Тюменская область на старте губернаторской кампании: развитие интеграции, стабильная экономика, взаимодействие элит


Тюменская область относится к числу регионов, где в Единый день голосования в сентябре 2023 года пройдут выборы губернатора. В настоящее время пост главы региона занимает А.Моор, назначенный президентом и затем победивший в первом туре на выборах в 2018 году. Губернатор — выходец из региона. Ранее, с 2011 по 2018 гг., он занимал пост главы администрации города Тюмени.

В начале мая А.Моор получил одобрение президента России для выдвижения на второй срок. На встрече с главой государства он представил доклад о социально-экономической ситуации, масштабных проектах, реализуемых в субъекте. Отдельно А.Моор остановился на теме поддержки участников СВО – на эти цели регион в прошлом году выделил почти 1 млрд рублей. Говоря об экономике, губернатор заявил, что область справилась с вызовами 2022 года. По итогам пяти лет индекс обрабатывающих производств составил 174%. Инвестиции в прошлом году выросли на 40% по отношению к 2021 году.

В 2023 году выборы пройдут на фоне специальной военной операции и усиления санкционного давления, что отражается как на общих настроениях людей, так и на социально-экономической ситуации. Ранее западные страны утвердили потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Планы по сокращению добычи нефти с высокой вероятностью негативно скажутся на доходах бюджета Тюменской области. Это частично компенсируется ослаблением курса рубля, что выгодно экспортерам энергоресурсов. Так или иначе, избирательная кампания в Тюменской области, как и в целом в стране, будет проходить в довольно жестких условиях. Ресурсы для реагирования на санкционный вызов в регионе есть. Стабильность регионального бюджета – а значит, исполнение социальных обязательств, — обеспечена. В области сформирован и эффективно работает штаб по обеспечению устойчивости развития экономики в условиях антироссийских санкций, который возглавляет губернатор А.Моор.

Тюменская область вносит значительный вклад в поддержку специальной военной операции. В соответствии со сложившейся практикой, при которой российские регионы берут «шефство» над новыми территориями, за областью был закреплен город Краснодон в Луганской народной республике (ЛНР). Губернатор А.Моор в феврале был в ЛНР и встречался с тюменскими военнослужащими, посетил объекты в Краснодоне и Краснодонском районе, где идут восстановительные работы. В ЛНР постоянно работают инженеры, строители, врачи и другие специалисты из Тюменской области.

Развитие интеграции: «Большая Тюмень», «Тюменская матрешка» и программа «Сотрудничество»

Будучи сложносоставным субъектом, Тюменская область включает Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, имеющие также статус субъектов Федерации. Все три субъекта часто обозначаются термином «Большая Тюмень». Электоральная и, как следствие, административная конфигурация в регионе имеет свою специфику. Прежде всего, на прямых выборах избирается только непосредственно губернатор Тюменской области, тогда как главы ХМАО и ЯНАО после 2014 года утверждаются региональными парламентами. В прямых выборах губернатора Тюменской области принимают участие избиратели из автономных округов. Таким образом, любой потенциальный глава области сталкивается с серьезным вызовом: ему нужно завоевать расположение избирателей всей «Большой Тюмени», хотя он ограничен в практических механизмах реализации своей политики на уровне автономных округов, имеющих свои системы власти. Различия поддержки кандидатов на юге и на северных территориях сказываются на общем электоральном результате. Так, на выборах в 2018 году А.Моор набрал 65,86% голосов избирателей, но результат в ЯНАО составил 74,94%, а в ХМАО – 45%. Явка на выборах составила 49,1%.

По данным социологического исследования ВЦИОМ, отмечается высокое доверие к губернатору А.Моору как на юге Тюменской области, так и в ХМАО-Югре и ЯНАО: 79%, 56% и 61% соответственно. Высокие показатели зафиксированы также в одобрении и оценке эффективности деятельности губернатора А.Моора.

Выстраивание отношений с северными территориями — одно из приоритетных направлений работы руководства Тюменской области. Степень интеграции в рамках многосоставного субъекта отличается специфической динамикой, которая во многом зависит от отношений между политическими элитами юга региона и автономных округов. Потенциальное объединение регионов «тюменской матрешки» с отменой автономий округов на повестке дня не стоит и вряд ли в обозримом будущем возникнет с учетом масштаба субъекта. В основе актуальной конфигурации отношений между разными частями «Большой Тюмени» лежит трехсторонний договор между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО, впервые согласованный еще по инициативе экс-губернатора Тюменской области С.Собянина в 2004 году и регулирующий разграничение полномочий и межбюджетные отношения. Последний раз договор продлевался в 2018 году в перспективе до 2025 года. С 2005 года в Тюменской области также действует государственная программа «Сотрудничество», целью которой является содействие социально-экономическому развитию трех регионов через интеграционные проекты. Ранее губернатор А.Моор анонсировал, что программа будет продлена в 2023 году.

Поскольку округа направляют часть своей прибыли в совокупный бюджет Тюменской области (в основном речь идет о налоге на прибыль организаций в размере 29,5%), откуда средства потом заново распределяются, периодически содержание и перспективы интеграции становятся предметом полемики. В 2023 году в бюджет Тюменской области по программе «Сотрудничество» из ХМАО и ЯНАО поступит 74 млрд рублей, но затем значительная часть этих средств возвращаются округам в том или ином виде. Как отметил полномочный представитель президента в УрФО В.Якушев, программа не может быть отменена или пересмотрена, так как показывает свою эффективность, но с течением времени нуждается в уточнениях.

В основном средства по программе «Сотрудничество» направляются на социальную поддержку населения, на строительство инфраструктуры, организацию транспортного обслуживания (субсидирование авиаперевозок), поддержку сельского хозяйства. Иными словами, программа «Сотрудничество» имеет явную социальную ориентированность. Например, одно из специфических направлений – содействие жителям северных территорий при переезде на юг Тюменской области при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера. Предполагается выделение жилищных субсидий на покупку квартир на территории с более благоприятным климатом в рамках программы переселения. Помимо переселения, жителям северных округов предоставляется доступ к медицинским и оздоровительным учреждениям юга Тюменской области.

В то же время средствами программы «Сотрудничество» может быть обеспечена реализация масштабных инфраструктурных проектов, имеющих значение для всех территорий многосоставного субъекта. Так, в конце прошлого года руководство Тюменской области и ЯНАО в лице, соответственно, губернаторов А.Моора и Д.Артюхова договорились, что половина из предназначенных на модернизацию аэропорта Рощино в Тюмени (строительство ангарного комплекса) 500 млн рублей будет взята как раз из средств программы. В последние годы за счет средств программы «Сотрудничество» построен корпус кардиологического центра в Сургуте, дороги, мосты, ряд социальных объектов.

Экономическое развитие: регион-донор и позитивная динамика

В силу хозяйственной специфики Тюменская область является одним из немногочисленных российских регионов-доноров. По итогам 2022 года только Тюменская область без учета автономных округов перечислила в федеральный бюджет 171,1 млрд рублей, что на 1,3% больше, чем за предыдущий отчетный период. В области традиционно наблюдаются высокие социально-экономические показатели, обеспечивающие лидерство в различных рейтингах. Например, в феврале 2023 по оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ) Тюменская область вошла в тройку лучших регионов России по качеству жизни, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. Рейтинг составляется на основании оценки ситуации по 10 направлениям: медицинское обслуживание, чистота и экология, государственные услуги и сервисы, жилье и инфраструктура, образование и развитие, инклюзивность и равенство, возможности для работы и своего дела, безопасность, потребление и досуг, социальная защита.

В ноябре 2022 года губернатор А.Моор выступил с ежегодным посланием в областной думе1. В нем основное внимание уделено ходу СВО, поддержке военнослужащих и их семей, сдерживанию санкционного давления. Помимо международной ситуации и последствий пандемии, Тюменская область учитывает опыт масштабных лесных пожаров 2021 года. Все отмеченное сказывается на основных показателях развития. Социально-экономическая ситуация в Тюменской области стабильна, динамика развития – в целом благоприятна.

Хозяйственная специализация региона делает его привлекательным регионом для инвесторов. В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, составляемом АСИ, Тюменская область в 2022 году заняла 5-е место наряду с Нижегородской, Новгородской, Сахалинской областями и Башкирией. Тем не менее актуальна задача привлечения новых инвесторов из дружественных стран. В прошлом году губернатор А.Моор утвердил изменения в положение об аренде земельных участков, согласно которым крупный инвестор может арендовать землю за 1 рубль сроком на один год.

В городе Тобольске Тюменской области в 2019-2020 гг. запущен крупнейший в России нефтехимический комплекс – «Западно-Сибирский Нефтехимический Комбинат» («ЗапСибНефтехим»), входящий в группу «СИБУР». Это один из главных инвестиционных проектов в области. В течение следующих пяти лет «СИБУР» направит 110 млрд рублей инвестиций в развитие комплекса в соответствии со специальным соглашением с Минэнерго России о модернизации мощностей компании (всего соглашением подразумеваются инвестиции в размере 400 млрд рублей в проекты холдинга). В регионе также работает нефтехимическое предприятие «СИБУР Тобольск», занимающееся глубокой переработкой широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), но с 2020 года оно как раз перешло под контроль «ЗапСибНефтехим». Холдинг «СИБУР» ожидаемо столкнулся с проблемами на фоне санкционного давления. В прошлом году в Тобольске состоялась дискуссия с участием представителей компании, полпреда в УрФО В.Якушева, губернатора А.Моора, в ходе которой обсуждались возможности импортозамещения в области производства оборудования для нефтехимической отрасли. Участники обсудили варианты кооперации между уральскими регионами. Актуальна и задача производства отечественного оборудования для нефтегазовой отрасли.

Комментируя ход реализации программы импортозамещения в Тюменской области, губернатор А.Моор отметил, что за последние пять лет объем заказанного у тюменских предприятий оборудования и услуг вырос в два раза — до 117 млрд рублей. Сложности с приобретением импортного оборудования обозначились еще в 2014 году, но сейчас ситуация приобрела критический характер: полностью заместить технологический импорт пока не удалось. Вопросы импортозамещения активно обсуждались и на Тюменском нефтегазовом форуме, которому в прошлом году был присвоен федеральный статус. Для решения технологических задач в ТЭК создан Нефтегазовый кластер Тюменской области. Цель деятельности новой структуры — снижение доли импортного оборудования и услуг в нефтегазовой отрасли до 40% к 2024 году за счет реализации высокотехнологичных проектов. По состоянию на начало 2023 года кластер объединяет 107 компаний из 19 регионов страны. Таким образом, Тюменская область стала площадкой для межрегионального сотрудничества.

Постепенно в Тюменской области внедряются механизмы государственно-частного партнерства — преимущественно в ресурсодобывающем секторе, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве и в социальной сфере. В начале года утвержден новый перечень региональных объектов, при возведении которых предполагается привлекать механизмы ГЧП: в него вошли межуниверситетский кампус мирового уровня, поликлиники, проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры и благоустройству территорий.2 Особое внимание привлекает именно проект межвузовского кампуса, который, согласно концепции, будет включать учебные и лабораторные корпуса, технопарк, конгресс-центр, гостиницы, спортивный комплекс и даже ледовую арену. Предполагается реализация масштабного инфраструктурного проекта.

В Тюменской области также в скором времени планируется построить крупный логистический комплекс по соглашению с Wildberries. Инвестиции в проект составят около 8 млрд рублей, что принесет региону пять тысяч новых рабочих мест. На данный момент стороны находятся в процессе выборы локации, но уже в текущем году возможно начало строительства.

Туристический потенциал Тюменской области оценивается достаточно высоко. В феврале стало известно, что регион признан победителем II Всероссийской туристической премии Russian Travel Awards в номинации «Лучшая региональная стратегия развития туризма и индустрии гостеприимства». В прошлом году область посетили 3,3 млн туристов, из них каждый третий приезжает из интереса к термальным курортам; значимыми местами притяжения считаются исторический город Тобольск и Ялуторовский острог.

При разработке туристической стратегии в Тюменской области удалось сформировать ясный образ территории как одного из старейших сибирских регионов, а с 2020 года действует специальная программа лояльности для туристов «Сибирское гостеприимство» (не считая поддержки внутреннего туризма, оказываемой на федеральном уровне), субсидии для предпринимателей. Более того, в региональном Агентстве туризма и продвижения разработан специальный стандарт, представляющий собой перечень требований к туристическим объектам. Среди трендовых направлений развития туризма в Тюменской области в 2023 году — сельский и экотуризм, загородный отдых. В декабре 2022 года губернатор А.Моор и корпорация «Туризм.РФ» подписали соглашение о сотрудничестве, предоставляющее доступ к дополнительным инструментам поддержки туристической отрасли (инвестициям). Анонсировано, что в скором времени будет построен большой четырехзвездочный отель в Тобольске.

Внутриэлитная конфигурация: преемственность и взаимодействие

Для руководства Тюменской области характерна высокая степень преемственности политических элит. Приход нового губернатора не сопровождается кардинальным разрывом с наследием предшественника. Напротив, отмечается конструктивное сотрудничество между занимавшими в разное время пост главы региона политиками. С учетом того, что два предыдущих губернатора Тюменской области: С.Собянин (2001-2005) и В.Якушев (2005-2018) – впоследствии занимали значимое положение в системе российской власти, в том числе на федеральном уровне, губернатор А.Моор изначально мог рассчитывать на поддержку за пределами региона. Ресурс федерального влияния губернатора Тюменской области представляется одним из аргументов в пользу его потенциальной победы на предстоящих выборах. На практике это может означать умение привлекать дополнительные федеральные средства или поддержку в рамках новых проектов и инициатив. Хотя фактор финансовой федеральной помощи для Тюменской области вторичен с учетом экономического статуса региона, принципиальная позиция центра по направлениям дальнейшего развития области имеет существенное значение.

Экс-губернатор региона В.Якушев возглавляет полпредство в Уральском федеральном округе, куда входит Тюменская область. Отношения между полпредством и областной администрацией вполне благоприятны. Полпред В.Якушев регулярно совершает поездки по территориям области.

В Тюменской области отсутствуют конфликты и противоречия между властями региона и административного центра. Пост главы города Тюмени с 2018 года занимает Р.Кухарук, который ранее работал заместителем главы администрации города (2016-2018), когда на этой позиции находился А.Моор.

Как для хода избирательной кампании, так и для дальнейшего сотрудничества имеют значение отношения администрации юга Тюменской области с элитами северных округов. С руководством Ямала у властей Тюменской области складываются наиболее конструктивные отношения, что подтверждается высоким уровнем электоральной поддержки губернатора именно при голосовании в ЯНАО. Отец действующего ямальского губернатора А.Артюхов занимает пост секретаря Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия», а на рубеже 1990-2000-х гг. работал в ЯНАО. С руководством ХМАО у команды губернатора А.Моора также сохраняются конструктивные отношения, но конфигурация ханты-мансийских элит имеет внутренне более сложную картину, что обычно сказывается на уровне поддержки областной администрации.

На территории Тюменской области действуют бизнес-группы, имеющие общефедеральные значение – прежде всего холдинг «СИБУР» и НК «Роснефть». Компании реализуют крупные инфраструктурные проекты и не имеют противоречий с политическими элитами региона.

1 https://gubernator.admtyumen.ru/Governor/MoorAV/interviews/more.htm?id=11992540@cmsArticle

2https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_Economy/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: