Оптимизация через сокращение: в следующем году в России станет меньше чиновников
Чиновников в России станет меньше. Премьер-министр Михаил Мишустин намерен провести реформу госуправления. Эксперты говорят о необходимости реформы, а также подчеркивают, что проблема не только в количестве чиновников, но и в объеме тех полномочий и компетенций, которые выведены на государственное управление. Подробности – в сюжете.
На что направлена реформа?
Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что с 1 января по 1 апреля 2021 года в центральных аппаратах федеральных ведомств сократят штат на 5%, в территориальных органах – на 10%. Сокращение произойдет в основном за счет свободных вакансий, заявил Михаил Мишустин.
«Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент», – заявил Мишустин на совещании с вице-премьерами.
Глава правительства отметил, что нужен не «огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов», где будут четко разделены сферы ответственности, пишет «Коммерсантъ».
По данным Минфина, сейчас в России больше всего федеральных чиновников – 603 тысячи человек. В региональных органах власти работают 252 тысячи человек, в органах местного управления – 395 тысяч. Также к чиновникам принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. Их в стране около 2,4 млн человек.
Тем временем Znak.com напоминает, что эта реформа – уже не первая попытка сократить численность чиновников. Так, последнее предложение о сокращении озвучивала замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. Всего за прошедшие 10 лет было 4 подобных предложения.
Оптимизация и стимулирование
Сейчас дело не в сокращении численности чиновников: нужно определить функционал, под этот функционал перестроить аппарат, рассказал корреспонденту РК генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Важно ведь не число, а квалификация чиновников и уровень зарплаты, а лишних денег у нас нет. Поэтому сокращение – это и оптимизация расходов, и возможность хорошего стимулирования. Эти меры позволят не увеличивать расходы на госаппарат, а получить ресурс для их снижения без потери управленческой эффективности. У нас ведь часто на местах очень много вакансий. Люди держат свободные места на всякий случай – авось понадобятся»
Дмитрий Журавлев
Необходимо изменить саму модель, потому как проблема не в количестве чиновников, а в объеме тех полномочий и тех компетенций, которые выведены на государственное управление. Об этом рассказал директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.
«У нас отсутствуют экспертные институты, инфраструктура, отрасли, которые есть в других странах, а государственный аппарат самостоятельно выполняет многие функции, вместо того чтобы выводить большинство этих функций на аутсорсинг. Поэтому я не думаю, что эта реформа будет быстрой. Если ее выполнять продуктивно, для этого нужно проделать серьезный пласт работы. Я не верю в быстрые результаты»
Евгений Забродин
Эксперт подчеркивает, что реформа необходима, однако если просто сократить количество чиновников, то это бессмысленно – их число в любом случае со временем увеличится.
Помимо этого, Забродин акцентирует внимание на важности цифровизации в этом процессе. По его словам, цифровизация в масштабном формате позволит в том числе и сократить в регионах административный и чиновничий аппарат, «который сейчас занимается перекладыванием бумажек».
«При этом очень многие вещи можно будет решить переходом на цифровое управление. Есть масса компетенций, которые можно делегировать и вывести на аутсорсинг. Это позволит еще и развивать малый и средний бизнес, что крайне необходимо, позволит оптимизировать госзатраты. Чиновники дорого обходятся государству. Самое время начать движение в этом направлении», – объяснил эксперт.
Мнение из Telegram
«Оптимизация еще советского по сути образца ФОИВ назрела по ряду причин: это и необходимость унификации структур ФОИВ, которые со времен последней унификации в 2004 уже сильно отличаются друг от друга, что затрудняет совместную работу, это и желание Минфина сократить расходы на аппарат после того, как предложение урезать силовиков было встречено в штыки»
«Основная идея реформы – установление жестких требований к структуре как аппарата ФОИВ, так и его территориальных органов: в зависимости от числа управляемых подчиненных рассчитываются лимиты числа руководителей высшего и среднего звена, помощников и советников, штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего»
«Премьер ожидает добиться нескольких целей: оптимизации структуры и растущей численности кабмина, повышения качества работы чиновников и сборки госаппарата в единый механизм — все для завершения «цифровизации» правительства»