Чайки вывели на свалки: споры вокруг причин жесткой посадки A321 в Подмосковье


После аварийной посадки Airbus A321 возле аэропорта Жуковский в СМИ и Telegram-каналах развернулась дискуссия о возможных причинах ЧП. По одной из версий, чайки, попавшие в двигатели самолета, могли прилететь с ближайших свалок. Власти Подмосковья между тем заявили, что эксперты не выявили «орнитологической аномалии» на свалках возле аэродрома. Собеседники «РК» отмечают, что дело не в чайках и не в озерах, а именно в помойках, которые действительно могут привлекать птиц. Подробности – в нашем обзоре.

Не нашли «орнитологической аномалии»

15 августа Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», летевший из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку возле аэропорта Жуковский. По данному факту Следственный комитет возбудил уголовное дело. По данным авиаперевозчика и Росавиации, в оба двигателя взлетавшего лайнера попали птицы, в результате чего произошел отказ, а потом возгорание силовых установок. Орнитологи считают, что птиц могли привлечь свалки, расположенные вблизи аэропорта, сообщает ТАСС.

По данным Росприроднадзора, на расстоянии 1 км от аэропорта в Коммунальном проезде и на улице Наркомвод в Жуковском находились два объекта, связанные с мусором: сортировочная площадка ООО «Экосервис» и нелегальная свалка у озера Глушица.

В Министерстве экологии и природопользования Подмосковья заявили, что незаконная свалка у озера Глушица не могла быть точкой притяжения чаек, поскольку не содержит органических отходов (там хранится только строительный мусор). А станция по перегрузке мусора рядом с аэропортом Жуковский ранее устранила имевшиеся нарушения. Такие выводы были сделаны после совместной проверки, которую провели Минэкологии региона и Росприроднадзор, передает РИА Новости.

«Мы с коллегами сошлись во мнении, что сегодня мы не можем зафиксировать наличие какой-то орнитологической аномалии. На Глушице мы не видели птиц, кроме последнего участка, где мы видели несколько уток. Что касается пункта, на котором осуществляется перевалка отходов, то там птицы были, но я не могу сказать, что это количество аномально и что оно способно в масштабе всей этой территории каким-то образом существенно повлиять», – сказал министр экологии и природопользования Подмосковья Дмитрий Куракин.

При этом он заявил, что власти Московской области могут начать переговоры о переносе мусороперегрузочной станции «Экотранс», расположенной вблизи аэропорта Жуковский, в другое место, если для этого возникнут основания.

Что касается нелегальной свалки у озера Глушица, то власти региона намерены ее ликвидировать.

«По берегам Глушицы сложилась, безусловно, неприятная экологическая ситуация. <…> Мы совместно с администрацией города Жуковский договорились о том, что совместно изыщем уже на этот год ресурсы для того, чтобы территория была убрана. Я уверен, что в 2020 году эта работа будет точно завершена», – цитирует Куракина Интерфакс.

В Минэкологии Подмосковья также отмечают, что аэропорт Жуковский в целом расположен неудачно с точки зрения миграции птичьих стай. «Вблизи аэропорта находится значительное количество водных объектов (озеро Глушица, река Москва, озеро Гидра, река Глушица, озеро Генеральское, озеро Игумное, озеро Шиньево, река Чернавка, канал Хрипнька), где живут и питаются чайки, поскольку водные объекты являются для них естественной средой обитания. <…> Птицы живут вблизи озера Глушица, что характерно для всех водоемов Подмосковья, но большого скопления чаек, которые могли бы создавать угрозу самолетам, во время рейда 16 августа 2019 года обнаружено не было. Фотофиксация, сделанная инспекторами эконадзора в день инцидента, это подтверждает», – сказали ТАСС в ведомстве.

Между тем «Лайф» приводит мнение члена комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области Елены Гришиной, которая рассказала, что активисты уже много лет говорят о необходимости ликвидации и рекультивации свалки на озере Глушица.

«Ситуация действительно может быть связана с этими чайками, которых очень большое количество на водоеме. К сожалению, когда происходят какие-либо катастрофы, только тогда начинают заниматься этими проблемами. Инспекторы в свое время били тревогу, принимали участие в рейдах, надеюсь, что сейчас эта ситуация, которая сложилась за многие годы, будет исправлена. Раньше там были потрясающие места отдыха для местных жителей, красивые озера, которые превратились в мусорные свалки», — цитирует издание Гришину.

Дискуссия в Telegram

Как утверждает Telegram-канал «Томилино», за последние годы жители Жуковского неоднократно обращались к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбами убрать свалки в зоне жилой зоны и аэропорта Жуковский.

«Свалки работают, как и прежде, там огромное количество птиц», – констатирует канал.

«Соколов-Митрич иногда» пишет, что «неравнодушные граждане еще в 2012 году подавали иск против свалки, на которой пасутся чайки, из-за которых в Жуковском рухнул самолет».

«Суд постановил, что свалка для авиации неопасна, и в удовлетворении иска отказал. Впрочем, судья не обязан быть экспертом в орнитологии и авиации. Суд – штука состязательная, он выносит решение на основании представленных аргументов и доказательств, и, возможно, неравнодушным гражданам просто не хватило терпения их грамотно собрать. Но факт все равно интересный», – отмечают блогеры.

Ситуацию со свалками возле аэропорта Жуковский прокомментировал и канал «Мейстер»: «Министр экологии Мособласти выступает с комментариями, сводящимися к сакраментальному «Ачотакова?». Найденные свалки официально и не свалки вовсе, а «мусоросортировочные площадки», на расположение которых возле аэропортов запрета нет. Похоже, власти Московской области настолько увлеклись прибыльными «мусорными схемами», что не готовы ими пожертвовать даже ради безопасности граждан. Моральная схема при этом для них проста – нахапать поскорей, авось ничего не случится».

Авторы канала «Бойлерная» между тем назвали «абсурдной» версию, что чайки, попавшие в двигатели самолета, прилетели со свалки возле аэропорта Жуковский.

«Для того чтобы оценить степень абсурдности этой версии, нужны всего два факта: 1) в Раменском нет ни одной свалки; 2) ближайшая свалка в свое время находилась рядом с деревней Сафоново. Но полигон ТБО уже закрыт и с осени прошлого года рекультивируется. Рекультивируется и стихийная свалка на берегах озера Глушица, за которую еще несколько лет назад была привлечена к ответственности администрация городского округа Жуковский. В данный момент никакой опасности эти места не представляют. Никто особого скопления птиц в тех местах в последние дни не видел», – заявляет редакция канала.

Также подчеркивается, что ни Росавиация, ни представители аэропорта Жуковский никогда не высказывали претензий по поводу птиц в этом районе.

«Самолеты там летают уже несколько лет. Естественно, все меры безопасности были приняты и учтены еще на этапе строительства аэропорта. И говорить сейчас о мифических свалках как о причине ЧП просто-напросто глупо», – делают вывод авторы.

Канал baunovhaus тем временем приводит статистику, согласно которой за 2008–2015 годы в мире произошло 97 751 столкновение диких животных с самолетами. При этом лишь треть таких столкновений стала причиной повреждений самолета различной степени – от полной неисправности до практически незаметных царапин или вмятин.

«В 2501 случае столкновение повлияло на полет, что вызвало аварийную посадку (49 %), прерванный взлет (20 %), отключение двигателей (3 %) и так далее. Чаще всего столкновения с птицами происходят в летние месяцы, пик – в августе. Это связано с тем, что начинают летать много молодых неопытных птиц, а также с миграцией на юг (40 % птиц, попадающих в самолет, перелетные). Более 80 % всех столкновений происходит на высоте до 500 метров, то есть на этапе взлета или посадки самолета», – рассказывает канал.

Угроза авиабезопасности

Александр Чумаков, вице-президент российской Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый крест», к. т. н., член-корреспондент РАЕН, отмечает, что большое скопление птиц у аэропорта Жуковский напрямую связано со свалками, которые находятся вблизи взлетного поля.

«Там две свалки, и в свое время я это отмечал. Одна, может быть, не столь опасная, но все-равно туда сваливали все: огромное количество металла, в частности алюминия, титана, то есть там были обломки летательных аппаратов, отходы от их производства. Этот объект надо бы, конечно, рекультивировать. А другая свалка поблизости возникла просто стихийно. И все это находится, можно сказать, на берегу реки Москвы. И, конечно, там этим чайкам благоприятное житье – и вода, и пища. Раньше в Жуковском был взлетно-испытательный аэродром, иногда оттуда были редкие вылеты грузового транспорта, а теперь уже стал пассажирским. Это некий хаб, хорошо расположенный аэродром. И, конечно, с этими свалками надо что-то делать», – говорит Чумаков.

Пред­се­да­тель цен­траль­но­го со­ве­та Рос­сий­ской зе­ле­ной лиги Сер­гей Си­мак объясняет, что чай­ки склон­ны к тому, что­бы ис­кать пищу на по­мой­ках, при этом гнез­дить­ся они мо­гут не ря­дом. «Но здесь нуж­но чет­ко по­ни­мать, что дело не в чай­ках и не в озе­рах, а имен­но в по­мой­ках», – подчеркивает Симак.

По его словам, открытые свалки в принципе недопустимы, а уж вблизи аэропортов и подавно, поскольку это угроза авиабезопасности.

«По за­ко­но­да­тель­ным нор­мам раз­ме­ще­ние сва­лок за­пре­ще­но в ра­ди­у­се 15 км от кон­троль­ной точ­ки аэро­дро­ма. Ини­ци­и­ро­вать ре­ви­зию тер­ри­то­рий на пред­мет на­ли­чия сва­лок мо­гут сра­зу несколь­ко ве­домств, на­при­мер, про­ку­ра­ту­ра; по част­ным во­про­сам – Ро­спо­треб­над­зор, Ро­спри­род­над­зор, а та­к­же вла­сти му­ни­ци­па­ли­те­та и субъ­ек­та Фе­де­ра­ции», – рассказывает Симак.

При этом он добавляет, что в долж­ност­ных ин­струк­ци­ях му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков авиа­без­опас­ность не про­пи­са­на, в отличие от руководителей аэропорта. «И они долж­ны были пред­при­нять дей­ствия для ре­ше­ния этой про­бле­мы – до­го­ва­ри­вать­ся, об­ра­щать­ся в суд, пе­ре­но­сить ВПП, от­пу­ги­вать птиц и про­чее», – заключает собеседник «РК».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: