Неактуальные критерии: почему новая система оценки губернаторов не нужна


Минэкономики подготовило поправки к указу президента, которыми предлагает пополнить перечень критериев, по которым оценивается эффективность деятельности губернаторов. Теперь главам регионов придется отвечать за уровень преступности, в перечень также будут включены «интегральный индекс региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата» и «доля просроченной кредиторской задолженности» субъекта РФ, передает «Коммерсант».

Поправки к указу президента от 2012 года о внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности работы глав регионов Минэкономики подготовило по поручению правительства. Ведомство предлагает оценивать работу глав регионов в динамике трехлетнего развития с опорой на собственный экономический потенциал, успешные будут поощряться «грантами в форме межбюджетных трансфертов». Кроме того, Минэкономики предлагает не учитывать неналоговые доходы (в том числе средства от аренды регионального и муниципального имущества). Это позволит исключить влияние имущественного положения субъектов РФ на оценки губернаторов, а также ликвидирует заинтересованность администраций в сохранении в госсобственности избыточных активов.

Еще одним новшеством станет контроль за выполнением региональными властями расходных обязательств бюджетов – в проекте министерства этот пункт указа президента сформулирован как «доля просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам субъекта». Де-факто он будет учитывать просрочку оплаты региональных госконтрактов, финансирования инвестпроектов и прочих бюджетных платежей. Напомним, с той же просрочкой Белый дом сейчас борется и на федеральном уровне.

Николай Миронов:

— Система оценки эффективности губернаторов существует уже десять лет и сама доказала свою неэффективность. Дело в том, что оценка, которая производится, никак не влияет на положение губернатора и на финансирование региона. Еще ни разу никто не уходил в отставку из-за того, что не соблюдает критерии эффективности. То есть система оценки существует сама по себе. На карьеру руководителей регионов влияют другие факторы – прежде всего, политические. Поэтому они относятся к этому несерьезно.

Подчеркну, что межбюджетные трансферты, о которых говорят в Минэкономике, как о возможном поощрении для самых успешных, зависят, во-первых, от наличия денег в федеральном бюджете и, во-вторых, от того, как тот или иной губернатор договорится с профильными министерствами. Нужно понимать, что Минэкономразвития отвечает лишь за планирование, а решение выделении средств принимает Министерство финансов. Поэтому нет гарантий, что поощрения в виде трансфертов будут.

Сегодня главные факторы успеха для губернатора – выполнение обязательств, которые на него возложены, политическая поддержка на федеральном уровне, хорошие отношения с силовиками, хорошие отношения с Минфином. Поэтому не думаю, что система поощрения грантами, которые могут и не выделить (ввиду даже объективных причин) их как-то вдохновит работать лучше.

Обращаю внимание и на то, что во многом новые критерии эффективности от Минэкономики не связаны только с работой губернаторов. В частности, инвестиционная привлекательность зависит не только от регионов, но и от политики Центра. А сейчас в связи с санкциями, антисанкциями в экономике образовалось много проблем коллективного характера. Например, условия для вложения капитала уже не такие как раньше. С учетом этого, возлагать ответственность за инвестиции только на губернаторов несколько лукаво. На самом деле нужно бы ввести критерии для федеральных министерств. Ведь именно от них зависит налоговая система, кредитная ставка.

Еще один новый критерий – закредитованность субъекта РФ. Конечно, в условиях растущей экономики и в прошлом, когда этот показатель часто действительно указывал на неэффективное расходование средств, можно было бы учитывать этот параметр при оценке деятельности губернаторов. Однако сегодня, когда Центр требует самостоятельно привлекать инвестиции, образуется порочный круг. Поскольку инвесторам, чтобы они вкладывали деньги тоже нужны благоприятные условия, а это тоже требует вложений. В итоге регион будет увеличивает свои долги и, опять же, не может качественно повлиять на ситуацию с инвестициями.

Отмечу, что многие регионы набрали долги в период, когда на них возложили ответственность за выполнение «майских» указов, не обеспечив эти новые полномочия нужными средствами. И в итоге в надежде, что Центр погасит их в отдаленной перспективе, субъекты набрали кредиты. Возможно, что так оно бы и было, но страна вошла в кризисный период и бюджетных денег на это уже нет.

Именно поэтому я считаю, что вместо разработки новых критериев эффективности нужно вкладывать деньги в экономику, в том числе в региональную. Это нужно делать с федерального уровня, а на региональный обеспечить полномочия уже по администрированию выделенных средств. Во-первых, средства должны идти на поддержку потребительского спроса, то есть на материальную поддержку населения, чтобы оно могло покупать товары (таким образом люди платили бы НДФЛ), соответственно предприятия получали бы деньги, платили налоги и бюджет региона наполнялся средствами. Во-вторых, нужно вкладывать деньги в производство, причем на долгосрочной основе, чтобы налоги пришли лет через десять, когда окупятся проекты, когда компания выйдет на рентабельность (это обычно 5-7 лет). Ничего другого не дано.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: