В Новосибирске продолжаются проблемы со стройками крупных объектов. Мэрия расторгла контракт с подрядчиком ООО «СпецТрансСтрой» на строительство станции метро «Спортивная» из-за нарушения сроков сдачи объекта. Также в Новосибирске ввели режим повышенной готовности на территории недостроенных школ из-за угрозы обрушения конструкций. Как строительные скандалы отразятся на репутации главы региона Андрея Травникова и нового мэра Максима Кудрявцева, мы спросили у экспертов.
Крупные стройки под угрозой
Власти Новосибирска в одностороннем порядке расторгли контракт с компанией «СпецТрансСтрой», которая занималась возведением станции метро «Спортивная». В обосновании решения указывается, что генподрядчик не выполнил необходимый объем работ, регулярно нарушал сроки сдачи объекта и не подтвердил целевое использование аванса. Речь идет о сумме 1,259 млрд рублей, уточняет «Коммерсантъ».
Подрядчик «СпецТрансСтрой» должен после расторжения договора в течение двух недель вернуть мэрии Новосибирска все деньги, но в компании заявили, что пойдут в суд.
«Мы будем защищать свои права. Основная часть наших претензий – отсутствие оплаты выполненных работ. Будем по суду требовать принятия работ», – приводит «Царьград.Новосибирск» слова гендиректора Сергея Арапова.
По словам гендиректора, после возобновления приемки выполненных работ и их оплаты компания сможет закончить оставшиеся работы по объекту и сдать станцию в эксплуатацию.
Напомним, мэрия Новосибирска выдала первое разрешение на строительство станции метро «Спортивная» в сентябре 2018 года. Строительные работы начались в 2019-м, завершить их планировалось осенью 2022 года, но сроки ввода сдвинули. В августе 2023 года глава города Анатолий Локоть сообщал, что приемка станции должна состояться в октябре, а открытие платформы – до конца года. В декабре 2023-го губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что станция метро «Спортивная» откроется в 2024-м.
Под угрозой не только строительство метро, но и возведение школ. В Новосибирске ввели режим повышенной готовности на территориях, где находятся недострои – образовательные учреждения, которые возводили по концессии. Режим вводится в целях принятия оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением строительных конструкций, пишет РБК.
Напомним, областное Минобразования заключило концессионное соглашение с ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение» (сейчас – ООО «Школа на Николая Сотникова») в конце 2021 года. Сдать шесть школ в рамках нацпроекта «Образование» планировалось в конце прошлого года, но сроки перенесли, а затем строительство приостановили.
Из-за срыва сроков строительства возбудили уголовное дело. Весной суд отправил в СИЗО руководителя компании, строящей школы.
Кадровые решения для выпуска пара
Очевидно, что станция метро и школы будут достроены, поскольку это вопрос имиджа и репутации как городской, так и областной власти. Но риски для губернатора Травникова и его команды сохраняются, считает генеральный директор Агентства массовых коммуникаций ООО «Регион Медиа» Игорь Даченков.
«Совершенно понятно, что для выпуска пара через какое-то время могут последовать и организационно-кадровые последствия – в том числе для отдельных представителей региональной власти. Например, ряд инсайдеров сообщают, что эта ситуация сильно ударила по первому вице-премьеру Владимиру Знаткову. По имеющейся информации, Знатков к Новому году может покинуть свое место», – говорит эксперт.
А вот политолог Алексей Мазур предполагает, что недостроенные проекты в Новосибирске заморозят, потому что с предыдущим подрядчиком соглашение расторгли, а нового пока нет. Кроме того, предстоят судебные разбирательства с последним подрядчиком. При этом проблемы со стройками объектов бьют по позициям местных властей.
«Поскольку на данный момент из мэра Новосибирска Максима Кудрявцева и губернатора Андрея Травникова является публичной фигурой только руководитель региона, то эти проблемы бьют по имиджу и репутации главы Новосибирской области. Во-первых, региональное правительство не может разобраться со своими проблемами, чтобы оказывать поддержку мэрии областного центра. Во-вторых, даже если такими крупными объектами, как станция метро, формально занималась мэрия, это должно было все равно происходить при координации областного правительства», – подчеркивает Мазур.