20 лет «Единой России»: новые стандарты ответственности, проактивная стратегия, конкурентные преимущества


Этапы большого пути

1 декабря 2021 года — 20 лет со дня проведения учредительного съезда «Единой России». Вопреки прогнозам, которые высказывались в течение всей ее истории, партия стала устойчивым политическим институтом, сыгравшим важную роль в реализации долгосрочной стратегии Владимира Путина.

В 1999-2001 годах,  на этапе, непосредственно предшествующем образованию «Единой России» (в период существования избирательного блока, затем общероссийского общественно-политического движения и политической партии «Единство») решались задачи по политической поддержке первых реформ Владимира Путина, созданию условий для устранения угроз безопасности и единству страны, а также консолидации общества (символично, что именно в 2000 году удалось добиться принятия федеральных конституционных законов о государственном гербе, флаге и гимне). Кроме того, успех «Единства» на парламентских выборах 1999 года стал естественным драйвером кадровой перезагрузки высших эшелонов власти. Логичным продолжением этого тренда стало применение «Единой Россией» дифференцированного подхода к созданию социальных лифтов в партии и постоянное совершенствование механизмов, задачей которых является вовлечение в политику перспективных кадров регионального, местного уровня, а также выходцев из социальных групп, обычно вовлеченных в политические процессы лишь в ограниченном масштабе  (молодежи, волонтеров, представителей малого бизнеса, сотрудников бюджетных учреждений).

В 2001-2006 годах (на первом этапе истории собственно «Единой России») партия стала платформой для создания широкой общественной и элитной коалиции вокруг президента. Само создание партии прошло путем объединения партии «Единство», Общероссийской политической общественной организации «Отечество» и движения «Вся Россия» (объединявших прежде всего представителей региональных элит, уже имевших заметный политический опыт). Объединение этих организаций произошло по принципу максимального вовлечения в дальнейшую работу новой партии наиболее авторитетных политиков и перспективных организаторов из всех них. Многие из этих деятелей играют значительную роль в работе «Единой России» до сих пор. Одним из основных принципов «Единой России» с самого начала стало не временное «проектное» привлечение  «попутчиков», но эффективный синтез кадрового потенциала всех партий-учредителей на долгосрочную перспективу.

Показательно, что, выступая на учредительном съезде партии 1 декабря 2001 года, Владимир Путин специально обратил внимание на цели консолидации элит («будущее за теми, кто способен преодолеть собственные амбиции и отказаться от узкокорпоративных интересов»), а также ответственного подхода к политике и противодействия популизму («период политического радикализма уходит в прошлое»). В этот период «Единая Россия» добилась устойчивого парламентского большинства (по итогам думских выборов 2003 года), а также сыграла заметную роль в реализации курса президента по противодействию олигархическим группам (в том числе региональным) и агрессивной популистской риторике (включая обращение к таким лозунгам политиков левого толка). Работа партии на уровне регионов способствовала укреплению вертикали власти и преодолению центробежных тенденций.

В 2007-2012 годах «Единая Россия» сыграла решающую роль в транзите и сохранении преемственности власти. Так, в 2008-2012 годах, когда пост председателя партии занял Владимир Путин, при поддержке «Единой России» были приняты комплексные меры, направленные на преодоление последствий мирового экономического кризиса (в том числе предполагавшие поддержку наиболее уязвимых отраслей и регионов). По итогам парламентских выборов 2007 года партия впервые получила конституционное большинство в Госдуме. В 2012 году Владимир Путин одержал уверенную победу на президентских выборах, будучи кандидатом от «Единой России» — и при этом начав свою кампанию в сложных условиях на фоне существенной (в том числе уличной протестной) активности оппозиционных сил. Его выдвижение от партии стало дополнительной основой для мобилизации лояльных и привлечения колеблющихся избирателей.

В июне-августе 2007 года для отбора кандидатов партии для участия в выборах в Госдуму впервые была задействована процедура предварительного голосования, в 2009 году «Единая Россия» стала первой из парламентских сил, начавших проводить праймериз в обязательном порядке. Еще тогда «Единая Россия» подтвердила  роль партии-локомотива во внедрении на постоянной основе новых политических практик, предполагающих больший уровень вовлеченности широких слоев граждан в процесс отбора кандидатов для выдвижения в органы власти.

С 2012 года председателем «Единой России» стал Дмитрий Медведев, и в деятельности партии дополнительно усилился акцент на социальные вопросы и работу с регионами, взаимодействие с волонтерским движением, дальнейшее развитие процедуры праймериз.

Так, в предварительном голосовании накануне парламентских выборов 2021 года — даже в специфических условиях, связанных с пандемией, —  приняли участие около 12 млн. человек (что на 1,5 млн. больше аналогичного показателя 2016 года) при среднем конкурсе 13 человек на место (в 2016 году – только 7). Ранее, в 2020 году, партия сыграла существенную роль в мобилизации граждан для участия в инициированном Владимиром Путиным общероссийском голосовании по конституционным поправкам, а также в разработке и продвижении законопроектов, обеспечивающих реализацию соответствующих конституционных норм (задачи по ведению такой работы перед однопартийцами еще в марте 2020 года поставил Дмитрий Медведев). При этом в 2018-2021 годах заметно возросла интенсивность работы партии в межвыборный период (в том числе в рамках оказания помощи наиболее уязвимым категориям граждан во время пандемии в 2020-2021 годах), а также ее роль в качестве одного из ключевых интеллектуальных центров по разработке инициатив, многие из которых впоследствии были поддержаны президентом и правительством (среди относительно недавних примеров – концепция «инфраструктурного рывка», предложенная секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком, а также комплекс мер по проведению социальной газификации).

Актуальные вызовы: ответ «Единой России»

АПЭК выделяет несколько ключевых трендов, которые с высокой вероятностью окажут влияние на политическую повестку в 2022-2026 годах (до очередной парламентской кампании).

1. Усиление конкуренции политических игроков за влияние в малых и средних населенных пунктах, причем не только в привлечении голосов различных групп избирателей, но и в борьбе за перспективные кадры для выдвижения в органы власти различных уровней. Заявленный «Единой Россией» с 2017 года «разворот в регионы», шаги по повышению престижа работы на уровне первичных отделений, создание механизмов по вовлечению общественных деятелей муниципального уровня в орбиту партии с высокой вероятностью приведут к укреплению ее позиций в этой сфере.

2. Актуализация экологической повестки в тесной связке с социальной, в том числе в контексте ответственности крупного бизнеса за ситуацию в регионах, где реализуются ключевые проекты соответствующих компаний. При активном участии «Единой России» были приняты новые нормативные акты в этой сфере (например, закон, обязывающий корпорации в случае чрезвычайных происшествий в экологической сфере возмещать в полном объеме вред, который нанесен окружающей среде, гражданам и их имуществу). Работа в тесной связке с социально ориентированными НКО и волонтерским движением создает для партии дополнительные возможности по ведению независимого мониторинга ситуации в регионах по экологической проблематике.

3. Необходимость строительства гибких общественных коалиций для работы с городским электоратом – включающих авторитетных активистов, в том числе обладающих минимальным политическим опытом. Эффективным инструментом для «Единой России» в этой сфере остается постоянно совершенствующаяся процедура праймериз, а также ряд проектов по поиску новых кадров (один из самых известных – «ПолитСтартап»).

4. Усталость избирателя крупных городов (в том числе умеренно-критически настроенного к инициативам властей) от старых партий, что может — как ни парадоксально! — создать дополнительные возможности для работы «Единой России» с этой средой. Новый образ партии, связанный с выдвижением от «Единой России» в ходе кампаний различных уровней кандидатов, в том числе не связанных с бюрократической средой (например, волонтеров и представителей малого бизнеса), позволит постепенно вовлекать таких колеблющихся избирателей в орбиту влияния партии.

5. Смена политических поколений на федеральном, а также на региональном и местном уровнях может оказать заметное влияние на баланс политических сил на уровне субъектов Федерации уже в 2022-2024 годах. Ответом на этот вызов со стороны «Единой России» становится развитие новых направлений в работе Высшей партийной школы, предполагающих работу с максимально широким кругом политических и общественных деятелей, сотрудничающих с партией (можно вспомнить, например, предложение Андрея Турчака создать специальные курсы в рамках ВПШ для медицинских работников, намеренных попробовать свои силы в политике).

6. Особенности политической повестки периода пандемии предполагают интенсивную ротацию ключевых тем, на которые необходимо реагировать политическим игрокам (ярким примером является неоднократная смена повышенного интереса и усталости широкой аудитории от тем, связанных с ограничительным мерами, проведением массовой вакцинации и иными сопутствующими сюжетами). Дальнейшее внедрение проактивного подхода в деятельности федеральных структур «Единой России», оперативное реагирование на новые информационные поводы, постоянная работа в режиме, во многом, приближенном к предвыборному, становится еще одним преимуществом партии, которое дополнительно усиливается благодаря широкой сети первичных отделений, позволяя оперативно отслеживать динамику общественных настроений на местах, в том числе, за пределами крупных городов.

7. Ряд информационных поводов 2021 года свидетельствуют об актуализации общественного запроса на внутренний контроль политических партий за репутацией своих функционеров, причем не только в периоды избирательных кампаний или роста политической активности (среди событий осени 2021 года можно отметить прежде всего расследование в отношении депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина). В этом смысле примером работы на опережение является создание в структурах «Единой России» Комиссии по этике, которая, как отметил в рамках представленного в июне 2021 года отчета о деятельности партии Дмитрий Медведев, «при необходимости принимает решения об исключении из рядов партии, если считает поступок аморальным,….несмотря на ранг и статус партийца».

«Единая Россия» вступает в третье десятилетие своей истории в качестве одного из ключевых институтов политической системы, способного оперативно реагировать на новые вызовы и действовать в логике стратегии президента. И не только в период избирательных кампаний, но и в рамках постоянно работающих каналов обратной связи между руководством страны и гражданами из регионов. Партия проводит независимый мониторинг реализации важнейших федеральных инициатив, выступает в роли основной платформы для формирования гибкой общественной и внутриэлитной коалиции по поддержке курса Владимира Путина.

 «Единая Россия» после парламентской кампании-2021

В течение нескольких недель после завершения парламентской кампании-2021 «Единая Россия» продемонстрировала стабильный уровень поддержки, несмотря на целый ряд не зависящих от нее факторов, которые традиционно создают сложный фон для восприятия партии  большинства общественностью (от осложнения эпидемиологической обстановки до сезонного роста цен на продукты). Более того, по данным ВЦИОМ, рейтинг партии после в течение примерно трех недель продемонстрировал рост поддержки (с 29,5% 20-26 сентября до 30,1% на 11-17 октября 2021 года), достигнув даже больших показателей (30,2%) 1-7 ноября 2021 года (схожие показатели поддержки партии на уровне 31% на 31 октября и 7 ноября 2021 года были зафиксированы и ФОМ).

В первые дни после выборов такую динамику рейтингов «Единой России» можно было бы объяснить эффектом «ставки  на победителя». Однако рейтинги КПРФ в период с 20 сентября по 7 ноября 2021 года, по данным ВЦИОМ, демонстрировали заметное падение – с 23,3% до 17,7% соответственно, а ведь укрепление позиций этой партии по итогам выборов было заметным.

Данные ФОМ в период с конца сентября по начало ноября демонстрируют рост уровня протестных настроений (если на 26 сентября действия властей за последний месяц вызывали недовольство или возмущение у 32% опрошенных, то на 7 ноября – уже у 38%, причем существенный прирост таких настроений произошел как раз с 24 октября по 7 ноября – с 34 до 38% соответственно). «Единая Россия» продемонстрировала способность к консолидации своего базового электората в весьма непростой поствыборной ситуации. Заметную роль, определившую позитивные для партии тенденции в поствыборный период, связаны именно с ее проактивной стратегией, предполагающей не снижение интенсивности работы, а сохранение высокого уровня организационной мобилизации с постоянным реагированием на острые темы политической повестки.

Можно выделить несколько ключевых вызовов, с которыми партия может столкнуться в течение 2022 года, при этом обладая существенным потенциалом для реагирования на них:

1. Сочетание накопления усталости населения от «повестки пандемии» (включая темы введения QR-кодов и иных ограничительных мер) с высокой вероятностью периодического всплеска интереса общественности к таким темам. На этом фоне будет возрастать общественный запрос на альтернативную повестку, которая при этом может сохранять актуальность и в период, когда «темы пандемии» будут находиться в центре внимания. Ряд социологических исследований, проводившихся во второй половине 2021 года, свидетельствует, что опрошенные уделяют сопоставимое внимание темам, связанным как с «повесткой пандемии», так и с вопросами внешней политики и безопасности. Так, по данным опроса ФОМ от 19-21 ноября, среди событий, заинтересовавших их в ходе прошедшей недели, респонденты выделили, с одной стороны,  введение QR-кодов и обязательную вакцинацию (эти сюжеты привлекли внимание 11% опрошенных), а также пандемию коронавируса и изменение уровня заболеваемости (9%), но с другой – ситуацию с мигрантами на белорусско-польской границе (13%), события на Украине и активность США и НАТО в Черном море (по 3%). Распределение созданных после выборов профильных комиссий Генсовета между кандидатами из обшефедеральной части списка «Единой России» также предполагает подобный баланс – от внешнеполитической тематики Комиссии по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом, возглавляемой Сергеем Лавровым, до сочетания вопросов экономики и национальной безопасности в рамках темы развития Восточной Сибири, курируемой Сергеем Шойгу, — к социальным проблемам, относящимся к  сфере внимания Комиссий во главе с Еленой Шмелевой (образование), Анны Кузнецовой (защита материнства, детства и поддержка семьи) и Дениса Проценко (здравоохранение). При этом в рамках работы трех комиссий по социальной проблематике возможно обращение как к сюжетам, прямо или косвенно связанным с пандемией, так и к гораздо более широкому кругу проблем.

2. Ожидаемые конкурентные кампании на муниципальном уровне в Единый день голосования — 2022 (вероятно, в Москве, а также в обладающих протестным потенциалом административных центрах регионов, в том числе во Владивостоке, Барнауле, Омске, Кирове, Твери, Ярославле). В следующем году стоит ожидать  и конкурентных внутрипартийных праймериз в этих городах. Кроме того, преимуществом «Единой России» может стать высокий уровень вовлеченности федеральных структур партии в работу с локальной повесткой. В частности, вероятно активное вовлечение жителей этих территорий в обсуждение проектов в сфере городского благоустройства, а местных общественников – в мероприятия по контролю за качеством уже сделанных работ в данной сфере (так, по данным партпроекта «Городская среда», при поддержке партии в 2021 году было проведено две волны общественных рейдов по проверке состояния объектов благоустройства, в которых приняли участие более 15 000 членов партии и общественных активистов). Вероятно, дополнительные преимущества «Единой России» в рамках предстоящих муниципальных кампаний также могут принести инициативы в сфере реконструкции социальной инфраструктуры в регионах, реализуемые федеральным руководством партии.

3. Вероятность возрастания интереса к политике групп избирателей, ранее вовлеченных в нее в более ограниченном масштабе. В зависимости от изменений в политической повестке такой интерес может быть связан с активностью родительского сообщества (например, в связи с перспективами введения дистанционного обучения или проведения вакцинации среди школьников), молодежи, представителей старших возрастных групп. В этой ситуации дополнительным преимуществом «Единой России» могут стать наработки, полученные во время парламентской кампании и в поствыборный период – например, усиление региональной составляющей в работе профильных комиссий Генсовета и их взаимодействия с местными сообществами.

В течение 2022 года вероятно сохранение и усиление тренда на применение «Единой Россией» методов, которые принято относить к арсеналу оппозиции. Можно ожидать активизации работы партии с инициативными группами на местах, привлечения общественных активистов к мероприятиям по контролю за реализацией значимых федеральных проектов, сохранения специального акцента на социальную и экологическую проблематику. Это может способствовать участию заметной доли кандидатов, не связанных с бюрократической средой, в ближайших праймериз «Единой России», а также более активной работе партии при подготовке к Единому дню голосования-2022 с электоральными группами, в среде которых традиционно скептическое или настороженное отношение к инициативам властей.

Кадровая политика: перегруппировка

Одним из наиболее значимых кадровых решений в руководстве партии в период после проведения парламентской стало назначение на пост врио руководителя ЦИК «Единой России» Александра Сидякина (решение принял президиум Генсовета партии по представлению Дмитрия Медведева).

1. Назначение Сидякина является еще одним подтверждением выбора партией наступательной тактики в ходе региональных и муниципальных избирательных кампаний 2022-2026 годов. Сидякин пользуется авторитетом в профессиональном сообществе политтехнологов. Полезным опытом для нового врио главы ЦИК партии была и работа в качестве руководителя администрации главы Башкирии – региона со сложной внутриэлитной конфигурацией и этническим составом.

2. Такое кадровое решение еще раз подчеркивает особое внимание «Единой России» к социальной повестке. Характеризуя деятельность Александра Сидякина на предыдущих этапах его биографии, секретарь Генсовета партии Андрей Турчак напомнил, что  «в качестве первого зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ он успешно возглавлял нашу партийную рабочую группу по защите прав дольщиков и вкладчиков. Помог десяткам тысяч обманутых дольщиков получить свое жилье». Можно отметить и опыт работы Сидякина в качестве секретаря Федерации независимых профсоюзов России, руководителя Департамента коллективных действий и развития профсоюзного движения этого объединения. Это назначение еще раз свидетельствует о том, что в перспективе ближайших лет стоит ожидать активизации работы партии с протестными группами в регионах, социальной проблематикой и, как следствие, усиления ее преимуществ в борьбе за поддержку избирателей социал-консервативных взглядов.

3. Выдвижение Сидякина вполне соответствует ранее выбранному курсу на усиление взаимодействия между партией и ее фракцией в Госдуме. Как подчеркнул в связи с данным решением Андрей Турчак, работая в парламенте, Александр Сидякин «был одним из самых эффективных депутатов нашей фракции в Государственной Думе – порядка 50 его законотворческих инициатив стали действующими законами». Таким образом дополнительно усиливается роль партии не только в продвижении значимых президентских и правительственных инициатив, но и в разработке предложений, которые могут быть задействованы Владимиром Путиным в рамках выработки политики по стратегически важным направлениям. В качестве другого примера решения, принятого в рамках данного курса, — создание Координационного совета при думской фракции «Единой России», что должно активизировать взаимодействие парламентариев от партии не только с ее руководящими органами, но также с представителями заксобраний регионов, НКО и волонтерских движений.

АПЭК выделяет тенденции, которые будут влиять на кадровую политику партии в 2022-2026 годах:

  • Дальнейшее вовлечение представителей губернаторского корпуса, а также управленцев муниципального уровня в деятельность «Единой России» (из информационных поводов ноября 2021 года можно отметить вступление в партию губернатора Иркутской области Игоря Кобзева). Этот тренд может предполагать прежде всего новый качественный уровень взаимодействия партии и таких управленцев. Конечно, эта тенденция может нести и определенные риски для партии (с учетом «проблемного багажа», который неизбежно будет накапливаться у глав регионов и муниципальных образований), в то же время предполагая и возрастающую роль федеральных структур партии в вопросах контроля за реализацией федеральных проектов на местах – что может в итоге стать существенным преимущественном партии, например, в работе с протестной повесткой.
  • Постоянное взаимодействие федерального руководства «Единой России» со способными политиками и парторганизаторами из регионов, что будет повышать их шансы как на реализацию их амбиций на федеральном уровне (вплоть до избрания в Госдуму следующего созыва в 2026 году), так и на дополнительные возможности управленческой карьеры, в том числе, в других субъектах Федерации. Таким образом, будет возрастать значение партии большинства в качестве одного из значимых институтов по отбору кадров, получающих перспективу дальнейшей работы на значимых позициях в сфере государственного и муниципального управления. Это может оказать серьезное влияние на формирование нового поколения управленцев, из числа которых будут рекрутироваться ключевые чиновники правительства и представители губернаторского корпуса уже в более отдаленной перспективе – например, в 2026-2030 годах.

Федеральный бюджет и «Народная программа»: социальные акценты, стратегическое значение

Позиция «Единой России» в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2022 и на плановый период 2023-2024 годов позволила партии и на поствыборном этапе снова подчеркнуть готовность следовать приоритетам, обозначенным ею в ходе парламентской кампании (в том числе, в «Народной программе»). Хотя детали  главного финансового документа, как правило, меньше интересуют широкую аудиторию, на них обращают внимание локальные лидеры общественного мнения. Поэтому именно активная работа представителей партии при обсуждении этого документа могла сыграть заметную роль в формировании позитивной социально ориентированной повестки на фоне сложной ситуации в эпидемиологической сфере и необходимости для исполнительной власти вводить ограничительные меры, традиционно являющиеся поводом для критики со стороны целого ряда оппозиционных политиков.

1. Партия продемонстрировала готовность на практике реализовывать социальные инициативы, заложенные в «Народной программе». В частности, по настоянию представителей «Единой России» федеральное финансирование по социально значимым направлениям в проекте федерального бюджета возросло на 107 млрд рублей. Документом предусмотрен рост расходов на образование: в 2022 году они составят около 1,2 трлн, к 2024 году — уже 1,34 трлн рублей. В проект бюджета заложено финансирование работ по капитальному ремонту 1500 уже существующих школьных зданий ежегодно, а также строительству около 1300 новых учебных заведений; также подтверждены планы по масштабному обновлению парка школьных автобусов; в 2022 году планируется выделить около 50 млрд. рублей на финансирование создания дополнительных мест в школах. Эти шаги приобретают особое значение как с учетом политизации родительского сообщества в период пандемии, так и в рамках курса по созданию новых рабочих мест в регионах на этапе восстановительного роста экономики (например, обновление парка школьных автобусов подразумевает сохранение и создание новых рабочих мест в ряде индустриальных регионов). АПЭК специально отмечает роль «Единой России» в контроле за осуществлением подобных проектов на местах – например, по соглашению с Минпросвещения, заключенному по итогам переговоров, проведенных Андреем Турчаком, региональными отделениями партии и представителями ведомства будут образованы рабочие группы по мониторингу всех этапов соответствующих работ.

2. Бюджет предполагает существенный уровень поддержки системы здравоохранения. Так, в нормированном страховом запасе будет зарезервировано по 30 млрд. рублей ежегодно на дополнительное финансирование мероприятий, связанных с проблемой COVID-19. При этом в «Единой России» неоднократно подчеркивали внимание к мерам по поддержке учреждений здравоохранения именно с учетом ситуации в конкретных регионах, в том числе наиболее уязвимых в случае осложнения эпидемиологической обстановки. Например, в бюджете еще накануне первого чтения по проекту документа было заложено дополнительное увеличение финансирования системы здравоохранения, в том числе, для пяти северных и отдаленных регионов на 6,3 млрд в 2022 году (на 8,1%) и до 7 млрд в 2024 году, что позволит повысить доступность медицинской помощи в этих субъектах Федерации. Поступательная работа в этом направлении может способствовать укреплению позиций партии — в том числе в протестных регионах Сибири, Дальнего Востока и Северо-Запада Европейской части России.

3. Особое внимание к региональной повестке проявилось также в рамках финансирования программ, предполагающих развитие социальной и транспортной инфраструктуры. Так, на реализацию программы «Земский доктор» в 2022 году предполагается направить около 6 млрд рублей, а на программу «Земский учитель» — около 1,1 млрд; на ремонт региональных дорог с 2022 года планируется выделить около 30 млрд рублей. Именно состояние подобных объектов заметно влияет на формирование отношения населения к властям, а внимание к задачам в этой сфере позволяет партии привлечь симпатии по крайней мере части представителей медицинского и педагогического сообществ, нередко являющихся локальными лидерами общественного мнения, особенно в малых населенных пунктах.

4. «Единая Россия» подтвердила, что ее внимание к социально ориентированным НКО является стратегическим выбором, а не частью предвыборной повестки. В частности, предложенные партией поправки ко второму чтению федерального бюджета предусматривали субсидирование 42 некоммерческих организаций, при этом рост финансирования по этому направлению составил около 1 млрд. рублей. Этот шаг имеет значение и в рамках дальнейшего вовлечения в орбиту партии представителей волонтерских и общественных организаций – на этом фоне вероятно дальнейшее возрастание интереса их представителей к участию в праймериз в 2022-2024 годах.

Приоритеты «Единой России» при обсуждении проекта федерального бюджета еще раз подчеркивают практическое поствыборное значение «Народной программы». Это подтверждает намерение партии на практике следовать принципу ответственности и подотчетности, на котором был сделан особый акцент еще на старте прошедшей парламентской кампании. Показателен принципиально новый для российской политической практики отчет о работе партии за предыдущие пять лет и выполнении программы, с которой она шла на парламентские выборы в 2016 году – с ним Дмитрий Медведев выступил на совместном заседании Генерального и Высшего Совета «Единой России» в июне 2021 года. Фактически «Единая Россия» задает принципиально новые стандарты ответственности партии перед избирателями. Это вполне соответствует общественному запросу, который актуализировался во многих странах в период пандемии и связанного с ней мирового экономического кризиса, а также стратегическим приоритетам, на которых неоднократно в предыдущие годы акцентировал внимание Владимир Путин. Например, обращаясь к гражданам России накануне голосования по конституционным поправкам в 2020 году, президент подчеркивал: «Мы голосуем за страну… с эффективной властью, подотчётной обществу».

Кроме того, это естественное продолжение трендов, заданных партией большинства как в период работы Госдумы предыдущего созыва (на федеральном уровне не первый год вела работу Комиссия по контролю за исполнением предвыборной программы партии; подобные мероприятия уже в 2017 году проводились и на уровне ее региональных отделений), так и в преддверии недавней избирательной кампании (вспомним отчет  о работе партии за прошедшие пять лет и выполнении предыдущей редакции программы, с которым в июне 2021 года выступил Дмитрий Медведев).

С учетом данных трендов в период 2021-2026 года в сфере программной работы партии можно ожидать:

  • Дальнейшего усиления взаимодействия между «Единой Россией» и экспертным сообществом, в том числе региональным. Можно отметить, например принятое в ноябре 2021 года решение президиума Генсовета о создании Экспертного совета по законотворческой деятельности партии. Опыт показывает, что на фоне кризисов, как правило, возрастает внимание широкой аудитории к деятельности экспертного сообщества, запрос на квалифицированную публичную экспертизу. При этом наличие узнаваемых специалистов в сферах, влияющих на формирование текущей политической и медиа-повестки, может стать дополнительным конкурентным преимуществом партии. Возможно, представители ее экспертного пула (в том числе специалисты из регионов), проявившие себя в рамках такой работы, окажут влияние на формирование публичного образа партии в ходе президентских выборов-2024 (где «Единая Россия», безусловно, будет играть существенную роль) и парламентской кампании 2026 года.
  • Более интенсивного развития каналов обратной связи между федеральными структурами партии, с одной стороны, и региональным и местным политическим сообществом — с другой. Одним из примеров такого взаимодействия может стать участие политиков, социальных активистов и представителей волонтерского движения в работе профильных комиссий Генсовета, которые возглавили политики, ставшие лидерами общефедерального списка партии в ходе парламентской кампании 2021 года. Но вполне вероятно развитие и иных форм такого взаимодействия, например, в рамках новых конкурсов социальных проектов для первичных отделений партии и социально ориентированных НКО.
  • Продолжения тренда на максимальное вовлечение волонтерского движения как в деятельность партии, так и в работу по контролю за реализацией и доработкой «Народной программы». Как отметил Андрей Турчак в ходе прошедшего в ноябре 2021 года селекторного совещания по взаимодействию партии с волонтерским движением, в рамках акции «Мы вместе» задействовано более 250 000 человек. Их потенциал может быть востребован не только в рамках реализации непосредственных программ помощи гражданам на местах, но и в сфере анализа реальной ситуации в регионах с целью дальнейшей коррректировки «Народной программы», а также реализации ее ключевых положений.

 

 

 

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: