Дмитрий Азаров: 5 лет во главе Самарской области. Позиционирование, стратегия, развитие региона, новые вызовы
1.Политический стиль
1.1.Позиционирование: открытость и «интеллигентная жесткость»
18 октября 2022 года состоялась встреча президента России Владимира Путина и губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Президент позитивно оценил инвестиционную, финансовую, промышленную политику Азарова, политику стимулирования занятости, поддержку спецоперации и помощь городу Снежное в ДНР. По существу это комплексная позитивная характеристика эффективности управления в регионе по итогам 5 лет, в течение которых Азаров руководит Самарской областью.
Пять лет назад, 25 сентября 2017 года, Дмитрий Азаров был назначен на пост врио главы Самарской области, а 17 сентября 2018 года вступил в должность губернатора, одержав победу на выборах с результатом 72,63% голосов. Азаров убедительно выиграл выборы в условиях роста протестных настроений в федеральном масштабе на фоне пенсионной реформы, когда по итогам Единого дня голосования-2018 трем действующим губернаторам (во Владимирской области, Хабаровском крае и Хакасии) и одному врио губернатора (в Приморском крае) не удалось одержать победу.
В 2018 году Дмитрий Азаров получил больший уровень поддержки по сравнению с рядом губернаторов – апеллировавших как к опыту и укорененности в своих регионах (можно вспомнить пример главы Красноярского края Александра Усса, победившего с результатом 60,19% голосов), так и к эффекту новизны в сочетании с образом крепких хозяйственников (Виктор Томенко в Алтайском крае с уровнем продержки 53,61%) или ярко выраженных управленцев-«технократов» (как Глеб Никитин в Нижегородской области с результатом 67,75%). Губернатор Самарской области получил третий по уровню поддержки результат среди 22 губернаторов и врио глав регионов, баллотировавшихся в 2018 году.
Безусловно, сопоставлять результаты губернаторских выборов в разных регионах следует с большой осторожностью: многое зависит от стартовых позиций руководителей субъектов и электоральных особенностей каждого субъекта, круга кандидатов, участвующих в гонке. Тем не менее очевидно: на фоне проблемных федеральных трендов и протестного потенциала собственного региона Дмитрию Азарову удалось одержать победу с очень высоким результатом, сохранив значительный уровень доверия жителей региона — в том числе на фоне пандемии и санкционного кризиса.
Это можно объяснить в том числе особенностями позиционирования главы Самарской области, позволившего выстроить гибкую систему реагирования на политические и имиджевые вызовы.
1.Позиционирование с опережением ожиданий. Нередко политический стиль глав регионов предполагает максимально длительную эксплуатацию нескольких выигрышных сторон образа вплоть до их девальвации в глазах населения. При этом в тех субъектах, где два и более губернаторов работали не более одного срока, скептическое отношение к образу главы региона накапливается у политизированной аудитории более быстрыми темпами. Азаров также возглавил Самарскую область после двух губернаторов, каждый из которых проработал на посту около 5 лет (Владимира Артякова и Николая Меркушкина).
Ответом на вызовы стало обращение команды действующего губернатора и его команды к темам и форматам работы с населением, к которым другие главы регионов нередко обращаются на более поздних этапах взаимодействия с гражданами. Так, вскоре после назначения Дмитрия Азарова на пост врио губернатора (то есть на этапе когда многие главы регионов делают ставу исключительно на «эффект новизны» и обсуждение локальных проблем в общих чертах) началось обсуждение Стратегии лидерства Самарской области, в рамках которого около 170 тыс. человек направили руководству субъекта более 1 млн. идей и предложений. Уже тогда были поставлены задачи по контролю за реализацией конкретных инициатив. Это позволило главе региона в марте 2019 года напомнить, например, что представленные в его предыдущем послании задачи были выполнены на 85%.
- «Интеллигентная жесткость» в сочетании с курсом на политическую консолидацию. Избирательные кампании на фоне роста протестных настроений в 2018 году задали долгосрочный федеральный тренд на более жесткий, а иногда и откровенно грубый стиль общения губернаторов (и глав административных центров) с региональными и муниципальными чиновниками. Обратной стороной такой тенденции стало более скептическое отношение населения к подобной стилистике.
Характерной чертой политического стиля Дмитрия Азарова стал рациональный, а не эмоциональный подход к решению проблемы ответственности чиновников за реализацию поставленных перед ними задач. Можно вспомнить, например, как в послании губернатора, представленном в марте 2019 года, было отмечено, что «невыполнение поручений послания (2018 года) стало основанием для принятия кадровых решений в правительстве области».
Применение жесткого подхода в рамках отношений губернатора с чиновниками не было перенесено на взаимодействие руководства региона с системной оппозицией. Для сравнения можно вспомнить довольно агрессивную заочную пикировку предыдущего главы области Николая Меркушкина и целого ряда оппозиционных деятелей (включая лидеров парламентской оппозиции федерального уровня – отметим, например, телеграмму Геннадия Зюганова, направленную на имя президента в июле 2014 года: председатель ЦК КПРФ весьма резко отозвался о тогдашнем самарском губернаторе).
Требовательный подход губернатора к членам его команды при реализации федеральных и региональных инициатив сочетался со снижением политической напряженности в области и конструктивным диалогом с оппонентами властей. В итоге, как показывали результаты соцопросов и фокус-групп, о доверии к Дмитрию Азарову нередко заявляли сторонники не только «Единой России», но и оппозиционных сил.
3.Открытая политика. Дмитрий Азаров не дистанцировался от «Единой России», в том числе в периоды, когда интенсивность информационных атак против партии была наиболее интенсивной. Так, он был кандидатом от партии в ходе губернаторской кампании 2018 года. Будучи избранным секретарем регионального отделения «Единой России» в ноябре 2019-го, он неоднократно проводил общение с гражданами на местах в приемных партии, в ходе предвыборных кампаний в губернскую Думу и Госдуму возглавил соответственно список и региональную группу списка «Единой России». О взаимодействии с партией большинства упоминалось и в ежегодных посланиях губернатора.
В итоге тесное взаимодействие с «Единой Россией» и открытые упоминания об этом не стали препятствием для работы губернатора с колеблющейся аудиторией и прагматичного взаимодействия с парламентской оппозицией.
4.Антикризисные решения: социальный акцент. Само назначение Дмитрия Азарова на пост врио главы региона многие эксперты связывали в том числе с необходимостью оперативного устранения недоработок при подготовке региона к Чемпионату мира по футболу 2018 года (в итоге регион в период мундиаля посетило около 500 тыс. гостей из 140 стран мира). В дальнейшем команда губернатора столкнулась с необходимостью оперативно реагировать на вызовы периода пандемии (в том числе на наиболее сложном этапе в 2020 году), а также санкционного кризиса.
При решении этих задач команда губернатора руководствовалась не только технократическим (предполагающим акцент на решении чисто управленческих задач и достижении экономических показателей в рамках приоритетов, обозначенных центром), но социально ориентированным подходом, предполагающим постоянный контакт с гражданами, развитие каналов обратной связи, плотную работу с локальной повесткой на уровне проблем конкретных муниципальных образований. Такой подход позволил нейтрализовать рост протестных настроений в регионе (в том числе проводя регулярную работу по снижению социальной напряженности в Тольятти), а в условиях патриотической консолидации 2022 года создать условия для закрепления этого тренда на уровне региона.
5 «Повестка защиты» для широкой аудитории. Общественный запрос на ярко выраженную патерналистскую роль государства нередко ассоциируется с ожиданиями представителей старших возрастных групп в связи с темами, непосредственно затрагивающими таких граждан. С кругом задач, близких старшим возрастным группам, Дмитрий Азаров действительно ведет плотную работу — например, в сфере поддержки системы здравоохранения или взаимодействия с организациями владельцев садово-дачных участков и старшими по многоквартирным домам. Но одновременно руководство области сделало серьезную ставку на реализацию задач в сфере молодежной политики – от социальных инициатив (можно вспомнить, например, выдвинутое губернатором в 2021 году предложение по предоставлению субсидий в размере 10 000 рублей всем выпускникам школ и средних специальных учебных заведений, которые намерены поступать в вузы и сузы региона) до поддержки волонтерского движения (в регионе работают более 150 тыс. добровольцев) и патриотического воспитания молодежи (скажем, о роли окружного Дома офицеров для решения подобных задач и работы с областными отделениями «ЮНАРМИИ», «Волонтёров Победы», «Поискового движения России» и «Центра поиска пропавших людей Самарской области» глава региона напоминал на заседании Совета по реализации государственной молодежной политики Приволжского федерального округа в ноябре 2021 года, то есть еще до усиления этого федерального тренда с началом спецоперации на Украине).
Основные акценты в рамках позиционирования Дмитрия Азарова получают дополнительную актуальность в условиях патриотической консолидации и внешнеполитического давления, когда усиливается акцент на развитие каналов обратной связи с гражданами (для оперативного реагирования на всплески социального протеста), проактивную молодежную политику, сопряжение экономико-инфраструктурных и социальных задач. Эти акценты могут приобрести дополнительное значение в 2023 году, когда данные задачи могут получить дальнейшее развитие в рамках приоритетов Кремля в ходе подготовки к президентской кампании 2024 года и курса на долгосрочное сохранение «донбасского консенсуса».
1.2.Обратная связь
Привлечение общественности к обсуждению как локальных задач, так и реализации федеральных проектов на регулярной основе позволяет команде Дмитрия Азарова протестировать разные подходы к работе с населением, вовлечь в подобные дискуссии максимально широкий круг социальных групп и общественных организаций, а также обеспечивать стабильное развитие устойчивых общественных институтов, позволяющее на региональном уровне создать базу для придания патриотической консолидации долгосрочного характера даже на фоне вызванных западными санкциями социально-экономических рисков.
Реализация долгосрочных федеральных проектов не в первый раз становится поводом для проведения широких общественных и экспертных дискуссий, инициируемых руководством Самарской области. Например, в июле 2022 года под председательством главы региона состоялось совещание по вопросам реализации проекта создания в Самаре международного межвузовского кампуса около стадиона «Солидарность Самара Арена». По поручению Владимира Путина в период с 2022 по 2030 годы в стране начинается формирование сети современных вузовских кампусов. В совещании приняли участие не только профильные региональные чиновники, но и представители научно-образовательного сообщества и руководители экспертных организаций. Подобные шаги позволяют руководству региона не только оценить все аспекты реализации федеральных проектов, но и в дальнейшем выстроить эффективный общественный контроль за их осуществлением.
При этом взаимодействие с профильными общественными организациями позволяет региональным властям эффективнее решать задачи и в рамках муниципальной повестки. Так, 12 мая 2022 года Дмитрий Азаров принял участие в 17-м съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области», где поднималась в том числе проблема реализации нацпроектов на местах. Чуть позже, 17 мая 2022 года, под председательством губернатора прошло совещание с представителями садоводческих товариществ региона, где обсуждались, в частности, вопросы установления региональных налоговых льгот для владельцев садово-дачных участков, проведения ревизии состояния дорог, ведущих к СНТ и работы общественного транспорта, а также подготовки региональной программы поддержки садоводческих некоммерческих товариществ. Заметную часть владельцев садовых участков составляют представители старших возрастных групп, одного из наиболее политизированных слоев населения, от позиции которых в заметной мере зависит исход избирательных кампаний. Кроме того, поддержку садоводческих товариществ можно рассматривать и в контексте инфраструктурного и экономического развития сельских территорий, на чем акцентировал внимание Владимир Путин, например, в ходе Петербургского экономического форума-2022.
Кремль неоднократно подчеркивал особое внимание к проблемам родительского сообщества (с большой вероятностью эта тема будет отражена и в послании президента Федеральному собранию в 2022 году). Этот курс задает приоритеты в рамках работы самарских областных властей с региональной общественностью. Так, 24 августа 2022 года в регионе при участии Дмитрия Азарова прошла традиционная конференция работников образования, в которой в дистанционном режиме приняло участие около 50 тысяч человек: представители более 1000 учреждений образования региона, педагогические коллективы школ, детских садов, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования, а также представители родительских комитетов. В ходе мероприятия обсуждались вопросы модернизации системы образования и вовлечения детей и подростков в общественные проекты. Ранее, 7 апреля, под председательством губернатора прошло расширенное заседание Областного родительского собрания, в котором благодаря организованной интернет-трансляции получили возможность принять участие родители выпускников 9-х и 11-х классов (то есть его потенциальная аудитория составила около 40 тысяч человек). В сферу совместной работы команды губернатора и Областного родительского собрания вошел тогда контроль за организацией горячего питания для школьников, а также подготовка к летней оздоровительной кампании.
Наконец, среди мероприятий 2022 года стоит отметить встречу Дмитрия Азарова с корпусом общественных наблюдателей, работавших на избирательной кампании 2021 года в Пестравском и Большечерниговском районах, в ходе которой губернатор призвал общественников активнее участвовать в мониторинге реализации нацпроектов и выявлении локальных проблем (в том числе в сфере благоустройства). Среди совещаний подобного рода, проходивших в предыдущие годы, можно отметить проведение в феврале 2021 года видеоконференции с участием 10 000 представителей советов многоквартирных домов и товариществ собственников жилья, которые обсудили с губернатором проблемы ЖКХ, капитального ремонта и решения задач в сфере благоустройства.
Взаимодействие областных властей с общественниками носит не ситуативный, а долгосрочный характер. При этом технологии взаимодействия между властями и общественностью, получившие популярность в период пандемии, позволили властям Самарской области выйти на принципиально новый уровень вовлечения граждан в обсуждение региональной повестки. Руководство области сумело сработать на опережение, перехватывая целый ряд традиционных для оппозиции тем и сохраняя в своей орбите общественников, которые таким образом могут поднять значимые для них вопросы в качестве партнеров и конструктивных критиков, а не оппонентов региональных властей. В итоге, в регионе заложена база для обсуждения как ключевых тем президентской кампании 2024 года, так и проведения общественных дискуссий по выстраиванию социальной политики в период восстановительного роста экономики в перспективе 2023-2026 годов, когда планка ожиданий граждан по поводу политики властей в сфере поддержки семей с детьми, развития инфраструктуры образования и решения проблем локальной повестки может существенно возрасти.
2.Экономическое развитие
2.1.Инфраструктурное развитие и федеральные проекты
В 2017-2022 годах руководство Самарской области вышло на принципиально новый уровень продвижения интересов региона в рамках работы с федеральным центром, усиливая конкурентные преимущества субъекта в перспективе перехода к восстановительному росту экономики и повышению интереса к России инвесторов из Восточной, Южной Азии, Ближнего Востока. Только за период с 2018 по 2021 год команда Дмитрия Азарова добилась почти трехкратного (с 18,6 млрд до 53,8 млрд рублей) увеличения объемов безвозмездных субвенций, поступающих в регион из федерального бюджета (без учета средств, выделенных области в 2020 году на борьбу с пандемией и поддержку экономики).
Эта тенденция продолжилась и в 2022 году. Так, регион получил федеральный транш в объеме 19,5 млрд рублей на строительство трассы «Обход Тольятти» с мостовым переходом через Волгу. Как известно, окончательная протяженность трассы составит около 100 км, а моста — 3,7 км., заверение работ по проекту планируется в 2024 году. Трасса, являясь частью транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», существенно повышает инвестиционную привлекательность региона, в том числе, Тольятти.
Привлечение средств для реализации подобных проектов стало возможным благодаря помощи из федерального бюджета (и здесь преимуществом региона стало существенное сокращение госдолга, уже в период 2018-2019 годов снизившегося с 67,4 млрд рублей до 47,4 млрд рублей), а также государственно-частному партнерству (ГЧП). Так, в ходе прошедшей в сентябре 2022 года «Российской недели ГЧП», практики Самарской области в данной сфере были признаны одними из лучших в стране.
Среди крупных проектов, реализованных в Самарской области в формате ГЧП, можно выделить строительство железнодорожной ветки протяженностью 16,7 км к территории Особой экономической зоны ОЭЗ «Тольятти», а также планы по модернизации объектов водоснабжения и водоотведения. Среди инфраструктурных проектов, осуществляемых при поддержке федеральных властей, — строительство 11-й станции самарского метрополитена, на которое региону был выделен инфраструктурный бюджетный кредит в объеме 10,4 млрд рублей. Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, данная станция в 2025 году она «должна связать активно развивающиеся промышленные районы с центром города».
Реализация в Самарской области задач в инфраструктурной сфере становится фактором создания новых рабочих мест как в стройкомплексе, так и в смежных отраслях; закладывается основа как для привлечения инвестиций в крупные проекты, так и для поддержки малого и среднего бизнеса. Таким образом, создаются дополнительные возможности для сохранения социально-политической стабильности в регионе, обозначаются перспективы для молодых специалистов, формируются новые возможности по решению демографических проблем Самарской области в перспективе 2025-2035 годов.
2.2. Инвестиционная привлекательность региона и вызовы санкционного кризиса
Регулярная работа по привлечению в регион инвесторов, проводившаяся командой Дмитрия Азарова, а также взаимодействие с федеральным центром позволили Самарской области существенно снизить негативные последствия санкционного кризиса. Так, по данным правительства региона, в первом полугодии 2022 года (наиболее сложном с учетом внешнеэкономических вызовов) индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях (без учета автопрома) составил 101%. При этом только на льготные кредиты и реструктуризацию выплат по уже имеющимся займам в этот период предприятиям региона из федерального бюджета было предоставлено 37 млрд. рублей.
Выигрышным для Самарской области стало решение центра продлить сроки деятельности территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах. В итоге срок функционирования ТОР «Тольятти» был продлен до сентября 2028 года, а ТОР «Чапаевск» – до февраля 2031 года.
16 мая 2022 года было объявлено о переходе активов группы Renault в государственную собственность с передачей контрольного пакета акций «АвтоВАЗа» ФГУП «НАМИ» с возможностью обратного выкупа в течение 6 лет. Этот шаг был сделан после длительных подготовительных усилий региональных властей, федеральных ведомств и руководства «АвтоВАЗа» (например, 19 апреля 2022 года перспективы «АвтоВАЗа» обсуждались на встрече Дмитрия Азарова с главой Минпромторга Денисом Мантуровым). При этом областные власти учитывают и долгосрочную перспективу, не исключая полностью возвращение в регион прежних иностранных инвесторов. Так, уже после решений об уходе корпорации Renault из России, 17 мая 2022 года, самарский губернатор провел встречу с покидающим должность президентом автоконцерна Николя Мором.
Активная совместная работа нового руководства компании, федеральных и региональных властей позволила постепенно преодолеть кризисные явления на предприятии. С 15 августа 2022 года автосборочный комплекс «АВТОВАЗа» с четырехдневного режима работы перешел на пятидневный, а с конца месяца были организованы продленные смены. Уже в первые месяцы 2023 года в Тольятти планируется начать производство автомобилей LADA Vesta, что позволит существенно нарастить объемы производства.
Одним из наиболее амбициозных инвестпроектов, реализация которого началась уже в условиях санкционного кризиса, стало строительство нового логистического центра Wildberries в индустриальном парке «Новосемейкино» Красноярского района Самарской области (соглашение по данному проекту было заключено еще по итогам ПМЭФ-2021, старт работам был дан при участии губернатора 22 августа 2022 года). Завершение работ планируется к концу 2023 года, проект позволит создать в области дополнительно 5000 рабочих мест. На Wildberries уже сейчас зарегистрировано около 10 000 самарских предпринимателей, их продажи только за январь-июль 2022 года выросли на 148% (до 5 млрд рублей). Взаимодействие региона с этим игроком, несомненно, позволит создать дополнительные преимущества для самарского малого и среднего бизнеса.
За период 2018-2021 годов в Самарской области открыто 44 новых производства (в том числе 15 — в наиболее сложном 2020-м году), создано 30 тыс. новых рабочих мест, что обеспечило региону дополнительную «подушку безопасности» в условиях внешнеполитического давления на Россию в 2022 году. В 2018-2022 годах в регион было привлечено 1,37 трлн рублей инвестиций. В рейтинге инвестклимата АСИ регион по данным, представленным в ходе ПМЭФ-2022, поднялся по сравнению с 2017 годом с 65-го на 9-е место. В дальнейшем работа региональных властей с иностранными инвесторами может продолжиться на новом уровне — в том числе с акцентом на взаимодействие с бизнес-игроками из КНР, государств постсоветского пространства, исламского мира и Южной Азии.
Экономический курс Дмитрия Азарова в условиях санкционного кризиса создает возможности для выхода на новый уровень диверсификации региональной экономики с постепенным ростом роли малых предприятий, а также логистических проектов, что позволит повысить социально-политическую устойчивость региона в перспективе 2023-2028 годов. В течение осени 2022 – 2023 годов можно ожидать заметной активности руководства региона как по привлечению иностранных инвесторов (из событий предыдущих месяцев стоит отметить рабочую поездку Дмитрия Азарова в Белоруссию), так и по проведению мероприятий с международным участием для тех же целей в самой Самарской области, что может стать дополнительным драйвером развития туристической инфраструктуры региона.
2.3.Поддержка муниципальных образований
Меры поддержки муниципальных образований, реализуемые командой Дмитрия Азарова в условиях санкционных вызовов, предполагают сопряжение антикризисных инициатив, локальной и социальной повестки, прямой контроль руководства региона, продвижение региональных брендов и повышение туристического потенциала области.
В рамках оперативных мер антикризисного реагирования, предпринятых региональными властями еще весной 2022 года, можно отметить организацию масштабных общественных работ по благоустройству городов и районов области. Показательно стала жесткая реакция губернатора в апреле 2022 года на ограниченный интерес руководства ряда муниципальных образований к работе с этой программой и медленные темпы подачи необходимых заявок с их стороны на начальных этапах ее осуществления. Азаров еще раз напомнил муниципальным управленцам о своей заинтересованности в практической реализации, а не просто о декларировании антикризисных мер.
Регулярный контроль за осуществлением работ в сфере благоустройства остается важной задачей в рамках рабочих поездок Дмитрия Азарова для оценки ситуации в городах области. Так, посетив 25 августа 2022 года Тольятти, глава региона акцентировал особое внимание на ходе строительства новой набережной в Автозаводском районе города. При этом в ходе прошедшего 5 сентября 2022 года совещания по итогам реализации в области федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» губернатор подверг критике главу городского округа Жигулевск Илью Сухих за нереализацию в ранее запланированные сроки соответствующих работ в городе.
В 2022 году было запланировано провести работы по благоустройству 144 общественных и 318 дворовых территорий. Основная часть этих задач была реализована до 1 сентября. Ранее в 2018-2020 годах в Самарской области было благоустроено 1024 дворовых территорий и 477 общественных пространств (в том числе построены новые набережные в Сызрани, Октябрьске, Жигулевске, Приволжском).
В центре внимания региональных властей в рамках муниципальной повестки остается строительство социальной инфраструктуры, а также расселение ветхого и аварийного жилья. Так, в ходе прошедшей в сентябре 2022 года рабочей встречи Дмитрия Азарова с мэром Сызрани Анатолием Лукиенко поднимался вопрос о строительстве в городе новой школы на 1500 мест, а также о переселении нуждающихся граждан в новое жилье (всего до конца 2022 года в городе планируется к расселению 573 квартиры из ветхих аварийных домов).
Контроль за ходом отопительного сезона и состоянием инфраструктуры ЖКХ на местах остается еще одним значимым направлением контроля региональных властей за ситуацией на местах. Можно вспомнить, как в свое время резонансным событием стала отставка теперь уже бывшего мэра Жигулевска Сергея Федотова, состоявшаяся после критики в его адрес со стороны Дмитрия Азарова в связи с проблемами по началу отопительного сезона в микрорайоне Яблоневый Овраг.
Внимание федеральных властей к поддержке городов с туристическим потенциалом (показательно посвященное этой проблеме заседание президиума Госсовета, состоявшееся под председательством Владимира Путина в сентябре 2022 года) придает дополнительное значение политике руководства Самарской области по продвижению локальных брендов и проведению тематических фестивалей. Показательно, что по итогам всероссийского конкурса по поддержке и продвижению событийных мероприятий, проводимому под эгидой Ростуризма, «Зимний фестиваль активного отдыха «Жигулевское море-2023» получил поддержку и завоевал право на получение федерального софинансирования. Это международное соревнование по сноукайтингу (занятиям с буксировочным кайтом на снежном покрытии или льду с применением лыж, сноуборда или коньков) должно пройти на акватории Куйбышевского водохранилища. Ранее глава Тольятти Николай Ренц выразил надежду, что город станет неформальной всероссийской столицей этого вида спорта.
Проведение и продвижение локальных тематических фестивалей (например, «Сызранский помидор», «Жигулевская вишня») на фоне возросшего интереса к внутреннему туризму со стороны простых граждан, бизнеса и федеральных властей позволяют Самарской области усилить конкурентные позиции — в том числе в борьбе за внимание клиентов с узнаваемыми туристическими брендами Центральной России.
Самарская область становится значимым центром подготовки и тестирования эффективных практик антикризисного муниципального управления в условиях новых внешнеполитических вызовов, что может привлечь дополнительное внимание к региону как со стороны центра в период подготовки к президентской кампании 2024 года, так и со стороны бизнеса, включая зарубежных инвесторов (в том числе из КНР, Индии, Турции), внимание которых к российским регионам может возрасти уже в 2023-2025 годах.
3.Волонтерское движение и молодежная политика
Стратегия поддержки волонтерского движения и молодежных инициатив Дмитрия Азарова позволила сформировать или повысить результативность позиционирования брендов в этой сфере, укрепив их позиции на федеральном уровне в максимально выигрышный момент – когда в 2022 году вырос общественный запрос на такую деятельность на фоне существенного смягчения санитарных мер и усилилось внимание государства к этой теме в условиях актуализации задач, связанных с патриотическим воспитанием.
Федеральный резонанс получил прошедший 18-24 мая 2022 года в Самаре XXX Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», в котором приняли участие делегации из 85 городов России, 9 государств СНГ, а также ДНР и ЛНР; открытие мероприятия проходило на стадионе «Солидарность Самара Арена», вмещающем 45 000 зрителей, а конкурсные площадки посетили более 120 000 человек. Фестиваль в 2022 году стал одной из наиболее статусных площадок по формулированию стратегии в сфере молодежной политики с учетом участия в нем первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко, отметившего, что в эти дни «Самара точно стала главной молодежной столицей нашей страны и не только нашей страны», а также помощника президента Игоря Левитина. Кроме того, в ходе мероприятия состоялось заседание комиссий Госсовета по направлениям «Культура» и «Молодежная политика» под председательством Дмитрия Азарова и главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова. Один из участников фестиваля, глава Российского союза молодежи Павел Красноруцкий, предложил внести фестиваль в один из федеральных проектов национального проекта «Образование».
Можно отметить проведение летом 2022 года ориентированного на аудиторию Приволжского федерального округа, но получившего заметный резонанс в федеральных СМИ Молодежного форума ПФО «iВолга»: только на участие в мероприятии от Самарской области было подано 9,5 тыс. заявок (по итогам отбора на мероприятии регион представляло 515 человек).
Ряд волонтерских инициатив, активно поддерживаемых областными властями, уже длительное время имеет федеральный характер. Например, фестиваль восстановления исторической среды и архитектурных памятников «Том Сойер Фест» к 2022 году охватывал 75 территорий по всей стране и предполагал новые аспекты реализации, например, обмен волонтерами между городами-участниками.
В 2023-2024 годах вероятно расширение круга участников молодежных мероприятий в Самарской области — в том числе с учетом вовлечения более широкой аудитории из Донбасса и территорий, перешедших под российский контроль в ходе спецоперации, а также, возможно, участников из нейтрально и дружественно настроенных к России зарубежных государств.
Внимание команды Дмитрия Азарова к поддержке молодежных мероприятий может дать и более долгосрочный эффект, создавая устойчивую популярность Самарской области у этой аудитории уже в рамках туристических поездок, расширяя тем самым туристический потенциал региона как минимум на перспективу до 2030-х годов (при этом уже в 2021-2022 годах прирост турпотока в регион уже составил 73%). Кроме того, интерес к региону молодых общественников и политиков может укрепить роль Самарской области в качестве популярной площадки для крупных деловых мероприятий в 2025-2035 годах.
- Самарская область: новые вызовы
4.1.Борьба с пандемией и развитие инфраструктуры здравоохранения
Эффективное реагирование Самарской области на угрозы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, стало возможным благодаря активным шагам по модернизации инфраструктуры здравоохранения в регионе, предпринятыми командой Дмитрия Азарова еще в 2018-2019 годах. В период пандемии в эту сферу были привлечены дополнительные федеральные и региональные средства. В итоге в 2018-2022 годах в регионе было построено 110 новых объектов здравоохранения, отремонтировано около 200 больниц и поликлиник, в данные учреждения было направлено примерно 14 тыс. единиц медицинского оборудования.
В период наибольших нагрузок во время пандемии региональные власти смогли развернуть дополнительно 6788 больничных коек, в том числе 956 с реанимационным оборудованием, также увеличив количество круглосуточных бригад скорой помощи. Уже на пике пандемии в регионе появилось 3 современных госпиталя, причем не только в областном центре: были открыты модульное здание клинико-диагностического отделения на территории Самарской областной клинической больницы имени В. Середавина, инфекционный корпус Тольяттинской городской клинической больницы №5 и инфекционное отделение в городской больнице № 2 в Сызрани.
В период пандемии, а также в условиях политики импортозамещения появились дополнительные возможности по разработке и производству в регионе медицинского оборудования. Например, на основе разработок Института инновационного развития Самарского государственного медицинского университета ведется производство систем хирургической навигации «Автоплан», систем телемедицинского мониторинга, тренажеров для реабилитации на основе технологий виртуальной реальности. Вся эта продукция расширяет присутствие региона в соответствующем сегменте рынка.
В сентябре 2022 года заявлено: в 2023-2025 годах на развитие сферы здравоохранения в Самарской области будет направлено более 10 млрд рублей, что предполагает дальнейшее расширение медицинской инфраструктуры, в том числе в малых городах (в частности, примерно на 1 млрд рублей увеличится финансирование программы «Модернизация первичного звена здравоохранения»). Реализация с 2023 года новой программы по массовому обследованию новорожденных на врожденные и наследственные заболевания может стать также важным фактором социальной политики, мотивируя молодые семьи оставаться в регионе и – уже на этапе восстановительного роста экономики — привлекая в Самарскую область ценных специалистов из других регионов (в том числе, работающих в медицинской сфере).
Потенциально эффективно развитие медицинского туризма – план строительства медицинского кластера у «Самара Солидарность Арены» на участке площадью 13 га (здесь могут быть возведены реабилитационный центр и центр спортивной медицины). Появление такого объекта может позволить не только создать новые рабочие места в регионе в смежных отраслях (прежде всего туристической), но и стать дополнительным стимулом по подготовке собственных медицинских кадров, которые будут оставаться в регионе и могут быть задействованы в качестве резерва в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемиологического характера.
4.2.Новые внешнеполитические вызовы: повестка спецоперации
В рамках решения задач, связанных с вызовами периода проведения спецоперации, руководство Самарской области предприняло шаги как по поддержке дислоцированных в регионе сотрудников силовых структур и членов их семей, так и по решению гуманитарных задач в ДНР, ЛНР и на иных территориях, перешедших под контроль российских войск. Подобные гуманитарные инициативы могут в перспективе способствовать как привлечению специалистов из ДНР и ЛНР для работы в социальных учреждениях Самарской области, испытывающих дефицит кадров (например, медработников в учреждениях здравоохранения в малых городах), так и появлению дополнительных рынков сбыта продукции областных предприятий. При этом самарские волонтеры, получив опыт работы в чрезвычайных обстоятельствах на Донбассе, могут использовать его для работы с социально незащищенными категориями граждан уже в своем регионе.
Дмитрий Азаров с первых дней спецоперации проявил особое внимание к ее гуманитарной составляющей. Еще в феврале 2022 года губернатор лично проинспектировал работу пункта временного размещения беженцев с Донбасса на базе отдыха «Дубки», а позднее – аналогичного пункта в санатории «Алые паруса» Ставропольского района, куда прибыли беженцы из Мариуполя. По линии регионального отделения «Единой России», которое также возглавляет Азаров, за каждым из пунктов временного размещения были закреплены кураторы из числа депутатов губернской Думы, которые занимаются сбором данных о необходимых нуждах каждого из беженцев. К сбору гуманитарной помощи подключились депутаты всех уровней, а также представителей волонтерских организаций и социально ориентированных НКО (в том числе организации «Мы вместе», «Молодой гвардии Единой России», «Молодежки ОНФ» и «Волонтерской роты)».
В конце августа 2022 года глава региона встретился с добровольцами- военнослужащими Самарского батальона, напомнив, что, кроме федеральных мер поддержки, солдаты и члены их семей могут рассчитывать на выплаты регионального уровня (в частности, военнослужащим по решению губернатора выделили дополнительные денежные средства на подготовку детей к школе). Кроме того, наименее социально защищенные семьи таких контрактников могут получить и индивидуальную поддержку со стороны региона.
С начала спецоперации Дмитрий Азаров неоднократно посещал раненых военнослужащих, проходящих лечение в Самарской области. При этом, наряду с выражением благодарности участникам спецоперации, для руководства региона посещение, например, военного госпиталя стало еще одним поводом обсудить вопросы поддержки лечебного учреждения, что имеет значение для развития инфраструктуры здравоохранения (в том числе с учетом новых сезонных эпидемиологических рисков, о которых в августе 2022 года напомнил глава Минздрава региона Артур Бенян).
Глава региона проводил детальное рассмотрение социальных проблем семей военнослужащих с представителями общественных организаций — например, в мае 2022 года в ходе встречи с главой Женского совета второй гвардейской общевойсковой армии Екатериной Колотовкиной обсудив новые меры по вопросам укомплектования штатов Волжской центральной районной больницы (прежде всего специалистами-педиатрами), а также работы общественного транспорта.
Губернатор Самарской области несколько раз посещал город Снежное в ДНР, которому регион оказывает шефскую гуманитарную поддержку. Постоянно находясь в Снежном, курирует выполнение работ на местах первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Игорь Жарков. Восстановительные работы позволяют создать рабочие места для самарских специалистов, а также способствуют появлению дополнительных заказов у областных предприятий, продукция которых может быть использована при решении инфраструктурных задач.
Гуманитарные инициативы по поддержке города Снежное и беженцев с Донбасса были выдвинуты Дмитрием Азаровым практически одновременно с предложениями по поправкам в областной бюджет, в рамках которых поступившие в регион от федеральных властей и Пенсионного фонда 23 млрд 975 млн рублей планируется направить на дополнительное финансирование программ по улучшению жилищных условий (прежде всего на обеспечение жильем детей-сирот и переселение граждан из аварийного жилого фонда), проектирование и строительство объектов здравоохранения, а также коммунальной и региональной дорожной инфраструктуры. На фоне работы региональных властей по интеграции ДНР, ЛНР и иных территорий с Россией не сокращается, а расширяется круг общественно значимых и социальных программ, разработанных командой Азарова для Самарской области. Это ответ на общественный запрос на усиление роли государства, сформировавшийся в период «донбасского консенсуса».
4.3. 2023-2028: ожидаемые тренды
Еще в рамках послания депутатам губернской Думы и жителям региона в 2021 году Дмитрий Азаров напомнил, что уточнение стратегических задач развития, осуществленное в 2020 году в соответствии с указом президента, расширило горизонт планирования в рамках региональной повестки до 2030 года. Безусловно, усиление санкционного давления и новые вызовы, ставшие актуальными в 2022 году, внесли в решение этих задач дополнительные коррективы. Тем не менее новые внешнеполитические риски не отменяют необходимости обозначения трендов, которые могут быть актуальны в 2023-2028 годах.
1.Курс Кремля на развитие отношений со странами Восточной Азии (прежде всего с КНР), получивший дополнительное подтверждение в ходе Восточного экономического форума-2022. Это становится дополнительным фактором развития проходящего через Самарскую область транспортного коридора «Европа-Западный Китай», оставаясь мотивом для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в регионе (в том числе в Тольятти). Завершение ключевого звена проекта на территории региона («Обхода Тольятти» с мостовым переходом через Волгу) планируется в 2024 году. В этой ситуации федеральный центр будет ожидать максимально пристального контроля за реализацией последних этапов работ.
2. В течение 2022 года усилилось внимание как центра, так и вновь идущих на выборы глав регионов к муниципальной повестке. В ряде случаев особое внимание к вопросам развития конкретных муниципальных образований проявлял лично Владимир Путин. С учетом приоритетов Кремля в вопросах импортозамещения вероятно более пристальное внимание к индустриальным центрам, в том числе Тольятти, как минимум в перспективе 2023-2024 годов, но, вероятно, и с более дальним горизонтом планирования – до 2026-2030 годов.
3.Можно ожидать актуализации экологической повестки в федеральном масштабе – как в ходе президентской кампании 2024 года, так и в контексте реализации крупных проектов. Вполне актуальным в логике федеральных трендов остается характерное для управленческого стиля Дмитрия Азарова сопряжение социальных, экологических и инфраструктурных задач (можно отметить в качестве примера ряд акцентов послания губернатора 2021 года). Проведенная региональными властями за последние годы работа по созданию условий для снижения объемов вредных выбросов промышленных производств, а также неочищенных стоков, загрязняющих акваторию Волги, является важной задачей как в рамках формирования благоприятной природной среды, комфортной для жителей региона, так и для расширения туристического потенциала Самарской области и сохранения политической стабильности в регионе.
4. Проведение в Самаре фестиваля «Российская студенческая весна — 2022» закрепила роль региона в качестве одного из ключевых в стране центров волонтерского движения, патриотического воспитания молодежи и взаимодействия между молодежными организации России и постсоветского пространства. В перспективе 2023-2028 годов можно ожидать укрепления и, возможно, дальнейшего возрастания роли и политического влияния волонтерских организаций (в том числе с учетом задач, которые они будут решать на Донбассе и территориях, перешедших под контроль российских войск в ходе спецоперации). Может возрасти роль площадок, расположенных на территории региона, в рамах дискуссий в сфере внутрироссийской и международной молодежной политики. Не исключено, что дополнительную роль при проведении мероприятий, посвященных рабочей молодежи, получит Тольятти, а в рамках деятельности волонтерских движений, занимающихся защитой культурного наследия – не только Самара, но и, например, Сызрань.
5.Особое внимание Кремля к сфере жилищного строительства (отметим прошедшее под председательством Владимира Путина заседание президиума Госсовета по поддержке строительной отрасли и ЖКХ в июне 2022 года) создает для Самарской области, обладающей собственным сильным стройкомплексом, дополнительные возможности для привлечения федеральных средств и инвестиций. Оперативное завершение после прихода на пост врио главы региона Дмитрия Азарова в 2017-2018 годах работ по строительству «Самара Арены» (ныне «Самара Солидарность Арена») создает для команды действующего губернатора репутацию эффективных кризис-менеджеров в строительной сфере, что повышает шансы на оказание региону дополнительной федеральной поддержки в сфере жилищного строительства, а также реконструкции дорожной сети в 2023-2028 годах. Проект развития территории вокруг стадиона, представленный на ПМЭФ-2022, может стать важным фактором привлечения в область иностранных инвестиций, в конечном счете, расширяя финансовую базу для строительства инфраструктуры и жилья для жителей региона (в том числе городов за пределами областного центра).
Все эти задачи будут усиливать запрос со стороны как центра, так и региональной элиты, заинтересованной в максимально эффективном использовании потенциала региона при реализации в Самарской области инвестпроектов и федеральных программ, на проактивную стратегию команды губернатора Дмитрия Азарова в рамках контроля за реализацией уже принятых и подготовки новых масштабных инициатив.
Опыт 2017-2022 года подтверждает: базовые направления развития региона и взаимодействия с общественностью, на которые сделал ставку Дмитрий Азаров в начале этого периода, приобрели дополнительную актуальность в условиях новых вызовов. Поэтому политический менеджмент региона имеет значительный потенциал для реализации задач, которые будут актуальны в 2023 году и создадут содержательные основания для выхода Самарской области на новый этап развития в 2024-2028 годах.