Выборы-2024: общее удешевление кампаний и рост цен на специальные технологии
Региональные кампании изменились технологически и местами ощутимо (до 15%) подешевели, отмечают электоральные технологи. Отличительными чертами выборов-2024 становятся: резкое сокращение или полное отсутствие самовыдвиженцев, нейтральное позиционирование кандидатов, а главное – предупреждение любых публичных акций, которых осенью не ждут ни в одном регионе. Удешевлению способствуют заранее достигнутые предвыборные договоренности, а также переход от классической агитации к социальной инженерии.
Выборы проходят под давлением внешнеполитической ситуации, которую кандидаты вынуждены учитывать даже на региональном и муниципальном уровнях. Технологи отмечают, что у значительной части кандидатов не сформирована региональная и муниципальная повестка. Политики вынуждены говорить с населением в основном о внешней политике. Интересно, что избирателям внешнеполитическая повестка тоже кажется более важной. Это позволило многим кандидатам уходить от конкретных проблем округов.
Специфической чертой выборов стал технологический кризис оппозиции. Оппонентов власти крайне мало в предвыборном инфополе. Парламентские партии, даже формально участвуя в выборах, фактически отказываются от проведения кампаний из-за их затратности и неопределенных целей. Затраты оппозиционных партий в не значимых для них регионах на кампании губернаторов уменьшились за год на 20-25%, на кампании в законодательные собрания – на 15-20%, на выборы городского уровня – до 10%.
Очевидно снижение интереса к депутатским мандатам. Эта кампания запомнится «исходом самовыдвиженцев»: в некоторых регионах их нет вообще (например, в Зауралье), в других их количество резко сократилось. Депутатский мандат с традиционными затратами от 10 (в гордуму) до 50 (в облдуму) млн рублей за кампанию уже не воспринимается как возможность решить личные проблемы, получить доступ к центрам влияния и неприкосновенность. Поэтому количество ресурсных игроков в парламентских кампаниях сокращается.
В целом власть в эти выборы осознанно берет курс на «тишину», нескандальность и слабую артикулированность позиций. Кандидатам в губернаторы, по данным инсайдера, заранее даны указания не стимулировать рекордные результаты, а также не увеличивать значительно явку. Судя по всему, ряд губернаторов по собственной инициативе намерены показать Кремлю высокую лояльность населения после серьезных экстремальных ситуаций в регионах (речь, например, о Курганской области и Башкирии). Однако «высокая планка» в проблемном регионе влечет за собой и значительные риски.
Не рекомендовал федеральный центр кандидатам и заметные «дорогие» в исполнении кампании, что также способствует их общему удешевлению. Еще в период праймериз кандидатам «Единой России» порекомендовали избегать черных технологий, например, не обвинять друг друга в подкупе избирателей.
Существенно изменилась агитация. Эксперты отмечают, что услуги полиграфии для избирательных кампаний за год серьезно (на 15-20%) выросли в цене, выросли на 10-15% зарплаты бригадиров, агитаторов, юристов. Однако многие кандидаты уже не считают приоритетными классические методы, не считают эффективными методы ОДД, изготовление и разноску газет и размещение дорогих баннеров. Практически не покупают политики дорогое телевизионное время, особенно на муниципальном уровне.
Ставка в эту кампанию (как и несколько последних лет) делается на социальную инженерию – преимущественно на соцсети, которые не только позволяют осуществить прямую коммуникацию (в том числе «проблемную»), но и существенно сэкономить. По-прежнему остаются популярными конкурсы и розыгрыши, которые пройдут во многих выборных регионах.