Задачи для отстающих: 10 губернаторов получили поручение от президента
Президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить опережающий рост доходов населения в регионах, где уровень социально-экономического развития ниже среднероссийских показателей. В списке отстающих – 10 субъектов Федерации, для которых правительство разработало индивидуальные программы поддержки. Уже к 1 июля премьер-министр Михаил Мишустин и губернаторы должны будут отчитаться перед главой государства о первых результатах. Смогут ли регионы выполнить поставленные задачи? Обсуждаем с экспертами в обзоре РК.
Обеспечить рост
5 апреля на сайте Кремля был опубликован перечень поручений главы государства. Президент РФ Владимир Путин, в частности, поставил задачу правительству страны и органам власти субъектов Федерации добиться опережающего роста реальных доходов населения в регионах, отстающих по уровню социально-экономического развития.
«Обеспечить реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднероссийского и достижение конкретных целевых результатов в виде опережающего роста реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал», — говорится в документе.
В число 10 проблемных регионов входят Адыгея, Республика Алтай, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува, Чувашия, Курганская и Псковская области.
Для этих субъектов Федерации правительство России в 2020-м разработало индивидуальные планы социально-экономического развития до 2024 года. Этим территориям ежегодно дополнительно выделяют по 1 млрд рублей из федерального бюджета на поддержку инфраструктурных проектов, образования, здравоохранения, улучшение условий жизни и труда.
Премьер-министр Михаил Мишустин и руководители 10 регионов должны будут до 1 июля предоставить президенту доклад о первых результатах реализации программ развития.
В марте этого года глава российского правительства завершил серию поездок по отстающим регионам. По итогам каждого визита Мишустин давал поручения. Так, например, в Карелии он распорядился выделить 200 млн рублей из резервного фонда на покупку высокотехнологичных операционных комплексов для детского отделения больницы скорой помощи. Калмыкии было обещано 110 млн рублей на расселение аварийного жилья, а также финансовая помощь на завершение строительства Ики-Бурульского группового водопровода в Элисте.
Выполнение поручения премьера контролируется министрами – кураторами регионов. В Минэкономики поясняют, что кураторство позволяет оперативно решать вопросы регионов и следить за ходом реализации программ.
Как уточняет «Коммерсантъ», по итогам 2020 года в 10 отстающих регионах создано 1,3 тысячи новых рабочих мест и привлечено 14,8 млрд рублей частных инвестиций.
Также проведена подготовительная работа для строительства социальных и инфраструктурных проектов, что, по словам главы Минэкономики Максима Решетникова, позволит создать основу для ускорения темпов развития.
Сейчас к этой работе подключается и новая правительственная структура – координационный центр. В Кремле поясняют, что этот центр в пределах своих полномочий будет «вести мониторинг проблематики регионов и формулировать предложения по корректировке реализации стратегий развития».
Опасения и предупреждения
Telegram-канал «Алтайский сыр» опасается, что региональные власти будут выполнять поручение президента, используя «лукавую статистику и манипулирование цифрами». Авторы не верят в то, что на Алтае будет совершен экономический прорыв. Канал напоминает, что по итогам 2020-го средняя зарплата в регионе выросла на 7%, однако все равно не дотянула даже до 30 тысяч рублей.
«А с учетом потребительских цен этот рост по факту составил 3,6%. При этом в Республике Алтай средняя зарплата приблизилась к 35 тысячам, а средняя по Сибири в прошлом году составила 42 710 рублей. То же самое и с инвестициями: власти региона отчитались, что в 2020-м в алтайскую промышленность вложены рекордные 13 млрд рублей инвестиций. Хорошо же, правда? Но только львиная доля этих денег – бюджетные, федеральные, из фонда развития края, которые предприятиям дали пусть под небольшой, но процент. А инвесторов в привычном понимании, которые пришли бы со стороны и начали вкладывать рубли в нашу экономику, – увы», – сетуют блогеры.
Канал «Новая искренность» между тем сомневается, что экономические проблемы Тувы удастся решить без строительства железной дороги. Этот проект по распоряжению правительства России решено отложить на пять лет – до 2026 года.
«Так что Тува и дальше будет оставаться беднейшим регионом России с самым высоким уровнем преступности и безработицы. Почему Мишустин решил заморозить проект, который сам же раньше и поддержал (ровно год назад премьер подписал индивидуальную программу социально-экономического развития Тувы до 2024 года, которая подразумевала дорогу), мы не знаем. То ли решение было навеяно недавней встречей с главой республики Кара-оолом, то ли все дело в падении спроса на коксующий уголь из местных месторождений», – пишут авторы.
Канал «Землянка» трактует поручение президента по достижению опережающего роста доходов населения в отстающих регионах как предупреждение губернаторам.
«Согласно поручению, первые результаты – или хотя бы понятные пути их достижения – должны быть предъявлены к 1 июля. Перечисленные в поручении главы регионов, если не добьются совсем ничего, могут оказаться среди первых кандидатов на уход», – полагают авторы.
Какие варианты?
Профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин считает, что для решения проблем отстающих регионов нужны программы развития конкретных муниципалитетов внутри данных субъектов.
«Наши усреднения дают неправильную оценку. В той же Псковской области есть довольно неплохие территории, которые развиваются, а есть территории, находящиеся в упадке. Получается, что усредненная оценка не дает точного представления о том, где именно очень плохо», – объясняет Скопин.
По его мнению, необходимо разделить территории регионов на довольно благополучный центр, полупериферию, которая имеет возможности для развития, и абсолютную периферию – муниципалитеты, у которых нет внутренних ресурсов для развития. Последним обязательно нужна внешняя помощь. Такой подход, уверен Скопин, позволит более точно оценить, сколько человек находятся в бедственном положении, в чем именно они нуждаются. Соответственно, появится четкое понимание путей решения проблемы.
«Возможно, лучше будет просто простимулировать переезд жителей на другие территории. Часто у человека есть недвижимость, но он не может ее продать, потому что территория бесперспективная. Если бы государство выкупало жилой фонд, пусть даже не по рыночной цене, то у человека появлялся бы хоть какой-то первоначальный капитал для переезда. Путей решения проблем очень много, но главное, чтобы они были привязаны к конкретным муниципалитетам», – рассуждает Скопин.
При этом эксперт подчеркивает, что варианты развития сельских территорий существуют и их можно использовать.
«Например, фармацевтика – та же промышленность, но она делится на производство лекарств и сбор сырья. В сельских регионах (например, на Алтае) можно это сырье собирать, причем для этого не надо распахивать огромные территории – сырье содержится в естественных экосистемах. Такой подход сегодня там уже начали практиковать. С туризмом сложнее, для него требуется транспортная инфраструктура», – отметил Скопин.
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, у государства сегодня есть фактически единственный рычаг влияния на рост реальных доходов населения в отстающих регионах – это социальные пособия и пенсии.
«Не так давно в России ввели выплаты на детей до семи лет в малоимущих семьях, что статистически уже дает рост доходов в этих домашних хозяйствах. Таких семей, как правило, больше всего в сильно отстающих регионах. На Северном Кавказе, например, очень много получателей этих пособий. Если выплаты будут регулярными, если еще их повысят, то и будет опережающий рост доходов населения», – сказала Зубаревич.
Она полагает, что роста доходов населения в депрессивных регионах не удастся достичь за счет роста экономики.
«Повлиять на экономику в этих отстающих регионах неоднократно пытались, но результат, скажем так, неутешительный. А на фоне сегодняшнего кризиса, из которого мы очень медленно выходим, ситуация осложнилась не только в отстающих регионах», – заключила Зубаревич.