Басаргин предлагает заморозить межбюджетные новации
Пермский край не случайно выбран площадкой для проведения выездного заседания "бюджетного" комитета Совета Федерации РФ: во-первых, Министерство финансов России высоко оценивает уровень управления региональными финансами в Прикамье; во-вторых, это продолжение разговора, начатого еще в декабре минувшего года, во время проведения Дней Пермского края в СФ РФ. Напомним, тогда в Москве пермская делегация озвучила поправки в Бюджетный кодекс — чтобы регионы чувствовали себя финансово уверенней.
Межбюджетные отношения федерации и субъектов, соотношение налогов, которые собираются в региональный бюджет, и дотаций, публичные обязательства по повышению зарплаты бюджетников и их финансирование — темы, за которые сенаторы взялись на выездном заседании.
— Было прямое поручение председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко: разработать программу мер, дорожную карту по совершенствованию межбюджетных отношений, — рассказывает председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. — Эту работу проводили мы на нашей площадке комитета — и мы вот в первый раз выехали в регион, с тем, чтобы выработать рекомендации и направить их Правительству РФ и Минфину РФ.
Все субъекты РФ сегодня оказались в непростой ситуации с точки зрения дефицита бюджета. Пока у нашего региона в России одна из минимальных госдолгов, но к концу года положение изменится. Прогнозный уровень задолженности — 12,6% от доходной части бюджета.
Губернатор Виктор Басаргин очертил проблемную ситуацию: несмотря на рост промпроизводства в регионе (+ 9,5% за девять месяцев), сальдированного финансового результата предприятий края — налоговые поступления на прибыль предварительно на 5% сократились За этот год краевая казна потеряла порядка 12 млрд рублей: из-за снижения акцизов от нефтепродуктов (минус 1,7 млрд рублей), правил отчисления налогов по консолидированным группам налогоплательщиков (минус 9 млрд рублей за минувшие три года — по 2,5-3 млрд рублей ежегодно) и так далее. При том, что край ежегодно собирает около 221 млрд рублей налогов в год, что больше, чем в Свердловской области на 4 млрд — до нашей краевой казны доходит на 53 млрд рублей или 30% доходов меньше, чем у соседа. В связи с этим глава Прикамья настаивает: выпадающие доходы надо компенсировать и давать субъектам больше налоговой независимости.
— По текущему году мы получили более 2 млрд компенсаций по консолидированным группам — для нас это хороший тренд, — отметил губернатор Пермского края Виктор Басаргин. — Если это будет системно, а не разовая акция, то понимаем, что тогда работу можно более стабильно можно планировать. Хотя, конечно, наше пожелание, чтобы все-таки появились решения, связанные с налогами, чтобы субъект получал не компенсации в виде субсидий и дотаций, а доходы в виде прогнозируемых и рассчитываемых налогов. Субъекты сегодня в лице Совета Федерации, после ликвидации Минрегиона, понимают, что это орган, который защищает их интересы. Все проблемы на заседании комитета услышаны — я считаю, что это пойдет в целом на стабилизацию финансового обеспечения субъектов, за этим идет и социальная стабильность в регионах.
Предсказуемости в межбюджетных отношениях не хватает — согласились участники заседания. Поэтому, в частности, предлагается заключать с субъектами договоры на предоставление субсидий по трехлетнему графику: чтобы регионы успевали их освоить, реализовывать инвестпроекты, строить. Потому что порой деньги перечисляют регионам в декабре — они не успевают их тратить — и средства переходят или не переходят на следующий год.
— Бюджетный кодекс достаточно серьезно модифицировался за последнее время. К сожалению, он превратился не в долгосрочный инструмент, базисный закон, который определяет в том числе принципы формирования бюджета, а является таким же годовым законом, как и закон о бюджете, — отметил Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты РФ. — К сожалению, в Бюджетный кодекс можно вносить поправки сегодня в одну сторону, завтра в другую. Такого быть не должно.
Недавно провели очередной налоговый маневр по нефте-газовому сектору — это затронет дорожный фонд, так как он финансировался за счет акцизов на топливо (новшество по росту налога на добычу полезных ископаемых при сокращении акциза всего за год, а не за 10 лет как анонсировалось ранее). А 4 октября приняты изменения по налогу физлиц с правом вводить и уже с января следующего года.
— Из-за изменений акцизов, по оценкам Минфина, по дорожным фондам (источник финансирования для строительства, ремонта и содержания дорог на федеральном и краевом уровне) сегодня реально выпадает в связи с этим маневром порядка 90 млрд рублей, — пояснил сенатор от Пермского края Игорь Шубин. — Сейчас как раз ищут источники, чтобы компенсировать эти потери бюджетам разных уровней. На 2015 год планируется выделить в качестве субсидий 15 млрд рублей, в 2016 — еще 67 млрд.
Между тем, Дарья Хворостухина, замдиректора департамента межбюджетных отношений Минфина РФ, напомнила присутствующим, что в течение ближайших полутора недель будет презентован новый Бюджетный кодекс России, так что нововведения еще предстоят.
— Поменяются правила межбюджетных трансфертов, — пояснил представитель ведомства. — Так как стоит задача сокращения дефицита региональных бюджетов до 10% и сокращение объема долга до 50% поэтапно к 1 января 2017 года, то возможно Минфин будет ограничивать долговую политику субъектов: будем обсуждать регистрации коммерческих займов. вот как сегодня Минфин регистрирует эмиссию ценных бумаг, аналогично с кредитами и составлением долгового рейтинга регионов. Для каких-то субъектов в итоге привлечение кредитов станет возможным только для рефинансирования уже взятых коммерческих займов, но не для покрытия дефицита. Более устойчивые регионы — соответственно смогут брать кредиты на разные цели.
Сегодня помогают самым слабым регионам , у которых долг больше собственных годовых доходов в полтора раза или составляет половину казны. Пермский край, как "отличник финансовой дисциплины" — может меньше рассчитывать на дотации. Однако, в Совете Федерации обещали подумать, как исправить систему и стимулировать более сильные регионы. Чтобы они могли лучше планировать свой бюджет и развиваться.
— У некоторых субъектов возникает прямо противоположная ситуация: когда регион сработал хорошо, то ему на следующий год могут сказать: вам хватает собственных доходов, значит помощь не нужна, — говорит Юрий Росляк.
— Когда видим поддержку регионов ,которые не так бдят финансовую дисциплину — есть желание махнуть рукой и пойти на все тяжкие, — подхватывает глава Прикамья.
— Это важные вопросы для нашей федерации — это вопросы справедливости. Регионов много разных и такие мощные регионы, как Пермский край и Свердловская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа — у них своя специфика и они требуют справедливости. Наша задача все собрать и соблюсти баланс интересов, — подытожил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров.
Возможно, настало время заморозить межбюджетные новации на какой-то период, чтобы можно было планировать работу, пришли к заключению эксперты. Так как на заседании присутствовали представители Минфина России — так что все предложения на пермской площадке были услышаны.