В надежде на преференции? Почему Татарстан затягивает с переименованием должности президента


До 1 января 2023 года все субъекты РФ должны привести уставы и Конституции в соответствие с законом о публичной власти. Кроме прочего, согласно документу, все высшие должностные лица в регионах должны называться главами субъектов РФ, слово «президент» в наименовании не допускается. Но единственная в России республика, где руководитель до сих пор именуется президентом, не спешит вносить изменения в Конституцию. Татарстан с 2010 года успешно отстаивает позиции, несмотря на меняющееся законодательство. Есть ли у республики шансы сохранить пост президента и на этот раз?

Поправки оставлены напоследок

Госсовет Татарстана до конца 2022 года должен принять поправки к Конституции республики, согласно которым руководитель субъекта больше не будет именоваться «президентом». Последнее заседание состоится 23 декабря, но вопрос о переименовании должности так и не включен в повестку, передает «Коммерсантъ».

Пока в повестке на эту пятницу четыре законопроекта, причем больше технического характера. Секретарь парламента Лилия Маврина во время заседания президиума Госсовета 16 декабря рассказала, что повестку дополнят и другими вопросами, работа над которыми сейчас ведется профильными комитетами. Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин напомнил, что вопросы могут быть внесены и «с голоса» уже на самом заседании. Но никто из них не упомянул, будет ли среди этих вопросов проект поправок к Конституции.

Внести изменения в Конституцию республика, как и остальные российские регионы, должна в связи с принятым в 2021 году законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

Сейчас Татарстан – единственная в России республика, где руководитель – президент, а не глава субъекта РФ. С 2010 года этот пост занимает Рустам Минниханов. В том же году на тот момент президент России Дмитрий Медведев под­пи­сал за­кон, ко­то­рый уста­нав­ли­вал запрет на на­име­но­ва­ние гла­вы субъ­ек­та Фе­де­ра­ции пре­зи­ден­том. При этом в за­коне было прописано, что ре­ги­о­ны мо­гут сами вы­би­рать на­име­но­ва­ние ВДЛ в со­от­вет­ствии с историческими тра­ди­ци­я­ми, чем и вос­поль­зо­вал­ся Та­тар­стан.

Кро­ме того, в 1994 году меж­ду Рос­си­ей и Та­тар­ста­ном был за­клю­чен до­го­вор (но­сив­ший по боль­шей ча­сти сим­во­ли­че­ский ха­рак­тер) о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий. В 2017-м срок договора истек – и про­дле­вать его не ста­ли. Но Кремль со­гла­сил­ся со­хра­нить на­име­но­ва­ние долж­но­сти «пре­зи­дент» до 2020 года, ко­гда истекал срок пол­но­мо­чий гла­вы рес­пуб­ли­ки Рустама Мин­ни­ха­но­ва. В 2020-м Минниханов переизбрался на но­вый срок, но долж­ность так и не изменили.

До того как Госдума приняла новый закон о публичной власти в 2021 году в первом чтении, Госсовет Татарстана направил в центр отрицательный отзыв. Спи­кер пар­ла­мен­та Фа­рид Мухаметшин ска­зал тогда, что ини­ци­а­ти­ву не под­дер­жа­ли, по­то­му что «за­кон в корне вле­за­ет в пол­но­мо­чия субъ­ек­тов РФ, на­ру­шая дей­ству­ю­щие нор­мы рос­сий­ской Конституции».

После того как закон все же приняли, Рустам Минниханов сообщал, что власти республики его исполнят. «Мы законопослушные люди. Так получилось, что наш голос не услышали в некоторых вопросах», – заявлял он.

По сведениям «Ъ», вопрос изменения наименования должности обсуждается до сих пор. Собеседник издания в Госсовете сообщил, что депутаты «не могут выйти из правового поля, но в то же время интересы Татарстана тоже не должны умалять».

Негласные переговоры

Старший преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Алексей Зудин подмечает, что название первого лица – очень ценный символ для элит Татарстана. Похоже, что в республике решили затянуть переименование ВДЛ.

«Можно предположить, что сейчас активизируются негласные переговоры по этому вопросу между представителями федерального центра и властями Татарстана. Итогом переговоров вполне может стать отсрочка, но обе стороны понимают, что она не может быть бесконечной», – подчеркивает эксперт.

При этом, по мнению Зудина, и символически, и политически важно то, будет ли этот вопрос закрыт до 2024 года, когда в России должны пройти выборы президента.

Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов призывает учитывать: Татарстан – национальная республика, которая самостоятельно зарабатывает немалое количество средств в свой бюджет. Региональные власти часто демонстрируют, что они могут быть независимы от первых лиц государства. То есть у республики есть специфический статус, за частичный отказ от которого она будет просить себе иные преференции, в том числе экономические. Эксперт не сомневается, что какие-то бонусы регион в результате торга с центром однозначно получит.

Если власти откажутся повиноваться, по словам Смирнова, со стороны центра не будет применено силовое давление, чтобы добиться нужного результата.

«В Татарстане присутствуют национальный и религиозный факторы. С этой точки зрения к таким регионам аккуратное отношение, чтобы не повторить вещи, которые имели место в истории (например, в Чечне). Поэтому будет применяться разумное, адекватное экономическое стимулирование. Сейчас не то время, чтобы центр предпринимал такие шаги, которые могут настроить даже не избирателей, а представителей элит на какое-то противодействие», – заключает Смирнов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: