Ставрополь: инфраструктурное развитие, социальные приоритеты, политический стиль Ивана Ульянченко


 1.Иван Ульянченко: политический стиль и коммуникация с населением

Иван Ульянченко, избранный главой мэром Ставрополя на пятилетний срок в 2020 году, ранее  получил разносторонний управленческий и политический опыт, на разных этапах своей биографии работая в сфере общественных организаций (в качестве первого секретаря краевого комитета «Союза молодежи Ставрополья»), в исполнительной власти муниципального (в том числе в должности замглавы администрации Ленинского района и главы администрации Промышленного района Ставрополя) и регионального уровня (министра труда и соцзащиты населения края), а также возглавлял  Комитет по социальной политике в региональном парламенте.

Этот опыт помог ему сформировать и реализовать на практике стратегию развития города, основанную на сопряжении результативной экономической и инфраструктурной политики, социальных приоритетов и эффективно работающих каналов обратной связи с гражданами.

Мэр Ставрополя опирается на дифференцированный подход при выстраивании каналов коммуникации с городским сообществом.

1.Городскими властями результативно задействуются как используемые периодически, так и постоянно работающие каналы обратной связи с населением.

Так, Ульянчнко периодически проводит «прямые линии» с горожанами, организуемые в студии «АТВ медиа» или редакции газеты «Вечерний Ставрополь» и транслируемые в соцсетях. В ходе такого мероприятия, состоявшегося в студии  «АТВ медиа» 4 октября 2024 года, обсуждались вопросы оказания помощи участникам СВО, модернизации школ, городского благоустройства и подготовки города к зимнему сезону.

При этом регулярная работа с обращениями граждан по городской проблематике ведется мэром Ставрополя через интернет-платформы, в частности на telegram-канале «Администрация города Ставрополя» и на личном канале Ульянченко «Сам ИванИваныч». Обращения к городской администрации можно и через telegram-канал «Муниципальный центр управления города Ставрополя» и чат-бот @СтавропольПомощник. Количество сообщений в соцсетях, адресованных мэрии, в 2024 году превысило количество официальных обращений в 1,8 раза.

Для оперативного решения вопросов, связанных с оказанием помощи семьям участников СВО, в Ставрополе начал работать первый в крае муниципальный колл-центр, где по ситуации на начало октября 2024 года было обработано более 1,1 тыс. звонков, что позволило решить более 400 задач.

2.Иван Ульянченко регулярно проводит личные встречи с гражданами, в том числе пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций. Так,  в июне 2023 года он встретился с жителями ул. Монастырский тупик,  где в результате ливней был сильно размыт участок проезжей и пешеходной частей. Тогда рамках диалога руководства города с гражданами был определен  временный маршрут, обеспечивающий безопасный подъезд и проход к частным домам, расположенным на этой улице.

Подобные личные встречи проходили и в рамках работы администрации Ставрополя с тематикой СВО. Например, в марте 2024 года состоялась встреча главы города с вдовами и матерями военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга,

3. Для работы с муниципальной повесткой мэр города плотно взаимодействует с общественными организациями Ставрополя.

Среди примеров такого сотрудничества — разработка трехстороннего соглашения между администрацией города, профсоюзами и работодателями, направленного на регулирование рынка труда в Ставрополе.  Заключение   соглашения на 2022-2024 годы стало одним из факторов достижения минимального уровня безработицы  в городе (0,3%), а также поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе в условиях преодоления последствий пандемии и западных санкций. В результате в 2023 году по сравнению с 2022-м число хозяйствующих субъектов в городе выросло на 7,5 тыс. единиц.

В документе затрагиваются вопросы развития экономики, регулирования оплаты труда, содействия занятости населения и укрепления кадрового потенциала города, охраны труда, а также экологической безопасности и молодежной политики (в контексте поддержки институтов наставничества и реализации проектов  в сфере профориентации). Новое трехстороннее соглашение планируется заключить в ноябре 2024 года — с учетом новых вызовов, в частности, связанных с влиянием фактора СВО и новых западных санкций на рынок труда

4.Мэр регулярно проводит рабочие встречи с общественными активистами и волонтерами. Например, в июле 2023 года на одной из таких встреч обсуждались вопросы сохранения исторической части города, в том числе подпорной стены в границах Крепостной горы. По итогам диалога было принято решение  создать городской совет по сохранению архитектуры и исторического наследия с участием общественников и экспертов.

Волонтеры при поддержке городских властей получают возможности для привлечения внимания жителей к своей работе. Так, в сентябре 2024 года на Александровской площади состоялась ярмарка общественных организаций, в рамках которой было рассказано о работе активистов, занимающихся поиском пропавших людей, помощью пожилым людям, многодетным  семьям, а также экологической проблематикой.

Результативный опыт взаимодействия городских властей и волонтеров получен в период пандемии. Например, благодаря команде «Автоволонтер Ставрополь» активные граждане на личных автомобилях помогали медработникам добираться до пациентов, нередко реагируя на 40 и более обращений в день. В дальнейшем — благодаря той же общественной инициативе — оказывалась помощь детям из малоимущих семей и проходил сбор гуманитарных грузов для мобилизованных и жителей новых регионов.

Мэрия поддерживает социально значимые инициативы горожан, в том числе молодежные. Так, одним из победителей соответствующего городского конкурса стал проект «Сети Победы 2.0», в рамках которого сотрудники центра «Победа» провели обучение ставропольских волонтеров технике плетения маскировочных сетей для нужд военнослужащих, участвующих в спецоперации.

В городе получают поддержку и проекты эковолонтеров, например, из Центра развития рационального распределения отходов «Три Р Центр». В свою очередь, волонтеры патриотического проекта «Чистая память» занимаются приведением в порядок исторических мемориалов и кладбищ города.

5.Фактором повышения эффективности работы каналов обратной связи в Ставрополе является и кадровая политика Ульянченко. Например, он неоднократно подчеркивал необходимость привлечения перспективных кадров из числа участников СВО для работы в городской администрации, что позволит эффективнее решать задачи как в чисто управленческой, так и в социальной сфере, включая вопросы социальной поддержки семей ветеранов  спецоперации.

Федеральный резонанс приобрело назначение первым замглавы Ставрополя ветерана СВО Заура Гурциева. Вероятно, такое решение может стать и дополнительным фактором реализации в городе мер, требующих сопряжения подходов в сфере социальной политики и безопасности, в том числе стратегии противодействия деструктивным влияниям на молодежную среду.

Уже сегодня в городе по инициативе мэра в ежедневном режиме ведутся выявление и ликвидация надписей со ссылкой на противоправные ресурсы на городских улицах, а также мониторинг правонарушений, совершенных студентами, — для оперативной корректировки молодежной политики с целью реагирования на такие вызовы. С высокой вероятностью привлечение участников СВО к работе в мэрии города, а также тесное взаимодействие властей Ставрополя с НКО, активное участие в деятельности которых принимают ветераны спецоперации, может стать драйвером подготовки и реализации  новых инициатив в сфере  патриотического воспитания молодежи.

В целом, политика мэрии Ставрополя по выстраиванию коммуникаций с городским сообществом позволяет оперативно выявлять проблемы, значимые для разных социальных и возрастных групп жителей, ориентированных на разные каналы  обратной связи с властями. Это способствует эффективной нейтрализации социальной напряженности в городе, формируя и укрепляя на муниципальном уровне широкую общественную коалицию, которая сможет обеспечить высокие показатели поддержки стратегии Кремля и в ходе парламентской кампании 2026 года. 

  1. Ставрополь: экономическое и инфраструктурное развитие

 Несмотря на влияние антироссийских санкций, команде Ивана Ульянченко в Ставрополе удалось достичь роста доходов городского бюджета и заметного увеличения объемов промышленного производства. Постоянно предпринимаются и шаги по укреплению туристического потенциала города. Во многом это связано с усилиями мэрии по поддержке малого и среднего бизнеса, а также по инфраструктурному развитию Ставрополя.

1. По данным отчета главы города за 2023 год, по сравнению с 2022 годом доходы городского бюджета за этот период выросли более чем на 930 млн. руб. Одним из факторов этого позитивного тренда стало привлечение инвестиций в городскую экономику. Объем инвестиций в основной капитал в Ставрополе (за исключением бюджетных средств) вырос на 18%, составив более 87 млрд руб.

Среди крупнейших инвестпроектов, реализованных в городе в 2023 году — строительство ЖК «Российский», а также развитие производства мучных кондитерских изделий.

2.В городе активно развивается промышленность. Например, объем отгруженных товаров собственного производства в Ставрополе за 2023 год почти в 1,5 раза превысил показатели 2022-го. В 1,8 раза увеличились соответствующие показатели в сфере  производства компьютеров, электронных и оптических изделий, а оборот услуг общественного питания за тот же период вырос на 18,4%.

3.Важным фактором диверсификации и укрепления устойчивости городской экономики является поддержка малого, среднего бизнеса и частной инициативы. Например, в 2023 году по сравнению с 2022-м в Ставрополе на 15,6% выросло число самозанятых граждан, а общее число субъектов малого и среднего предпринимательства
составило более 54 тыс.

Как подчеркивал по итогам 2023 года Иван Ульянченко, предпринимательская деятельность обеспечивает около 20,1% налоговых поступлений в бюджет Ставрополя и более 42,1% рабочих мест в городе. Всего в сфере малого бизнеса в городе занято  более 105  тыс. человек.

В Ставрополе ведет работу «Городской центр развития малого и среднего предпринимательства», ориентированный на консультационную, информационную, образовательную, имиджевую поддержку частной инициативы. Только за 2023 год этим центром было оказано около 2550 консультационных услуг и проведено более
40 различных мероприятий.

 4.Одной из важнейших отраслей городской экономики остается туризм. В 2023 году объемы турпотока в Ставрополь выросли на 22% по отношению к 2022 году, при этом средняя загрузка гостиниц по сравнению с показателями 2021 года увеличилась с 32% до 60%.

Делается ставка в том числе на такие перспективные направления как медицинский туризм. Только в 2023 году между туристическими и медицинскими организациями было подписано 20 договоров в этой сфере — при активной поддержке городской администрации.

Важным фактором повышения туристической привлекательности Ставрополя становятся такие крупные мероприятия, как фестиваль исторической реконструкции «Наследие степей и гор» или гастрономический фестиваль «Зов предков» на территории музея-заповедника «Татарское городище». Очевиден и позитивный опыт проведения фестиваля-конкурса «Вино, сыр, хлеб». Всего в 2023 году подобные событийные акции посетили около 60 тыс. человек. 

5.В городе активно проводятся мероприятия по благоустройству, в том числе при поддержке федеральных структур. Например, в рамках проектов «Пять шагов для городов» под эгидой госкорпорации «ВЭБ.РФ» в Ставрополе было реализовано 857 проектов, связанных со строительством новых или реконструкцией уже существующих городских объектов, в том числе фасадов зданий, велодорожек, инклюзивных спортивных площадок.

Кроме того, за счет средств городского бюджета  только за первые три месяца 2024 года 346 млн рублей было направлено как на благоустройство, так и на проведение работ по модернизации дорожной инфраструктуры. В 2024 году в краевом центре был полностью завершен комплексный ремонт 4 улиц общей протяженностью около 5,5 км.

6.С инициативой Ульянченко связана интенсивная модернизация коммунальной инфраструктуры Ставрополя, включая реконструкцию очистных сооружений водопровода. Цель — возможности городского «Водоканала» должны соответствовать возросшей на него нагрузке в условиях активного жилищного строительства. Как отмечал в связи с проведением соответствующих работ мэр, воду из Сенгилеевского водохранилища благодаря этому проекту будут очищать 9 бетонных фильтров площадью 55 кв. м каждый.

Эти задачи актуальны, учитывая высокие темпы ввода жилья в городе. Только за 2023 год в Ставрополе было ведено в эксплуатацию 529,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе 370,1 тыс. кв. м в рамках многоэтажного и 159,5 тыс. кв. м в рамках индивидуального жилищного строительства.

Развитие городской экономики способствует поступательному росту уровня жизни граждан. Так, по данным мэрии  краевого центра, среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника крупных и средних предприятий, расположенных в Ставрополе, за январь-ноябрь 2023 года выросла по сравнению с 2022-м годом на 15,1%.

Сочетание стимулирования частной инициативы, модернизации инфраструктурного каркаса Ставрополя, а также мер поддержки малого и среднего бизнеса создает возможности для дальнейшей диверсификации городской экономики, повышая ее устойчивость. Учитывая приоритетное внимание федеральных властей как к поддержке регионов СКФО, так и к развитию внутреннего туризма в целом, в рамках стратегии, реализуемой командой Ивана Ульянченко, усиливаются конкурентные преимущества Ставрополя в логике привлечения инвестиций и мер федеральной поддержки — как минимум на перспективу 2025-2030 годов.

3.Ставрополь: социальная сфера и социальная политика

 Социальное развитие Ставрополя входит в число ключевых приоритетов команды Ульянченко. Бюджет города имеет ярко выраженную социальную направленность — так, в 2023 году 76,9% расходов были именно социальными. В  первые 3 месяца 2024 года 81% всех городских бюджетных расходов было связано со сферами образования, социальной политики, культуры и спорта. При этом существенная часть социальных программ, реализуемых в городе, имеет долгосрочный характер, существенно влияя на приоритетные направления развития города, в том числе на перспективу 2030-х годов.

1.Одним из стратегических направлений социальной политики в  Ставрополе является поступательная модернизация инфраструктуры образования. Безусловно, такие задачи реализуются с привлечением значительных объемов федеральных средств и при поддержке краевых властей, но часть финансирования этого направления также возложена на городской бюджет.

Так, в 2023 году на проведение ремонтных работ в городских школах было выделено более 273 млн руб. Ремонтные работы в этот период были проведены в 8, а капремонт — в 14 образовательных учреждениях города. В 2024 году  в план ремонта в рамках программы «Модернизация школьных систем образования» вошли 4 школы: № 2, 21, 26 и лицей № 35 (здесь работы должны завершиться в 2025 году). На осень 2024 года запланировано открытие 2 новых школ. Кроме того, различные ремонтные работы в преддверии наступившего учебного года были проведены в 17 городских детсадах.

Значимой составляющей городской социальной политики стали и шаги по  достижению стопроцентной          доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В целом же по итогам 2023 года услугами дошкольного образования  в  городе охвачено более 3 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Городская политика в сфере образования учитывает и риски, связанные с вопросами безопасности. Так, накануне нового учебного года в Ставрополе прошло специальное заседание городской антитеррористической комиссии, в ходе которой  Ульянченко поручил дополнительно проверить все школы на предмет антитеррористической защищенности, протестировать систему противопожарной безопасности, видеонаблюдения и оповещения.

2.В Ставрополе на особом контроле руководства города — поддержка молодых семей. В течение 2024 года 111 таких семей должны получить субсидии для приобретения жилья. Это направление работы — пример взаимодействия городских и региональных властей. В этом году  руководство Ставропольского края выделило на реализацию программы «Молодая семья» около 2 млрд рублей.

Кроме того, семьи  в Ставрополе в этом  году получили  финансовую поддержку при рождении детей на сумму 23 млн рублей. Сочетание масштабного жилищного строительства в краевом центре и реализации профильных социальных программ становится важным стимулом для улучшения демографической ситуации в городе.

3.Около 50 млн рублей в 2024 году было выделено на финансирование социальных контрактов для жителей Ставрополя. Участниками этой программы стали 162 жителя краевого центра с доходами ниже прожиточного минимума. В рамках программы они получили возможность реализовать проекты, связанные со сферой  обслуживания и ремонта автотранспорта, оказания различных услуг, изготовления кондитерских изделий, а также наружной рекламы.

4.Городские власти уделяют специальное внимание поддержке участников СВО и членов их семей. При этом в подобных вопросах используется дифференцированный подход, основанный на детальном анализе нужд разных групп участников спецоперации. Например, в декабре 2023 года Иван Ульянченко   вместе с первым вице-премьером Ставропольского края Андреем Хлопяновым и министром имущественных отношений  региона Александром Мясоедовым вручили ключи от собственных квартир  выпускникам детских домов, проходящих военную службу в зоне проведения СВО.

В краевом центре — наряду с федеральными и региональными — реализуются и собственные инициативы в сфере поддержки участников спецоперации и членов их семей. Так, в 2023 году в Ставрополе была установлена новая дополнительная
мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата на проезд
в городском общественном транспорте членам семей погибших участников СВО. Такие выплаты за счет средств бюджета получили 146 человек на общую сумму более  790 тыс. руб.

В городе проводятся мероприятия для ветеранов спецоперации, в том числе межрегионального уровня. Так, в августе 2024 года в Ставрополе состоялись соревнования по 6 спортивным дисциплинам на «Кубок Защитников Отечества», в которых приняли участие около 200 ветеранов СВО из 19 регионов СКФО и ЮФО.

5.Ряд социальных инициатив, реализуемых в городе, были направлены на поддержку детей из регионов, граничащих с зоной проведения СВО. Только в конце марта  2024 года в Ставропольский край прибыли 470 детей из Белгородской области, существенная часть из них была размещена в административном центре региона. Эти дети продолжили обучение по школьной программе, в свободное время для них было организовано посещение кинотеатров, театральных представлений, музыкальных концертов,  различные мастер-классы.

Такая политика имеет не только важное гуманитарное значение, но и способствует укреплению связей Ставрополя с регионами Черноземья, что может оказать позитивное влияние как на повышение туристической привлекательности города в долгосрочной перспективе, так и способствовать реализации новых инвестроектов в краевом центре.

Реализация городских и региональных социальных программ для жителей Ставрополя оказывает позитивное влияние как на политическую ситуацию, так и на долгосрочные перспективы развития города, привлекая в регион молодых специалистов, способствуя вовлечению в экономически активную деятельность более широкого круга граждан, а также реализации стратегии Владимира Путина по реализации политики повышения платежеспособного спроса, на чем президент неоднократно акцентировал внимание в 2023 и 2024 годах.

 В январе-ноябре 2023 года в краевой центр прибыло на 26,4% больше, а выехало на 7,86% меньше граждан, чем за аналогичный период 2022 года. В целом же миграционный прирост населения города за этот период в 3,2 раза превысил показатели 2022 года. Это еще раз свидетельствует: команде Ивана Ульянченко удалось создать в Ставрополе комфортную городскую среду, привлекательную для жителей, в том числе молодых специалистов из других муниципальных образований и регионов. 

4.Ульянченко: взаимодействие с федеральным центром и внешние связи

Роль Ставрополя как центра Северо-Кавказского федерального округа, а также экономический и туристический потенциал края становятся важными конкурентными преимуществами города для выстраивания отношений с правительством России, а также для укрепления межрегиональных и межмуниципальных связей.

1. Дополнительным драйвером развития города и внимания к нему федеральных властей становится подготовка к празднованию 250-летия Ставрополя в 2027 году. Соответствующий указ президента был подписан в 2023 году. В рамках подготовительных мероприятий уже проходит или запланировано масштабное благоустройство городских пространств, в том числе, площади 200-летия и Александровской площади, обновление каскадной лестницы около Вечного огня, создание сквера возле индустриального парка «Мастер». 

2.Важным фактором позитивного внимания к региону со стороны федерального центра становится успешная реализация в крае и в городе приоритетных социальных программ. Например, в ходе визита в Ставрополь полномочного представителя президента в СКФО Юрия Чайки в июле 2024 года высокую оценку получила деятельность местного отделения фонда  «Защитники отечества», осуществляемая в тесном взаимодействии с краевыми и городскими властями.

3.Федеральный центр акцентирует внимание на транспортном развитии города. Например, ранее вице-премьер  Марат  Хуснуллин на совещании по региональному развитию представил проект развития общественного транспорта в Ставрополе, разработанный министерством дорожного хозяйства и транспорта края и получивший поддержку губернатора Владимира Владимирова. План предполагал в том числе закупку для городских нужд 45 троллейбусов с автономный ходом. Этот пример свидетельствует: шаги по развитию городского общественного транспорта в Ставрополе получили высокую оценку федеральных властей, став стимулом для дальнейшей поддержки правительством России и региональной администрацией политики городской администрации в этой сфере.

4.В рамках работы с новыми регионами тесные связи администрация Ставрополя поддерживает с поселками Крепенской и Дубовый Антрацитовского района Луганской народной республики, над которыми город осуществляет шефство. Этот район ранее в составе делегации региона уже посещал мэр. В рамках совместной работы городских и региональных властей удалось провести капитальный ремонт в 4 школах и 3 детских садах этого района ЛНР.

Как и в случае с гуманитарными проектами для детей из регионов, граничащих с зоной проведения СВО, такая работа создает дополнительный потенциал для экономического развития самого Ставрополя и выхода городских предприятий на перспективные рынки новых регионов.

С учетом особого внимания федерального центра к вопросам стимулирования туристического потенциала российских городов, а также развития регионов Северного Кавказа, Ставрополь имеет существенные шансы на получение дополнительной поддержки со стороны правительства России в  2025-2030 годах. Результативная работа команды Ивана Ульянченко по подготовке к празднованию юбилея Ставрополя в 2027 году, выстраивание межрегиональных и межмуниципальных связей как с городами СКФО, так и с  субъектами Федерации с высокой вероятностью будет иметь долгосрочное значение для реализации важных инвестпроектов, а также получения федеральной поддержки для  развития города — в том числе для решения задач на перспективу 2030-х годов.

 

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: