Басаргин предлагает заморозить межбюджетные новации


Перм­ский край не с­лу­чай­но вы­бран пло­щад­кой для про­ве­де­ния вы­езд­но­го за­се­да­ния "бюд­жет­но­го" ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции РФ: во-пер­вых, Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов России вы­со­ко оце­ни­ва­ет уро­вень управ­ле­ния ре­ги­о­наль­ны­ми фи­нан­са­ми в При­ка­мье; во-вто­рых, это про­дол­же­ние раз­го­во­ра, на­ча­то­го еще в де­каб­ре ми­нув­ше­го года, во время про­ве­де­ния Дней Перм­ско­го края в СФ РФ. Напомним, тогда в Москве пермская делегация озву­чила по­прав­ки в Бюд­жет­ный ко­декс — чтобы ре­ги­о­ны чув­ство­ва­ли себя фи­нан­со­во уве­рен­ней.

Меж­бюд­жет­ные от­но­ше­ния фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов, со­от­но­ше­ние на­ло­гов, ко­то­рые со­би­ра­ют­ся в региональный бюд­жет, и до­та­ций, пуб­лич­ные обя­за­тель­ства по по­в­ыше­нию зар­пла­ты бюд­жет­ни­ков и их фи­нан­си­ро­ва­ние — темы, за ко­то­рые сенаторы взя­лись на вы­езд­ном за­се­да­нии.

— Было пря­мое по­ру­че­ние пред­се­да­те­ля Со­ве­та Фе­де­ра­ции РФ Ва­лен­ти­ны Мат­ви­ен­ко: раз­ра­бо­та­ть про­грам­му мер, до­рож­ную карту по со­вер­шен­ство­ва­нию межбюд­жет­ных от­но­ше­ний, — рассказывает пред­се­да­тель ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции по бюд­же­ту и фи­нан­со­вым рын­кам Сергей Рябухин. — Эту ра­бо­ту про­во­ди­ли мы на нашей пло­щад­ке ко­ми­те­та — и мы вот в пер­вый раз вы­еха­ли в ре­ги­он, с тем, чтобы вы­ра­бо­тать ре­ко­мен­да­ции и на­пра­вить их Пра­ви­тель­ству РФ и Мин­фи­ну РФ.

Все субъекты РФ сегодня оказались в непростой ситуации с точки зрения дефицита бюджета. Пока у на­ше­го ре­ги­она в Рос­сии одна из ми­ни­маль­ных госдолгов, но к концу года положение изменится. Прогнозный уровень задолженности — 12,6% от доходной части бюджета.

Гу­бер­на­тор Вик­тор Ба­сар­гин очер­тил проблемную си­ту­а­цию: несмот­ря на рост пром­про­из­вод­ства в ре­ги­оне (+ 9,5% за девять месяцев), сальдированного финансового результата предприятий края — налоговые поступления на прибыль предварительно на 5% сократились За этот год кра­е­вая казна по­те­ря­ла по­ряд­ка 12 млрд руб­лей: из-за сни­же­ния ак­ци­зов от неф­те­про­дук­тов (минус 1,7 млрд рублей), пра­вил от­чис­ле­ния на­ло­гов по кон­со­ли­ди­ро­ван­ным груп­пам на­ло­го­пла­тель­щи­ков (минус 9 млрд рублей за минувшие три года — по 2,5-3 млрд рублей ежегодно) и так далее. При том, что край ежегодно собирает около 221 млрд рублей налогов в год, что больше, чем в Свердловской области на 4 млрд — до нашей краевой казны доходит на 53 млрд рублей или 30% доходов меньше, чем у соседа. В связи с этим глава При­ка­мья на­ста­и­ва­ет: вы­па­да­ю­щие до­хо­ды надо ком­пен­си­ро­вать и да­вать субъ­ек­там боль­ше на­ло­го­вой неза­ви­си­мо­сти.

— По те­ку­ще­му году мы по­лу­чи­ли более 2 млрд ком­пен­са­ций по консолидированным гр­уп­пам — для нас это хороший тренд, — отметил гу­бер­на­тор Перм­ско­го края Виктор Басаргин. — Если это будет си­стем­но, а не ра­зо­вая акция, то по­ни­ма­ем, что тогда работу можно более стабильно можно пла­ни­ро­ва­ть. Хотя, ко­неч­но, наше по­же­лан­ие, чтобы все-та­ки появились ре­ше­ния, свя­зан­ные с на­ло­га­ми, чтобы субъект получал не ком­пен­са­ции в виде суб­си­дий и дотаций, а доходы в виде прогнозируемых и рассчитываемых налогов. Субъекты сегодня в лице Совета Федерации, после ликвидации Минрегиона, понимают, что это орган, который защищает их интересы. Все проблемы на заседании комитета услышаны — я считаю, что это пойдет в целом на стабилизацию финансового обеспечения субъектов, за этим идет и социальная стабильность в регионах.

Пред­ска­зу­е­мо­сти в меж­бюд­жет­ных от­но­ше­ни­ях не хва­та­ет — со­гла­си­лись участ­ни­ки за­се­да­ния. По­это­му, в част­но­сти, пред­ла­га­ет­ся за­клю­чать с субъ­ек­та­ми до­го­во­ры на предо­став­ле­ние суб­си­дий по трех­лет­не­му гра­фи­ку: чтобы ре­ги­о­ны успе­ва­ли их осво­ить, ре­а­ли­зо­вы­вать ин­вест­про­ек­ты, стро­ить. Потому что порой деньги перечисляют регионам в декабре — они не успевают их тратить — и средства переходят или не переходят на следующий год.

— Бюджетный кодекс достаточно серьезно модифицировался за последнее время. К сожалению, он превратился не в долгосрочный инструмент, базисный закон, который определяет в том числе принципы формирования бюджета, а является таким же годовым законом, как и закон о бюджете, — отметил Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты РФ. — К сожалению, в Бюджетный кодекс можно вносить поправки сегодня в одну сторону, завтра в другую. Такого быть не должно.

Недав­но про­ве­ли оче­ред­ной на­ло­го­вый ма­невр по неф­те-га­зо­во­му сек­то­ру — это затронет дорожный фонд, так как он финансировался за счет акцизов на топливо (новшество по росту налога на добычу полезных ископаемых при сокращении акциза всего за год, а не за 10 лет как анонсировалось ранее). А 4 октября приняты изменения по налогу физлиц с правом вводить и уже с января следующего года.

— Из-за изменений акцизов, по оценкам Минфина, по дорожным фондам (источник финансирования для строительства, ремонта и содержания дорог на федеральном и краевом уровне) сегодня реально выпадает в связи с этим маневром порядка 90 млрд рублей, — пояснил сенатор от Пермского края Игорь Шубин. — Сейчас как раз ищут источники, чтобы компенсировать эти потери бюджетам разных уровней. На 2015 год планируется выделить в качестве субсидий 15 млрд рублей, в 2016 — еще 67 млрд.

Между тем, Дарья Хворостухина, замдиректора департамента межбюджетных отношений Минфина РФ, напомнила присутствующим, что в течение ближайших полутора недель будет презентован новый Бюджетный кодекс России, так что нововведения еще предстоят.

— Поменяются правила межбюджетных трансфертов, — пояснил представитель ведомства. — Так как стоит задача сокращения дефицита региональных бюджетов до 10% и сокращение объема долга до 50% поэтапно к 1 января 2017 года, то возможно Минфин будет ограничивать долговую политику субъектов: будем обсуждать регистрации коммерческих займов. вот как сегодня Минфин регистрирует эмиссию ценных бумаг, аналогично с кредитами и составлением долгового рейтинга регионов. Для каких-то субъектов в итоге привлечение кредитов станет возможным только для рефинансирования уже взятых коммерческих займов, но не для покрытия дефицита. Более устойчивые регионы — соответственно смогут брать кредиты на разные цели.

Се­год­ня по­мо­га­ют самым сла­бым ре­ги­о­нам , у ко­то­рых долг боль­ше соб­ствен­ных го­до­вых до­хо­дов в пол­то­ра раза или со­став­ля­ет по­ло­ви­ну казны. Перм­ский край, как "от­лич­ник фи­нан­со­вой дис­ци­пли­ны" — может мень­ше рас­счи­ты­вать на до­та­ции. Од­на­ко, в Со­ве­те Фе­де­ра­ции обе­ща­ли по­ду­мать, как ис­пра­вить си­сте­му и сти­му­ли­ро­вать более силь­ные ре­ги­о­ны. Чтобы они могли лучше пла­ни­ро­вать свой бюд­жет и раз­ви­вать­ся.

— У некоторых субъектов возникает прямо противоположная ситуация: когда регион сработал хорошо, то ему на следующий год могут сказать: вам хватает собственных доходов, значит помощь не нужна, — говорит Юрий Росляк.

— Когда видим поддержку регионов ,которые не так бдят финансовую дисциплину — есть желание махнуть рукой и пойти на все тяжкие, — подхватывает глава Прикамья.

— Это важ­ные во­про­сы для нашей фе­де­ра­ции — это во­про­сы спра­ве­д­ли­во­сти. Ре­ги­о­нов много раз­ны­х и та­кие мощ­ные ре­ги­о­ны, как Перм­ский край и Сверд­ловская об­ласть, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий окру­га — у них своя спе­ци­фи­ка и они тре­бу­ют справе­д­ли­во­сти. Наша задача все собрать и соблюсти баланс интересов, — подытожил пер­вый за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции по бюд­же­ту и фи­нан­со­вым рын­кам Владимир Петров.

Возможно, настало время заморозить межбюджетные новации на какой-то период, чтобы можно было планировать работу, пришли к заключению эксперты. Так как на за­се­да­нии при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Мин­фи­на Рос­сии — так что все пред­ло­же­ния на перм­ской пло­щад­ке были услы­ша­ны. 

РБК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: