Антисанкционная стратегия и политика импортозамещения «Единой России»: принципы, правовая база, реализация


Санкционный кризис: ответ на новые вызовы 

Санкционный кризис остается одной из ключевых тем политической повестки весны 2022 года. Так, по данным исследования «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), проведенного 24 — 30 марта 2022 года, обеспокоенность респондентов этой проблемой по сравнению с декабрем 2021 года выросла, хотя и не достигла пиковых значений за последние 8 лет. Наибольшее число опрошенных заявляло, что их очень или довольно беспокоят западные санкции, было зафиксировано социологической службой в марте и декабре 2014 года (53% и 51% соответственно), в то время как в марте 2022 года этот показатель составил лишь 46%. В то же время, по сравнению с декабрем 2021 года заметно снизилось число респондентов, которых совершенно не беспокоят западные санкции (с 35% до 23%).

Проведенное 19-20, а также 28 апреля 2022 года исследование ВЦИОМ зафиксировало  ограниченный уровень тревожности респондентов по поводу последствий санкционного кризиса. По шкале от 1 до 10 средний балл, полученный по итогам опроса, составил лишь 4,18. Тем не менее респонденты учитывают потенциальные риски санкционного кризиса – так, 81% опрошенных согласились с утверждением, что в этих условиях необходимо объединиться вокруг президента.

По данным ФОМ (опрос 29 апреля – 1 мая 2022 года), в центре внимания общественности, безусловно, находилась военная спецоперация на Украине (ее выделили 51% опрошенных), в то время как новые санкции в отношении России и состояние отечественной экономики в целом вызвали интерес лишь по 1% респондентов. Однако в дальнейшем весьма вероятно нарастание усталости широкой аудитории от внешнеполитических тем, к тому же утвержденные в период с конца февраля 2022 года западные санкции почти наверняка будут действовать и после завершения военной спецоперации.

Реагирование на социальные и экономические проблемы, вызванные санкционным кризисом, — важная политическая задача как для системы власти в целом, так и для «Единой России» как партии парламентского большинства.

Для «Единой России» период санкционного кризиса связан с ростом общественной поддержки. Так, по данным ВЦИОМ, в период с 6 марта по 8 мая 2022 года  колебания уровня поддержки партии не выходили за рамки коридора 39,4%-42,5%, а по данным исследования «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента),  проведенного 21-27 апреля 2022 года, среди респондентов, определившихся с выбором, «Единую Россию» были готовы поддержать 54%.

Однако расширение электоральной базы партии не отменяет вызовов, на которые ей необходимо реагировать в условиях усиления западных санкций. Характер ключевых вызовов очевиден:

  • риск возникновения дефицита наиболее значимых для населения товаров;
  • вероятность роста безработицы в условиях экономического кризиса, а также приостановки деятельности целого ряда крупных западных компаний в России;
  • риск оттока из страны наиболее квалифицированных кадров, на которые может возникнуть спрос за рубежом (например, в сфере IT).

Типы регионов с наибольшими рисками:

  • индустриальные центры, где реализовывались проекты с участием западных компаний (яркий пример — Калужская область);
  • территории размещения крупных предприятий, попавших под санкции (Вологодская, Липецкая, Белгородская области);
  • ряд ресурсодобывающих регионов – как с учетом приостановки зарубежных инвестиций в некоторые из проектов, реализуемых в нашей стране, например, в нефтегазовом комплексе (скажем, в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), так и после принятия западных санкций, непосредственно ограничивающих экспорт из России (например, запрет ЕС на импорт российского угля создал дополнительные проблемы для Кемеровской области и Красноярского края);
  • регионы с наиболее высоким уровнем жизни – с учетом более масштабных ожиданий от властей и более заметного уровня тревожности у жителей таких территорий в связи с последствиями санкционного кризиса.

С точки зрения электоральных рисков для «Единой России» важно реагирование как на  стратегические вызовы, связанные с санкционным кризисом, так и на сезонные колебания общественных настроений. Так, популярность более пессимистичных прогнозов положения дел в стране может возрастать после майских и новогодних праздников, а также в конце августа – сентябре. Кроме того, в периоды традиционного снижения интенсивности новостного потока по внутриполитическим темам (например, в июле-августе) больший резонанс получают сюжеты, связанные со скандальными заявлениями или недоработками чиновников различных уровней, а также слухи о готовящихся непопулярных решениях властей.

Тем не менее роль «Единой России» в политической системе предполагает реагирование не только на электоральные, но и на более широкий круг стратегических рисков. С момента создания партии постоянно усиливалась ее роль как важного политического института, выступающего в роли одного из ключевых каналов обратной связи между руководством страны и гражданами (в том числе в межвыборный период), а также значимого интеллектуального центра по выдвижению и доработке инициатив в сфере государственной политики (этот тренд усилился с 2017 года). Показательно, например, что Владимир Путин, выступая на заседании Совета законодателей 27 апреля 2022 года в Санкт-Петербурге, заявив о роли парламентских партий в обсуждении аспектов национальной безопасности, сделал акцент на особой ответственности «Единой России» как ведущей политической силы.

 Основы импортозамещения: политика «Единой России» 

В период пандемии (включая ее начальные этапы в России) партия большинства уже продемонстрировала способность к проактивному и при этом комплексному реагированию на стратегические вызовы в кризисных ситуациях. Можно выделить несколько ключевых принципов, определивших подход «Единой России» к  антисанкционным мерам и формированию стратегии импортозамещения.

1.Превентивное реагирование на вызовы долгосрочного характера. Председатель партии, заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев еще 15 февраля 2022 года поставил вопрос о необходимости не допустить дефицита отдельных видов сырья, имеющих стратегическое значение для экономической безопасности. Тогда глава партии подчеркнул значение как трезвой оценки факторов, повышающих уязвимость российской экономики в условиях усиливающегося внешнеполитического давления («существует дисбаланс между экспортом и импортом отдельных видов минеральных ресурсов»), так и комплексного подхода к решению подобных проблем (он, в частности, обратил внимание на случаи, когда разработка крупных месторождений стратегически важных ресурсов «нерентабельна либо из-за низкого качества сырья, либо от проблем с существующими технологиями, либо с логистикой», а также «отсутствует полная производственная цепочка для их глубокой переработки»). При этом даже вопрос обеспечения страны минеральным сырьем был рассмотрен Дмитрием Медведевым с точки зрения развития в стране высокотехнологичных производств («необходимо стимулировать применение эффективных технологий, которые позволяют увеличить глубину переработки сырья в добывающей отрасли, предусмотреть систему субсидирования отечественных производств, которые добывают и перерабатывают такое минеральное сырье на территории России и в ряде случаев там, где у нас такие возможности есть, на зарубежных месторождениях»).

2.Приоритет социальной повестки. Показательна инициатива секретаря Генсовета партии, первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака о возможности национализации активов иностранных компаний, объявивших о закрытии своих производств в России во время спецоперации на Украине. При этом Турчак назвал ключевой задачей при применении такой крайней меры сохранение рабочих мест. Существенный рост уровня поддержки «Единой России» на фоне санкционного кризиса можно объяснить не только консолидацией значительной части общественности вокруг Владимира Путина, но и настроениями колеблющейся части социально-консервативной аудитории, многие представители которой увидели в инициативах партии ответ на их патерналистские ожидания. При этом патерналистский запрос в условиях санкционного кризиса может усилиться не только у базового электората партии, но и среди социальных групп, которые традиционно более скептически относились к деятельности властей (например, у представителей среднего класса крупных городов). Поэтому стратегия «Единой России» в условиях санкционного кризиса создает возможности для долгосрочного расширения электоральной базы партии.

  1. Поддержка предпринимательской инициативы, развитие малого и среднего бизнеса. Руководитель Центрального исполкома «Единой России» Александр Сидякин, представляя партпроект по импортозамещению и индустриализации «Выбирай свое», отметил, что «в условиях санкций нам нужно создавать максимально благоприятные условия для эффективной антимонопольной политики, стимулирования общественной конкуренции на внутреннем рынке, вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, в самозанятость». А координатор этого партпроекта, заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Морозов, призвал «создать уникальное протекционистское законодательство для того, чтобы продвигать нашу продукцию, наши товары и не только в России, но и за ее пределами». Мы наблюдаем здесь сопряжение приоритетов в рамках антисанкционной стратегии, а также кадровой политики партии. Показательно, что 29% от числа зарегистрированных кандидатов в ходе праймериз с целью отбора кандидатов для участия в региональных и муниципальных выборах 2022 года составили именно представителей малого и среднего бизнеса. То есть разрабатываемые и продвигаемые «Единой Россией» инициативы по импортозамещению создают возможности для дополнительного сближения партии с предпринимательским сообществом (в том числе на уровне регионов), вовлечения в ее орбиту более широкого круга лидеров общественного мнения на местах, корректировки образа партии, что может создать для нее дополнительные преимущества по работе с антибюрократической повесткой.

4.Необходимость развития не только технологической, но и научно-образовательной базы для реализации политики импортозамещения. В частности, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию, член фракции «Единая Россия» Александр Мажуга, войдя в состав Координационного комитета по проведению десятилетия науки и технологий, заявил о необходимости сосредоточиться на поддержке ученых, исследователей и аспирантов, законодательно урегулировать статус молодого ученого, напомнив, что эти цели были обозначены в качестве приоритетных и в «Народной программе», с которой партия шла на парламентские выборы 2021 года. Наряду с необходимостью поддерживать материально-техническую базу научных исследований и отечественное приборостроение, Мажуга заявил о приоритетном значении развития передовых инженерных школ.

Один из двух основных партпроектов в сфере импортозамещения, «Цифровая Россия» (его координатором стал депутат Госдумы Антон Немкин, а председателем Совета — Андрей Турчак), ориентирован на сокращение оттока IT-специалистов из России. При этом сфера информационных технологий затрагивает широкий круг смежных вопросов, в том числе касающихся развития оборонно-промышленного комплекса.

Базовые принципы антисанкционной стратегии «Единой России», будучи основаны на приоритете государственных, а не чисто электоральных задач, создают возможности для укрепления широкой общественной коалиции, сложившейся вокруг Владимира Путина в условиях усилившего внешнеполитического давления, а также работы партии с социальными группами, традиционно скептически настроенными по отношению к властям (от представителей малого бизнеса до молодежи). Эта работа партии может оказать влияние не только на итоги Единого дня голосования-2022, но и на повестку, с которой Кремль будет выступать в ходе президентской кампании 2024 года. При этом инициативы партии в сфере импортозамещения могут стать дополнительными факторами ее кадрового обновления в 2022-2026 годах, вовлекая в ее орбиту общественных деятелей из регионов, которые могут способствовать расширению базы ее поддержки в средне- и долгосрочной перспективе.

Правовая база контрсанкций: комплексный подход  

Инициативы «Единой России» в сфере импортозамещения (как законопроекты, так и предложения по корректировке государственных программ в новых условиях) предполагают оперативное реагирование на санкционные вызовы, постоянное взаимодействие с профильными ведомствами, общественностью и отраслевым сообществом, охват максимального числа направлений, по которым необходимо принятие первоочередных мер на фоне внешнеполитического давления. Вот несколько ключевых направлений, на которые было направлено приоритетное внимание партии.

1.Сохранение рабочих мест и защита трудовых прав в условиях санкционного кризиса. В конце апреля 2022 года состоялось заседание экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в социальной сфере под председательством вице-спикера Госдумы, замсекретаря Генсовета партии Анны Кузнецовой, где был поставлен вопрос о необходимости исключения из сферы моратория на проверки бизнеса реагирования на обращения граждан, касающиеся незаконных увольнений. Кроме того, партия подготовила ряд инициатив по переобучению работников в условиях кризиса, финансированию программ временной занятости, субсидированию найма молодых специалистов в возрасте до 30 лет, созданию рабочих мест в социальной сфере. Можно провести параллель с первыми месяцами пандемии в нашей стране, когда «Единая Россия» перехватила повестку защиты трудовых прав, выступив с серией законодательных инициатив, например, по защите интересов сотрудников предприятий и организаций, перешедших на удаленный режим работы.

2.Сдерживание роста цен на ключевые продовольственные товары. По данным исследования ВЦИОМ от 5 апреля 2022 года, ключевым источником опасения для респондентов в условиях санкционного кризиса стали именно перспективы дальнейшего роста цен, а не дефицита продовольственных товаров (первый из этих источников риска назвали 46%, а второй – только 29% опрошенных). «Единая Россия», реагируя на подобные общественные настроения, неоднократно ставила вопрос о необходимости принятия адекватных мер перед руководством правительства (например, в ходе Ежегодного отчета правительства в Госдуме в начале апреля), а также – о значении стратегического подхода к проблеме. В частности, партия выступила с собственными предложениями по доработке Стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года, предполагающие, в том числе меры по созданию качественной научно-образовательной среды для подготовки квалифицированных кадров и научно-технологического обеспечения АПК (начиная с развития агроклассов в школах), а также поддержке семеноводства и селекционно-племенных центров (что предполагает в том числе принятие государственной подпрограммы по семеноводству овощных культур и мер финансового стимулирования отечественного бизнеса, готового работать в этой отрасли).

3 Поддержка семей с детьми в условиях санкционного кризиса. Среди недавних инициатив — предложение партии по предоставлению права не бесплатный проезд на пригородном транспорте для детей в возрасте не только до 5, но также от 5 до 7 лет. Это предложение устраняет один из факторов регионального дисбаланса (ранее 48 регионов предоставляли скидку в размере от 50 до 75% на проезд для детей этого возраста в поездах пригородного сообщения, в остальных субъектах РФ льгот в этой сфере предусмотрено не было). В кризисные периоды граждане чаще сопоставляют ситуацию в своем и соседних регионах, то есть «Единая Россия» реагирует на один из значимых общественных запросов в сфере социальной справедливости, перехватывая инициативу у оппозиции.

«Единая Россия» даже на фоне экономического кризиса продолжает продвигать программы, направленные на модернизацию объектов образовательной инфраструктуры (подчеркивая тем самым преемственность по отношению к инициативам, представленным в период парламентской кампании 2021 года), а также детских оздоровительных учреждений (например, до 2030 года планируется модернизировать 1400 стационарных детских лагерей). Таким образом, социальные инициативы партии также становятся драйвером роста ряда других отраслей региональной экономики, создавая уже в ближайшей перспективе рабочие места как в стройкомплексе, так и в социальной сфере.

В сфере поддержки семей с детьми также проявляется подход партии, предполагающий сопряжение федеральных и региональных практик, постоянный контакт с общественностью и профессиональным сообществом в регионах. Так, в начале апреля 2022 года для оценки действующих мер поддержки семей и выявления лучших региональных практик партия запустила всероссийский конкурс «Крепкая семья — сильная страна».

 4.Развитие высокотехнологичных отраслей. Можно отметить, например, что секретарь Генсовета партии Андрей Турчак призвал к введению дополнительных мер налогового стимулирования для покупателей отечественной электроники, программного обеспечения и инновационной продукции, предполагающих «масштабные налоговые послабления для всех юридических лиц, которые проводят импортозамещение в этой сфере».  «Единая Россия» начала проводить активную работу в этой области еще до существенного усиления западных санкций. Так, законопроект, предусматривающий введение новой льготы по налогу на прибыль для организаций, использующих отечественные программное обеспечение и радиоэлектронику, был внесен в Госдуму еще в феврале 2022 года. При этом законодательная работа партии предполагает и предоставление инициативы субъектам Федерации – так, Турчак предложил предоставить регионам право ввести новый инвестиционный налоговый вычет на расходы по внедрению российской инновационной продукции и соответствующему переобучению сотрудников.

В целом подготовка предложений в сфере антисанкционной политики и импортозамещения создает для партии дополнительные возможности по выявлению специалистов-практиков, а также исследователей и общественных деятелей (в том числе работающих на региональном уровне), которые могут стать значимыми публичными фигурами для  продвижения «Народной программы» партии и долгосрочной работы с целевой аудиторией в 2022-2026 годах. При этом многие партийные инициативы могут стать локомотивами для решения задач одновременно в нескольких сферах. Например, необходимость создания собственных предприятий по производству заменителей грудного молока, на что обращала внимание член фракции «Единая Россия» в Госдуме, первый зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая, можно рассматривать как в контексте поддержки семей с детьми и создания новых рабочих мест, так и в рамках импортозамещения в сфере АПК и производства отечественного оборудования для агрокомплекса.

Реальный экономический суверенитет: антисанкционные проекты «Единой России»

Президиум Генсовета «Единой России» в апреле 2022 года принял решение о создании двух федеральных партпроектов, ведущих работу в сфере  разработки антисанкционных мер и инициатив в сфере импортозамещения. Это уже упомянутый партпроект «Цифровая Россия», а также проект «Выбирай свое» (его федеральным координатором стал замглавы фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Морозов, а главой Общественного совета — гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов). Эти проекты ориентированы не только разработку законопроектов, но и на подготовку практических инициатив, тесно связанных с локальной повесткой.

Показательно взаимодействие партии и Минпромторга по поддержке региональных бирж импортозамещения. В рамках работы таких интернет-порталов создаются дополнительные возможности для контактов заказчиков и производителей отечественной продукции (уже на 12 апреля 2022 года, по данным Минпромторга, в рамках реализации проекта на федеральном уровне было заключено сделок на сумму более 3,8 млрд рублей). Таким образом, отечественные производители получают возможности по более оперативному получению новых заказов, сохранению рабочих мест, а также получению новых возможностей для реализации дополнительных инвестпроектов.

Партия выступила с инициативой о реализации в максимально широком круге регионов практики вручения наборов семьям с новорожденными детьми, что должно стать не только мерой поддержки родительского сообщества, но и стимулом для отечественных производителей детских товаров. Как отметила, комментируя эту практику, Татьяна Буцкая, соотношение товаров российского и зарубежного производства в таких наборах варьируется в зависимости от региона: например, в Москве такой набор включает 45 товаров, из них 32 — российского производства, в Московской области 43 из 49 соответствующих товаров выпускается отечественным бизнесом, а в Новгородской области все соответствующие предметы — российского производства.

Другой пример — кадровый проект «Земля добра», реализуемый «Единой Россией» совместно с Российским союзом сельской молодежи. Инициатива предполагает ознакомление беженцев с Донбасса с возможностями трудоустройства в сфере АПК в российских регионах. Создаются возможности как усиления кадрового потенциала аграрного сектора (в том числе благодаря привлечению туда специалистов из ДНР и ЛНР, уже работавших в данной сфере), так и решения социальных проблем по поводу трудоустройства людей, пострадавших из-за осложнения внешнеполитической ситуации.

В перспективе второй половины 2022 – начала 2023 года можно ожидать дополнительных шагов партии по подготовке инициатив в сфере выпуска отечественных лекарственных препаратов (в том числе, в рамках задач по осуществлению производства полного цикла такой продукции),  сопряжения гуманитарных задач на Донбассе с созданием рабочих мест в российских регионах (возможно, в рамках различных форм поддержки выпуска продукции, которая будет востребована в рамках работ по восстановлению и поддержки населения данных территорий), контроля за реализацией федеральных инициатив в сфере импортозамещения на местах (в том числе благодаря работе специальных уполномоченных партии). По аналогии с широко известными мерами поддержки экономики США при президенте Франклине Рузвельте можно говорить о «российском Новом курсе», основы которого закладываются в том числе благодаря законотворческой, практической и экспертной работе под эгидой «Единой России». Обновление «Народной программы» в условиях санкционного кризиса, задействование уже существующих механизмов (от работы общественных приемных до проведения праймериз) для общественного обсуждения подобных мер и разработки новых подходов создают преимущества партии по реагированию на патерналистские запросы населения – не только сегодня, но и в перспективе 2023-2024 годов, когда активизируется восстановительный рост экономики, а значит, будут расти ожидания граждан в социальной сфере.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: