Праймериз «Единой России» как старт большой кампании – 2026: игроки, факторы и сценарии
В начале большого электорального цикла: социально-экономические и политические факторы
Региональные и муниципальные кампании, проходящие за год до федеральных выборов, традиционно воспринимаются в качестве ключевой возможности для тестирования политическими игроками методов работы на общенациональном уровне, а также для начала более активной мобилизации электората.
В сентябре 2025 года пройдут выборы губернаторов в 20, заксобраний в 11, муниципальных депутатов административных центров в 25 регионах, а также довыборы в Госдуму по 7 одномандатным округам. Это позволяет партиям проанализировать эффективность методов воздействия на электорат, проживающий в регионах с разной социально-экономической спецификой.
Но существенное значение на ход кампании оказывает и национальная повестка дня, в логике которой можно выделить следующие содержательные линии.
1.Сохраняется по-прежнему высокий уровень доверия Владимиру Путину. Так, по данным ВЦИОМ, он колебался в пределах 80,2-81,2%, ФОМ — 81-82%, «Левада-центра» (внесен в реестр иноагентов) — 86% (все опросы – май 2025). Это дополнительно укрепляет роль президента в качестве доминирующего игрока, формирующего внутреннюю повестку, в фарватере которого следует не только «Единая Россия», но и системные оппозиционные силы.
В этой ситуации усиливается инерционный характер тактики оппозиционных сил, а пространство для маневра «Единой России», напротив, расширяется, особенно с учетом роли партии большинства одновременно в качестве одной из ключевых экспертных площадок и одного из институтов, решающих задачи по контролю за реализацией федеральных программ на местах.
В апреле 2025 года председатель «Единой России» Дмитрий Медведев вновь напомнил о необходимости « готовиться к обсуждению нового программного документа» (новой редакции Народной программы «Единой России»), что с высокой вероятностью может стать дополнительным фактором для мобилизации сторонников партии, а также фактором влияния партии на содержание федеральных инициатив, которые могут быть включены в послание президента Федеральному собранию.
2.Несмотря на попытки ВСУ повлиять на психологическое состояние населения (как минимум в Европейской части России), проводя интенсивные атаки БПЛА в мае 2025 года, уровень общественной тревожности, по данным опросов социологических центров, несколько снизился. Так, по данным ФОМ, о тревожном настроении окружающих 4 мая 2025 года заявили 38% респондентов, а 25 мая — 36%. При этом доля опрошенных, заявивших о преобладании спокойного настроения среди окружающих, напротив, немного выросла за тот же период — с 55% до 56%.
Конечно, летом 2025 года нельзя исключать роста общественного внимания к проблемам безопасности, но у властей по-прежнему сохраняется преимущество в работе с этой повесткой – в том числе с учетом активной интеграции наиболее амбициозной части участников СВО в органы власти различных уровней.
Часть таких начинающих политиков баллотируется в органы власти от системных оппозиционных партий, но наиболее активную и комплексную работу с этой категорией управленцев по-прежнему ведет «Единая Россия». По предварительным данным, представленным секретарем Генсовета партии Владимиром Якушевым, победителями праймериз «Единой России» в 2025 году стали 827 ветеранов спецоперации. При этом в 2024 году депутатами различных уровней от партии стали 304 кандидата с опытом участия в СВО. Это создает преимущества для «Единой России» — в том числе в работе с более широкой повесткой безопасности в ходе парламентской кампании.
3.Приближение выборов в Госдуму мотивирует парламентскую оппозицию активнее подвергать критике федеральные ведомства финансово-экономического и социального блоков и, вероятно, в течение лета-осени 2025 года также станет стимулом для более плотного внимания системных политиков протестного фланга к проблемным сюжетам регионального уровня. Можно предположить, что такие политики будут более склонны выступать с прямой критикой не губернаторов, а глав региональных ведомств и крупных муниципальных образований.
В то же время опросы фиксируют достаточно высокий уровень одобрения респондентами работы органов как федеральной, так и региональной исполнительной власти. Так, по данным «Левада-центра» (внесен в реестр иноагентов), доля одобряющих деятельность правительства с января по май 2025 года выросла с 71% до 76%, а губернаторов — с 71% до 73%.
Таким образом, пока выше вероятность того, что проблемная повестка избирательных кампаний 2025 года будет максимально фрагментирована – с акцентами не на федеральной, а на локальной тематике. Это усиливает преимущества партий, обладающих разветвленной сетью местных и первичных отделений: прежде всего «Единой России», в несколько меньшей степени КПРФ и ЛДПР.
4.Одной из ключевых сезонных проблемных тем, значение которых может возрасти в течение лета 2025 года, остается реагирование на природных пожары (особенно с учетом проведения предвыборных кампаний в целом ряде сибирских и уральских регионов) и в несколько меньшей степени наводнения. Последний фактор в августе-начале сентября обычно более выражен для части территорий ДФО, но из тех дальневосточных субъектов, в которых в предыдущие годы наблюдались наиболее масштабные подтопления в конце лета-начале осени, кампания регионального уровня пройдет только в Еврейской автономной области (выборы губернатора).
Актуализация повестки, связанной с пожароопасным сезоном, также повышает политическое значение взаимодействия партий с волонтерским движением и вовлечения местных структур таких политических организаций в решение задач по контролю за работой муниципальных и региональных властей по оказанию помощи наиболее уязвимым или пострадавшим от таких ЧС территориям. В рамках работы с этой повесткой также сохраняется преимущество «Единой России», учитывая существенный опыт партии по взаимодействию с волонтерами как на пике пандемии в 2020-2021 годах, так и после начала СВО.
5.В рамках ЕДГ-2025 муниципальные предвыборные кампании пройдут в 25 административных центрах, в том числе обладающих протестным потенциалом, — например, во Владимире, Костроме, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Оренбурге, Томске, Ульяновске, Самаре, Сыктывкаре. Учитывая, что с 2024 года наблюдается также рост активности локальных протестных групп, такой тренд может вести к росту внимания к городской проблемной повестке и со стороны федерального руководства политических партий (например, к градостроительным и экологическим конфликтам, а также к проблемам ЖКХ).
При этом сезонный рост общественного внимания к протестной активности также нередко происходит в начале осени, накануне Единого дня голосования. Например, по данным ФОМ, в период с 1 по 15 сентября 2024 года доля респондентов, заявивших о намерении принять участие в протестных акциях, возрастала с 15 до 18% (на конец мая 2025 года показатель составляет 15%).
Это может создавать определенные потенциальные возможности для работы с такой повесткой со стороны партий, которые уже имели заметный опыт взаимодействия с локальными протестными группами (КПРФ, в ряде случаев СРЗП и «Яблоко»). В то же время опыт 2022-2024 годов свидетельствует: локальные инициативные группы во многих случаях апеллируют не к оппозиционным партиям, а к федеральным органам власти, включая силовые структуры. Это создает потенциальные преимущества по оперативному реагированию на подобную повестку со стороны «Единой России», стратегия которой предполагает все более плотное вовлечение ее федеральных парламентариев в работу с локальной повесткой, а также активную интеграцию в состав депутатского корпуса новых деятелей, в том числе не связанных с бюрократической средой и поэтому во многих случаях способных вызвать доверие и у протестной аудитории.
В ходе думских выборов 2026 года может приобрести дополнительную актуальность проблемная повестка ресурсодобывающих регионов, а также возрасти уровень ожиданий по поводу работы властей с социальной тематикой со стороны жителей ключевых индустриальных центров. В ряде таких территорий в сентябре 2025 года пройдут и довыборы в Госдуму — как в случае с включающими промышленные центры Бийским округом № 41, Самарским № 158, а также Прокопьевским № 102 (последний расположен в патерналистской Кемеровской области, то есть связан с минимальными электоральными рисками для кандидатов лояльного пула, но также потребует для успешной работы с ним внимания к специфическим проблемам ресурсодобываюших территорий). Праймериз «Единой России» стали одним из факторов, позволяющих сформировать оптимальные команды кандидатов для выдвижения от территорий со сложной повесткой и провести перезагрузку общественных и внутриэлитных коалиций в ходе подготовки к парламентской кампании 2026 года.
Парламентские партии на старте кампании-2025: рейтинги, активность, повестка, мобилизационные возможности
Политическая ситуация накануне начала региональных избирательных кампаний создает благоприятные стартовые условия для «Единой России», одновременно способствуя усилению конкуренции между системными оппозиционными игроками, для которых итоги ЕДГ-2025 также важны с точки зрения привлечения спонсоров и ресурсных кандидатов.
1.Общественная поддержка «Единой России» накануне старта кампании остается стабильно высокой. Так, по данным ВЦИОМ, рейтинг партии находился в пределах 34,3-36,8%, по оценке ФОМ — от 44 до 48% (май 2025).
Стартовые позиции партии дифференцированы в зависимости от региона. Например, среди тех субъектов, где в сентябре состоятся выборы в заксобрания, по итогам парламентской кампании 2021 года в трех результаты партии были близки к среднему по стране (Белгородская, Магаданская, Рязанская области), в двух — заметно выше среднего (ЯНАО, Воронежская области), а еще в шести — заметно ниже среднего (Республика Коми, Калужская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Челябинская области).
Однако стоит учитывать, что благоприятные для «Единой России» тенденции, как продемонстрировал опыт кампаний 2022-2024 годов, влияют и на значительную часть протестных территорий. Например, по итогам выборов в Челябинскую городскую думу в 2024 году результаты «Единой России» существенно превысили ее показатели в ходе парламентской кампании-2021 (54,15% против 32% соответственно), что можно связать как с позитивными факторами для развития индустриальных центров, в том числе благодаря выполнению заказов, связанных с оборонной сферой, так и с эффективной работой губернатора Алексея Текслера с местной социальной и инфраструктурной повесткой (глава региона также возглавлял список партии на этих муниципальных выборах).
А в случае, например, с Республикой Коми важным фактором снижения протестных настроений и расширения электоральной базы партии может стать смена руководства региона — отставка Владимира Уйбы и назначение на пост врио главы субъекта Ростислава Гольдштейна.
При этом наличие в списке предвыборных субъектов ярко выраженных протестных зон будет дополнительно мотивировать федеральное руководство «Единой России» на работу с муниципальной повесткой, что вполне соотносится с курсом секретаря Генсовета партии Владимира Якушева на усиление роли депутатов местного уровня и первичных отделений, а также на специальное внимание к реализации федеральных проектов (прежде всего модернизации социальной инфраструктуры) в регионах.
2.Одновременно наблюдается усиление конкуренции среди ключевых игроков протестного фланга. По данным ряда социологических центров, поддержка ЛДПР в период 4-25 мая 2025 года постоянно, пусть и незначительно, превышала рейтинг КПРФ. Так, по данным ВЦИОМ. электоральный рейтинг ЛДПР в этот период колебался в пределах от 10,8% до 11,5%, а КПРФ — от 9,9% до 10,5%. По данным ФОМ, эти показатели в тот же период находились на уровне 10-11% для ЛДПР и 7-8% для КПРФ.
Конечно, разница между федеральными рейтингами этих партий остается минимальной, а среди регионов, где в сентябре пройдут кампании в заксобрания, шансы на лидерство КПРФ на протестном фланге пока по-прежнему выше в Республике Коми, Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курганской, Новосибирской областях/ Для ЛДПР о таких же уверенных стартовых позициях по достижению лидерства среди оппозиционных сил пока можно говорить только для ЯНАО. Впрочем, более выраженной конкуренции между КПРФ и ЛДПР за лидерство на оппозиционном фланге можно ожидать в Рязанской и Магаданской областях. Кроме того, нельзя исключать и перераспределения между этими партиями части протестного электората по итогам ЕДГ-2025.
В этой ситуации можно ожидать стремления обеих партий хотя бы частично перехватить повестку основного конкурента на протестном поле — дальнейшему смещению активности ЛДПР к работе с социальной проблематикой и усиления внимания КПРФ к вопросам контроля за миграцией.
3.Среди других системных игроков оппозиционного фланга опросы федерального округа фиксируют заметный вызов для «Справедливой России — За правду», которая, по этим данным, получает поддержку ниже 5%. Рейтинг партии составил от 3,9% до 4,2% по версии ВЦИОМ и около 3% по данным ФОМ (май 2025). Позиции «Новых людей», по данным опроса ВЦИОМ за тот же период, пока несколько более уверенные (в пределах 6,4-6,7%), однако находятся на уровне 2-3% по оценке ФОМ.
При этом для СРЗП наиболее благоприятной зоной для борьбы за лидерство на протестном фланге остается Челябинской область. В 2021 году на думских выборах эта партия получила здесь 17,25% голосов — немного отстав от КПРФ, получившей результат 19,69%. В ходе парламентской кампании-2021 результаты СРЗП на уровне выше среднего фиксировались в Республике Коми, Калужской, Костромской, Курганской областях.
У «Новых людей», если опираться на результаты думских выборов 2021 года, а также актуальные социологические данные, шансы получить результат выше среднего по стране сохраняются для кампаний в региональные парламенты Республики Коми, Калужской, Костромской, Новосибирской, Челябинской областей. Однако 4 года назад НЛ могла в большей степени опираться на эффект новизны, который во многом исчерпан за прошедший период, а кроме того, потенциальный избиратель этой партии, как правило, проявляет к кампаниям местного и регионального уровня заметно меньше внимания, чем к федеральным.
Можно ожидать усиления внимания как СРЗП, так и НЛ к повестке экономически проблемных, а также индустриальных территорий; стремление укрепить свои позиции среди электоральных групп, более активных на выборах регионального и местного уровней, например, среди граждан пенсионного и предпенсионного возраста. Такой курс будет мотивировать эти партии к работе с проблемами ЖКХ, а также повесткой, значимой для сотрудников бюджетных учреждений.
4.На федеральном уровне соцопросы фиксируют крайне ограниченный уровень поддержки непарламентских игроков, что является продолжением тренда на их ослабление с 2022 года. Тем не менее определенная активизация таких политических сил обычно происходит в ходе региональных кампаний, предшествующих федеральным парламентским выборам. Отметим, например, избрание в мае 2025 года нового лидера Российской партии пенсионеров за социальную справедливость — этот пост занял генеральный секретарь «Общества врачей России» Эрик Праздников.
Поскольку РППСС обычно требуется меньше вложений в кампанию для привлечения избирателей, пока у нее более высокие шансы на сравнительно успешное выступление в ходе ЕДГ-2025 на фоне других непарламентских игроков. Тем более что в 2020 году эта партия прошла в заксобрания Белгородской, Калужской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Рязанской, Челябинской областей. Этот фактор может вести к размыванию поддержки парламентских оппозиционных сил в таких регионах — прежде всего, СРЗП, претендующей на ориентированный на социальную повестку протестный электорат. Но стоит учитывать также, что приближение парламентской кампании-2026, приводящее к последовательному росту внимания именно к системным думским партиям, а также сохранение тенденций 2022-2024 годов может привести ослаблению позиций Партии пенсионеров даже в благоприятных для нее регионах по сравнению с кампаниями 2020 года.
В целом можно ожидать сохранения устойчивого доминирования «Единой России» на политическом поле при нишевой поддержке оппозиционных сил, что не препятствует системной оппозиции активнее конкурировать друг с другом за колеблющийся протестный электорат. При этом география предвыборных регионов с протестным потенциалом будет приводить к росту внимания со стороны как «Единой России» так и ведущих оппозиционных сил к сюжетам, значимым для северных, сибирских и уральских регионов, включая повестку ЖКХ и реагирования на сезонные ЧС.
Предварительное голосование «Единой России» в 2025 году: уровни конкуренции и региональная специфика
Основные тенденции, связанные с проведением праймериз «Единой России», свидетельствуют о постепенном расширении как мобилизационной, так и кадровой базы партии.
Так, в 2025 году было подано 22.509 и зарегистрировано 21.336 заявлений от кандидатов, намеренных бороться за выдвижение от партии на выборах различных уровней. В голосовании приняли участие около 3,5 млн. человек, при этом общий уровень явки составил около 10,5% от избирателей предвыборных регионов, что на 6,1% выше показателей 2020 года, когда, в частности, проводились праймериз накануне выборов в заксобрания тех же субъектов.
Праймериз для отбора кандидатов по выдвижению от «Единой России» проводятся с 2007 года, а с 2009 года эта процедура стала обязательной перед выдвижением представителей партии на выборах всех уровней. В 2025 году базовым форматом стало проведение праймериз в формате электронного предварительного голосования, право на участие в котором получили все граждане, обладающие активным избирательным правом в соответствующих территориях.
1.Обновленение элиты «Единой России» ускоряется. По данным секретаря Генсовета партии В.Якушева, только 10% кандидатов составили действующие депутаты заксобраний и региональных представительных органов.
Многие местные и региональные медиа специально отметили, что партия смогла еще на этапе подготовки к предварительному голосованию добиться отказа от выдвижения наименее активных представителей депутатского корпуса, что позволяет «Единой России» оперативно нарастить интенсивность работы с такими избирательными округами за счет выдвижения новых кадров, тем самым перехватив повестку обновления и реагирования на протестные сюжеты у представителей оппозиции.
44% кандидатов составили женщины, что потенциально расширяет возможности партии по работе с социальной повесткой, в том числе, близкой родительскому сообществу, а во многих случаях — и родственников участников спецоперации.
2.Был выдержан баланс между представителями разных профессиональных сфер среди кандидатов. Так, в общей сложности 32% из них составили представители социального блока (20% работников образования, 7% — здравоохранения, 5% — учреждений культуры), а 31% — выходцы из сферы малого и среднего бизнеса. Таким образом, среди кандидатов от «Единой России» широкое представительство получат как специалисты, на практике ориентирующиеся в вопросах реализации социальных программ, так и общественные деятели, не связанные с бюрократической средой и потому способные сыграть активную роль в проведении независимого мониторинга реализации нацпроектов местными властями.
При этом на праймериз муниципального уровня, как правило, выше была доля участников, являющихся выходцами из социальной сферы, что дополнительно расширяет возможности партии по выстраиванию эффективно работающих сетей своих сторонников.
29% кандидатов (в том числе 16% победителей праймериз на уровне заксобраний) — молодые политики в возрасте до 35 лет, что создает новые возможности для работы партии с избирателями, ориентированными на активное обновление системы власти (а к такой аудитории относится не только молодежь, но и заметная часть граждан среднего и старшего возраста).
4.Среди регионов, где в сентябре предстоят выборы в заксобрания, лидерами по уровню явки на праймериз стал, с одной стороны патерналистский Ямало-Ненецкий автономный округ (15,3%), но также обладающая более заметным протестным потенциалом Рязанская область (12,5%) и более ярко выраженная протестная Костромская (13,5%). На выборах в Госдуму в 2021 году в Костромской области результат «Единой России» (30,26%) был заметно ниже среднего по стране, а уровень поддержки КПРФ один из самых высоких (28,47%). Также стоит обратить внимание на заметный рост явки на праймериз в Новосибирской области — с 3,5% в 2020 году до 11,7% в 2025-м.
Продемонстрированный на праймериз высокий мобилизационный потенциал «Единой России» в вышеназванных регионах, пусть пока и косвенно, может говорить о развитии тренда на укрепление позиций партии как в регионах Центрального Нечерноземья, так и в части протестных центров юга Сибири.
5.Праймериз в преддверии губернаторских кампаний проходят в формате встреч секретарей местных и первичных отделений с кандидатами, после чего президиум Совета каждого соответствующего регионального отделения «Единой России» в середине июня 2025 года, определив основную кандидатуру, должен направить ее на согласование в президиум Генсовета партии.
Как правило, помимо действующих губернаторов и врио глав регионов, альтернативными участниками таких праймериз становятся узнаваемые представители местных элит. Например, в Республике Коми наряду с врио главы региона Р.Гольдштейном участие в таких праймериз приняли глава Госсовета региона Сергей Усачев и член регионального Политсовета партии Станислав Хахалкин; в Свердловской области наряду с врио губернатора Денисом Паслером — мэр Екатеринбурга Алексей Орлов; в Татарстане наряду с действующим главой республики Рустамом Миннихановым — член Совета Федерации Александр Терентьев.
Проведение праймериз накануне губернаторских кампаний способствует выходу на новый уровень взаимодействия основного кандидата с местными и первичными отделениями партии (что приобретает дополнительную актуальность в регионах, где были назначены врио губернаторов), более широкому обсуждению тезисов, которые могут войти в предвыборную программу, более активному участию узнаваемых фигур регионального отделения в подготовке к такой кампании.
Праймериз 2025 года снова подтвердили расширение возможностей «Единой России» для применения проактивной тактики в работе с колеблющимся, а также неполитизированным и даже умеренно протестным электоратом (включая молодежь и представителей «среднего класса»), в том числе, проживающего в ключевых административных центрах. Такой тренд может не только стать одним из фактором роста явки среди менее политизированных избирателей в ходе кампании-2026, но и создать дополнительные вызовы для оппозиционных игроков, претендующих на поддержку городского умеренно протестного избирателя, включая «Новых людей», а также СРЗП в ряде регионов, считавшихся для нее базовыми.
Регионы, представляющие вызов для власти, в региональной кампании-2025: прогноз АПЭК
Накануне парламентской кампании 2026 года появляются дополнительные вызовы для кандидатов лояльного пула в регионах со сложной внутриэлитной конфигурацией или повышенным протестным потенциалом.
- Именно в таких субъектах появляется дополнительная мотивация у ресурсных игроковне только вести подготовку к предстоящей парламентской кампании, но и быть максимально вовлеченными в избирательные кампании 2025 года, в том числе в качестве кандидатов.
- Ожидания региональных элит по поводу существенных ротаций в губернаторском корпусе в период с осени 2025-го по начало июня 2026 года также могут мотивировать ресурсных оппонентов глав регионов на поддержку оппозиционных игроков уже в кампании-2025— с целью повышения уязвимости глав таких субъектов для их смены либо по крайней мере для укрепления собственных переговорных позиций.
- Базовый тренд 2024-первой половины 2025 года: рост активности локальных протестных групп — повышает политическую уязвимость руководства тех предвыборных регионов и муниципальных образований, в которых проблемы в экологической, градостроительной, инфраструктурной и иных уязвимых сферах являются более ярко выраженными и уже становились поводами для мобилизации протестной общественности.
Эти вызовы могут проявиться как в ходе губернаторских кампаний (прежде всего при умеренно-конкурентных сценариях их проведения), так и в рамках выборов в заксобрания и представительные органы административных центров субъектов. При этом в регионах, где будут проходить только кампании местного уровня в значимых муниципальных образованиях, прямые политические риски для губернаторов снижены, но не исключены, учитывая, что локальные проблемные сюжеты, если они не будут оперативно купированы с привлечением к решению таких задач баллотирующихся по этим территориям кандидатов, могут получать федеральный резонанс. Это приводит к усилению роли кандидатов в муниципальные депутаты, а также первичных отделений «Единой России» в ходе таких кампаний. Политика укрепления «первичного звена» партии, реализуемая секретарем Генсовета «Единой России» Владимиром Якушевым с конца 2024 года, позволила создать механизм превентивного реагирования на вызовы предвыборных кампаний 2025-2026 годов.
Можно выделить несколько групп регионов, в которых региональной власти и «Единой России» необходимы дополнительные усилия для нейтрализации вызовов в кампании-2025.
1.Регионы, где возможно объединение значительной части элит и протестно настроенных групп населения вокруг ресурсного и узнаваемого игрока. Яркие примеры — Иркутская область (губернаторская кампания), Хакасия (муниципальные выборы) и Республика Коми (выборы главы республики, депутатов Госсовета и Совета Сыктывкара). При этом весьма различаются местная специфика и тактика, избранная губернаторами и руководством отделений «Единой России» в этих регионах.
В Иркутской области значительна вероятность конкурентной кампании в случае официальной регистрации в качестве кандидата в губернаторы депутата Госдумы от КПРФ и экс-главы региона Сергея Левченко. Потенциал мобилизации протестного электората вокруг кандидата от КПРФ в регионе есть (в 2021 году партия получила по области 27,81% голосов), однако за последние несколько лет электоральная поддержка КПРФ в Приангарье существенно снизилась (например, на выборах в Думу Иркутска в 2024 году партия не провела ни одного кандидата). Дополнительным фактором для консолидации элит вокруг губернатора Игоря Кобзева могут стать договоренности с ключевыми внутриэлитными группами (например, с группой Красноштановых, имеющих интересы в строительной отрасли, эта договоренность с высокой вероятностью уже достигнута) при подготовке к выборам в Госдуму. Важное значение будет иметь готовность команды губернатора Игоря Кобзева оперативно реагировать на значимые для граждан вызовы в сфере ЧС, экологии и регулирования энерготарифов.
В Республике Коми наличие центра консолидации протестного электората на базе КПРФ (получившей 26,88% голосов на выборах в Госдуму по региону в 2021 году) и узнаваемого потенциального кандидата от той же партии (избранный в Госдуму по Сыктывкарскому округу № 18 Олег Михайлов) создает дополнительные вызовы. Тем не менее гибкая линия врио главы республики Ростислава Гольдштейна по строительству широкой внутриэлитной коалиции, его внимание к социальной повестке, а также прямая поддержка руководства Коми на федеральном уровне (показательна поддержка Гольдштейна сразу несколькими крупными федеральными политиками) становятся эффективными мобилизующими факторами для лояльного и колеблющегося провластного избирателя. При этом имеет важное значение, чтобы члены управленческой команды республики эффективно реализовать диалоговую стратегию Р.Гольдштейна.
В Хакасии будут проходить муниципальные кампании, что предполагает менее выраженное внимание к ним на федеральном уровне. Тем не менее способность ключевых игроков региона (прежде всего команд главы республики Валентина Коновалова и председателя Верховного Совета Сергея Сокола) прийти к соглашению о принципах развития региона и провести эти выборы без существенных скандалов во многом будет определять предвыборную обстановку в Хакасии на пути к парламентской кампании. Вероятно, чтобы конкуренция в ходе муниципальных кампаний 2025 года в регионе проходила в системных рамках, могут потребоваться переговоры с привлечением федеральных представителей КПРФ и «Единой России».
2.Регионы, в которых внутриэлитный баланс остается неустойчивым после смены губернаторов в 2024-2025 годах. Среди примеров можно отметить Самарскую (выборы в Думу Самары, довыборы в Госдуму по округу № 158) и Ростовскую области (выборы губернатора, а также Думы Ростова-на-Дону и представительных органов ряда муниципальных образований).
В Самарской области уязвимость внутриполитических позиций губернатора Вячеслава Федорищева может сказаться и на ходе муниципальной кампании. В ходе этой кампании — при наименее благоприятном сценарии — может сформироваться направленная против интересов Федорищева широкая коалиция внутриэлитных игроков, имеющих интересы в регионе. Возможно, для обеспечения консолидации элит региона потребуется реагирование федерального руководства «Единой России».
В Ростовской области врио губернатора Юрий Слюсарь сохраняет определенный карт-бланш на частичную перезагрузку управленческих элит (здесь одним из ключевых событий стала отставка в январе 2025 года мэра Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко). Однако очевидно намерение представленных в регионе значимых финансово-промышленных групп (в том числе с интересами в сфере АПК) сохранить влияние при новом руководстве субъекта. Кроме того, важно, насколько оперативно команда Ю.Слюсаря сможет на решающем этапе подготовки к ЕДГ-2025 реагировать на проблемную экологическую и жилищно-коммунальную повестку.
3.Регионы, где при ослаблении части оппозиционных игроков сохраняется протестный потенциал. Примеры — Томская (выборы в Думу административного центра) и Новосибирская области (выборы в заксобрание региона и Совет депутатов Новосибирска), Забайкальский край, а также Якутия (муниципальные выборы) и Костромская область (выборы губернатора, облдумы и Думы Костромы).
В рамках этих муниципальных кампаний (например, выборов в Думу Томска и Совет депутатов Новосибирска) вероятно улучшение результатов провластных кандидатов по сравнению с аналогичными выборами 2020 года. Однако здесь важное значение будет иметь оперативное реагирование команд губернаторов на локальную протестную повестку.
В более сложной ситуации оказываются команды глав протестных регионов, позиции которых длительное время оставались уязвимыми. Например, в Забайкальском крае губернатор Александр Осипов, хотя и переизбранный в 2024 году на новый срок с результатом 82,27%, не воспринимается многими как сильный игрок. В Якутии многие наблюдатели отмечают проблемы с управленческой командой у главы региона Айсена Николаева. Кроме того, сезонные ЧС (прежде всего, природные пожары) традиционно создают существенные вызовы для внутриполитических позиций руководства республики. Предвыборную ситуацию в этих регионах будет определять способность региональных властей провести эффективные переговоры и консолидировать вокруг себя муниципальные элиты, хотя бы в краткосрочной перспективе.
4.Регионы с ограниченным протестным потенциалом, но с конкуренцией нескольких влиятельных внутриэлитных групп, в том числе остающихся в лояльном поле. Здесь можно специально выделить Воронежскую область, где состоятся выборы в региональный парламент и Думу административного центра.
В Воронежской области предвыборная кампания 2025 года может стать первой фазой в рамках цикла перезагрузки политической системы области, который может завершиться в ходе думской кампании 2026 года. Один из вероятных сценариев — переход в Госдуму в будущем действующего спикера облдумы Владимира Нетесова (занимает этот пост с 2015 года). Однако есть и факторы, которые могут способствовать снижению темпов кадровой перезагрузки — например, влияние бывшего главы региона Алексея Гордеева.
Вероятные стратегии, технологии и методы реагирования власти и «Единой России» на ситуацию в «проблемных» регионах с учетом региональной дифференциации.
1.Существенная доля сибирских регионов среди предвыборных территорий с ярко выраженными вызовами для властей может привести к федеральной актуализации ряда специфических для таких территорий тем – например, реагирования на природные пожары, экологические проблемы крупных индустриальных центров и трудовые конфликты на ресурсодобывающих территориях. Это может привести к возложению дополнительной ответственности за развитие ситуации на полпредов президента, прежде всего в ДФО и СФО; усилению влияния на региональную политику профильных федеральных ведомств (прежде всего МЧС), а также к повышению роли выходцев из силовых ведомств среди кандидатов, которые могут стать основными публичными лицами предвыборных кампаний «Единой России» в этих регионах.
2.Необходимость «тонкой настройки» политических систем в предвыборных регионах может привести к смене кураторов внутриполитических блоков в части таких субъектов. Там, где позиции губернаторов характеризует восходящий тренд, это может привести к их замене на более лояльных новым главам регионов, там же, где позиции таких руководителей неустойчивы — к усилению внутриполитических блоков федеральных кадрами. Скорее всего, такие перестановки могут произойти уже после ЕДГ, осенью 2025 года. При этом часть кадров для таких назначений может быть привлечены из числа политиков, активно проявивших себя в рамках партийной работы в «Единой России».
3.Проведение выборов в ряде субъектов с более высоким уровнем локальной протестной активности, иногда связанной с проведением массовых акций при поддержке оппозиции (пример — митинг по поводу тарифной политики, прошедший в Иркутске при поддержке КПРФ в феврале 2025 года) будет усиливать роль в рамках предвыборных кампаний опытных переговорщиков, способных вести диалог от имени власти с инициативными группами и общественностью проблемных территорий. Это может создать новые «кадровые лифты» в таких регионах для депутатов муниципальных представительных органов и заксобраний от «Единой России», прежде всего связанных с волонтерским движением и продвижением общественных инициатив — в определенных случаях и в рамках отбора кандидатов для участия в выборах в Госдуму в 2026 году.
4.Де-факто более ранний старт подготовки ресурсных кандидатов к парламентской кампании-2026 (как в случае с Сергеем Левченко в Иркутской области, намерение которого участвовать в губернаторской кампании также можно рассматривать в контексте его подготовки к выборам в Госдуму по одному из одномандатных округов региона и намерением укрепить позиции в руководстве КПРФ в более долгосрочной перспективе) будет в качестве ответного тренда приводит к более интенсивному поиску властями кандидатов, которые могли бы одержать победу в конкурентной борьбе с известными оппозиционными политиками. Эта тенденция может повысить шансы на ротации среди потенциальных кандидатов в депутаты парламента от «Единой России» с выдвижением на первый план глав муниципальных образований, представителей бизнеса, в ряде случаев — участников СВО с высокими шансами на избрание.
5. Повышение роли местной повестки как на фоне локальной протестной активности, так и в условиях проведения целого ряда сложных для властей муниципальных кампаний приводит к росту влияния местных элит— прежде всего в регионах, где сложились сопоставимые по силе центры влияния (Хакасия) либо наблюдается заметный протестный потенциал (Якутия). Это может расширить интерес наиболее ресурсных представителей муниципальных элит и к участию в праймериз «Единой России» для отбора кандидатов на выборах в Госдуму в 2026 году.
Праймериз «Единой России» как механизм разрешения внутриэлитных конфликтов. «Малая перезагрузка» правящей элиты
В 2026-2027 годах с высокой вероятностью произойдет новый этап перезагрузки правящей элиты, связанный со сменой политических поколений (что, скорее всего, потребует более оперативных кадровых изменений на оппозиционном фланге, в меньшей степени затронутого регулярными ротациями), а также необходимостью интеграции в управленческий класс социальных групп, значение которых поступательно возрастало в 2022-2025 годах. Это не только собственно участники СВО и деятели из новых регионов (которые в ряде случаев могут перейти на федеральный уровень и в другие субъекты), но также представители бизнеса, работающие в сфере производства продукции для нужд Вооруженных сил, а также граждане, ведущие активную волонтерскую деятельность. Кроме того, можно ожидать появления новых кадровых лифтов для специалистов, работающих в сфере медицинской реабилитации ветеранов СВО.
В этих условиях долгосрочные конкурентные преимущества получают политические силы, способные оперативно интегрировать в свой состав наиболее амбициозных представителей таких социальных групп, при этом минимизировав риск внутренних конфликтов. Праймериз «Единой России» снова подтвердили эффективность функционирования таких механизмов, учитывая, что:
1.«Единая Россия» безусловно подтвердила свою роль в качестве ключевой платформы для выдвижения в органы власти ветеранов СВО и представителей общественных организаций, занимающихся защитой социальных прав таких граждан и их родственников. Наибольшее число кандидатов-участников спецоперации было выдвинуто в Дагестане (117 человек), где должны состояться выборы в Собрание депутатов Махачкалы, Воронежской области (81 кандидат), где пройдут в облдуму и Думу областного центра, а также в Челябинской (83), где пройдут выборы в заксобрание.
Характерно, что все три этих региона относятся к числу территорий с сильными местными элитами, поэтому примеры еще раз свидетельствуют: праймериз «Единой России» являются институтом, обеспечивающим проведение сбалансированной кадровой политики — выдвижения представителей новых социальных групп в депутатский корпус с учетом нейтрализации большинства связанных с этим потенциальных внутриэлитных конфликтов уже на ранних стадиях.
Владимир Якушев подтвердил курс «Единой России» на поддержку участников СВО в политике «в постоянном и системном режиме», в том числе в 2026-2027 годах, что повышает шансы таких кандидатов и на выдвижение в Госдуму в ходе парламентской кампании.
2.Механизм праймериз создает возможности для дальнейшей успешной интеграции в состав депутатского корпуса «Единой России» политиков, начинавших карьеру в других партиях. Например, в рамках праймериз накануне выборов в Госсовет Республики Коми лидером по Боровской территориальной группе № 8 стала индивидуальный предприниматель Татьяна Устинова, являющаяся депутатом горсовета Ухты и ранее перешедшая в «Единую Россию» из КПРФ.
В ходе праймериз в рамках отбора кандидатов в заксобрание Новосибирской области второе место по территориям № 11, 14 и 20 заняли Наталья Красовская, Роман Казаков и Дмитрий Курочкин, а по территориям № 23 и 32 на первое место вышли Евгений Шаблинский и Александр Щербак — все эти политики являются выходцами из ЛДПР.
3.За время применения института предварительного голосования под эгидой «Единой России» поступательно снижалась интенсивность публичных конфликтов, связанных с их проведением.
Это расширяет потенциальные возможности для кандидатов, имеющих больший электоральный потенциал, но пока в меньшей степени обладающих медийным и административным ресурсом и поэтому более уязвимых в случае развертывания масштабного конфликта накануне или после завершения праймериз.
Примерами того, как выходцы из бюджетной сферы опережают на праймериз представителей старых элит, неоднократно фиксируются, например, на праймериз накануне выборов в городские парламенты региональных административных центров. Так, на предварительном голосовании по отбору кандидатов в Воронежскую городскую Думу главный бухгалтер поликлиники Светлана Вострикова опередила действующего депутата, ректора Воронежской государственной академии спорта Александра Сысоева, а главврач городской клинической поликлиники №3 Юлия Попова (дочь вице-премьера региона Владимира Попова, курирующего вопросы здравоохранения, соцзащиты, труда и занятости) уступила медсестре Наталье Борисовой.
Подобные примеры еще раз подтверждают высокую эффективность работы внутрипартийных механизмов по защите результатов праймериз, даже противоречащих интересам игроков, хорошо укоренных в региональных элитах. Это становится привлекательным фактором для начинающих политиков, готовых вступить в борьбу за выдвижение от «Единой России».
4.Праймериз являются эффективным механизмом и для быстрого выстраивания сетей поддержки кандидата при его выдвижении не от базовой для него территории — в случае его готовности активно работать с новым для него одномандатным округом. Например, в рамках предварительного голосования муниципального уровня заявки на выдвижение подавали депутаты, ранее представлявшие избирателей других территорий, — в случае, если было необходимо усилить такой округ новыми кадрами (скажем, в случае отказа от выдвижения ранее избранного здесь кандидата, который вел работу с такой территорией лишь в ограниченных масштабах).
Механизм праймериз позволяет оперативно повысить узнаваемость кандидатов в новом для них округе, активизировать их работу с местными общественными организациями и первичными отделениями «Единой России».
«Малая перезагрузка» политических элит в 2025-2027 годах, основным драйвером которой становится «Единая Россия», позволяет не только создать работающие на практике кадровые лифты для участников СВО, но и заранее перехватить общественный запрос на более широкое обновление органов власти на местном и региональном уровне (о таком тренде свидетельствует, в том числе, постепенная актуализация антибюрократической повестки в медиа-пространстве). Перезагрузка может иметь более долгосрочное влияние на политический процесс, в частности, расширив, благодаря вовлечению в политику наиболее амбициозных военнослужащих, волонтеров и представителей регионального бизнеса базу для рекрутирования кадров для ротаций губернаторского корпуса в 2030-2036 годах, когда большинство политиков этой волны станут уже достаточно опытными управленцами.