Губернатор Камчатки рассказал об импортозамещении, рыбе и несовершенстве законов


Камчатский край был и остаётся одним из основных рыбодобывающих регионов России. Однако в последнее время, рыбный промысел столкнулся с множеством проблем, среди которых и множественные бюрократические проволочки, связанные как с выходом в море, так и непосредственно с выловом рыбы. Одним из актуальнейших для региона является вопрос импортозамещения, так как сейчас на плечи камчатских рыбаков ляжет вопрос снабжения рыбой всей страны. О том, каким образом власть на полуострове будет решать эти проблемы ИА «Дейта» рассказал губернатор Камчатки Владимир Илюхин.

-Владимир Иванович, одним из важнейших секторов развития экономики Камчатского края является рыбодобыча. Однако в последнее время рыбаки встречают на своём пути множество препон, главным из которых можно назвать вопрос о многократном пересечении границы России рыболовецкими суднами. Так, для пересечения границы капитану судна необходимо заполнить множество документов, в случае несоблюдения закона – капитан вынужден выплачивать многотысячные штрафы. Намерено ли правительство Камчатки и вы лично как-то решать этот вопрос?

Действительно, эти вопросы приобрели особую остроту, и нуждаются в скорейшем разрешении. Несовершенство законодательства, регулирующего порядок пересечения государственной границы рыбодобывающими судами, серьезно препятствует эффективной деятельности предприятий рыбной отрасли.

Например, транспортное судно, перевозящее рыбопродукцию и не имеющее разрешения на неоднократное пересечение границы, при следовании по маршруту Петропавловск-Камчатский — Владивосток вынужденно пересекает госграницу не менее 3-4 раз. Это грозит возбуждением административных дел по нескольким эпизодам нарушений законодательства о государственной границе.

Невозможен транзитный проход Первым Курильским проливом для российских судов, в отношении которых осуществлен пограничный контроль. В результате вынужденного увеличения пути на сотни морских миль, потери только одного крупнотоннажного судна (по расходу топлива и уменьшения времени на промысле) составляют около 3 миллионов рублей.

Несомненно, следует изменить законодательство и предусмотреть уведомительный порядок пересечения государственной границы для судов, осуществляющих рыболовство. Такой порядок, например, уже действует для судов, осуществляющих каботажное плавание между российскими портами или морскими терминалами.

Сегодня количество административных дел в отношении рыбохозяйственных организаций Камчатки неуклонно растет, а взысканные административные штрафы по данным нарушениям исчисляются миллионами.

Ситуацию усугубляет и то, что предприятие, которому

вменены нарушения, лишается права получения разрешения на пересечение границы до конца года для всего принадлежащего ему флота. А это, зачастую, десятки судов, и, следовательно — недоосвоение крупных объемов водных биоресурсов, понижение рентабельности предприятий.

Понимание проблемы есть на самом высоком уровне. Председателем Правительства Российской Федерации даны поручения о внесении изменений в Закон о государственной границе.

Проблема в очередной раз была поднята нами на недавно состоявшемся на Камчатке совещании с министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым. Были представлены предложения по скорейшему внесению изменений в Закон о госгранице. Правительство Камчатского края обратилось с предложением о внесении необходимых изменений в Правила получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы до принятия соответствующих изменений в Закон.

камчатка 5.JPG

Уверен, указанные предложения будут учтены, и в ближайшее время федеральное законодательство в этой части претерпит изменения, что позволит разрешить сложившуюся ситуацию.

— Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила о возможности запрета дрифтерного промысла в России. В целом Совет Федерации выступает за поэтапное сокращение, а затем – и полный запрет. Как вы, как губернатор, относитесь к данной инициативе?

Существование иностранного дрифтерного промысла в российских водах — это вопрос времени. Если решение о запрете будет принято, оно позитивно отразится на экономике Камчатского края, так как этим видом промысла изымаются существенные объемы тихоокеанских лососей, которые могли бы подойти к берегам Камчатки.

На эту тему сказано уже многое. Вопрос имеет серьезный политический характер. Но, с другой стороны, иностранными судами добывается ежегодно более 10 тысяч тонн лососей, из которых, по данным рыбохозяйственной науки, почти 80% имеет камчатское происхождение. В последние годы подтверждаются прогнозы о том, что период исторически максимальных уловов лососей закончился. На этом фоне влияние дрифтерного промысла на подходы рыбы к берегам полуострова, безусловно, значительно.

Полагаю, что принятие такого решения соответствует интересам не только Камчатского края, но и России в целом. Это могло бы позволить увеличить уловы береговых предприятий, что в свою очередь будет способствовать развитию инфраструктуры берега, принесет дополнительные рабочие места, налоги и увеличение объемов промышленного производства.

— Ряд рыбодобывающих компаний на Камчатке намерены сменить «место прописки» на Москву. Таким образом, налоги будут пополнять федеральный, а не региональный бюджет. Намерены ли вы что-то делать, чтобы этой ситуации избежать вовсе?

Для Камчатки такая тенденция действительно стала настоящей проблемой. В период с 2009 по 2014 годы с территории края в другие регионы «ушли» 37 рыбохозяйственных организаций с общим объемом квот в 126 тыс. тонн. Проблема — в отсутствии законодательного требования обязательной регистрации в прибрежном субъекте пользователя, за которым на долгосрочной основе закрепляются доли квот на вылов водных биоресурсов. Такие изменения в Федеральный закон были внесены в конце 2007 года. Сегодня, как следствие, в проводимых аукционах на высвободившиеся доли квот принимают участие заявители, не имеющие никакого отношения к региону.

Учитывая фактическую моноструктурность экономики Камчатского края, ориентированной на рыбохозяйственный комплекс, это угрожает значительным снижением поступления налогов в региональный бюджет, уровня занятости населения и показателей социально-экономического развития региона.

Мы подготовили предложения о внесении изменений в действующее законодательство и направили их в адрес федеральных органов исполнительной власти, передали в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

— По словам министра экономического развития Камчатского края Дмитрия Коростелёва, на данный момент в вашем регионе значительно поднялись цены на ряд продуктов. Намерены ли вы как-то бороться с этим явлением? В целом, как скажется импортозамещение на экономике края?

С введением отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, начиная с августа в Камчатском крае проводится ежедневный мониторинг и контроль состояния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Особое внимание уделяется ценовой ситуации на продовольственном рынке края и мерах по недопущению необоснованного роста цен, идет работа по альтернативным поставкам отечественной и зарубежной продукции, развитию собственного производства свинины. За счет местного производства население края обеспечено почти в полном объеме картофелем, корнеплодами, яйцами, молоком и молокопродуктами, рыбной пищевой продукцией, включая рыбные консервы.

Конечно, в связи со своим географическим расположением, Камчатка во многом зависит от межрегиональных поставок. Проанализировав ассортимент продукции, поставляемой в регион из стран, в отношении которых введены санкции, выявлена наиболее уязвимая товарная группа – это мясо и мясопродукты. Мы решаем этот вопрос за счет развития собственного свиноводства и птицеводства.

В Камчатском крае в 2012 году реализован инвестиционный проект по строительству свинофермы до 12 000 голов. Уже в 2013 году свиноферма достигла проектной мощности, и доля производства собственного мяса свинины в общем объеме производства мяса возросла с 38 % за 2013 год до 65 % в 2014 году. Кроме того, в этом году начата реализация еще одного инвестиционного проекта по строительству свинокомплекса, но уже мощностью до 36000 голов в год. Идет модернизация действующей птицефабрики для производства охлажденного мяса бройлеров с объемом 1000 тонн. Несколько месяцев назад была запущена новая линия молокозавода «Заречное». Производственная мощность нового молокозавода рассчитана на переработку 20 тонн молока в сутки. Это позволит расширить ассортимент выпускаемой молочной продукции, наладить производство новых видов продукции: мягких сыров, зернистого творога. Новое оборудование позволит организовать на предприятии производство морсов и напитков с использованием камчатских ягод.

— Насколько изменились цены на рыбопродукцию в Камчатском крае?

По наблюдениям министерства рыбного хозяйства Камчатского края, цены на социально-значимые виды рыбопродукции (охлажденные и мороженные минтай, треска, камбала, сельдь мороженая и сельдь соленая) оставались стабильны.

камчатка 2 (1).jpg

При этом с августа по октябрь по всему дальневосточному региону отмечен незначительный рост средней цены на наиболее массовые виды тихоокеанских лососей (кету и горбушу). Следует отмстить, рост оптовой цены на мороженую кету и горбушу соответствует среднегодовым показателям в 2012-2013 годах.

На территории региона идет реализация рыбной продукции с минимальными торговыми наценками на выставках-ярмарках товаров местных товаропроизводителей и в собственных торговых точках предприятий. Также, рыбопромышленные предприятия приняли обязательства обеспечить хранение на территории Камчатского края продукции из водных биоресурсов в количестве и ассортименте, необходимом для предложения населению Камчатского края.

Основой формирования цен на рыбную продукцию является только фактическое соотношение спроса и предложения, необоснованный (спекулятивный) рост цен исключен.


ДЛЯ СПРАВКИ:

В Камчатском крае создана розничная сеть магазинов (торговых точек), принадлежащих камчатским рыбохозяйственным компаниям. В настоящее время на территории г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово осуществляют деятельность более 15 специализированных торговых объектов по продаже рыбной продукции.

Розничная цена в торговых точках Производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» составляла:

— на минтай охлажденный в 2012-2014 годах — 40 руб/кг;

— на камбалу охлажденную 35-40 руб/кг в 2012 году и 40-50 руб/кг в

2013-2014 годах;

— на треску охлажденную 55 руб/кг в 2012 году и 55-60 руб/кг в 2013-

2014 годах.


— Есть ли на прилавках камчатских магазинах рыбопродукция импортного производства?

В Камчатском крае в продаже рыбопродукция импортного производства присутствует в минимальных количествах (семга, масляная рыба, филе теляпии, филе гребешка, креветка) и не оказывает абсолютно никакого значения на формирования цены на социально-значимые виды рыбопродукции в регионе. Наоборот, большинство Камчатских рыбопромышленных предприятий являются экспортерами рыбной продукции. При этом рыбопромышленные предприятия края получили уникальную возможность для продвижения своей продукции на внутренний рынок Российской Федерации.

камчатка 6.jpg

В настоящее время активно налаживаются и расширяются прямые связи с российскими торговыми сетями, заинтересованными в поставках рыбопродукции из Камчатского региона. Стоит отметить, что за последнее десятилетие на территории нашего региона построено или модернизировано более 10-ти рыбоперерабатывающих заводов. Многие из них по уровню оснащения, используемым технологиям не имеют аналогов в Российской Федерации.

ИА "Дейта"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: