Камчатка не привлекательна для вложения денег, промышленное производство здесь нерентабельно


Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин отметил, что объем инвестиций в экономику края за последние несколько лет увеличился с 16 до 36 млрд. рублей в год.

Ключевым направлением инвестиционной политики Владимир Илюхин назвал стимулирование инвестиционной активности через меры государственной поддержки. Среди них — льготные тарифы на электроэнергию для производственных предприятий, преференции для бизнеса, работающего в сельском хозяйстве и рыбной промышленности.

Также Владимир Илюхин сказал о необходимости развивать "новые" для Камчатки отрасли. "Помимо рыбной промышленности, наиболее перспективными для Камчатки являются развитие горнопромышленного комплекса и туризма.

Владимир Ефимов:

— Когда Илюхин заявил, что инвестиции увеличились до 36 млрд рублей, он не слукавил, это действительно так. Но нужно понимать, какие это инвестиции. Это, в основном, инвестиции газпромовские, связанные с прокладкой и подключением газопровода к действующим электростанциям, строительством теплоцентралей и переводом электро и теплогенерации на газ. Это дорогой проект и понадобилось много времени на его реализацию.

Что касается частных инвестиций, то здесь губернатор не столь оптимистичен, и я, как наблюдатель, могу сказать, что серьёзного прихода частного капитала в регион нее наблюдается.

Почему? Ответ простой. Камчатка не привлекательна с точки зрения вложения денег, потому что промышленное производство здесь нерентабельно из-за высоких тарифов на электроэнергию. На Камчатке сейчас тариф на электроэнергию для промышленности составляет почти 4 рубля за киловатт — час. Это делает продукцию, которая выпускается здесь, неконкурентоспособной. Поэтому, ни один здравомыслящий бизнесмен не будет вкладывать в развитие местной промышленности никаких денег.

На сегодняшний день, благодаря газу, Камчатка получила возможность уйти от тяжелых углеводородов – мазута и солярки для производства электроэнергии. Мы жили от танкера до танкера. Прибудет танкер — будет работать ТЭЦ, не прибудет — сидим без света. Такое у нас бывало в конце 90-х, начале 2000-х годов. С приходом газа, эта проблема перестала существовать, но тариф на электроэнергию меньше не стал. Да и запасы газа, увы, не бесконечны. Разведанных запасов хватит, в лучшем случае, на 10-15 лет. То есть, на 10-15 лет Камчатка получила возможность передохнуть. Но, в стратегическом плане, углеводородная энергетика, наряду с высокими транспортными тарифами — тупиковый путь.

Поэтому, сейчас главная стратегическая идея Илюхина — уйти от этой углеводородной зависимости в энергетике. У него есть идея заменить углеводороды альтернативными источниками энергии. На Камчатке опыт альтернативных источников есть – это геотермальная электростанция и гидроэлектростанция.

Но мощность этих электростанций не позволяет полностью покрыть потребности региона. При этом ресурсы на Камчатке есть, особенно в развитии гидроэнергетики, как наиболее экономичном способе генерации.

Сейчас губернатор пытается реанимировать старый, еще с советских времен проект – строительство каскада гидроэлектростанций на реке Жупанова. Если это будет реализовано, то тогда Камчатка будет обеспечена постоянной электроэнергией на долгие годы по приемлемой цене. Вот тогда можно будет говорить о привлечении сюда инвестиций под развитие промышленности. Сейчас это нереально. Нормальный коммерсант, повторю, сюда вкладывать деньги не будет.

Но проект этот, к сожалению, дальняя перспектива, поскольку стоимость его — порядка 50 млрд рублей. Это почти годовой бюджет Камчатского края. Найти такие инвестиции очень сложно. Государство в это вкладываться не собирается. И губернатор это прекрасно понимает. Он пытается втянуть в это дело иностранный капитал. Вроде, к этим проектам проявили интерес китайцы. Они готовы вложиться, но нужно решить вопросы, каким образом китайцы будут отбивать свои деньги.

Сейчас создан специальный Региональный центр по стратегии развития энергетики на Камчатке. Если Июхину удастся осуществить эту идею – уйти от углеводородной зависимости и снизить тарифы на неё , все остальные вопросы будут решаться значительно проще.

Вторая острая проблема – транспортная составляющая. Это высокие тарифы на авиационные и морские перевозки.

Из-за этого, честно говоря, в скорое светлое будущее Камчатки лично я не верю.

Не верю я и в то ,что Камчатка, даже в отдалённой перспективе, станет и туристической Меккой. Организовать сюда тур для жителей России — это очень дорого. Намного дешевле съездить в Австрию, Турцию, Египет, чем приехать на Камчатку. Посудите сами — только одна трёхчасовая экскурсия в Долину гейзеров , на одного человека, обходиться более пятисот долларов . А ориентироваться только на состоятельных туристов невыгодно, это не даёт больших объёмов и следовательно — серьёзного притока средств. Его может дать только массовый туризм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: