Увеличение избирательных фондов кандидатов многим облегчит жизнь, но вряд ли что-то изменит всерьез
Избирательные фонды кандидатов в тех регионах, где в сентябре пройдут выборы, увеличатся, пишет «Коммерсантъ». Самую крупную сумму – 200 млн рублей – на выборы главы заложили в Башкирии. Как сообщили изданию в региональном отделении партии «Единая Россия», рекомендации об изменении фонда были даны центральным руководством. Во многих регионах правила финансирования избирательных кампаний не менялись несколько лет, поэтому к предстоящим выборам соответствующие поправки депутаты местных заксобраний начали принимать заблаговременно – с конца 2018 года. При этом в части из них, например, в той же Башкирии, Челябинской и Брянской областях, денежные лимиты выросли в несколько раз, до более чем 100 млн рублей, в других же (Калмыкия, Республика Алтай, Хабаровский край) – до 11–50 млн рублей. Увеличение избирательных фондов отвечает требованиям реального электорального рынка, однако серьезно обсуждать нововведения в этой сфере можно только при наличии политической воли организовать эффективный контроль над финансированием избирательных кампаний всех уровней, считает эксперт.
Малякин Илья:
– Госрегулирование избирательных фондов с начала своего существования – это то самое «новое платье короля». При этом сколько ни кричат разные отдельные люди, что «король голый», остальные продолжат делать вид, что с его экипировкой все в полном порядке. Мне известны случаи, когда избирательная кампания велась строго в рамках фондов, но в среднем «по больнице» это скорее исключение, чем правило. Многие кандидаты проводят через фонды только то, что через них не провести нельзя: изготовление агитпродукции, оплату размещения в СМИ (причем и тут уже не все так однозначно) и так далее. Остальное финансируется по различным серым схемам. Схемы эти настолько многообразны, что справиться с ними едва ли когда-нибудь удастся. Потому что очень многих участников процесса все это устраивает. Любые нововведения в этой сфере имеет смысл обсуждать, только если в стране у кого-то появятся подкрепленные возможностями воля и желание организовать эффективный контроль над финансированием избирательных кампаний всех уровней. Пока, судя по видимым мне результатам, чего-то не хватает – то ли воли, то ли желания, то ли возможностей. Увеличение избирательных фондов, конечно, многим облегчит жизнь, потому что отвечает требованиям реального электорального рынка. Но я не верю, что оно что-то всерьез изменит. Неофициальные ценники на проведение избирательных кампаний регулярно обсуждаются, и они имеют мало общего с установленными объемами фондов. Помимо этого, я уверен, что унификация размеров фондов для всех субъектов Федерации – ошибочный подход. Регионы разные. У них разная площадь, разная численность населения, разные уровень жизни и ВРП, по-разному организован рынок услуг, необходимых на выборах, на нем, в конце концов, разные цены. Если мы сохраняем регулирование избирательных фондов, то должны хотя бы оставить за регионами право участвовать в этом процессе. И конечно, чем ближе установленные законом объемы фондов к реальным расходам на кампанию, тем меньше у кандидатов необходимость искать способы обойти этот закон. И тем проще обществу контролировать их расходы и честность электоральных процедур в целом.