Севморпуть надолго станет драйвером системного экономического развития страны и регионов
Развитие Северного морского пути является для России стратегическим приоритетом, на реализации которого нельзя экономить, заявил глава государства Владимир Путин на совещании с членами правительства, которое провел по видеосвязи. Ожидается, что развитие Севморпути принесёт государству значительные дополнительные доходы, которые позволят создать новое качество жизни в российской Арктике. Объём налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль СМП должен составить более 16 трлн. рублей. Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов.
Никита Масленников:
– Северный морской путь – это транзит на Азию, поэтому он для страны имеет принципиальное значение. Центр тяжести в мировом хозяйстве смещается на азиатские регионы, Китай и Индия в этом году сформируют половину прироста глобального ВВП, поэтому для нас этот маршрут очень важен с точки зрения транспортно-логистической цепочки, выводящей наш экспорт на эти регионы. Он уже показывает результат. Мы возим в Азию (да и в Европу) СПГ и другие грузы по Севморпути. Это дает стимулы для развития портового хозяйства, железной дороги к портам, портовых терминалов. Например, на Камчатке мы будем строить нефтегазовый хаб. Поэтому плюсы Северного морского пути очевидны уже сегодня. Конечно, требуются большие усилия и переоценка ценностей. Мы еще не совсем четко понимаем, какие нам потребуются инвестиции, очень много неясного. Например, климатические условия, вопросы глобального потепления. Но тем не менее морем перевозить выгоднее, дешевле. Это понимают и наши партнеры. Это проект, который всерьез и надолго станет драйвером системного экономического развития.
На мой взгляд, мы находимся сейчас в состоянии переоценки стоимости этого проекта – какая будет доля частного бизнеса, какая – государства. Пример «НОВАТЭКа» и проекта «Ямал СПГ» заразителен. У нас еще рядом не освоен полуостров Гыдан, там огромные залежи нефти и газа. Туда надо еще дойти, создать соответствующую инфраструктуру. Эти регионы будут развиваться за счет изменения структуры добывающей промышленности. Плюс еще биоресурсы моря. Поэтому развитие Северного морского пути – вполне логичное решение, это важнейший приоритет в мировой экономике завтрашнего дня. Но реальную стоимость проекта мы пока все же не понимаем. Поэтому нужно постоянное внимание и тщательное изучение всех вопросов, в том числе геофизических, поскольку климат меняется – через 15–20 лет все может быть по-другому.