Регионы России и международное сотрудничество: есть ли перспективы
В условиях новой экономической реальности регионы все активнее осваивают международные треки политического и экономического сотрудничества. Пока чаще всего идет «притирка» и апробация новых направлений кооперации.
Зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов:
Регионы, безусловно, идут на международную арену в рамках федеральной повестки, в рамках нашего разворота на Восток.
Большое внимание в последнее время уделяется странам Африки, Латинской Америки. Однако здесь результат появится, на мой взгляд, достаточно нескоро. Естественно, что в рамках параллельного импорта, в рамках противодействия санкциям большое количество внешнеторговых операций идет через страны ЕАЭС, через наших соседей. Но динамика этого торгового сотрудничества достаточно сложна и зависит от того, как руководство стран-соседей реагирует на возможные санкции в их отношении, вторичные санкции. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все внешнеторговые операции, заставляет сомневаться в их стабильности.
Что касается Китая, естественно, что на сегодняшний день КНР использует все возможные преимущества от стратегического партнерства с Россией, активно присутствует на российских рынках, пытается заместить все возможные ниши по ушедшим товарам. Но здесь важно, что сотрудничество с Китаем должно носить действительно партнерский характер, быть взаимовыгодным. То есть мы не должны увидеть ситуацию, при которой Россия становится еще одним рынком сбыта китайской продукции и при этом не участвует в проектах на равных.
В целом, интересные политические форматы помогают и развитию торговых связей. Прежде всего, такой политический формат — это БРИКС, и мы смотрим с оптимизмом на развитие внешнеторговых связей в расширенном формате этого альянса.
Автор Telegram-канала «Мастер пера», публицист Дмитрий Севрюков:
Сейчас международное сотрудничество, особенно в сфере импорта, стало для регионов важным фактором экономического развития. «Умные» станки, комплектующие для автопрома, одежда, обувь и другая продукция, производство которой еще не полностью освоено собственными силами, крайне востребованы как страной в целом, так и отдельными регионами, экономическая специализация которых формирует индивидуальный запрос на определенные виды импортных товаров. Санкции и трудности с платежами сузили возможности международного сотрудничества, но отраслевая инициатива и региональная смекалка зачастую позволяют обходить барьеры ловчее и быстрее, чем это происходит по линии федеральных ведомств.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н., автор Telegram-канала «Klimanov.ru» Владимир Климанов:
Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации всегда рассматривались как какое-то дополнительное действие для региональных органов государственной власти. Федеральный закон, принятый еще в 90-е годы, на эту тему фактически оставался невостребованным. Считалось, что предприятия и другие хозяйствующие субъекты могут самостоятельно вести эту внешнеэкономическую деятельность, используя различные инструменты федеральных мер поддержки.
Совершенно по-иному сложилась ситуация в условиях новой реальности. Теперь фактически региональные органы власти могут выполнять функцию координатора или модератора для целого ряда операций. Например, консолидируя действия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности с целью организации единого финансового потока или юридического сопровождения. Именно региональные власти могут выступать гарантами в определенного рода операциях, когда требуются, скажем так, непрямые финансовые и экономические отношения. Возможно, повышение роли бартера также будет влиять на то, что значимость региональных органов власти будет совершенно иной. Это в полной мере касается и отношений с Китаем, где внешнеэкономические отношения наращиваются, но и по другим направлениям тоже.