Самарская область: новый этап «Стратегии лидерства» на фоне муниципальной избирательной кампании
Доминирующее влияние на информационную и политическую повестку Самарской области оказывают в начале сентября не предвыборные кампании муниципального уровня, а новые приоритеты в рамках реализации Стратегии развития региона («Стратегии лидерства Дмитрия Азарова»), национальных проектов, транспортной и социальной инфраструктуры. Шаги команды губернатора Дмитрия Азарова в этом направлении способствуют усилению конкурентных преимуществ региона в логике развития международных транспортных маршрутов, а также создания дополнительных условий для опережающих темпов преодоления последствий коронакризиса на региональном уровне.
«Стратегия лидерства»: новый этап
В конце августа – начале сентября в фокусе внимания федеральных и региональных СМИ оказалось обсуждение промежуточных итогов реализации Стратегии лидерства Самарской области. В 2018 году по инициативе Дмитрия Азарова была разработана долгосрочная стратегия развития региона до 2030 года, обсуждение которой проходило при активном участии населения.
На новом этапе показательно особое внимание областных властей к реализации инфраструктурных проектов и решению проблем в транспортной сфере — при возрастающем внимании к развитию социальной инфраструктуры.
Среди инфраструктурных проектов заметным стало досрочное введение в эксплуатацию участков автодороги общего пользования регионального значения «Самара-Волгоград-Новокуйбышевск» — Маяк — Томылово, расположенных в городских округах Новокуйбышевск и Чапаевск. В сфере развития общественного транспорта в конце июля 2020 года благодаря поддержке региональных властей впервые за 32 года произошло обновление подвижного состава самарского метрополитена (на линию вышел новый поезд).
Показателен комплексный подход самарских областных властей к решению задач по развитию системы здравоохранения. В рамках решения этих задач происходят не только закупки медицинского оборудования для профильных учреждений региона, но и обновление автопарка службы скорой помощи (Дмитрий Азаров акцентировал внимание на том, что за последние три года эта задача была решена на 90%), и развитие службы санитарной авиации (работа службы, по данным властей, была возобновлена в регионе впервые за 37 лет). В распоряжение Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина был выделен вертолет для оказания неотложной помощи жителям отдаленных населенных пунктов.
При этом власти области выстроили механизмы контроля за реализацией нацпроектов, тесно взаимосвязанных с задачами Стратегии. Еще в ходе прошедшего 27 июля 2020 года совещания по этому вопросу под председательством Дмитрия Азарова министр экономического развития и инвестиций региона Дмитрий Богданов напомнил, что на 2020 год для Самарской области установлено более 870 контрольных точек для мониторинга реализации нацпроектов — и только по 12 из них на тот момент наблюдалось отставание от графика.
К перспективным задачам работы региональных властей можно отнести и проект «Историческое поселение города Самары», реализация которого затрагивались в ходе совещания под председательством Дмитрия Азарова по региональной градостроительной политике, состоявшегося 7 августа 2020 года. С учетом усилий областных властей по развитию туристического потенциала Самарской области (а прошедший летний сезон продемонстрировал возросший потенциал внутреннего туризма) и продвижению региональных брендов вероятен дальнейший рост их внимания к туризму и туристическому брендингу, а также активизация дискуссий по градостроительной политике и сохранению исторического архитектурного наследия областного центра в конце 2020 – 2021 годах, в том числе в рамках локальной повестки парламентской кампании.
Осенью 2020 — в первой половине 2021 года вероятен дальнейший рост внимания региональных властей к развитию социальной инфраструктуры — с несколько более выраженным акцентом на решение этих проблем для малых городов и сельской местности. Вероятны использование и адаптация механизмов, использованных для обсуждения «Стратегии лидерства» в 2018 году, для проведения общественных дискуссий по другим значимым проблемам управления регионом (в том числе по благоустройству общественных пространств и социальным аспектам бюджетной политики).
Лоббистские усилия Дмитрия Азарова и взаимодействие с федеральным центром
Максимально эффективное использование потенциала транспортного коридора «Европа-Западный Китай» в интересах региона, дальнейшее развитие особой экономической зоны «Тольятти», презентация Самарской области в качестве эффективной площадки для проведения международных и межрегиональных форумов, а также совершенствование инфраструктуры для развития инвестиционной привлекательности субъекта Федерации можно выделить в числе ключевых приоритетов команды Дмитрия Азарова в рамках взаимодействия с федеральным центром к началу сентября 2020 года.
В рамках реализации проектов по развитию транспортного коридора «Европа-Западный Китай» 26 августа 2020 года было подписано распоряжение правительства Самарской области, предполагающее изъятие земельных участков для строительства обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. В ближайшей перспективе можно ожидать усиления межрегиональной конкуренции за более значимую роль в рамках этого транспортного маршрута, и поэтому оперативная работа областных властей по осуществлению проекта может создать дополнительные преимущества для Самарской области в этой сфере. К тому же этот проект способствует повышению инвестиционной привлекательности особой экономической зоны «Тольятти». Кстати, летом 2020 года велось публичное обсуждение возможности строительства третьей очереди экономической зоны.
Специфика развития инфраструктуры региона обсуждалась и в ходе переговоров Дмитрия Азарова с Маратом Хуснуллиным после совещания по вопросам социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа, состоявшегося 29 августа 2020 года в Казани. Азаров обратил внимание на необходимость решения проблемы отсутствия ливневой канализации и очистных сооружений на значительной части территории пяти городов Самарской области, включая административный центр. Обсуждались и меры поддержки по второму этапу строительства мостового перехода через реку Самару. Правительством региона была сформирована заявка на выделение дополнительных федеральных средств: 1,5 млрд – на возведение второй очереди мостового перехода «Фрунзенский» и 230 млн рублей – на строительство дороги «Тольятти – Ягодное». В течение 2020 года властям региона удалось привлечь около 1,3 млрд. рублей из федерального бюджета на реализацию проектов в сфере инфраструктуры.
Заметным оказался и визит в регион помощника президента Владимира Мединского. Этот информационный повод стоит рассматривать в рамках работы по взаимодействию с федеральным центром для развития туристического потенциала региона благодаря реализации в области культурных проектов и сохранению исторического наследия (впрочем, в областном центре основы для такой политики были заложены еще в период, когда Дмитрий Азаров был мэром города).
Учитывая, что инфраструктурные проекты находятся в зоне специального внимания и контроля федерального центра (в том числе в рамках развития логистического потенциала страны; актуальность этих целей в международном масштабе отнюдь не снижалась даже на одном из наиболее сложных этапов пандемии коронавируса весной 2020 года), вероятно, именно продвижение интересов региона в этой сфере останется важнейшим приоритетом команды Дмитрия Азарова. Эта работа может стать одним из значимых факторов преодоления регионом последствий коронакризиса и достижения большего потенциала для восстановительного роста региональной экономики в 2021-2022 годах.
Муниципальные предвыборные кампании: спокойная динамика, оперативное реагирование на проблемы
В Единый день голосования-2020 в Самарской области пройдут выборы в муниципальные органы власти — в том числе в районные советы в административном центре региона (из числа депутатов которых затем будет сформирована Самарская городская Дума), а также в городские представительные органы Жигулевска, Кинеля, Октябрьска, Отрадного, Чапаевска и Похвистнево. Среди политических партий активнее всего приняли участие в кампаниях представители «Единой России» (от партии большинства было выдвинуто около половины кандидатов, 3211 человек), около трети выдвинутых кандидатов составили самовыдвиженцы. Также было зарегистрировано 707 кандидатов от «Справедливой России», 530 – от ЛДПР, 408 – от КПРФ, 4 – от «Яблока», 13 – от партии «Новые люди».
Кампании проходили спокойно, для них не была характерна высокая активность протестных групп. Исключения — обращения к властям группы жителей микрорайона «Волгарь» и Куйбышевского района Самары по поводу качества атмосферного воздуха.
Для муниципальных кампаний, проходящих в подобных условиях, обычно характерна низкая явка, что в условиях минимальной политической напряженности обычно способствует ограниченному уровню протестного голосования. В то же время достаточно высокой среди проголосовавших, вероятно, будет доля более политизированной аудитории.
На этом фоне областные власти предприняли летом дополнительные усилия, способствующие снижению протестных настроений. Так, Дмитрий Азаров в ходе переговоров с вице-премьером Маратом Хуснуллиным обсудил меры поддержки обманутых дольщиков. Глава региона обратил внимание на то, что власти региона ведут работу по решению проблем, связанных с наиболее сложными, финансово емкими объектами.
Примером детального внимания региональных властей к локальной проблематике в том числе на предвыборных территориях, стала рабочая поездка первого вице-губернатора – председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова в Жигулевск. Значительная часть поездки была посвящена оценке ситуации с городским благоустройством (среди проектов в этой сфере — реконструкция городского парка имени 40-летия ВЛКСМ и 15 общественных территорий), созданию социальной инфраструктуры (так, было анонсировано строительство нового детского сада на 240 мест и спортивных объектов), капитальному ремонту многоквартирных домов.
Поступательная работа областных властей с социальной проблематикой (преимущественно локальной) может оказать определенное влияние и на парламентскую кампанию 2021 года, подготовка к которой со стороны ключевых политических игроков региона, скорее всего, активизируется уже осенью 2020 года. В этот период можно ожидать активизации информационных кампаний, связанных с конкуренцией наиболее известных ресурсных деятелей, претендующих на выдвижение в Госдуму по одномандатным округам. Тем не менее предварительно можно ожидать, что уровень протестной активности в регионе в течение осени 2020 года, вероятно, будет ниже общероссийского.