Регионы в долговой ловушке: как найти выход?
Президент РФ Владимир Путин раскритиковал губернаторов за использование дорогих коммерческих кредитов. Он подчеркнул, что руководители некоторых регионов продолжали обращаться в банки, даже когда у них была возможность взять бюджетные кредиты. Федеральный центр поможет субъектам Федерации, оказавшимся в долговой ловушке, но от глав регионов Путин требует ответственно относиться к бюджету. Эксперты отмечают, что регионы, даже получив значительные объемы финансовой помощи в 2020 году, оказались с еще большим объемом госдолга, чем годом ранее. Удастся ли переломить тревожную тенденцию в 2021 году? Выясняем в обзоре РК.
Опасный путь
Проблема региональных финансов обсуждалась на совещании у президента 31 марта. Губернатор Челябинской области и глава рабочей группы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер сообщил, что обслуживание госдолга субъектов по итогам прошлого года потребовало почти 82 млрд рублей. У 10 регионов более 3,5% собственных доходов уходит только на обслуживание долга – без его погашения.
Президент РФ Владимир Путин отметил, что руководители некоторых регионов, имея возможность своевременно взять бюджетные кредиты, этого не делали.
«Предпочитали по накатанной брать дорогие деньги в кредитных организациях и накапливать так называемый небюджетный долг, коммерческий долг. Остается только вопрос открытым: зачем они это делали?» – подчеркнул глава государства.
В результате, подытожил Путин, бюджеты таких регионов оказались в долговой ловушке. По словам президента, губернаторов, допустивших такие ситуации, стоило бы самих «поместить в ловушку соответствующую».
Федеральный центр поможет регионам, столкнувшимся с такой проблемой, в частности, коммерческие задолженности регионов будут реструктуризироваться за счет дешевых кредитов по линии государства. При этом Путин требует от губернаторов ответственного отношения к бюджету.
Ранее на этой неделе глава Счетной палаты России Алексей Кудрин также высказал обеспокоенность в связи с увеличением заимствований регионов.
«Если текущие расходы требуют заимствований, тогда этот долг непрерывно должен увеличиваться и тогда мы шаг за шагом подойдем к пирамиде: будем заимствовать, чтобы покрыть предыдущие заимствования и еще нарастить заимствования. Это требует более внимательного отношения, особенно в ближайшее время», – цитирует ТАСС выступление Кудрина на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
По данным главы Счетной палаты, в 2020 году госдолг регионов РФ вырос на 383 млрд рублей, или на 18%, и составил 2,5 трлн рублей, что является максимальным уровнем за 10 лет. При этом у Мордовии, Хакасии и Удмуртии госдолг уже превышает 100% от размера доходов.
Кудрин также добавил, что проблема с высоким уровнем долговой нагрузки ухудшается из-за рыночных заимствований, которые происходят для финансирования текущих расходов. Глава СП уверен, что к такой практике регионы прибегать не должны.
Между тем эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предупреждают о рисках бюджетного кризиса в регионах. Аналитики отметили, что в 2020 году сфера региональных финансов оставалась относительно стабильной благодаря широкой поддержке из федерального бюджета. Однако в 2021 году субъектам Федерации придется сложнее.
«Объемы трансфертов из федерального бюджета в ближайшие годы будут сжиматься: в 2021 году они запланированы на уровне 3,1 трлн рублей, что заметно меньше, чем в 2020 году (3,8 трлн рублей), хотя и превышает показатель 2019 года (2,5 трлн рублей). При этом на 2022 и 2023 годы объемы трансфертов должны снизиться до 2,8 трлн рублей и 2,9 трлн рублей соответственно. Кроме того, возможности долгового финансирования, несмотря на рост интереса регионов к данной области, также имеют свои ограничения», – говорится в докладе ЦМАКП.
Без развития
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в своем Telegram-канале перечислил регионы, где по итогам прошлого года значительно увеличился госдолг.
Максимальный прирост, по данным эксперта, за прошлый год зафиксирован в Санкт-Петербурге (+182,4%) и Пермском крае (+127,1%), но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в регионах составляет 13,8 и 40,6% соответственно, что далеко от критических уровней.
«Еще в шести регионах прирост составил 50–86%: в Кемеровской области прирост составил 85,9%, в Иркутской области – +74,8%, в Камчатском крае – +72,5%, в Челябинской области – +60,8%, Республике Башкортостан – +55,4% и в Московской области – +54,7%», – написал Гращенков.
При этом он подчеркнул, что Московская область стала лидером по абсолютному приросту государственного долга – по итогам 2020 года он вырос на 91,8 млрд рублей, что составляет 1/4 от суммарного прироста региональных госдолгов.
По оценке Гращенкова, в 2021 году предпосылки для увеличения госдолга регионов также сохраняются.
Канал «Друид» считает, что долговая масса регионов накапливается не потому, что они расточительные, а потому, что не могут восстановить свою доходную базу.
«Ни о какой повестке развития тут говорить не приходится. Предложенный центром режим жесткой экономии приводит к недофинансированию и накоплению долгов. Перед думскими выборами регионам нужна повестка развития, и эта ситуация требует сложных решений от правительства», – отмечают авторы.
Региональные каналы между тем винят местные власти в провальной финансовой политике.
«Позорная Доска Элисты» полагает, что критика президента по поводу закредитованности регионов была адресована в том числе и руководству Калмыкии.
«Вероятно, Бату Хасиков, который за время своего правления нарастил госдолг на 50%, (причем коммерческих кредитов), не может не понимать, что слова президента относятся именно к нему. Неумение управлять регионом, непонимание устройства бюджетной политики приводят к финансовому коллапсу, и вина за это лежит именно на главе субъекта», – пишут блогеры.
«Костромать» обращает внимание, что эксперты ЦМАКП отнесли Костромскую область к «красной зоне», где отношение долговой нагрузки к уровню собственных доходов превышает 84%. При этом власти Костромской области регулярно отчитываются об ускоренном погашении регионального долга, замечают авторы.
«Естественно, к катастрофе это все не ведет: федеральный бюджет продолжит тянуть регион за уши из финансового болота, но и пути к процветанию надолго заказаны. Все это наводит на невеселые мысли о будущем, видение которого вряд ли есть у кого-либо в районе Сусанинской площади. Но ситуативное латание дыр за счет Москвы – это потолок не только нашего областного начальства, а, скорее, общий тренд развития регионов», – высказывают свое мнение блогеры.
Есть повод для беспокойства
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов подчеркивает, что в 2020 году из-за пандемии федеральные власти пошли на беспрецедентные меры, чтобы поддержать регионы и сдержать рост госдолга. Так, например, была внедрена схема погашения части бюджетных кредитов за счет роста налоговых доходов от новых инвестиционных проектов в регионах. Кроме того, Федерация продолжала фактическое замещение коммерческого долга бюджетными кредитами, что дешевле в обслуживании и создает больше возможностей для бюджетного маневра регионам.
Тем не менее, констатирует Климанов, регионы, даже получив значительные объемы финансовой помощи, оказались с еще большим объемом госдолга, чем годом ранее.
«Это, конечно, не может не вызывать определенного беспокойства, тем более что ситуации в разных регионах разные. В каких-то регионах долг рос достаточно активно, где-то не изменился, а в некоторых незначительно, но все же сократился, например, в ЯНАО, Ивановской и Воронежской областях», – сказал собеседник РК.
По оценке Климанова, ситуацию с долгами регионов пока нельзя назвать кризисной, однако дальнейшего роста заимствований необходимо избегать.
Политолог, эксперт по региональному развитию Дмитрий Хотько не видит ничего страшного в том, когда регионы, обладающие высокой финансовой устойчивостью, прибегают к долговым инструментам. «Использовать его можно и полезно для решения задач экономического развития и дополнительной поддержки населения и бизнеса в сложных условиях, как поступают в том же Екатеринбурге, который, кстати, еще и готовится к летней Универсиаде 2023 года», – привел пример Хотько.
В свою очередь, регионам с невысокими доходами сложнее избежать падения по долговой спирали, констатирует собеседник РК.
Хотько прогнозирует, что в 2021 году продолжится оказание дотационной поддержки федерального центра регионам для компенсации части выпадающих доходов.
С другой стороны, эксперт не исключает, что многие регионы будут и дальше наращивать государственный долг, чтобы стимулировать восстановительный рост экономики и обеспечить социальную поддержку граждан.
«Конечно, регионам потребуется сохранять финансовую дисциплину, но чего-то из ряда вон выходящего произойти не должно, а за «проблемными» регионами Минфин и так следит достаточно строго», – заключил Хотько.