Самарская область накануне выборов-2021: пространство доверия, новая повестка и стратегия восстановительного роста
Несмотря на последствия пандемии и экономического кризиса, а также наличие в составе региона территорий с традиционно высоким уровнем протестных настроений (например, Тольятти), руководство Самарской области сохраняет высокий уровень доверия населения. Так, по данным исследования ИНСОМАР 20-22 марта 2021 года, главе региона Дмитрию Азарову скорее доверяют 66%, а его работу положительно оценивают 67% респондентов. Только 22% скорее не доверяли губернатору, а 15% оценивали его работу скорее негативно. Возможно, основную часть таких респондентов составили представители ядерного электората оппозиционных партий, негативно настроенные и по отношению к федеральным властям.
При этом 55% опрошенных жителей региона допускают для себя возможность проголосовать за «Единую Россию» на выборах в Госдуму и Самарскую губернскую Думу. Если на завершающих этапах парламентской кампании уровень поддержки этой партии будет определяться в первую очередь федеральной повесткой, то в настоящее время электоральный потенциал «Единой России» в области логично прежде всего связывать с эффективностью работы команды Дмитрия Азарова по снижению протестных настроений в регионе.
К выигрышным направлениям деятельности региональных властей в конце 2020 – первые месяцы 2021 года можно отнести работу с муниципальной повесткой и выстраивание каналов обратной связи с общественными активистами. Дополнительную актуальность приобретает и особое внимание Дмитрия Азарова к крупным инфраструктурным проектам, затрагивающим область.
Инфраструктурные проекты и перспективы развития
В течение 2020-2021 годов федеральные власти неоднократно подчеркивали приоритетное внимание к задачам по «сшиванию страны» (как обозначил это направление работы Владимир Путин в одном из выступлений в январе 2021 года), предполагающим как создание инфраструктуры для международных транспортных коридоров, так и масштабную программу реконструкции автодорог (к 2024 году в 105 крупнейших агломерациях страны, а к 2030 году – еще в 51 агломерации). Руководство Самарской области с момента назначения Дмитрия Азарова на пост врио губернатора продемонстрировало особое внимание к теме, используя конъюнктуру и лоббистские возможности для получения поддержки в этой сфере, создавая дополнительные конкурентные преимущества для региона. Эта тенденция получила дальнейшее развитие и в первые месяцы 2021 года.
Во-первых, руководство региона продемонстрировало хорошие лоббистские возможности, получив от Центра дополнительную финансовую поддержку на развитие транспортной инфраструктуры. Так, по результатам встречи губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с министром транспорта Виталием Савельевым достигнута договоренность о выделении из федерального бюджета дополнительно более 4,5 млрд. рублей на строительство и реконструкцию автодорог. А по итогам 2020 года Самарская область заняла второе место по стране по итогам реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», что также усилило переговорные позиции областных властей в борьбе за дополнительное федеральное финансирование.
Во-вторых, привлечение федеральных средств может стать частью позитивной предвыборной повестки в регионе. 3,75 млрд. рублей из упомянутых выше федеральных средств будет направлено на строительство инфраструктурных объектов в городских агломерациях, а около 842 млн. рублей — на ремонт региональных, межмуниципальных и городских дорог. Подобная работа не всегда приносит быстрый политический эффект, но может способствовать постепенному снижению протестных настроений.
В-третьих, после событий, приведших к приостановке движения грузов по Суэцкому каналу, растет интерес международных игроков к развитию новых транспортных коридоров, в том числе маршрута «Европа – Западный Китай», проходящего через Самарскую область. Безусловно, ключевая роль в реализации проекта принадлежит федеральным властям. Но возведение соответствующих инфраструктурных объектов на территории области может стать дополнительным драйвером региональной экономики – так, на реализацию проекта «Обход города Тольятти», связанного с развитием этого маршрута, из федерального бюджета в 2021 году направлено около 14 млрд рублей. Кроме того, это направление работы учитывается областными властями при решении других задач регионального уровня. Например, в ходе прошедшего недавно под председательством Дмитрия Азарова совещания обсуждались меры, позволяющие исключить риски, связанные паводком, для продолжения работ по строительству «Обхода Тольятти».
По мере преодоления последствий пандемии инфраструктурное развитие может стать одним из драйверов восстановительного роста, на который будет сделан акцент в рамках экономической стратегии федеральных властей на ближайшую перспективу и до 2030 года. Выигрышные аспекты реализации такой политики в Самарской области могут стать конкурентным преимуществом региона для получения федеральной поддержки в этой сфере уже в горизонте 2021-2023 годов.
Перспективные кластеры локального уровня: Тольятти и другие центры
Заметный резонанс получили масштабные кадровые ротации в руководстве муниципальных образований региона. Внимание не только региональной прессы и общественности, но и федеральных СМИ получила отставка главы Тольятти Сергея Анташева (занимал этот пост с апреля 2017 года), состоявшаяся 18 февраля 2021 года после рабочей встречи с губернатором. При этом не стоит забывать про замену глав Большеглушицкого, Пестравского и Большечерниговского районов области, прошедших в предыдущие месяцы.
Стиль работы Дмитрия Азарова включает постоянный личный контроль за ситуацией на местах (в том числе в рамках рабочих поездок по области). В качестве примера можно отметить, например, совещание с главой Жигулевска Сергеем Федотовым — прежде всего для обсуждения планов по реализации нацпроектов на 2021 год. Такая регулярная работа с местной повесткой – позитивный сигнал для населения накануне старта парламентской кампании, когда общественный запрос на более жесткий контроль над бюрократией (причем в значительной степени именно местного уровня), а также на прямое участие региональных властей в решении локальных проблем будет усиливаться.
Можно выделить несколько значимых направлений работы региональной администрации с этим уровнем задач. Прежде всего это задействование лоббистских возможностей областных властей в рамках работы с федеральным центром с целью получения дополнительных возможностей для стимулирования экономического развития территорий. Из событий марта 2021 года можно отметить рабочую поездку в Самарскую область министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, который вместе с Дмитрием Азаровым принял участие в запуске на территории особой экономической зоны «Тольятти» Самарского завода медицинских изделий — единственного в стране предприятия полного цикла по производству одноразовых смотровых нитриловых перчаток. До конца 2021 года в Самарской области запланирована реализация 25 проектов с общим объемом инвестиций более 50 млрд. рублей и созданием более 5,5 тысячи рабочих мест. Кроме ОЭЗ «Тольятти», региональные власти ранее заявляли о планах развития индустриальных парков «Преображенка», «Чапаевск», «Новосемейкино» и технопарка «Жигулевская долина».
Масштабны поставленные Дмитрием Азаровым задачи по развитию туристического потенциала региона — в том числе за пределами областного центра. Примером являются планы развития туристической инфраструктуры села Ширяево (где находится дом-музей Репина), также обсуждавшиеся губернатором в ходе совещания с руководством Жигулевска. В условиях ожидаемого повышения интереса к внутреннему туризму уже в летнем сезоне 2021 года (в том числе на фоне федеральных стимулирующих мер в этой сфере) вполне обоснованы требования губернатора к муниципальным властям по форсированию работ. Другой пример — состоявшееся в начале марта 2021 года выездное совещание по созданию паломническо-туристического центра в Ташле (перед мероприятием губернатор провел встречу с митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием).
Можно ожидать роста внимания Центра к индустриальным регионам как в период парламентской кампании, так и в период дополнительного стимулирования экономики после преодоления последствий пандемии. К таким мерам скорее всего будут относиться дополнительные преференции для отечественных производителей в сфере госзакупок, а в более широком контексте – различные меры поддержки промышленных территорий и моногородов со стороны федерального центра. В этих условиях уже предпринимаемые самарскими областными властями шаги, с одной стороны, по привлечению инвестиций, а с другой — по более жесткому кадровому отбору на муниципальном уровне управления могут повысить шансы региона на получение федеральной финансовой поддержки для реализации значимых проектов, в том числе в 2021-2022 годах.
Социальная повестка. Новые вызовы
В период пандемии дополнительно усилился общественный запрос на реализацию социальной повестки. На фоне регулярной работы с этой проблематикой со стороны федеральных властей и лично Владимира Путина (недаром первое совещание, прошедшее под председательством главы государства в январе 2021 года, было посвящено именно социальным вопросам; с высокой вероятностью эта тема будет одной из приоритетных в послании президента Федеральному собранию) важным фактором, позволяющим властям предложить эффективную альтернативу популистским лозунгам, характерным для многих политиков в период парламентской кампании, является проактивная социальная политика властей регионов. Руководство Самарской области в первые месяцы 2021 года выступило с серией дополнительных мер в социальной сфере.
В феврале 2021 года правительством региона была утверждена программа снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, согласно которой доля малоимущих граждан среди жителей области должна к 2024 году сократиться с 13,6% до 11%. Программа предполагает разработку экономически обоснованных механизмов индексации зарплат, поддержки малого бизнеса и семей с детьми.
Кроме того, регион добился получения дополнительных федеральных средств на решение социально значимых задач, связанных как с вызовами периода пандемии, так и с более широкой проблематикой. В начале марта Самарской губернской Думой были внесены изменения в областной бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с учетом безвозмездных поступлений от федерального центра на сумму более 4,5 млрд. рублей, которые должны быть направлены как приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, а также на переселение граждан из аварийного жилья и оснащение объектов спортивной инфраструктуры.
Региональные власти ведут работу по развитию системы здравоохранения области — не ограничиваясь задачами, связанными с пандемией. В качестве примера можно отметить встречу Дмитрия Азарова с коллективом Межрайонного перинатального центра городской больницы №5 в ходе его рабочей поездки в Тольятти в начале марта 2021 года.
Ограничительные меры, коснувшиеся и работы образовательных и дошкольных учреждений, спровоцировали как минимум рост тревожности, а часто и протестных настроений среди представителей родительского сообщества (эта тенденция затронула и целый ряд зарубежных стран). Руководством Самарской области были предложены меры по преодолению подобных социальных последствий пандемии, в том числе связанные с форсированием строительства необходимой социальной инфраструктуры на местах. Показательно прошедшее под руководством губернатора обсуждение реализации национальных проектов в Жигулевске, в ходе которого Дмитрий Азаров поставил перед главой города Сергеем Федотовым задачу «в кратчайшие сроки» завершить строительство детского сада на 240 мест.
Работа с социальной повесткой (причем, не только на общерегиональном, но и на локально уровне), осуществляемая командой Дмитрия Азарова, может стать одним из факторов снижения протестных настроений в регионе. Эффективная социальная политика — важный критерий оценки работы региональных властей со стороны федерального Центра, который в ходе предыдущих общенациональных избирательных кампаний также предпринимал значительные усилия по сохранению политической стабильности в ведущих индустриальных регионах.
Обратная связь: коммуникация с гражданскими сообществами
Февраль и март 2021 года в Самарской области были связаны с проведением мероприятий, направленных на повышение эффективности коммуникации региональных властей и населением. При этом были предприняты усилия для взаимодействия одновременно с несколькими социальными группами, настроения которых традиционно оказывают существенное влияние на ход избирательных кампаний.
Внимание не только региональных, но и федеральных СМИ привлекла состоявшаяся в конце февраля 2021 года встреча Дмитрия Азарова представителями Советов многоквартирных домов (в режиме видеоконференции). Губернатор продемонстрировал готовность выстраивать диалог с местными сообществами напрямую, без посредничества региональных ведомств и муниципальных чиновников. Это политически значимый ход, учитывая, что именно такие общественники часто являются локальными лидерами общественного мнения (особенно в малых городах). Одновременно акция стала сигналом региональных властей представителям старших возрастных групп (наиболее активные представители которых тяготеют к такой общественной работе) о готовности не просто предлагать инициативы, направленные на их поддержку, но регулярно привлекать их к результативному обсуждению ключевых вопросов, в том числе в сфере ЖКХ и территориального развития. Фактически глава региона предложил общественникам принять участие в выстраивании системы независимого контроля за работой муниципальных властей: именно так можно трактовать его высказывание, что «реальная картина далека от той, которую мне пытаются представить».
Также показателен диалог главы региона с участниками конференции работников «АвтоВАЗа», прошедшей 19 марта. Затронутая на конференции тема трехлетней Программы по улучшению условий труда работников, которая реализовывалась на заводе в 2018-2020 годах, пересекается со сферой общественного контроля (ее реализацию отслеживал профсоюз работников предприятия). При этом Дмитрий Азаров дал понять, что намерен привлекать профсоюзы и представителей рабочих коллективов к обсуждению достаточно широкого круга проблем, касающихся не только трудовых отношений. Например, завотделом по гендерной политике и культурно-массовой работе профсоюзной организации завода Елена Сазонова в ходе диалога с губернатором подняла вопрос о проблемах муниципального общественного транспорта и городского благоустройства в Тольятти.
Власти региона делают акцент на привлечении молодых самарских специалистов в сфере архитектуры и урбанистики к обсуждению проектов благоустройства городов региона. Дмитрий Азаров, в частности, затрагивал эту тему в ходе выступления в эфире телеканала ГТРК «Самара» в начале февраля и проявил последовательность, заявив о необходимости участия молодых профильных специалистов к доработке концепции развития села Ширяево на встрече с руководством Жигулевска в марте 2021 года.
Одним из значимых федеральных трендов, активно развивающихся при поддержке Владимира Путина как минимум с конца 2017 года и вышедших на новый уровень в 2020-2021 годах, становится вовлечение волонтеров и представителей социально ориентированных НКО в обсуждение более широкого круга общественно значимых и политических вопросов. Тем не менее волонтеры воспринимаются широкой общественностью как представители, прежде всего, молодежной среды. Развитие этой тенденции будет предполагать инициативы по вовлечению в такую работу (и осуществление независимого контроля за деятельностью местных властей) более широкого круга общественников, представляющих различные социальные и возрастные группы. Весьма вероятно, что Владимир Путин может акцентировать «проблему вовлечения» в течение весны-лета 2021 года. И опыт Самарской области вполне может быть учтен для решения этой проблемы на межрегиональном и федеральном уровне.