Москва: новая социальная реальность, драйвер роста, горизонт-2040
1.Москва как драйвер роста
Сопряжение крупных индустриальных проектов и мер поддержки малого бизнеса, создание инфраструктуры, повышающей инвестиционную привлекательность региона, стимулирование платежеспособного спроса жителей города и активное взаимодействие с партнерами из других частей страны, а также дружественных и нейтральных государств позволили Сергею Собянину создать сбалансированную модель экономики Москвы, продемонстрировавшую высокую устойчивость, включая вызовы пандемии 2020-2021 годов и санкционное давление, усилившееся с 2022 года.
Владимир Путин в ходе рабочей встречи с мэром Москвы Сергеем Собяниным, состоявшейся 5 мая, специально подчеркнул, что город «традиционно демонстрирует очень хорошие показатели практически по всем направлениям». Президент отметил «большую динамику», «хороший потенциал» и существенную роль региона в экономике страны (более 21%). Показательно, что позитивная оценка президентом развития Москвы и эффективности работы команды Сергея Собянина, прозвучавшая на этой встрече, носила комплексный и детальный характер. Сочетание эффективной поддержки промышленности и высокотехнологичных отраслей, модернизации социальной и транспортной инфраструктуры позволяет Москве постоянно расширять свой экономический потенциал, создавать комфортную среду для горожан и становиться драйвером роста национальной экономики, в том числе в работе с новыми регионами.
По объему валового регионального продукта Москва вошла в первую тройку крупнейших городских экономик мира (1390 млрд. долларов по паритету покупательной способности), заняв 2-е место между Нью-Йорком и Шанхаем. Только за период с 2019 года экономика города выросла на 26,9%, объем производства обрабатывающих отраслей за тот же период увеличился на 191,3% (на 17,8% только за 2024 год), а аналогичные показатели высокотехнологичных отраслей — более чем в 3 раза (на 221,5%). Отдельно следует отметить рост IT-сектора (на 316,5% за 6 лет), при этом доля цифровой экономики в Москве вышла на уровень 36%.
Показательно, что президент неоднократно проявлял внимание, например, к высокотехнологичным производствам Москвы, дважды за последние 2 года посетив индустриальный парк «Руднево» и высоко оценив продукцию городских предприятий в ходе Форумов будущих технологий. Владимир Путин неоднократно привлекал Сергея Собянина к участию в федеральных совещаниях по решению экономических вопросов и развитию промышленности, что еще раз подчеркивает значение стратегических инициатив мэрии Москвы в сфере высоких технологий не только на региональном уровне, но и с точки зрения их общенационального масштабирования.
1.Неизменным приоритетом мэрии Москвы остается развитие промышленности и возвращение городу статуса одного из ключевых индустриальных центров России. Как отмечал Сергей Собянин в ходе упомянутой рабочей встречи с Владимиром Путиным, «за последние годы мы видим современную, новую индустриализацию Москвы». За период с 2011 года в городе было возведено 290 производственных объектов общей площадью около 3 млн кв. м. По данным на март 2025 года в городе ведется строительство еще 71 промышленных производственных объекта, площадь которых составляет более 844,6 тыс. кв. м.
Городские власти последовательно реализуют меры поддержки масштабных инвестпроектов, ориентированных на создание новых или модернизацию и расширение существующих предприятий. В частности, предоставляются земельные участки по льготной арендной ставке 1 рубль в год. Всего с 2022 года в рамках реализации этой меры инвесторам было предоставлено около 270 га городских земель.
Одним из ключевых кластеров в сфере технологического развития города является Особая экономическая зона «Технополис Москва». Только в 2024 году ее резидентами стали 17 предприятий, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции, необходимой как для развития социальной сферы города (например, по производству медицинской техники), так и имеющей значение для решения задач в сфере обороны и безопасности (беспилотные технологии). Всего же, по данным на январь 2025 года, резидентами ОЭЗ стали 118 предприятий. Компании-резиденты особой экономической зоны освобождены от уплаты транспортного, имущественного и земельного налогов, а налог на прибыль для них составляет всего 2% вместо 20%.
2.Предприятия, работающие в рамках ОЭЗ «Технополис Москва», решают важные задачи в сфере укрепления технологического суверенитета. Именно здесь был создан первый в России фотолитограф с разрешением 350 нанометров — важное оборудование для производства микросхем, которое может самостоятельно выпускать менее 10 стран в мире. Экономическое противостояние США и КНР наглядно демонстрирует стратегическое значение производства микросхем. А разработки предприятий Москвы позволяют усилить конкурентные преимущества России, а значит, и ее консолидированное влияние в технологической сфере.
Стратегическое значение имеет развитие беспилотных технологий на базе индустриального парка «Руднево». Показательно, что именно здесь, например, в апреле 2023 года проходило совещание под председательством президента по развитию беспилотных авиасистем. А созданный на этой площадке Центр коллективного пользования Федерального центра беспилотных авиасистем, где предоставляются услуги по изготовлению деталей, узлов и агрегатов для выпуска такой продукции, в ноябре 2023 года посещал зампред Совета безопасности, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев.
При этом для мэрии Москвы реализация промышленных проектов является не только фактором реализации задач федерального уровня, но и фактором развития регионального рынка труда. Можно отметить, например, что подобные предприятия создаются и в рамках городской программы стимулирования создания мест приложения труда, ориентированной на создание новых рабочих мест, в том числе с учетом сильных сторон каждого из городских районов. В рамках этой программы в Зеленограде, еще в советское время являвшемся важным научно-производственным центром, было введено в эксплуатацию три корпуса технопарка «Алабушево».
3.Фактором гибкости городской экономики становится значительная роль предприятий малого и среднего бизнеса в ее структуре. В Москве работают около 14% от общего числа таких компаний страны (более 904 тыс.). Этот сектор обеспечивает 27,7% поступлений в бюджет региона, в нем занято около 3,5 млн. человек.
Меры поддержки малого и среднего бизнеса в городе постоянно совершенствуются. Так, в декабре 2024 года Сергей Собянин одобрил новую стратегию в этой сфере. Последовательная политика правительства Москвы на этом направлении уже в 2024 году позволила около 11 тыс. городских предприятий перейти на новый уровень (из малых в средние, из средних в крупные), что на 40% выше аналогичных показателей 2023 года.
В Москве, раньше, чем в других субъектах Федерации, была запущена программа льготного кредитования и льготного факторинга для приоритетных отраслей — в том числе в сферах исследований, IT и высокотехнологичных производств. Перспективной формой поддержки предприятий региона, одновременно позволяющей обеспечивать нужды регионального социального сектора, остаются офсетные контракты. Такие соглашения строятся на том, что инвестор берет на себя обязательства по созданию или модернизации производства, а город — по закупке продукции у предприятия. Всего за период 2017–2025 годов (по ситуации на февраль 2025 года) правительством Москвы было заключено 29 офсетных контрактов, в тот числе на поставку лекарств, медицинских изделий, продуктов питания для молочных кухонь, коммунальной техники, что также позволило создать более 7 тыс. новых рабочих мест.
Важным элементом поддержки малых предприятий является и сфера госуслуг. Так, в 2018 году начал работу первый в городе центр услуг для бизнеса на территории офисов «Мои Документы». О роли таких центров в поддержке городских предприятий свидетельствует то, что только по итогам 2024 года на их базе было проведено более 130 тыс. консультаций.
4.Перспективной отраслью городской экономики является туризм. Например, только по итогам новогодних праздников 2024/2025 года городские мероприятия посетило около 7 млн. гостей, в том числе из Китая, Ближнего Востока, а также государств постсоветского пространства. Только за период зимних праздников вклад туристической отрасли в городскую экономику составил 136,8 млрд рублей, а в бюджет региона -18,7 млрд рублей.
Мероприятия в рамках событийного туризма также способствуют продвижению продукции городских предприятий. Только в рамках проекта «Зима в Москве», под эгидой которого различные праздничные мероприятия проходили с 20 декабря 2024-го по 28 февраля 2025 года, гости города (в том числе,зарубежные) смогли познакомиться с более чем 500 локальными московскими брендами.
5.Программы в сфере жилищного строительства в Москве позволяют как решать социально ориентированные задачи (в том числе по созданию благоприятных условий для молодых семей), так и развивать городскую экономику. Как отмечал в декабре 2024 года Сергей Собянин, за период 2010-2024 годов в городе было возведено около 25% действующего жилого фонда, а доступность жилья выросла более чем на 60% для первичного рынка и в 2 раза — для вторичного. Всего с 2011 года в Москве было возведено 148,6 млн кв. м недвижимости, в том числе 64,7 млн кв. м жилья.
Наиболее амбициозной инициативой, реализуемой в жилищном строительстве, остается программа реновации, утвержденная в августе 2017 года. Этот проект предполагает расселение 5176 домов и затрагивает около 1 млн. горожан. По ситуации на февраль 2025 года уже более 200 тыс. москвичей благодаря этой программе переехали в новые квартиры. Реализация этой программы также стала примером эффективной работы каналов обратной связи в городе — скажем, Общественный штаб по контролю за осуществлением этой программы оперативно реагирует на обращения москвичей.
Важным направлением, стимулирующим также и сферу жилищного строительства, является комплексное развитие территорий. В городе реализуется более 300 подобных проектов, позволивших преобразовать более 4,2 тыс. га городских земель, ранее занятых уже не используемыми промзонами либо в принципе не задействованных для экономически полезных целей. В рамках реализации этих проектов планируется возвести 6,7 млн. кв. метров жилья, 22 учреждения здравоохранения, 66 физкультурно-оздоровительных комплексов, 94 школы, и 108 дошкольных учреждений, а также создать около 898 тыс. новых рабочих мест.
Проекты в строительной сфере тесно взаимосвязаны с программами в рамках формирования комфортной городской среды и благоустройства территорий. Только в рамках утвержденного правительством Москвы в апреле 2025 года плана городского благоустройства на 2025 год подобные работы должны коснуться 700 улиц.
Стратегия мэрии позволяет существенно расширить возможности предпринимателей, в том числе малого и среднего бизнеса. Только на первых этажах новых домов, строящихся по программе реновации, по состоянию на март 2025 года 853 нежилых помещения было задействовано для размещения аптеки, частные медицинские клиники, досуговые центры, магазины и заведения общественного питания. Всего же по итогам реновации в рамках такого использования помещений многоквартирных домов планируется создать дополнительно более 200 тыс. рабочих мест. Создание же новых зеленых зон и модернизация парков и скверов также повышает привлекательность таких территорий с точки зрения отдыха москвичей, что расширяет возможности и для реализации бизнес-проектов в ближайших микрорайонах.
6.Экономическая стратегия мэрии Москвы связана не только с созданием условий для реализации перспективных инвестпроектов в краткосрочной перспективе, но и для дальнейшего укрепления конкурентных преимуществ региона в долгосрочной. Среди таких стратегических задач — формирование кадрового потенциала для экономических проектов на перспективу 2030-2040-х годов.
Этот курс предполагает особое внимание городских властей к сфере образования, в том числе с акцентом на подготовку необходимых для экономики специалистов уже на этапе школьного обучения. Так, в рамках уникального городского проекта «Образовательные вертикали» организовано углубленное изучение учениками 7–9 классов — по выбору — математических, естественно-научных предметов, либо физики, информатики и спецкурса по программированию, необходимых в рамках «IT-вертикали». В настоящий момент в проекте участвуют 87 тыс. учащихся из 465 школ Москвы.
В рамках поставленных президентом задач по увеличению количества новых кадров для новой индустриализации почти в 1,4 раза увеличено число бюджетных мест в колледжах города (с 27 тыс. до 37 тыс). Наконец, предметом постоянного внимания мэрии остается модернизация инфраструктуры высшего образования города. Такая политика также получила высокую оценку руководства страны — показательно, например, участие Владимира Путина в церемонии открытия нового кампуса МГТУ имени Баумана в сентябре 2024 года. В сфере поддержки вузов региона мэрия Москвы реализует комплексный подход: задачи по подготовке кадров и развитию, например, социальной инфраструктуры города решаются в рамках реализации взаимосвязанных проектов. Так, модернизация 10-го корпуса Московского многопрофильного научно-клинического центра имени С.П. Боткина позволяет разместить в этом здании 27 кафедр ведущих медицинских научных центров и вузов. Подобные проекты также имеют не только кадровое и социальное, но и экономическое значение: они укрепляют роль региона в качестве одного из ключевых на постсоветском пространстве центров разработки уникальных решений в сфере здравоохранения и медицинских технологий.
Как отмечал Сергей Собянин в ходе ежегодного отчета о работе правительства Москвы в декабре 2024 года, в настоящий момент доля Москвы в обшенациональной экономике составляет около 20%, при этом город занимает второе место среди городских экономик мира. С учетом приоритетных задач, которые ставит перед российскими регионами руководство страны на перспективу 2030-х годов, можно выделить несколько основных причин, усиливающих роль Москвы в реализации общенациональной экономической стратегии.
Во-первых, даже в случае снижения интенсивности внешнего давления на Россию значимым направлением политики Кремля останется развитие курса на укрепление технологического суверенитета, в том числе в сфере разработки и выпуска продукции двойного назначения. Последовательная работа мэрии Москвы по расширению и модернизации необходимой производственной и кадровой базы для решения таких задач позволяет перейти на новый уровень их выполнения, в том числе в рамках сотрудничества России с внешнеполитическими партнерами (отметим, например, работу московских предприятий в сфере развития беспилотных технологий, в том числе на базе индустриального парка «Руднево»).
Во-вторых, новые технологические решения, разработанные московскими предприятиями и исследовательскими центрами, могут сыграть ключевую роль в экономическом развитии стратегически важных территорий. Например, реализуемые в Москве масштабные проекты в строительной сфере стали стимулом для внедрения в городе префаб-технологий (благодаря которым элементы зданий изготавливаются на индустриальном производстве и в готовом виде доставляются на стройплощадки), позволяющих сократить сроки проведения работ до 50%, а трудозатраты — в 2-3 раза. Учитывая, что после выполнения задач СВО заметно расширятся возможности по реализации проектов в новых регионах, опыт Москвы может иметь существенное значенея для выполнения таких задач. Показательно, что Москва уже сегодня активно участвует в восстановлении Донецка и Луганска, а в марте 2025 года при участии Агентства стратегических инициатив было подписано соглашение об экономическом шефстве города над Запорожской областью. Разрабатываемые в Москве технологии будут иметь особое значение и на новом этапе освоения российской Арктики. Например, еще в 2023 году одно из городских предприятий первым в России разработало и начало производить компоненты для системы безопасности атомных реакторов ледоколов.
В-третьих, московские практики в сфере поддержки бизнеса и создания благоприятных условий для реализации индустриальных проектов в перспективе 2025-2030 годов могут получать масштабирование на общенациональном уровне. Можно вспомнить, например, что Владимир Путин в ходе пленарного заседания съезда Российского союза промышленников и предпринимателей в марте 2025 года заявил о необходимости «совершенствования нормативной базы реального сектора, снятие избыточных барьеров и в целом улучшение регуляторной среды для бизнеса». Оставаясь одним из ключевых экономических центров страны, Москва в рамках производственных цепочек во все большей степени является драйвером новой индустриализации и в других субъектах (нередко находящихся на значительном географическом удалении от нее), что еще раз подчеркивает роль команды Сергея Собянина в рамках реализации не только тактических задач по развитию города, но и достижения стратегических целей общенационального масштаба.
2.Транспорт Москвы: комфортный город и инновационный каркас развития
Реализуемый мэрией Москвы курс непрерывной модернизации транспортной инфраструктуры города позволяет как добиваться поступательного повышения качества жизни граждан и выхода на новый уровень экономического развития региона, так и решать задачи федерального масштаба. Показательно, например, что в сфере особого внимания Владимира Путина находились не только крупные проекты общенационального уровня, в рамках которых регион является ключевым звеном (например, ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» или федеральная трасса М-12 «Восток» Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень), но и решения, значимые прежде всего для самого города (в том числе развитие Большой кольцевой линии метро, Московских центральных диаметров или речного электротранспорта).
При решении задач в транспортной сфере в городе детально учитываются экономическая, социальная, природоохранная повестка, а это создает возможности для существенного улучшения качества жизни москвичей, является благоприятным фактором для жилищного строительства и экономического развития городских районов, во многих случаях — разрешает масштабные экологические проблемы. Например, запуск Большой кольцевой линии метро (БКЛ) позволит до 2030 года создать в прилегающих районах более 400 тыс. рабочих мест, а снижение загруженности городских автотрасс — благодаря расширению улично-дорожной сети с расширением сферы применения электротранспорта — позволяет сократить объемы вредных выбросов в атмосферу, способствуя формированию более благоприятной природной среды и позитивно сказываясь на здоровье жителей.
1.Ключевым направлением модернизации транспортного каркаса города при Сергее Собянине стало развитие Московского метрополитена. Всего с 2011 года в городе было построено и реконструировано 255,5 км линий, 123 станции, 12 электродепо метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК), что позволило расширить сеть городского метро в 1,8 раза. При этом только за 2024 год в городе было построено 17,4 км линий и 8 новых станций метро, а до 2030 года планируется возвести 71,4 км линий, 31 станции и 5 новых электродепо московского метрополитена.
В 2025 году должны начать работу 4 станции Троицкой линии метро (до 2030 года эта ветка будет продлена непосредственно до Троицка), ведется строительство Рублево-Архангельской линии — например, уже в апреле началась проходка правого тоннеля между станциями «Рублево-Архангельское» и «Липовая Роща». Рублево-Архангельская ветка пройдет от «Москва-Сити» до «СберСити» за пределами МКАД, связав перспективные микрорайоны, в которых наряду и деловыми и инновационными центрами ведется и активное жилищное строительство.
Полностью оправдала себя и реализация наиболее масштабных проектов в рамках развития московского метрополитена и железнодорожного транспорта. Например, по БКЛ по ситуации на март 2025 года с момента ее полного запуска было совершено более 740 млн. поездок, станции этой линии стали значимым драйвером жилищного строительства и реализации бизнес-проектов в прилегающих районах. В свою очередь, Московскими центральными диаметрами пользуются 1,4 млн. человек ежедневно, а с момента запуска в ноябре 2019 года МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» по этим транспортным артериям было совершено около 1 млрд. поездок.
2.Интенсивное развитие различных видов городского транспорта Москвы потребовало дополнительного внимания к модернизации логистических узлов, связывающих соответствующие линии. Важным направлением такой работы стала модернизация городских вокзалов, реализуемая городскими властями совместно с РЖД. На МЦД, а также на Павелецком и Ярославском направлениях Московской железной дороги было открыто 85 таких объектов, до 2035 года планируется построить заново или реконструировать еще 65, в том числе 7 — в перспективе ближайших 2 лет.
Один из крупнейших подобных проектов, в рамках которого работы должны быть завершены уже в 2025 году, — городской вокзал «Петровско-Разумовская», который должен обеспечить удобную пересадку между МЦД-1 и МЦД-3, двумя линиями метро, а также маршрутами общественного транспорта, способствуя повышению качества жизни жителей трех ближайших районов, в которых проживают около 200 тыс. человек. Другой пример — городской вокзал на Беговой, открытие которого намечено на 2026 год, позволит повысить качество транспортного обслуживания трех районов Москвы, а также Боткинской больницы. К 2030 году этим логистическим объектом ежедневно будут пользоваться до 90 тыс. человек.
3.Расширение сети метрополитена в Москве становится стимулом для обновления подвижного состава этого вида транспорта в Москве. До конца 2030 года планируется довести долю новых вагонов в городском метро до 90%, закупив около 2 тыс. единиц такой техники. На МЦД был достигнут один из самых высоких темпов обновления подвижного состава в Европе: только в 2024 году для этого вида городского транспорта было закуплено более 440 вагонов.
В 2025 году для нужд города (прежде всего для работы на МЦД-4 и Ярославском направлении железной дороги) будет поставлено в общей сложности 30 поездов «Иволга 4.0», которые производятся на Тверском вагоностроительном заводе, разработаны отечественными специалистами и на 97% собраны из российских комплектующих. Это один из примеров подхода, при котором реализация транспортных проектов в Москве способствует укреплению экономического потенциала и созданию новых рабочих мест в других регионах. В целом доля заказов властей Москвы в общем объеме закупок вагонов метро России достигает 90%, в программу модернизации метрополитена вовлечено более 360 предприятий в разных частях страны, обеспечивая занятость более 30 тыс. человек.
Схожие тренды действуют и в сфере обновления парка наземного транспорта. Так, на балансе московского парка электробусов в настоящий момент находится более 2300 единиц техники, что также является самым значительным показателем среди европейских городов. В 2025 году для нужд города будет закуплено еще около 650 электробусов, и модернизация парка подвижного транспорта становится драйвером экономического развития уже московских предприятий. Например, тяговые батареи для новых моделей будут производиться на заводе в Красной Пахре (Троицкий административный округ). Еще в 2021 году на площадке ПАО «КАМАЗ» на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе был открыт уникальный центр по сборке такой техники.
Кроме того, в ближайшие годы планируется закупить 100 новых трамваев, что станет важным этапом модернизации этого вида городского транспорта. При этом за период с 2010 года в городе также было реконструировано 96% трамвайных путей.
Колоссально значение развития электротранспорта для улучшения экологической обстановке в городе. Замена одного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа на 60 тонн в год; благодаря этой стратегии с 2018 по 2023 год в Москве удалось сократить выбросы на 130 тыс. тонн. Таким образом, подобная стратегия влияет и на демографическую ситуацию в городе, способствуя как увеличению продолжительности жизни москвичей, так и формированию благоприятной среды для семей с детьми.
4.Новый акцент развития транспортного каркаса — городские маршруты речного электротранспорта. Непосредственное внимание к городским проектам в этой сфере проявил Владимир Путин, в июне 2023 года вместе с Сергеем Собяниным запустив работу первого в мире круглогодичного регулярного речного маршрута такого транспорта, от причала Киевский до остановки Сердце Столицы.
Два действующих маршрута электротранспорта пользуются популярностью как у горожан, так и у туристов. Зимой 2024-2025 годов пассажиропоток на этом виде транспорта увеличился на 93% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Использование электросудов имеет практическое значение — позволяет москвичам экономить время в пути в 4 раза и способствует улучшению транспортного обслуживания районов города, в которых проживает около 1,5 млн. человек. Логичными в этой ситуации становятся планы городских властей запустить в 2025 году третий регулярный речной маршрут, «Новоспасский — ЗИЛ».
Кроме того, реализация проекта позволяет продолжить развитие промышленного потенциала города, так как в Москве планируется начать производство собственных электросудов — на верфи в районе Нагатинский Затон.
5. Модернизация улично-дорожной сети Москвы является важным фактором экономического развития районов города. В 2011-2024 годах в городе было построено 1460 км автодорог, а количество искусственных транспортных сооружений выросло на 65%. В 2025–2027 годах городские власти планируют завершить строительство еще 265,5 км городских трасс и 50 искусственных сооружений.
В долгосрочной перспективе в развитии транспортного каркаса города можно ожидать:
- дальнейшего внедрения беспилотных технологий. Например, уже к концу 2025 года в городе должен начать курсировать первый в стране беспилотный трамвай.
- укрепления тренда на улучшение экологической ситуации — за счет дальнейшего внедрения электротранспорта, а также расширения сетей метрополитена, в том числе в Новой Москве. Уже запуск МЦД-1 и МЦД-2 позволил разгрузить прилегающие автомагистрали примерно на 17,2 тыс. автомобилей в сутки.
- продолжения практик эффективного сопряжения экономических и транспортных проектов. Так, для поддержки нового перспективного делового центра Южный порт-Текстильщики важным фактором становится формирование обновленного транспортного каркаса этой части города, включающего линию МЦД-2, а также Большой кольцевой линии, МЦК и автомагистралей — Третьего транспортного кольца и Московского скоростного диаметра.
- повышения траспортной доступности даже тех районов города, которые ранее находились на значительном удалении от ключевых магистралей. Этот тренд может способствовать более сбалансированному развитию как рынка жилья (благодаря созданию комфортных условий для жизни в районах, прежде воспринимавшихся как «периферийные»), а также трудового рынка Москвы (появление новых возможностей по трудоустройству для москвичей в местах их проживания благодаря реализации там новых бизнес-проектов, а также в других частях региона с учетом сокращения затрат времени на дорогу между даже наиболее отдаленными друг от друга районами города).
Стратегия Сергея Собянина в транспортной сфере продолжит оказывать позитивное влияние как на социальное самочувствие москвичей, так и на демографическую ситуацию в городе.
3.Москва: новая социальная реальность
Социальные программы, реализуемые командой Сергея Собянина в Москве, традиционно отличает детальная проработка, применение новейших технологий и практик при их реализации, а также внимание к аспектам реализации таких инициатив на уровне каждого из округов и районов. Ожидаемо, что московские практики в социальной сфере неоднократно получали высокую оценку на федеральном уровне. Так, Владимир Путин в ходе посещения Единого центра поддержки участников СВО и членов их семей — Московского филиала фонда «Защитники Отечества» в марте 2025 года выразил надежду на то, что «коллеги из других регионов посмотрят, как это делается в Москве, и будут брать с этого пример».
Ярко выраженный социальный характер традиционно сохраняет бюджет Москвы. Например, на 2025 год финансовое обеспечение социальной сферы в Москве было запланировано на уровне более 689 млрд. рублей — около половины объема городских бюджетных расходов. На региональные выплаты для семей с детьми будет направлено около 92,8 млрд. рублей, а горожанам старших возрастов 202,4 млрд. рублей, в том числе на доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам 177,7 млрд. рублей. В городе эти надбавки получают около 2 млн. пенсионеров.
Социальная политика мэрии Москвы долгосрочного характера реализуется по нескольким направлениям.
1.Модернизация социальной инфраструктуры города, которую Сергей Собянин в январе 2025 года охарактеризовал как самую масштабную в истории региона. Она связана как со строительством новых и реконструкцией имеющихся зданий социальных учреждений, так и с внедрением инновационных подходов к работе таких организаций.
Так, в сфере здравоохранения с 2011 года за счет городского бюджета было построено 67 объектов, в том числе 33 поликлиники, 19 больничных корпусов, 9 подстанций скорой медицинской помощи. При этом в программу модернизации медицинских учреждений первичного звена было включено 340 зданий. По состоянию на март 2025 года в 289 из них уже были проведены необходимые работы. В сфере образования за тот же период было за счет средств региона было возведено 297 объектов, в том числе 57 зданий школ и 187 — дошкольных учреждений. Только в 2024 году в Москве в эксплуатацию 49 школ и детсадов, а также 14 объектов здравоохранения, 17 спортивных и 9 культурных объектов. Также до 2032 года в городе планируется обновить около 700 школьных зданий.
При этом в обоих случаях городские власти осуществили не просто расширение необходимой инфраструктуры, но и поиск оптимальных архитектурных решений, позволяющих сделать пребывание москвичей в таких учреждениях максимально комфортным (скажем, при строительстве новых зданиях поликлиник внимание было уделено удобному расположению кабинетов врачей и зонированию помещений в зависимости от степени их востребованности). А при строительстве, например, зданий школ и дошкольных учреждений внимание было уделено их удобному расположению на территории соответствующих микрорайонов.
Кроме того, акцент в политике мэрии Москвы делается на технологическом оснащении социальных объектов, что создает возможности для получения заказов на изготовление необходимой техники для отечественных, в том числе московских предприятий. Например, в 51 учреждении среднего образования, которые начнут работу в 2025 году после модернизации по городской программе «Моя школа», будет установлено около 3 тыс. единиц современного оборудования — от цифровых микроскопов до 3D-принтеров. А для учреждений первичного звена, модернизированные в соответствии с новым московским стандартом поликлиник, только в 2024 году было поставлено более 24,8 тыс. единиц медицинского оборудования, в том числе, 403 аппарата УЗИ, 191 рентген-аппарат, 44 маммографа, 30 магнитно-резонансных и 22 компьютерных томографа.
2.Однако модернизация социальной сферы Москвы связана и с внедрением новых стандартов работы таких учреждений. Скажем, новый московский стандарт поликлиник предполагает реализацию подхода, в соответствии с которым наиболее востребованные медицинские специалисты должны вести прием максимально близко к месту жительства пациентов. Так, в каждом из филиалов поликлиник должны вести прием врачи 8 наиболее востребованных медицинских специальностей (врач общей практики/терапевт, кардиолог, оториноларинголог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог и эндокринолог), а в каждом из головных подразделений — медработники по 5 узким специальностям (аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, колопроктолог, инфекционист).
Новый стандарт работы поликлиник в Москве был утвержден после проведенного весной 2019 года онлайн-опроса, в котором приняли участие около 4 тыс. медицинских специалистов, а также голосования на платформе «Активный гражданин», где этот проект поддержало около 70% из 212 тыс. проголосовавших горожан. Примечательно, что эта работа была проведена еще до начала пандемии COVID-19: политика мэрии города связана с превентивным эффективным реагированием на потенциальные риски.
В свою очередь, новый стандарт экстренной медицинской помощи, который Москва внедрила первой из российских регионов, предполагает не только строительство новых флагманских центров для таких целей (5 из них уже создано и еще один, в ГКБ им. Буянова, начнет работу в текущем году), но и переход на новый уровень работы медицинских специалистов. Прежде всего благодаря введению нового стандарта в этой сфере медработники получили возможность оказывать помощь пациентам в 1,5 раза быстрее — с момента поступления пациента в такой центр до первичного осмотра по стандарту должно проходить не более 20 минут.
В сфере школьного образования произошло внедрение цифровых сервисов. Профессиональные эксперты отмечают позитивный опыт применения основной в этой сфере цифровой экосистемы «Московская электронная школа» («МЭШ»), обеспечивающей нужды учащихся, их родителей и педагогов. В число ключевых цифровых сервисов для учителей входит «Электронный журнал», библиотека «МЭШ» с цифровыми образовательными материалами, а также «Аттестация педагогов». В рамках «МЭШ» развивается и сервис по математике «Цифровой учитель» на базе искусственного интеллекта. Развитие таких сервисов позволяет системе школьного образования Москвы соответствовать новейшим иностранным трендам, одновременно стимулируя создание новых программных продуктов IT-специалистами, работающими в городе.
3.Реализация задач в социальной сфере в Москве сопряжена с осуществлением необходимых производственных проектов. Например, в городе активно развивается собственное фармацевтическое производство. Благодаря программе льготного инвесткредитования, реализуемой Московским фондом поддержки промышленности и предпринимательства, в Зеленограде строится завод по производству препаратов полного цикла для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний, которое должно быть введено в эксплуатацию в III квартале 2025 года. Поощряя расширение производства собственных лекарственных препаратов, власти города формируют дополнительный контур безопасности Москвы, позволяющий оперативно реагировать как на осложнение эпидемиологической обстановки, так и на возможное продолжение санкционного давления.
4.Примером оперативного реагирования на новые вызовы стала разработка и принятие в Москве мер поддержки участников СВО. С октября 2022 года по март 2025 года участники спецоперации и члены их семей получили в городе более 239 тыс. различных услуг: от поддержки в сфере медицинской реабилитации и психолого-психотерапевтического сопровождения до адаптации жилых помещений, где проживают получившие ранения бойцы.
Среди реализуемых в городе мер поддержки членов семей участников СВО — выплаты ежемесячных пособий на ребенка без учета имущественного положения семьи, освобождение от оплаты услуг дошкольных учреждений, секций, кружков, продленки, питания в школах и колледжах, а также от оплаты по соответствующим договорам при получении среднего профессионального или высшего образования.
В Москве созданы условия для оказания высокотехнологичной медицинской помощи участникам спецоперации. Например, на базе Московского медицинского клинического центра «Вороновское» была создана система замкнутого цикла для работы с участниками СВО, включающая в себя комплексное лечение, протезно-ортопедическую помощь, медицинское реабилитацию, а также психологическое сопровождение и социальную адаптацию. Как отметила при посещении этого центра вице-премьер Татьяна Голикова, такой подход позволяет максимально быстро «вернуть ребят в социум».
Московская стратегия поддержки участников СВО и членов их семей становится как дополнительным фактором социальной стабильности, так и значимым фактором развития городской экономики, создавая условия для скорейшей медицинской и психологической реабилитации.
5. Уникален реализуемый в регионе с 2018 года проект «Московское долголетие». В различных мероприятиях под его эгидой приняли участие около 620 тыс. москвичей старшего возраста, которые получили возможность пройти занятия по 40 направлениям, связанным с получением новых знаний, образованием или творчеством. В городе в рамках этой программы работает 141 профильный центр, на базе которых создано более 6,5 тыс. клубов и 15 тыс. групп по интересам — от занятий спортом до повышения финансовой грамотности, что имеет специальное социальное значение в условиях, когда жертвами мошенников оказываются именно пенсионеры.
В рамках реализации этой инициативы также задействованы специалисты как социальной, так и медицинской сферы. Например, участники проекта могут получить на приеме у лечащего врача «рецепт долголетия» — направление на специально подобранные занятия для укрепления физического и ментального здоровья.
Проактивная комплексная социальная политика, реализуемая в Москве, приносит ощутимые результаты. Показательно, например, что за период 2010-2024 годов ожидаемая продолжительность жизни в городе выросла почти на 5 лет, выйдя на уровень 79,5 лет. Эти показатели Владимир Путин назвал на недавней встрече с Сергеем Собяниным «результатом 2024 года». В Москве отмечается также существенное снижение смертности, что можно связать с введением новых стандартов в системе здравоохранения, созданием комфортной среды для пожилых горожан, последовательной политикой успешной реализации системных мер по борьбе с целым рядом заболеваний. Так, смертность от болезней системы кровообращения в городе снизилась за этот период на 31%, а 65% онкозаболеваний у пациентов теперь выявляется на ранних стадиях.
Политика команды Сергея Собянина позволяет формировать в городе новую социальную реальность, предполагающую не просто увеличение продолжительности жизни, но более комфортное и активное долголетие для значительной части горожан. В сочетании с масштабными программами медицинской реабилитации участников СВО это способствует созданию более широкой кадровой базы как для городской экономики, так и для участия в различных волонтерских проектах (например, в городе работают не только около 380 тыс. добровольцев в возрасте до 17 лет, но и более 1,8 тыс. волонтеров старшего возраста). Это создает дополнительные возможности как для более оперативного реагирования на проблемы социально уязвимых групп населения, так и, например, для укрепления роли Москвы в качестве одного из основных мировых центров для проведения крупных деловых и культурных мероприятий, в обеспечение которых также традиционно вовлечены московские волонтеры (например, помощь при проведении выставки-форума «Россия» в 2023-2024 годах оказывали около 14 тыс. городских добровольцев).
4. Стратегия Собянина: межрегиональное и международное сотрудничество
Уникальное положение Москвы не только в качестве столицы страны, но и важнейшего центра постсоветского пространства, а также сочетание советского наследия и актуальных внешнеэкономических связей делает город важным звеном в реализации международной политики России (в том числе в формате «мягкой силы»). При этом промышленный потенциал Москвы, усилившийся благодаря реализации индустриальных проектов в 2011-2025 годах создает перспективную базу для развития как международных, так и межрегиональных взаимовыгодных связей, отвечающих долгосрочным задачам развития города.
1.Москва стала одним из регионов-локомотивов в развитии отношений России с Китаем. Доля города в товарообороте России с КНР составляет около 40%, при этом за первые 9 месяцев 2024 года объемы торговли Москвы и КНР выросли на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Особую роль играют личные усилия Сергея Собянина по взаимодействию с китайскими партнерами. Так, в ходе официального визита мэра Москвы в КНР в июне 2024 года была подписана программа сотрудничества между Москвой и Пекином на 2024 -2026 годы. При этом город развивает прямое сотрудничество не только с Пекином, но и с другими регионами КНР — например, в ходе того же визита Сергей Собянин провел переговоры с руководством провинции Аньхой и ее административного центра города Хэфэй.
Дополнительные возможности для развития такого сотрудничества были заложены благодаря курсу московских властей на усиление индустриального потенциала города, а также развития цифровых сервисов. Так, Сергей Собянин и мэр Пекина Инь Юн в 2024 году договорились об обмене опытом между городами в рамках реализации концепции «умного города». А укреплению сотрудничества Москвы с провинцией Аньхой способствовало и то, что работающее в этом регионе КНР предприятие JAC Motors ранее стало стратегическим партнером Москвы по перезапуску производства российских автомобилей под брендом «Москвич». Кроме того, ранее к работам по расширению сети станций городского метрополитена была привлечена Китайская корпорация железнодорожного строительства CRCC.
2.Развитию внешнеэкономических контактов Москвы со странами «Глобального Юга» способствует как опора на устойчивые связи с рядом этих государств в сочетании с возрастающими возможностями города в индустриальной сфере, так и последовательная политика города по продвижению московских брендов на новых рынках.
Одним из примеров эффективной опоры еще на советское наследие становится, например, сотрудничество Москвы и Кубы. Обсуждаются совместные проекты города с Республикой Куба, включая запуск в этой стране такси на базе автомобилей «Москвич».
А для продвижения московских брендов и информирования иностранных партнеров о возможностях предприятий города мэрия Москвы проводит активную работу на зарубежных площадках. Например, в апреле 2025 года делегация города приняла участие в форуме AIM Congress-2025 в Абу-Даби (ОАЭ). По итогам мероприятия Москва стала победителем в номинациях Foreign Direct Investment Award за привлечение прямых иностранных инвестиций (за проект «Делимобиль»), Future Cities Award за реализацию проекта ОЭЗ «Технополис Москва», а также удостоилась премии в области глобального производства Global Manufacturing Award 2025 «за выдающийся вклад госорганов и общественных учреждений в реализацию стратегии кластерного промышленного развития».
Особую роль для расширения потенциала городских компаний на зарубежных рынках играет Московский экспортный центр. Так, по итогам 2024 года объем экспортных контрактов, заключённых при поддержке МЭЦ, превысил 26 млрд рублей, увеличившись на 37% по сравнению с показателями 2023 года. Эта организация предлагает московским предпринимателям более 30 программ и сервисов для выстраивания эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами.
3.Активную работу Москва ведет и с государствами постсоветского пространства. Например, 4-е место по объемам взаимной торговли среди зарубежных партнеров города занимает Белоруссия. Как было отмечено в ходе визита Сергея Собянина в Минск и переговоров с Александром Лукашенко в декабре 2024 года, товарооборот между Москвой и Белоруссией за предыдущие 2 года вырос на 30%, а по ряду направлений (например, в сфере закупки стройматериалов) — на 60%.
За 9 месяцев 2024 года Москву посетили более 115 тыс. белорусских туристов — на 43% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Московские предприятия поставляют в эту республику продукцию энергетического машиностроения, строительные конструкции, изделия из пластмасс, косметику и бытовую химию, лекарственные препараты, медицинскую технику микроэлектронику, продукты для здорового питания, безалкогольные напитки, кондитерские изделия.
4.Реализуемые в Москве индустриальные проекты становятся драйвером развития промышленности в других субъектах, связанных с городскими предприятиями в рамках производственных цепочек. Одной из площадок для развития таких межрегиональных связей, в том числе в сфере развития высокотехнологичных производств, является Петербургский международный экономический форум. Например, в ходе ПМЭФ-2024 было заключено соглашение о запуске в Москве при участии «КамАЗа» первого в России роботизированного завода по производству среднетоннажных и тяжелых грузовиков с планами по выпуску около 40 тыс. таких машин в год.
При заключении офсетных контрактов в ряде случаев партнерами Москвы становились другие регионы — например, Карелия, Владимирская и Оренбургская области. Так, в рамках первого в стране межрегионального офсетного контракта, заключенного с участием Москвы и Карелии в марте 2024 года, инвестор взял на себя обязательство в течение 3 лет создать на территории республики предприятие по выпуску щебня, а город гарантировал закупку около 13,7 млн тонн этой продукции в течение 10 лет.
Наконец, дополнительные возможности для продвижения продукции из регионов в Москве создают городские ярмарки выходного дня. Всего в городе проводится 56 таких ярмарок, из них половина работает в круглогодичном режиме. В течение 2024 года эти акции посетили более 5,2 млн человек, создавая высокий спрос, например, на агропродукцию из регионов.
5. Реализуемые в Москве проекты, значимые для социальной сферы, также создают возможности для поддержки других регионов. Например, в ходе рабочей встречи Владимира Путина и Сергея Собянина в мае 2025 года был отмечен пример работы московских сервисов с применением искусственного интеллекта, позволяющих обеспечивать обработку данных рентгеновских и МРТ-снимков. В настоящий момент к сотрудничеству в этой сфере привлечено 70 субъектов РФ и, как подчеркнул мэр Москвы, «сейчас мы обрабатываем в месяц в 3 раза больше снимков из регионов, чем собственных».
6.Московские специалисты играют существенную роль в восстановлении новых субъектов РФ, прежде всего, Донецка и Луганска, которым город оказывает шефскую помощь. Такая работа также уже удостаивалась высокой оценки президента, который отметил в связи с этим, что для развития новых регионов « очень важно, чтобы люди почувствовали, что в их текущей жизни происходят позитивные изменения». За период 2022–2024 годов в этих городах было отремонтировано 2296 зданий и сооружений, а также около 2 млн. кв. метров дорог и 1006,5 км инженерных сетей. Здесь в круглогодичном режиме ведут работу 34 аварийные бригады комплекса городского хозяйства Москвы (около 160 сотрудников и 76 единиц техники), а еще 33 аварийные бригады направляются в Донецк дополнительно в зимний период. Работа сотрудников московского стройкомплекса и сферы ЖКХ в новых субъектах РФ позволяет, в т.ч, тестировать новые технологи и подходы, которые затем могут применяться и к ходе реализации новых проектов в Москве.
Как стратегия Владимира Путина по развитию отношений со странами «Глобального Юга», так и перспективы «разрядки» в отношениях России с США и, возможно, рядом других западных держав, могут способствовать существенному расширению потенциала Москвы в качестве перспективной площадки для проведения международных мероприятий в перспективе 2026-2030 годов. Этот тренд, в свою очередь, будет создавать новые стимулы для развития ключевых кластеров, где могут проходить такие международные форумы (включая, например, ВДНХ и Национальный центр «Россия»), а также индустрии гостеприимства с учетом вероятного увеличения масштабов турпотока в Москву. Показательно, например, что по итогам 2024 года город посетили 26 млн. туристов, в том числе иностранных, что на 3% превышает показатели доковидного 2019 года. В 2025-2027 годах этот восходящий тренд сохранится, в том числе благодаря росту показателей делового туризма.
5.Москва-2040: стратегия и горизонт
В 2011-2024 годах в Москве была сформирована необходимая экономическая база, а также инновационные социальные практики, позволяющие задавать долгосрочные горизонты планирования. Недаром Сергей Собянин, выступая с отчетом о результатах деятельности правительства Москвы в декабре 2024 года, обозначил контуры Открытой стратегии региона до 2040 года.
АПЭК выделяет несколько перспективных тенденций социально-экономического развития города.
1.Дальнейшее развитие центров экономической активности за пределами Третьего транспортного кольца, включая специализированные кластеры — например, в сфере инноваций, креативных индустрий, автомобилестроения, фармацевтики.
Одной из наиболее перспективных территорий может стать Новая Москва, в том числе с учетом последовательной работы городских властей по развитию транспортного каркаса ТиНАО, что способствует повышению инвестиционной привлекательности этой территории. Показательно уже упомянутое нами строительство Троицкой линии метрополитена, а также трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, которая должна связать 5 вылетных магистралей: Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе.
2.Усиление роли высокотехнологичных производств и исследовательских центров, в том числе связанных с освоением арктических территорий и космической промышленностью. Уже сегодня в городе работают более 40 предприятий, связанных с ракетно-космической отраслью. Только за первые 2 месяца 2025 года они поставили заказчикам профильной продукции на 26,5 млрд. рублей, что на 63,4% выше показателей аналогичного периода 2024 года.
Этот тренд – мотив для инвестирования городских и федеральных властей в развитие действующих в Москве центров инженерно-технического образования, а также дальнейшего сопряжения программ обучения в школах, колледжах и вузах города по специальностям, значимым для расширения возможностей высокотехнологичных отраслей.
3.Развитие системы высокоскоростных магистралей расширит в будущем возможности привлечения в Москву как туристов, так и перспективных специалистов из других регионов. Ключевым подобным транспортным проектом на среднесрочную перспективу остается ВСМ Москва-Санкт-Петербург, реализуемая по поручению Владимира Путина. Запуск движения по этой магистрали предварительно запланирован на 2028 год. Это должно укрепить роль Москвы как ключевого звена транспортного каркаса страны.
Совокупное население Московской и Санкт-Петербургской агломераций составляет около 40 млн. человек, что предопределяет социально-экономический потенциал этого проекта. Можно ожидать роста объемов застройки на территориях, через которые будет проходить ВСМ, что может стать дополнительным драйвером роста стройкомплекса Москвы, а также разработки новых технологий для его работы в перспективе 2028-2040 годов.
4.Позитивное влияние на экологию развития городского электротранспорта, а также разрабатываемых в Москве новых технологий, позволяющих существенно снизить негативное влияние работы промышленных предприятий на окружающую среду, в сочетании с развитием системы здравоохранения региона приведет к росту продолжительности жизни горожан. При этом новые технологии (в том числе в сфере искусственного интеллекта) могут создать дополнительные возможности для активной трудовой и интеллектуальной деятельности тех представителей старших возрастных групп, которые хотели бы продолжить работу. Это может стать еще одним драйвером для развития системы образования города (как высшего, так и среднего профессионального), а также исследовательских центров, в том числе в высокотехнологичной сфере.
Как отмечал Сергей Собянин, «основная цель на ближайшие годы — поднять планку еще выше, несмотря на трудности сегодняшних дней», что потребует «максимальной концентрации и эффективного использования всех сил и ресурсов». На горизонте до 2040 года прогнозируемо укрепление роли Москвы как одного из ключевых технологических, экономических и образовательных центров не только постсоветского пространства, но и БРИКС, важного драйвера роста влияния России в мире.