ПМЭФ-2023: разворот к «глобальному Югу», технологический суверенитет, внутренний спрос


1.Новые вызовы и новый форум

Петербургский международный экономический форум, состоявшийся 14-17 июня 2023 года, по целому ряду направлений опередил аналогичные мероприятия 2022 и даже 2021 годов. Так, в форуме приняло участие 17 тыс. гостей из 130 стран мира, что превысило показатели ПМЭФ как прошлого, так и позапрошлого года (около 14 и 13 тыс. гостей соответственно). На форуме было заключено более 900 соглашений на сумму 3,86 трлн руб. В этих условиях вполне обоснованным выглядит заявление советника президента Антона Кобякова о выходе показателей форума на доковидный уровень. Можно выделить ряд ключевых тенденций ПМЭФ-2023:

1.В условиях приближения президентской кампании-2024 усилилась роль форума в  обсуждении ключевых вопросов внутренней повестки, по сути приближаясь к оглашению Посланий Федеральному Собранию. Характерно, что и основное выступление Владимира Путина на пленарной сессии форума было посвящено преимущественно вопросам внутреннего развития страны.

То есть укрепляется роль ПМЭФ как одной из значимых точек сборки обновленной общественной коалиции, формирующейся вокруг Владимира Путина в преддверии президентских выборов. В этой ситуации ожидаемо усиливаются социальные акценты в рамках заявлений ключевых спикеров форума – показательны тезисы президента о необходимости перехода к «экономике высоких зарплат», а также индексации социальных выплат.

2.ПМЭФ остается ключевой площадкой для дискуссий о стратегических направлениях экономического развития страны. Показательно, например, насколько пристальное внимание привлеки споры на форуме об обоснованности и подходах к программам приватизации. Тезисы, представленные президентом в ходе форума, позволяют прогнозировать сохранение баланса между «либеральной» и «консервативно-дирижистской» составляющей в рамках экономического курса.

С одной стороны, глава государства подчеркнул, что «Россия выбрала путь расширения свободы предпринимательства, а не закрытой административно-командной экономии» и анонсировал существенное снижение административной нагрузки на бизнес. С другой — особое значение опережающего развития высокотехнологических отраслей, а также реализации масштабных проектов в регионах со сложными климатическими условиями (в рамках арктической повестки, например) будут способствовать сохранению заметной роли государства в экономике. Выражением запроса индустриальных регионов на применение адекватного современным условиям государственного планирования является выступление в ходе дискуссий на ПМЭФ губернатора Челябинской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексея Текслера.

3.Форум еще раз подтвердил не только низкую результативность усилий западного блока по международной изоляции России, но и формирование новой системы международных связей при активном участии Москвы. Наиболее высокопоставленные гости форума представляли арабские страны (отметим прежде всего участие в мероприятии президента Алжира Абдельмаджида Теббуна и президента Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна). ПМЭФ-2024, вероятно, может пройти при активном участии представителей стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки, на что может оказать влияние и интенсивная работа Кремля с этими регионами мира. Одним из ключевых событий лета в этом смысле должен стать экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка», который пройдет 27–28 июля 2023 года в Санкт-Петербурге.

4.В рамках повестки форума находят адекватное отражение вопросы, взаимосвязанные с проблематикой военной спецоперации. Конечно, ПМЭФ традиционно был ориентирован на обсуждение вызовов долгосрочного характера, на «повестку завтрашнего дня», поэтому тема СВО не могла быть на нем доминирующей (показательно, что и президент затронул эту тему не в рамках основного выступления, а только в ходе дискуссионной части пленарной сессии, даже вопросы роста расходов на оборону не став связывать только с ситуативными вызовами). Однако в рамках обсуждения задач по укреплению технологического суверенитета в рамках форума значительное внимание было уделено вопросам, имеющим особое значение для расширения потенциала страны и в решении задач в рамках спецоперации (например, теме развития беспилотных авиационных систем).

5.Форум позволяет вывести на новый уровень как экономическую интеграцию новых регионов в состав России, так и вовлечение их в новый формат внешнеэкономических связей. Например, на полях ПМЭФ прошло обсуждение  поставок агропродукции из Херсонской области в ОАЭ. В рамках мероприятий форума была анонсирована подготовка ряда масштабных инфраструктурных проектов в новых субъектах – например, врио главы Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил о создании межведомственной группы для подготовки проектно-сметной документации по восстановлению аэропорта Мариуполя. В 2024-2025 годах можно ожидать усиления тренда на более активные внешнеэкономические контакты новых регионов (особенно в случае завершения или длительной заморозки боевых действий в зоне проведения СВО), что, с одной стороны, будет усиливать неформальную коалицию зарубежных элит, готовых признать вхождение этих территорий в состав России, с другой – стать дополнительным фактором привлечения в эти субъекты менеджеров из других частей страны, имеющих необходимые навыки и опыт для работы с иностранными партнерами и реализации крупных инвестпроектов.

Прогнозируя вероятную повестку ПМЭФ-2024, стоит учитывать: он состоится после президентских выборов в России и на фоне фактического начала кампании по выборам главы государства в США. Это, с одной стороны, будет усиливать акцент в рамках мероприятий форума на планы развития России как минимум на перспективу до 2030-го, а возможно, и с горизонтом планирования до 2040-х годов. С другой — будет мотивировать Кремль на подготовку ярко выраженных месседжей для зарубежных, в том числе договороспособных западных элит. Вероятно, такие месседжи будут носить социал-консервативный характер – с опорой на адекватные традиционные ценности (в том числе, в сфере международных отношений).

  1. Международная повестка: разворот к «глобальному Югу»

 Кризис санкционной политики западных стран, интерес нейтральных игроков к реализации совместных экономических проектов с Россией в новых условиях, высокая интенсивность международных мероприятий, проходивших при участии нашей страны в первой половине 2023 года (только в мае – Евразийский экономический, Петербургский юридический форумы, Международный экономический форум «Россия — Исламский Мир» в Казани, а также Российско-Китайский бизнес-форум в Шанхае) стали важными факторами международного внимания к ПМЭФ в текущем году.

1.Учитывая, что деятельность Кремля по развитию внешнеполитических связей в новых условиях предполагает поддержание баланса по работе с разными регионами мира, можно говорить о стратегии разворота не просто «на Восток», но к «глобальному Югу», что отразилось и на составе участников ПМЭФ-2023.

Так, китайская делегация была лишь второй по численности на форуме (147 человек), при этом в первую семерку по количеству своих представителей вошли Объединенные арабские эмираты (200 человек), Индия (58), Мьянма (50), Казахстан (40), Куба (39), а также США (27). Подобное распределение позволяет прогнозировать дальнейшее усиление роли арабского мира, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки для внешнеполитической стратегии России, сохранение роли сотрудничества с партнерами на постсоветском пространстве, а также постепенное наращивание взаимодействия с прагматично настроенной частью западных экономических элит уже при подготовке к ПМЭФ-2024.

2.Разворот к «глобальному Югу» будет способствовать усилению роли российских высокотехнологичных компаний, которые могут быть конкурентоспособными в рамках борьбы за осуществление новых проектов в заинтересованных странах. Отметим в качестве примера, что в рамках отношения с Мьянмой на полях форума «Росатомом» был подписан меморандум о начале предпроектных работ по строительству в этой стране ветропарков общей мощностью 172 МВт.

Кроме чисто технологических проектов, такой курс будет предполагать развитие гуманитарных и межпартийных связей с перспективными для России регионами мира. Вспомним, как в мае 2023 года Вьетнам и Лаос посещала делегация «Единой России» во главе с лидером партии, зампредом Совета безопасности Дмитрием Медведевым.

3.По мере выстраивания новой системы международных связей дополнительные возможности появляются у российских компаний нефтегазового сектора. Так, исполнительный директор Indian Oil Винод Кумар, выступая на форуме, обратил внимание на то, что доля российской нефти в общем объеме этих ресурсов, импортируемых Индией, составлявшая менее 2% в 2021 году, в 2023-м увеличилась в 10 раз, до 20%, а в 2023-2024 годах может достигнуть 30%. Также можно отметить, например, решение Минэнерго России и Казахстана продлить до 2033 года межправительственные соглашения по транзиту российской нефти в КНР с увеличением объемов таких поставок.

На ПМЭФ-2023 обсуждался и ряд соглашений в газовой отрасли. Например, «Газпром» подписал соглашение с QazaqGaz о транспортировке «голубого топлива» в Узбекистан через территорию Казахстана (реализация этих планов должна начаться уже в 4 квартале 2023 года).

Такой курс будет способствовать быстрым темпам восстановительного роста экономики российских ресурсодобывающих регионов, а также тех субъектов, где находятся важные логические узлы для осуществления таких поставок. Но кроме того, у российских энергокомпаний появляются дополнительные ресурсы для развития инфраструктуры, ориентированной на внутренних потребителей (в том числе в рамках программы социальной газификации), а также более масштабных закупок оборудования у отечественных производителей и стимулирования научных исследований в энергосфере.

4.Отдельную роль в рамках выстраивания новых международных связей страны будут играть представители российских регионов, не обязательно приграничных. Показательно, например, что модератором бизнес-диалога «Россия – Индия» на ПМЭФ-2023 стал управленец регионального уровня – глава Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин (одновременно — председатель правления Делового совета по сотрудничеству с Индией).

Вообще интерес к участию в форуме представителей в том числе 25 недружественных стран может свидетельствовать о том, что при сохранении нынешних трендов в 2024 году может усилиться интерес как нейтральных игроков, так и западных элит к выстраиванию диалога с Россией (в случае с США и ЕС – вероятно, в значительной мере в непубличном формате). Это будет способствовать укреплению роли ПМЭФ как важнейшей площадки для налаживания такого взаимодействия, в рамках которого инициативы, адресованные экономическим зарубежным элитам, могут стать значимым стимулом для выстраивания политического диалога в новых условиях — в том числе с представителями ключевых западных игроков.

  1. Форум и стратегические федеральные инициативы

 Стратегия стимулирования внутреннего спроса, продолжение курса на укрепление технологического суверенитета, сохранение приоритетного внимания к муниципальной повестке развивают многие месседжи, заданные на ПМЭФ-2022, и закладывают основу для экономического блока предвыборной программы президента на выборах 2024 года, а также приоритеты Кремля на более отдаленную перспективу – как минимум до конца 2020-х годов.  

1.«Расшивка узких мест» в контексте строительства транспортной инфраструктуры, о чем Владимир Путин напомнил в ходе вступления на планарной сессии ПМЭФ, а также технологическая модернизация, насколько можно судить, рассматриваются руководством страны как взаимосвязанные задачи.

Например, представленные президентом планы добиться роста инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции до 10 трлн. рублей к 2030 году могут соотноситься в том числе с проектами по производству новых единиц транспорта  для функционирования перспективных логистических коридоров. Так, гендиректор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов в ходе одной из дискуссий на форуме подчеркнул, что «в сложившейся ситуации мы понимаем, что одинаково важными становятся два вопроса — как основные торговые пути…, так и строительство флота, который на этих маршрутах должен работать». В свою очередь, статс-секретарь-замглавы Минпромторга Виктор Евтухов отметил, что «наши судостроительные предприятия Северо-Западного и Центрального регионов готовы обеспечить выпуск такой продукции».

Характерно, что в рамках развития транспортных коридоров появляются дополнительные факторы роста для экономики целого ряда индустриальных регионов. Можно отметить, например, упомянутый в ходе дискуссий на форуме  и запущенный в начале июня 2023 года компанией FESCO  железнодорожный контейнерный сервис Chelyabinsk Shuttle, необходимый для связи торгово-логистического комплекса «Южноуральский» в Челябинской области с морским торговым портом Владивостока в Приморском крае.

2.Традиционно значительную роль в рамках ПМЭФ играет арктическая повестка — например, в рамках работы специальной площадки «Арктика – территория диалога». Так, ответственный секретарь Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете Антон Кобяков заявил о необходимости «продолжить работу по арктическому треку» и на Восточном экономическом форуме, который пройдет в сентябре 2023 года во Владивостоке.

Одним из ключевых направлений этой повестки становится развитие Северного морского пути, по которому должно быть обеспечена перевозка не менее 150 млн тонн грузов к 2030 году. При этом, как напомнил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, этот маршрут важно использовать «не только как «форточку» для экспорта, но и как механизм связывания территорий». В целом же развитие Северного морского пути будет стимулировать не только инфраструктурное строительство в арктических регионах или, например, модернизацию ледокольного флота, но также особое внимание государства к вопросам подготовки профильных кадров и к сфере образования в целом.

3.В условиях внешнеэкономического давления на Россию руководство страны подчеркивает стратегическое значение развития агроэкспорта. Эта тема поднималась Владимиром Путиным на ПМЭФ и в 2022-м, и в 2023 году. Активизация отношений России со странами Африки и арабского мира, заинтересованными в поставках такой продукции, позволяет прогнозировать дальнейшее повышение значения вопросов АПК в рамках как внутренней, так и международной повестки форума и в 2024 году.

Расширение объемов экспорта сельхозпродукции становится дополнительным фактором развития не только собственно аграрных регионов, но также транспортно-логических коридоров и индустриальных центров. Кроме задач по выпуску сельхозтехники, заявлены планы строительства отечественных крупнотоннажных сухогрузов. Так, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев в ходе форума напомнил, что уже в конце 2025 – начале 2026 года на российской верфи будет построено и передано заказчику в лизинг первое отечественное судно этого типа. Как отметил министр, в дальнейшем планируется ежегодно спускать на воду минимум 2-3 подобных судна типа «Хендисайс» и «Супрамакс», о чем были достигнуты договоренности с «Объединенной судостроительной корпорацией», всего же  необходимо построить не менее 60 балкеров (специализированных судов для перевозки грузов насыпью — в том числе зерна).

4.Анонсированный президентом курс на экономику стимулирования внутреннего спроса предполагает также масштабные шаги в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе на территориях, где его работа связана с дополнительными рисками. Этот тренд нашел отражение уже в рамках форума-2023. Например,  Промсвязьбанк подписал соглашение с Минэкономразвития о запуске льготного кредитования малого и среднего бизнеса в новых регионах.

Другим фактором поддержки предпринимателей этого уровня могут стать заявленные руководством страны планы по развитию малых населенных пунктов. Отметим  поставленную президентом задачу до 2030 года обеспечить их качественной связью и доступом в Интернет. Такой интерес к вопросам муниципальной повестки предполагает дополнительное внимание к теме городского благоустройства, включая рассмотрение опыта наиболее благополучных в этой сфере регионов (в частности, в рамках дискуссий на ПМЭФ рассматривались практики в этой сфере, применяемые в Тюменской области).

  1. Региональная проблематика

Запрос на более активную роль региональных властей, проявившийся в период пандемии в 2020-2021-м и получивший дальнейшее развитие в условиях СВО в 2020-2023 годах, курс на новую индустриализацию и смену стратегии ведущих корпораций в условиях СВО при сохранении значимых приоритетов «повестки мирного времени» определили ключевые направления активности представителей субъектов Федерации на полях ПМЭФ.

1.Перспективным трендом может стать более активное межрегиональное взаимодействие в рамках ПМЭФ. Возможно, дополнительное влияние на развитие этой тенденции оказал опыт шефства российских регионов над населенными пунктами новых субъектов. Такие обсуждавшиеся на форуме проекты, стимулирующие межрегиональное взаимодействие, касались, прежде всего, транспортно-логистической или индустриальной сфер. Так, заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов в рамках работы стенда столицы  на форуме напомнил о программе развития Центрального транспортного узла до 2035 года, реализация которой должна позволить в 3 раза повысить мобильность жителей 15 регионов Центрального и Северо-Западного транспортных узлов, в частности, в 6 раз сократив для них время ожидания поезда. Та же программа предполагает создание первого в России межрегионального метро —  высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, которая с высокой вероятностью станет драйвером развития местной экономики (в т.ч, малого и среднего бизнеса) и для других регионов, через которые она будет проходить.

Среди проектов межрегионального значения в индустриальной сфере можно отметить, например, заключенное между Москвой, Самарской, Рязанской, Тамбовской, Тульской областями и Башкирией соглашение в сфере развития беспилотных авиационных систем, предполагающее,  проведение летных испытаний на базе аэродромов в этих субъектах, а также столичного индустриального парка «Руднево», где действует профильный федеральный центр и будет создана особая зона свободных полетов площадью более 100 га и высотой 500 метров.

Возможно, к моменту проведения ПМЭФ-2024 дополнительным фактом актуализации развития межрегионального взаимодействия станет формирование нового состава правительства после президентских выборов, когда в губернаторский корпус может перейти ряд федеральных деятелей, имеющих опыт подготовки масштабных проектов, охватывающих несколько субъектов.

Кроме того, на новый уровень может выйти сотрудничество между новыми субъектами Федерации и регионами, оказывающими им поддержку – с усилением значения не только восстановительных работ, но и новых инвестпроектов. Скажем, Херсонской областью в рамках нынешнего форума были подписаны соглашения с Кабардино-Балкарией, Калмыкией, Мордовией, Запорожской областью – с Новгородской, Тюменской областями и Чеченской Республикой. Среди перспективных направлений развития таких проектов на 2024-2025 год — АПК и, если к тому времени произойдет завершение или заморозка конфликта вокруг Украины, –  развитие туристического потенциала новых российских регионов, прежде всего, выходящих к Азовскому морю.

2.Санкционное давление стимулирует крупные корпорации, значительная часть экономических интересов которых ранее была связана с реализацией зарубежных проектов, переориентировать интересы на российские регионы. Например, на форуме было заключено соглашение о строительстве в Ленинградской области глиноземного завода и необходимого для его работы глубоководного порта с общим объемом инвестиций более 400 млрд руб. (первую очередь завода планируется ввести в эксплуатацию до конца 2028 года, вторую — в 2032 году).

Вероятно, дополнительными преимуществами для реализации проектов с участием таких корпораций в регионах на перспективу ближайших лет будет наличие экономических связей между соответствующими субъектами и подобными компаниями на предыдущих этапах (например, в Ленинградской области уже работают Бокситогорский и Пикалевский глиноземные заводы «Русал»), а также уровень развития инфраструктурной базы и стройкомплекса (отметим, например, значительный опыт Ленинградской области в сфере промышленного строительства).

3.Расширяется специализация индустриальных регионов в условиях необходимости как замещения ухода из ряда таких территорий зарубежных компаний, так и развития отраслей, связанных с производством продукции двойного назначения и подготовкой кадров для таких стратегически значимых сегментов экономики. Так, в Самарской области в рамках соглашения с компанией «Транспорт будущего» запланировано формирование кластера беспилотной авиации с полным циклом производства БПЛА – предварительно объем инвестиций в проект оценивается в 20 млрд. рублей. А власти Челябинской подписали со Сбербанком филиала «Школы 21» для подготовки специалистов IT-сферы.

Повышение интенсивности восстановительного роста экономики в индустриальных регионах может стать драйвером более активной реализации и социальных проектов в таких субъектах, возможно, став фактором роста значения социальной повестки уже в рамках ПМЭФ-2024.

4.Развитие туризма становится все более актуальным фактором диверсификации экономики финансово благополучных регионов и дополнительным стимулом инфраструктурного развития для более широкого круга субъектов.  Так, в рамках сессии ПМЭФ «Русская Арктика — центр притяжения. ООПТ XXI века» глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов акцентировал внимание на проекте создания в регионе туристического кластера «Рай-Из» рядом с природным парк «Ингилор». Проект предполагает строительство горнолыжных трасс, отелей и СПА-индустрии.

Реализуются новые проекты и в традиционных туристических центрах. Например, в Новгородской области  запланировано строительство четырехзвездочного курортно-оздоровительного комплекса  в Старой Руссе с общим объемом инвестиций более 8 млрд. рублей. Реализация проекта должна начаться уже в 2023 году. Ожидается, что его осуществление позволит собрать дополнительно 6,6 млрд рублей налогов в бюджет области за 17 лет эксплуатации объекта.

С учетом перезагрузки внешнеэкономических связей в новых условиях и восстановительного роста экономики в 2024-2025 годах вполне вероятен  рост внимания к России зарубежных туристов и активизация внутренних турпотоков, что может вывести интерес инвесторов к проектам в этой отрасли на новый уровень — в том числе в регионах, потенциал которых в этой сфере не был достаточно раскрыт ранее (это относится, например, к арктическим территориям).

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: