Идея создания управленческих агломераций в рамках отдельных регионов выглядит весьма привлекательной
Вчера президент Владимир Путин одобрил идею губернатора Ульяновской области Сергея Морозова разработать совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) программу по реформированию системы управления в регионах. Как рассказал «Ъ» господин Морозов, речь идет о создании на территории пилотного региона агломерации, которая позволит сэкономить бюджетные средства за счет сокращения лишних администраций.Сергей Морозов сообщил «Ъ», что рабочее название проекта — «Национальная управленческая инициатива».
Господин Морозов подчеркнул, что сейчас много говорят о сложном финансовом положении регионов, «звучат уже реплики, что, возможно, стоит пересмотреть бюджеты». По его мнению, у субъектов много внутренних возможностей для сокращения расходов, к огромным расходам приводит неэффективность системы управления. «Например, мы в Ульяновской области более двух с лишним миллиардов рублей расходов несем на содержание чиновников регионального уровня,— сообщил губернатор.— Мы имеем все потенциальные возможности сэкономить около 500 млн руб., которые могли бы направить на развитие региона».
Мария Филь:
— Идея создания управленческих агломераций в рамках отдельных регионов с целью сокращения «лишних» администраций выглядит весьма привлекательной и своевременной. С одной стороны, это должно позволить снизить численность чиновников без ущерба для нужд управления; с другой стороны, такой подход может способствовать укреплению внутренних коммуникаций и взаимосвязей в рамках самих территорий, сделать пространство страны более единым.
Однако в силу выраженных региональных различий такой проект, во-первых, должен пройти качественные пилотные испытания, а, во-вторых, не применяться шаблонным методом везде одинаково, что может привести к существенным издержкам.
Главными опасностями, которые содержит новый подход, являются следующие. 1) Формальная реализация данного плана может привести к созданию дополнительной надстроечной управленческой структуры, функции которой не вполне определены, но с которой, в то же время надо будет считаться. Может возникнуть ситуация, аналогичная той, которая сложилась после создания семи Федеральных округов и института Полномочных представителей Президента в регионах. 2) Другой опасностью является приход в управление агломерацией «новых людей», которые будут владеть проблематикой объединенных территорий достаточно поверхностно и не учитывать их реальных нужд в силу плохого знания специфики. Не секрет, что это часто случается при реформировании отдельных отраслей или госпредсприятий. 3) Еще одной проблемой, которая может возникнуть в данном случае, является активизация конкуренции между администрациями, которые войдут в агломерацию, за право поставить «своих людей» во главе нового образования с целью распределения ресурсов в интересах конкретных экономических акторов.