Выборы-2024: общее удешевление кампаний и рост цен на специальные технологии


Ре­ги­о­наль­ные кам­па­нии из­ме­ни­лись тех­но­ло­ги­че­ски и ме­ста­ми ощу­ти­мо (до 15%) по­де­ше­ве­ли, от­ме­ча­ют элек­то­раль­ные тех­но­ло­ги. От­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми вы­бо­ров-2024 ста­но­вят­ся: рез­кое со­кра­ще­ние или пол­ное от­сут­ствие са­мо­вы­дви­жен­цев, ней­траль­ное по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние кан­ди­да­тов, а глав­ное – пре­ду­пре­жде­ние лю­бых пуб­лич­ных ак­ций, ко­то­рых осе­нью не ждут ни в од­ном ре­ги­оне. Уде­шев­ле­нию спо­соб­ству­ют за­ра­нее до­стиг­ну­тые пред­вы­бор­ные до­го­во­рен­но­сти, а та­к­же пе­ре­ход от клас­си­че­ской аги­та­ции к со­ци­аль­ной ин­же­не­рии.

Вы­бо­ры про­хо­дят под дав­ле­ни­ем внеш­не­по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции, ко­то­рую кан­ди­да­ты вы­нуж­де­ны учи­ты­вать даже на ре­ги­о­наль­ном и му­ни­ци­паль­ном уров­нях. Тех­но­ло­ги от­ме­ча­ют, что у зна­чи­тель­ной ча­сти кан­ди­да­тов не сфор­ми­ро­ва­на ре­ги­о­наль­ная и му­ни­ци­паль­ная по­вест­ка. По­ли­ти­ки вы­нуж­де­ны го­во­рить с на­се­ле­ни­ем в ос­нов­ном о внеш­ней по­ли­ти­ке. Ин­те­рес­но, что из­би­ра­те­лям внеш­не­по­ли­ти­че­ская по­вест­ка тоже ка­жет­ся бо­лее важ­ной. Это поз­во­ли­ло мно­гим кан­ди­да­там ухо­дить от кон­крет­ных про­блем окру­гов.

Спе­ци­фи­че­ской чер­той вы­бо­ров стал тех­но­ло­ги­че­ский кри­зис оп­по­зи­ции. Оп­по­нен­тов вла­сти крайне мало в пред­вы­бор­ном ин­фо­по­ле. Пар­ла­мент­ские пар­тии, даже фор­маль­но участ­вуя в вы­бо­рах, фак­ти­че­ски от­ка­зы­ва­ют­ся от про­ве­де­ния кам­па­ний из-за их за­трат­но­сти и неопре­де­лен­ных це­лей. За­тра­ты оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий в не зна­чи­мых для них ре­ги­о­нах на кам­па­нии гу­бер­на­то­ров умень­ши­лись за год на 20-25%, на кам­па­нии в за­ко­но­да­тель­ные со­бра­ния – на 15-20%, на вы­бо­ры го­род­ско­го уров­ня – до 10%.

Оче­вид­но сни­же­ние ин­те­ре­са к де­пу­тат­ским ман­да­там. Эта кам­па­ния за­пом­нит­ся «ис­хо­дом са­мо­вы­дви­жен­цев»: в неко­то­рых ре­ги­о­нах их нет во­об­ще (на­при­мер, в За­ура­лье), в дру­гих их ко­ли­че­ство рез­ко со­кра­ти­лось. Де­пу­тат­ский ман­дат с тра­ди­ци­он­ны­ми за­тра­та­ми от 10 (в гор­ду­му) до 50 (в обл­ду­му) млн руб­лей за кам­па­нию уже не вос­при­ни­ма­ет­ся как воз­мож­ность ре­шить лич­ные про­бле­мы, по­лу­чить до­ступ к цен­трам вли­я­ния и непри­кос­но­вен­ность. По­это­му ко­ли­че­ство ре­сурс­ных иг­ро­ков в пар­ла­мент­ских кам­па­ни­ях со­кра­ща­ет­ся.

В це­лом власть в эти вы­бо­ры осо­знан­но бе­рет курс на «ти­ши­ну», нескан­даль­ность и сла­бую ар­ти­ку­ли­ро­ван­ность по­зи­ций. Кан­ди­да­там в гу­бер­на­то­ры, по дан­ным ин­сай­де­ра, за­ра­нее даны ука­за­ния не сти­му­ли­ро­вать ре­корд­ные ре­зуль­та­ты, а та­к­же не уве­ли­чи­вать зна­чи­тель­но явку. Судя по все­му, ряд гу­бер­на­то­ров по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве на­ме­ре­ны по­ка­зать Крем­лю вы­со­кую ло­яль­ность на­се­ле­ния по­сле се­рьез­ных экс­тре­маль­ных си­ту­а­ций в ре­ги­о­нах (речь, на­при­мер, о Кур­ган­ской об­ла­сти и Баш­ки­рии). Од­на­ко «вы­со­кая план­ка» в про­блем­ном ре­ги­оне вле­чет за со­бой и зна­чи­тель­ные рис­ки.

Не ре­ко­мен­до­вал фе­де­раль­ный центр кан­ди­да­там и за­мет­ные «до­ро­гие» в ис­пол­не­нии кам­па­нии, что та­к­же спо­соб­ству­ет их об­ще­му уде­шев­ле­нию. Еще в пе­ри­од прай­ме­риз кан­ди­да­там «Еди­ной Рос­сии» по­ре­ко­мен­до­ва­ли из­бе­гать чер­ных тех­но­ло­гий, на­при­мер, не об­ви­нять друг дру­га в под­ку­пе из­би­ра­те­лей.

Су­ще­ствен­но из­ме­ни­лась аги­та­ция. Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что услу­ги по­ли­гра­фии для из­би­ра­тель­ных кам­па­ний за год се­рьез­но (на 15-20%) вы­рос­ли в цене, вы­рос­ли на 10-15% зар­пла­ты бри­га­ди­ров, аги­та­то­ров, юри­стов. Од­на­ко мно­гие кан­ди­да­ты уже не счи­та­ют при­о­ри­тет­ны­ми клас­си­че­ские ме­то­ды, не счи­та­ют эф­фек­тив­ны­ми ме­то­ды ОДД, из­го­тов­ле­ние и раз­нос­ку га­зет и раз­ме­ще­ние до­ро­гих бан­не­ров. Прак­ти­че­ски не по­ку­па­ют по­ли­ти­ки до­ро­гое те­ле­ви­зи­он­ное вре­мя, осо­бен­но на му­ни­ци­паль­ном уровне.

Став­ка в эту кам­па­нию (как и несколь­ко по­след­них лет) де­ла­ет­ся на со­ци­аль­ную ин­же­не­рию – пре­иму­ще­ствен­но на соц­се­ти, ко­то­рые не толь­ко поз­во­ля­ют осу­ще­ствить пря­мую ком­му­ни­ка­цию (в том чис­ле «про­блем­ную»), но и су­ще­ствен­но сэко­но­мить. По-преж­не­му оста­ют­ся по­пу­ляр­ны­ми кон­кур­сы и розыг­ры­ши, ко­то­рые прой­дут во мно­гих вы­бор­ных ре­ги­о­нах.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: