседания в феврале 2022 года он выступил с рядом инициатив, направленных на стимулирование обмена опытом и привлечение молодежи. За время участия в работы Конгресса российской стороной поднимались в том числе вопросы защиты прав русскоговорящего населения стран Балтии. В задачи организации входит поддержка демократических процессов. Все участники заинтересованы в развитии механизмов сохранения культурного наследия европейских регионов.
Россия находится под западными санкциями с 2014 года, что оказывало влияние на работу российской делегации в Совете Европы. Тем не менее деятельность российской делегации при КМРВ в формате отдельных инициатив не прекращалась. Так, например, запущена инициатива «Путь Петра Великого» — историко-туристический маршрут, который объединял бы российские и европейские города. Впрочем, его функционирование в условиях визовых ограничений также поставлено под вопрос.
Параллельно в формате консультативного органа при СЕ и ЕС действует Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР). В рамках организации приграничные территории объединяются в т.н. еврорегионы. Российские регионы являются участниками таких еврорегионов, как «Балтика», «Карелия», «Неман» и некоторых других. Состав еврорегинов после 2014 года изменился в основном в тех случаях, где в одни группы объединялись российские и украинские пограничные территории.
Высокий уровень институционализации сотрудничества характерен преимущественно для регионов европейской части России, которые до недавних пор были встроены в консультативные органы западных стран. Международное сотрудничество регионов в рамках большой Евразии также развивается, но менее формализованно. Наиболее развиты форматы сотрудничества приграничных или социокультурно близких регионов. Например, для кавказских республик большое значение имеют связи со странами Ближнего Востока, для регионов Сибири и Дальнего Востока – с Китаем и странами Восточной Азии. С точки зрения безопасности и контроля над ситуацией в Средней Азии особенно важна роль областей, расположенных вдоль самой протяженной границы с Казахстаном: Оренбургской, Челябинской областей, Алтайского края.
Турция, Иран, Центральная Азия, Сирия: направления переориентации
Серия кризисов, в том числе пандемия и нарастающие проблемы продовольственной безопасности, привели к тому, что региональные власти получили больше автономии в определении серьезности угроз и вариантов реагирования на них. В условиях усиления санкционного давления и необходимости мобилизации экономики руководители регионов включаются в процесс поиска альтернативных международных партнеров, которые способны занять ниши, освобожденные западными странами. Наиболее сложно этот процесс развивается в области высоких технологий, которые по-прежнему контролируются «недружественными» странами практически в монопольном режиме, но в то же время появляется задача поиска обходных путей.
Показательны недавние контакты российских глав регионов с представителями иностранных делегаций. Они демонстрируют отсутствие проблемы дипломатической изоляции в строгом смысле. Кроме того, эта коммуникация свидетельствует о переориентации стратегического вектора взаимодействия на страны Азии (Евразии).
Отмечается интенсификация контактов с Ираном как на государственном, так и на региональном уровне. Около тридцати российских регионов имеют специальные соглашения о сотрудничестве с иранскими провинциями, а общий товарооборот за последний год вырос почти в четыре раза. Заслуживает внимания и вовлеченность Ирана в процесс урегулирования конфликта в Закавказье. Так или иначе, есть основания ожидать развития внешних связей с Ираном на разных уровнях. Например, в октябре губернатор Воронежской области А.Гусев встретился с вице-президентом Ирана М.Мохбером. Стороны договорились направить в Иран специальную делегацию из региона. Несколько ранее сообщалось о встречах с иранскими делегациями губернаторов Волгоградской области А.Бочарова, Астраханской области И.Бабушкина, главы Татарстана Р.Минниханова. Перспективы расширения сотрудничества с Ираном открываются для каспийских регионов: этим летом Дагестан посетила иранская делегация.
Сотрудничество со странами Центральной Азии подкрепляется их участием в евразийском интеграционном формате и в СНГ, но даже за пределами этих форматов существуют возможности для развития связей. Наиболее активны в этом направлении приграничные регионы. В сентябре делегация Челябинской области во главе с губернатором А.Текслером посетила Ашхабад и провела переговоры с новым президентом Туркменистана С.Бердымухамедовым. В составе делегации присутствовали представители крупнейших промышленных предприятий области.
Традиционным союзником России остается Сирия. По мере возвращения страны к мирной жизни открываются возможности для расширения связей на межрегиональном уровне. В октябре Сирию посетила делегация Нижегородской области. В рамках встречи обсуждались вопросы торгово-экономического, культурного и образовательного сотрудничества сотрудничества. Подписана серия меморандумов между университетами двух стран. Заслуживает внимания то, что в сирийской провинции Латакия был открыт Нижегородский центр непрерывного медицинского образования. Сирийские врачи также проходят обучение в Приволжском медицинском университете. Целый ряд российских регионов создает дополнительные возможности для обучения сирийских студентов. Более широкое вовлечение региональных ВУЗов в процесс международного обмена, с одной стороны, снимает нагрузку со столичных учебных заведений, которые обладают инфраструктурой для обучения иностранных студентов, с другой – позволяет создать новые всемирно известные образовательные центры в регионах. Нижегородская область в этом процессе играет заметную роль.
Несмотря на участие в НАТО, Турция продолжает занимать нейтральную позицию по отношению к России и заинтересована в расширении сотрудничества, в том числе, на уровне субъектов. В октябре переговоры с турецкой делегацией провел губернатор Липецкой области И.Артамонов.
Продолжаются контакты с Китаем. Из последних событий стоит отметить переговоры с делегации Забайкалья во главе с губернатором А.Осиповым с китайскими коллегами во главе с послом КНР в РФ Чжаном Ханьхуэем, которые состоялись в конце сентября. В частности, обсуждались возможность расширения сотрудничества Забайкальского края с китайской провинцией Хэнань.